Рабочая программа учебной дисциплины Материаловедение

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) профессии  среднего профессионального образования (далее СПО)  29.01.29 «Мастер столярного и мебельного производства».          Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 29.01.29 «Мастер столярного и мебельного производства».
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 29.01.29 «Мастер столярного и мебельного производства».

Организация разработчик: ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж»

Разработчик:

Казикина Наталья Константиновна, преподаватель ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж» высшей квалификационной категории

Согласовано с цикловой методической комиссией профессиональной подготовки

Протокол ЦМК № _____ от «__» ________2014г.

Председатель комиссии _______ / Казикина Н.К./

СОДЕРЖАНИЕ

1

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

2

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

4

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Материаловедение»

1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 29.01.29 «Мастер столярного и мебельного производства».

Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области производства столярных и мебельных изделий.

1.2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ: ДИСЦИПЛИНА ВХОДИТ В ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ.

1.3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ- ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • подбирать и применять в работе основные конструкционные и вспомогательные материалы для изготовления столярных и мебельных изделий;

  • определять породы древесины, сортировать древесину по порокам, рационально использовать ее при изготовлении столярных и мебельных изделий;

  • хранить и сушить лесо- и пиломатериалы;

  • подбирать и применять в работе древесные материалы (шпон, фанеру, древесностружечные и древесноволокнистые плиты) для изготовления столярных и мебельных изделий;

  • подбирать и применять в работе крепежные изделия, арматуру, фурнитуру, стекольные изделия, зеркала и другие вспомогательные материалы.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • конструкционные и вспомогательные материалы для производства столярных и мебельных изделий;

  • строение дерева и древесины, ее физические, химические, и механические свойства, специфику применения при производстве столярных и мебельных изделий;

  • основные породы древесины, их характеристику, пороки и сортность древесины, основы лесного товароведения;

  • правила хранения и сушки лесо- и пиломатериалов;

  • специфику и сортимент древесных материалов, область их применения;

  • специфику и сортимент крепежных деталей, арматуры, фурнитуры, стекольных изделий, зеркал, и других вспомогательных материалов.



1.4. КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ:

Максимальной учебной нагрузки студента - 96 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента - 64 часов;

самостоятельной работы студента - 32 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Кол-во

час.

Максимальная учебная нагрузка (всего)

96

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

64

в том числе:

практические занятия

16

Самостоятельная работа студентов (всего)

32

Итоговая аттестация в форме экзамена

6

2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала,

лабораторные и практические работы,

самостоятельная работа студентов

Объем

часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Строение дерева и древесины

8

Тема 1.1.Строение дерева и древесины

Содержание учебного материала

1

Строение дерева. Части растущего дерева: корни, ствол, крона их назначение

4

1

2

Разрезы древесины: радиальный, тангенциальный и поперечный

3

Макроскопическое строение древесины. Строение ствола: кора, луб, камбий, заболонь, ядро и сердцевина.

4

Микроскопическое строение древесины: древесные ткани и сосуды клеточное строение древесины

Самостоятельная работа

Индивидуальные задания для обучающихся по темам:

Отличительные внешние признаки радиального, тангенциального, поперечного разрезов.

Влияние структуры древесины на качество обработки.

Микроскопическое строение древесины: древесные ткани и сосуды клеточное строение древесины

4

Раздел 2. Свойства древесины

16

Тема 2.1. Физические свойства древесины

Содержание учебного материала

4

2

1

Свойства, определяющие внешний вид и запах древесины.

2

Влажность древесины и свойства связанные с ее изменением.

3

Плотность древесины.

4

Теплопроводность, звукопроводность и электропроводность древесины.

Практические работы

2




1

Определение содержания поздней древесины в годичном слое.

Тема 2.2. Механические и технологические свойства древесины

1

Основные понятия о механических свойствах древесины и способах их определения

4

2

2

Прочность древесины при растяжении, сжатии, изгибе, смятии и сдвиге.

3

Твердость, деформативность и ударная вязкость древесины

4

Технологические свойства древесины.

Практические работы

2

1

Определение вида деформации по предложенным образцам.

Самостоятельная работа

Индивидуальные задания для обучающихся по темам:

Химический состав древесины.

Определение показателей макроструктуры

Нагрузки на деревянные изделия и конструкции.

4

Раздел 3. Пороки древесины и их влияние на физико-механические свойства древесины

14

Тема 3.1 Пороки древесины

Содержание учебного материала

1

Пороки формы ствола: сбежистость, закомелистость, наросты, кривизна.

8

2

2

Пороки строения древесины.

3

Сучки, их виды и измерение.

4.

Трещины. Виды трещин.

5

Химические окраски. Грибные поражения. Повреждение древесины насекомыми.

6

Дефекты и инородные включения. Деформации древесины.

Практические работы

2

1

Определение пороков древесины на образцах (плакаты). Сортировка древесины по порокам.

Самостоятельная работа

Индивидуальные задания для обучающихся по темам:

Характерные отличия пороков древесины от ее дефектов

Причины дефектов обработки древесины, покоробленности и целесообразность ее использования в определенных изделиях.

4

Раздел 4. Основные породы древесины, их характеристики и применение.

14

Тема 4.1. Основные породы древесины

Содержание учебного материала

1

Основные породы древесины, их характеристику, пороки и сортность древесины, основы лесного товароведения. Определение породы древесины по макроскопическим признакам.

8

2

2

Хвойные породы.

3

Лиственные породы. Кольцесосудистые лиственные породы. Рассеянно - сосудистые породы с мягкой древесиной. Рассеянно - сосудистые лиственные породы с твёрдой древесиной. Породы древесины, ввозимые из зарубежных стран. Специфика применения древесины при производстве столярных и мебельных изделий

Практические работы

2


1

Определение пород древесины по внешним признакам, рациональное использование древесины при изготовлении столярных и мебельных изделий.


Самостоятельная работа для студентов:

Характеристика по макроскопическим признакам различных пород древесины с обоснованием их применения столярных и мебельных изделиях

4

Раздел 5 . Классификация и стандартизация лесных материалов

8

Тема 5.1. Круглые лесоматериалы, пиломатериалы и заготовки

Содержание учебного материала

2

1

Классификация лесоматериалов, номинальные размеры, градации, припуски и допуски; характеристика лесоматериалов.



2

2

Характеристика круглых лесоматериалов. Хранение круглого леса.



3

Пиломатериалы и заготовки. Характеристика пиломатериалов. Пиломатериалы из древесины хвойных и лиственных пород. Заготовки. Обмер, учёт и маркировка пиломатериалов и заготовок.



Практические работы

2

1

Осуществление обмера, учета и маркировки пиломатериалов и заготовок.


Самостоятельная работа

Индивидуальные задания для обучающихся по темам:

Способы получения лесных товаров.

Характеристика круглых лесоматериалов.

Учет, определение объема и маркировка круглых лесоматериалов.

4

Раздел 6. Обеспечение долговечности древесины.

6

Тема 6.1. Хранение, сушка и защита древесины

1

Основные правила хранения древесины. Значение правильного хранения древесины; способы ее хранения. Правила сушки лесо - и мпиломатериалов. Атмосферная сушка древесины.

2

2

2

Антисептирование древесины. Назначение. Защитные средства. Растворы антисептического препарата. Виды антисептических составов: водные, масляные, пасты. Способы антисептирования. Окраска, пропитка, обмазка, сухое антисептирование. Огнезащита древесины.

Самостоятельная работа

Индивидуальные задания для обучающихся по темам:

Хранение и сушка лесо- и пиломатериалов;

Преимущества и недостатки способов сушки древесины.

Необходимость антесептирования древесины, ее консервирования и огнезащиты.

Способы нанесения на поверхности деревянных деталей, конструкций, изделий антесиптических и огнезащитных составов.

4

Раздел 7. Материалы на основе древесины

12

Тема 7.1. Материалы на основе древесины

Содержание учебного материала

1

Специфика и сортимент древесных материалов, область их применения. Строганный и лущеный шпон: способы получения, Виды и применение. Характеристика шпона, его получение, сорта, размеры. Фанера. Фанера, облицованная строганым шпоном, декоративная, бакелизированная. Фанерные плиты. Клееные гнутые заготовки.

6

2

2

Древесно-стружечные плиты (ДСП) и древесноволокнистые плиты

(ДВП), их виды, изготовление, марки, основные размеры листа, применение при изготовлении столярных изделий и в мебельном производстве

3

Столярные плиты и щиты. Понятие о столярных плитах и щитах. Конструкционные материалы для производства столярных и мебельных изделий

Практические работы

2


1

Определение вида листового материала по образцам. Подбор и применение в работе основных конструкционных материалов для изготовления столярных и мебельных изделий


Самостоятельная работа

Индивидуальные задания для обучающихся по темам:

Научиться подбирать и применять в работе древесные материалы (шпон, фанеру, древесностружечные и древесноволокнистые плиты) для изготовления столярных и мебельных изделий;

Ассортимент фрезерованных деревянных деталей.

Конструкции оконных, балконных, дверных блоков, подоконных досок, основные стандартные размеры, виды отделки.

4

Раздел 8. Клеи и лакокрасочные материалы.

10

Тема 8.1. Клеевые составы.

Содержание учебного материала

1

Общие сведения о клеях. Виды, группы, классификация, основные свойства, характеристика клеев и требования к ним. Вспомогательные материалы для производства столярных и мебельных изделий

Понятие о клеевом веществе, растворителях и вспомогательных материалах (веществах), входящих в состав клеев, об адгезии, о вязкости, концентрации клеевого раствора, водостойкости, жизнеспособности, биологической стойкости, горячем и холодном отверждении клеев. Внешний вид клеев.

4



2

2

Клеи животного происхождения. Казеиновые клеи. Синтетические клеи. Карбамидные и фенолформальдегидные клеи. Поливинилацетатные клеи. Каучуковые клеи и клеи - расплавы.Универсальные клеи. Клеящие плёнки и ленты.

Тема 8.2. Лакокрасочные материалы

1

Материалы для подготовки поверхности древесины и древесных материалов под отделку: грунтовки, шпатлевки, порозаполнители.

2

2

2

Пленкообразующие вещества. Лаки и политуры. Краски и эмали.

Практические занятия

2


1

Подбор и применение в работе основных вспомогательных материалов для изготовления столярных и мебельных изделий.

Изучение основных групп клеев.

Изучение материалов для отделки древесины.


Самостоятельная работа

Индивидуальные задания для обучающихся по темам:

Виды, свойства, правила хранения, применение в столярно-мебельных работах клея на основе синтетических смол.

Клеящие пленки, ленты, на основе бумаги, синтетических смол и клеев, их виды, размеры, свойства и применение.

2

Раздел 9. Пленочные и листовые материалы для облицовки столярных изделий

4

Тема 9.1. Облицовочные материалы

Содержание учебного материала

1

Пленочные материалы на основе бумаги (прозрачные и непрозрачные). Общие сведения об изготовлении пленок из специальной бумаги.

2

2

2

Пленочные материалы на основе полимеров. Виды пленочных материалов. Облицовочные листовые материалы.

Самостоятельная работа

Индивидуальные задания для обучающихся по темам:

Изготовление пленок из специальной бумаги.

Виды, марки, свойства, лицевой поверхности облицовочного материала, способы крепления.

Виды, свойства на основе полимеров.

2

Раздел 10. Фурнитура и крепежные изделия

4

Тема 10.1. Металлические изделия и мебельная фурнитура.

Содержание учебного материала

1

Специфика и сортимент крепежных деталей, арматуры, фурнитуры, стекольных изделий, зеркал, и других вспомогательных материалов.Металлические крепежные изделия. Крепежные изделия, применяемые при производстве столярных, стекольных и мебельных работ; гвозди: (столярные, отделочные, декоративные, стекольные).

2

2

2

Мебельная фурнитура. Назначение и виды мебельной фурнитуры и крепежных элементов мебели: стяжки, петли. болты. замки (врезные, прирезные, накладные), держатели, ручки мебельные, задвижки, кронштейны, изделия для функционального оборудования корпусной мебели. Конструкция, виды соединительных изделий: угольники, пластинки

Практические работы

2


1

  • Подбор и применение в работе крепежных изделий, арматуры, фурнитуры, стекольных изделий, зеркал и других вспомогательных материалов.

Экзамен

6

ИТОГО

96

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМАЛЬНОМУ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Материаловедения»

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству студентов;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;

  • стандартные образцы древесины различных пород, макро и микростроение древесины;

  • альбомы с пороками древесины;

  • образцы древесины различных пород;

  • образцы деревянных изделий;

  • образцы клеящих пленок и ленты;

  • образцы основных металлических крепежных изделий и мебельной фурнитуры.

Технические средства обучения:

  • компьютер.

3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ.

Основная литература:

  1. Степанов Б.А. Материаловедение для профессий связанных с обработкой дерева учебник: для нач. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.-328с.

Дополнительная литература:

  1. Степанов Б.А. Справочник плотника и столяра: учеб. пособие для нач. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.-304с.

  2. Справочник Мастер столярного и мебельного производства: учеб. пособие для нач. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.-304с.

  3. Клюев Г.И. Столяр (базовый уровень): учеб. пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.-80с.

Электронные ресурсы:

  1. twirpx.com/file/912021/

  2. ozon.ru/context/detail/id/935233/

  3. bibliotekar.ru/materialovedenie/index.htm

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентов индивидуальных занятий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

Описывать строение древесины различных пород, макро- и микростроение древесины. Определять пороки формы ствола, строение древесины, химические окраски и биологические повреждения

Практические занятия

Тестирование

Определять плотность, влажность образцов древесины сравнивать с эталоном

Практические занятия

Определять механические свойства древесины различных пород по стандартным образцам

Практические занятия

Определять породы древесины по внешним признакам и свойствам

Внеаудиторная самостоятельная работа

Различать клеи по внешним признакам и приготавливать рабочий состав клеев

Практические занятия

Тестирование

Различать металлические крепежные изделия и мебельную фурнитуру по образцам

Практические занятия

Знания:

о назначении частей дерева; характеризовать разрезы древесины по образцам, излагать отличительные внешние признаки радиального, тангенциального, поперечного разрезов.

Практические занятия

Тестирование

о свойствах, определяющих внешний вид древесины; виды влаги в древесине

Самостоятельная работа

о механических и технологических свойствах древесины

Внеаудиторная самостоятельная работа

о способы антисептирования древесины, ее консервирования и огнезащиты

Практические занятия

Тестирование

о видах лесных материалов и пиломатериалов

Практические занятия

о технологии производства шпона, фанеры, фанерных древесностружечных и древесноволокнистых плит, их виды, размеры, сорта.

Внеаудиторная самостоятельная работа

основные сведения о клеях, лакокрасочных материалах назначении и свойствах.

Практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

основные сведения о металлических изделиях и мебельной фурнитуре

Практические занятия

5


© 2010-2022