Путь профессионального становления молодых специалистов

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Путь профессионального становления.



Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился,

что как бы человек успешно не закончил педагогический

вуз, как бы он не был талантлив, но если не будет учиться

на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам

учился у более старых педагогов.

Антон Семенович Макаренко.

Я, абсолютно согласна с тем, что окончание вуза, получение диплома не означает,

что начинающий педагог уже является профессионалом. Ему предстоит путь

профессионального становления. Только прейдя на работу и погрузившись в

школьную жизнь, понимаешь весь смысл, что значит быть настоящим Педагогом.

Несомненно, современной школе необходимы молодые учителя, способные

адекватно реагировать на изменение образовательной ситуации, специфику

педагогических систем, новые условия профессиональной деятельности. Настоящее

становление учителя как профессионала проходит именно в школе, а не в

университете: только в классе, среди учеников начинающий педагог поймет,

призван ли он быть учителем, и хочет ли быть им. Даже при довольно высоком

уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная

адаптация педагога, начинающего свою карьеру в школе, может протекать сложно и

длительно. Знаний, полученных в вузе, обычно достаточно, но начинающим

педагогам, несомненно, не хватает педагогического опыта, что порождает ряд

проблем на пути профессионального становления вчерашних дипломников.

Рассмотрим ряд проблем с которыми сталкиваются молодые специалисты,

конкретно и я, на первых этапах своей педагогической деятельности:

1)некомпетентность в некоторых вопросах ( ведение документации: заполнение

журналов, составление тематического планирования)

2) отсутствие необходимых знаний для подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.

3) выстраивание межличностных отношений (Учитель -ученик; Учитель - родитель;

Учитель - учитель)

4) мотивации школьников

Первая проблема - некомпетентность в некоторых вопросах, например, в ведении

школьной документации. Вузы не всегда готовят своих выпускников к грамотному

заполнению журналов, заявок на конкурсы, отчетам и т.д. А в связи с развитием

современного образования объем документации в школах увеличивается с каждым

годом. Здесь на помощь молодому специалисту должна прийти грамотная

администрация школы, чтобы адаптационный период новоявленного педагога

прошел легче. Ведение документации является сопутствующей работой учителя-

предметника, приоритетным направлением его деятельности остается, разумеется,

подготовка к урокам и их проведение. Очень важно на пути профессионального

становления начинающего учителя не дать ему «закопаться» в бумагах, вовремя

взять под опеку, оставив ему физические и эмоциональные силы для успешного

продолжения работы с детьми.

Еще одна проблема, с которой все чаще сталкиваются вчерашние выпускники

педагогических вузов, - отсутствие необходимых знаний для подготовки учащихся к

ГИА и ЕГЭ. Опытные коллеги уходят на заслуженный отдых, и перед молодым

учителем возникает задача подготовить учащихся к экзаменам в новой форме. Ему

необходимо изучить дополнительную литературу, документацию, связанную с ГИА

и ЕГЭ, познакомиться с порядком проведения экзамена, правилами заполнения

бланков, критериями оценивания работ, специфичных для отдельного предмета.

Осваивать новую информацию и доносить ее до учащихся молодому специалисту

приходится самостоятельно. Всё это, в условиях больших нагрузок, становится

подчас непосильным молодому учителю.

Недостаточные знания в области психологии, основ семейного воспитания и

просто напросто жизненного опыта порождают у начинающего педагога проблемы в

общении с детьми и родителями. Сегодня, как правило, молодой учитель с первого

года работы в школе становится классным руководителем. Некомпетентность

становится причиной проблем общения с трудными подростками, неумения решать

конфликтные ситуации и строить грамотные, с точки зрения педагогики и

психологии, беседы с родителями и учащимися. Молодому учителю необходимо

освоить навыки этой работы, изучить состав учащихся класса, их индивидуальные

особенности, составить психолого-педагогическую характеристику класса,

подготовить несколько тематических классных собраний - ученических и

родительских и т.д. Так, по крупицам, начинающий учитель приобретает бесценный

опыт педагогической деятельности. Но даже в начале своего пути молодой

специалист должен помнить: любой педагог, независимо от стажа работы и

квалификации, всегда продолжает учиться и совершенствоваться.

К наиболее сложным проблемам я бы отнесла трудность мотивировать

школьников, воспитывать у них положительное отношение к обучению,

формировать познавательный интерес и организовывать познавательную

деятельность. К слову сказать, это действительно самые трудные проблемы в

педагогике.

Это далеко не все проблемы с которыми сталкиваются молодые специалисты, я

выделила только наиболее значимые для меня.

А теперь хочется рассказать конкретно про себя как проходили первый год моего

профессионального становления:

В нашей школе накоплен богатый позитивный опыт в работе с молодыми специалистами. Прежде всего, меня красиво встретили в коллективе. На заседании

педсовета директор приветствовал меня, вручил цветы, познакомил с коллективом, с традициями школы, её достижениями и проблемами. В общении с администрацией и опытными учителя рассказывали свои увлечения, желания, интересы. Стараются понять, какой помощи потребуется каждому, как рациональнее использовать их способности.

Первый мой шаг в школу происходила адаптация, знакомство с учителя с методическими материалами по предмету, библиотекой, учебным кабинетом. Психологи рассказали характеристику всех классов, и отметили одаренных детей, которые заинтересованы в участии олимпиады, конкурсов. Заместитель директора ознакомил со структурой (планами, расписанием, графиками) учебной, методической, воспитательной работы в школе, документацией, основными требованиями по её ведению.

Нам молодым специалистам необходима постоянная товарищеская помощь. Вторым шагом в адаптации является организация наставничества. Необходима работа учителей-наставников их помощь, поддержка для нас начинающих молодых педагогов. Это опытные, творчески работающие учителя. Они составляют индивидуальный план работы с молодыми специалистами.

С первых дней работы я в своей педагогической деятельности вместе со своим, наставником готовим портфолио которое, назвали «Самообразование молодого учителя». Эта папка - «настольная книга», в которой собраны самые необходимые советы, рекомендации ,материалы, нужные в становлении учителя, мои первые награды и достижения.

Портфолио постоянно пополняется необходимыми материалами. Постепенно это становится «центром самообразования» учителя.

Значительную роль в работе молодого учителя это планирование работы, организация рабочего времени, культура общения учителя с классом, учащимися, родителями, изучение нормативных, инструктивно-методических материалов, основные требования к календарно-тематическому планированию, к ведению школьной документации, журналов.

В нашей школе МОУ СОШ № 13 значительное внимание уделяют индивидуальной методической работы как консультации. Мы молодые учителя получаем советы по трудным вопросам, образцы разработок разных типов уроков, рекомендации. Молодой специалист получает помощь не только от наставника, а от руководителя методического предметного объединения, заместителя директора, психолога, опытных учителей, классных руководителей. Открытые уроки, которые проводят опытные аттестуемые учителя по разным предметам, дают возможность показать и увидеть на практике особенности использования разнообразия форм и методов работы на уроках. Поэтому, планирую открытые уроки, хочется показать, чему научилась, в своей педагогической деятельности.

Мной написано много материалов, статей, ведется научная работа с учениками, проводиться олимпиады, конкурсы, семинары. Все мои достижения приводят к развитию учеников, получение умения, навыков на уровне современного мира. Хочется всем молодым, начинающим учителям пожелать творческих способностей и реализоваться в жизни. Все таки ученики притягивают нас к педагогической деятельности своим откровение, участием и желанием учиться. Быть учителем- это гордость каждого начинающего педагога.

Заключение

Несомненно, что для выработки педагогического мастерства учитель должен

обладать определенными природными задатками: внешним обаянием, хорошим

голосом, слухом, артистическими данными и т.д. однако, большую роль играют

приобретенные качества. А.С. Макаренко говорил, что педагогическое мастерство

можно и нужно вырабатывать. Учитель призван не только изучать с учениками

определенную учебную дисциплину - литературу или математику. Он должен

управлять процессом развития и формирования личности школьника, используя для

этих целей и преподаваемый предмет, и все многообразие форм и видов

вариативной части учебного плана, внеучебной воспитательной работы





















Выступление на тему:

«Путь профессионального становления»







Учитель математики

МОУ СОШ № 13

Удалова А.А.

© 2010-2022