- Преподавателю
- Другое
- Открытый урок основы экономики Тема: Биржи в современной экономике
Открытый урок основы экономики Тема: Биржи в современной экономике
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Титоренко О.А. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Евразийский технико-гуманитарный колледж
Методист колледжа ___________ Турашева Ж.А. «____»______________2014г.
Разработка открытого урока
Предмет: Основы экономики
Тема урока: Биржи в современной экономике.
Группа: 307
Преподаватель: Титоренко О.А.
Рассмотрен на заседании цикловой комиссией социально-экономических и общепрофессиональных дисциплин
№___ от « ___» _____________ 2014г
Председатель комиссии ___________ Казизова Б.Ш.
Предмет: Основы экономики
Тема урока: Биржи в современной экономике.
Группа: 307
Тип урока: Семинар
Вид урока: Урок-практикум
Учащиеся должны знать: основные понятия биржи, котировки, ставки, акции и т.д.; рассказывать историю образования биржи.
Учащиеся должны уметь: анализировать ведение торгов на бирже; ориентироваться в управлении биржей и ее влиянии на экономику страны; разбираться в классификации бирж; обрабатывать ставки и котировки; использовать профессиональные термины и научные выдержки.
Цели урока:
Обучающая дать понятие биржа и ее виды, структура и функции бирж; раскрыть роль бирж в формировании рынка; дать понятия дилера, брокера, биржевого товара, фьючерсного контракта; научить на практике рассчитывать выгодность фьючерсных контрактов.
Развивающая: научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации; готовить доклады; выступать перед аудиторией, формирование критического мышления; вовлечь в активную практическую деятельность; способствовать воспитанию экономического сознания; научить сравнивать, анализировать, делать выводы; умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.
Воспитательная: развитие логического мышления; развивать практические навыки работы на товарной бирже; воспитание инициативы, активности, самостоятельности в принятии экономических решений; развить внимание и быстроту мышления; совершенствовать навыки общения.
Оборудование урока: мультимидийный проектор, компьютеры, карточки, жетоны.
Литература:
-
Аубакиров Б, Байжумаев Б, Табеев Т, Экономическая теория, КазНУ, 2000 г.
-
Шеденов У.К. Общая экономическая теория, Актобе, 2004 г.
-
Крымова В. Экономическая теория, Алматы,2002 г.
-
Отебаев М.О. Микроэкономика, Астана, 2007 г.
Ход урока
-
Организационный момент (5 мин).
-
Приветствие учащихся
-
Проверка присутствующих
-
Вступительное слово преподавателя. Определение целей и задач урока (презентация 1.)
-
Опрос домашнего задания ( 10 мин.)
А) Тестирование
-
Что явилось прототипом денег?
А) возможность выбора при обмене;
Б) товар-эквивалент, на который чаще всего обменивали товары;
В) всеобщая форма стоимости;
Г) складские расписки ювелиров;
Д) ракушки.
-
Деньги выполняют функцию средства обращения. Что это обозначает?
А) эта функция связанна с разорванностью движения во времени денег и товаров;
Б) в деньгах ведется учет затрат на производство товара;
В) деньги являются посредником при обмене;
Г) эта функция связана с обращением товаров;
Д) эта функция связана с накоплением денег.
-
Реальная ценность денег определяется:
А) покупной способностью денег;
Б) размером дохода населения;
В) рентабельностью предприятия;
Г) ценой золота;
Д) с учетом инфляции.
-
Что явилось прототипом бумажных денег?
А) золото и серебро;
Б) товары;
В) ракушки, овцы, соль;
Г) акции, облигации;
Д) складские расписки ювелиров.
-
Денежная форма стоимости, появившаяся после существования товарного эквивалента стоимости:
А) ракушки, овцы, соль;
Б) бумажные деньги;
В) металлические деньги (золото серебро);
Г) расписки;
Д) деревянные деньги.
Б) Словарный диктант
-
Нуллификация - ликвидация старой, значительно обесцененной денежной единицы и введение новой валюты
-
Реставрация - восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы
-
Девальвация - официальное снижение золотого содержания денежной единицы или ее валютного курса
-
Деноминация - укрупнение масштаба цен путем зачеркивания нулей
-
Деньги - это товар, выступающий в роли всеобщего эквивалента, отражающего стоимость всех прочих товаров.
В) Вопросы повышенной сложности
-
Исторические этапы развития денег:
1-й этап - появление денег с выполнением их функций случайными товарами;(товарные эквивалены, бартерная торговля)
2 -й этап - закрепление за золотом роли всеобщего эквивалента (этот этап был самым продолжительным);
3- й этап - этап перехода к бумажным деньгам
4- й этап - появились электронные виды платежей. (пластиковые деньги)
-
Неполноценные деньги
- Бумажные деньги. Символы полноценных денег
- Кредитные деньги. Вексель, банкнота, кредитные карточки
- Пластиковые деньги - средство платежа в безналичных расчетах
- Электронные деньги - система денежных расчетов , которая производится посредством использования электронной техники.
3. Функции денег:
- Мера стоимости.
- Средство платежа.
- Средство обращения.
- Средство накопления и сбережения.
- Функция мировых денег.
-
Преимущества безналичного расчета:
- контроль денежного оборота;
- расширение кредитных возможностей банковской системы;
- безналичный оборот ускоряет оборот денежных средств и оборот материальных ресурсов.
-
Изложение нового материала. (45 мин.)
-
Выступление творческих групп, регламент выступления 3-4 мин. (15 мин.):
Первая группа: История образования бирж (презентация 2).
Вторая группа: Сущность и функции современной биржи. (презентация 3).
Третья группа: Виды бирж и их классификация. (презентация 4).
Четвертая группа: Деятельность дилера и брокера. (презентация 5).
-
творческое задание: используя компьютер и интернет творческая группа создает презентацию по темам на подготовку 10 минут + защита презентации 3-4 минуты (15-20):
- Нью-Йоркская фондовая биржа,
- Лондонская фондовая биржа,
- Казахстанская фондовая биржа,
- Токийская фондовая биржа
-
Деловая игра: « Торги на бирже (решение задач)»(10-15) с применением программы Microsoft Office Excel
Правила игры
1. Студенты являются брокерами на бирже и хотят выгодно вложить свободные денежные средства.
2. Преподаватель является «государством», которое нуждается в денежных средствах и предлагает купить новые одногодичные облигации (векселя).
3. Каждый брокер может купить лишь одну облигацию.
4. Число предложенных для покупки облигаций меньше числа брокеров, поэтому продажа облигаций проводится в форме аукциона.
5. Для участия в аукционе каждый брокер в тайне от своих конкурентов, заполняет заявку, в которой указывает цену, по которой он согласен (и обязуется) купить новую облигацию.
6. Заявки рассматриваются «государством» одновременно и облигации продаются брокерам (их число равно числу облигаций), которые предложили наибольшую цену.
7. Победит в игре брокер, который:
* купит облигацию (попадет в число самых «щедрых»);
* получит доходность облигации, большую ставки процента («обгонит» по доходности старушку, хранящую сбережения на срочном вкладе);
* заплатит наименьшую цену за облигацию, т. е. добьется ее наибольшей доходности (окажется «скупейшим» из «наищедрейших»).
Мы говорим, что победитель игры «разбогател».
8. Проиграют в игре брокеры, которые предложат цену:
* больше «расчетной» цены (в этом случае доходность облигации будет меньше ставки процента);
* в два раза меньше расчетной цены (в этом случае брокер продемонстрирует незнание теории дисконтирования и поэтому будет дисквалифицирован).
Мы говорим, что проигравшие игроки «разорились»: в первом случае - из-за «чрезмерной щедрости», во втором - из-за «чрезмерной скупости».
Подготовка игры
1. Установить номинал векселя и ставку процента, вычислить «расчетную» цену векселя в день выпуска.
2. Подготовить «бланки заявок» - чистые листки бумаги.
Порядок проведения игры
1. Повторить понятия и теоретические положения, необходимые для проведения игры.
2. Объяснить студентам цели и правила игры.
3. Объявить условия игры: число предложенных для покупки к продаже облигаций (их количество должно быть меньше числа присутствующих студентов), номинал облигации и ставку процента.
4. Раздать студентам бланки заявок, предложить указать в них Ф. И. О. и предлагаемую цену покупки облигаций с двумя знаками после запятой (при такой форме записи едва ли будут две одинаковые цены). Надо стремиться обеспечить конфиденциальность процесса заполнения бланков.
5. Собрать заявки и расположить их на столе в порядке возрастания предложенной цены. Объявить предложенную каждым брокером цену.
6. Подвести итоги игры:
* назвать всех «брокеров», купивших облигации;
* среди брокеров, купивших облигации, назвать проигравших (если они есть);
* среди брокеров, не купивших облигации, назвать проигравших (если они есть);
* назвать победителя игры (его может и не быть, если все брокеры, купившие облигации, предложили цены больше «расчетной»).
7. Исходные данные:
А)* групп - 4;
* облигаций - 2;
* номинал - 5000 тенге.;
* ставка процента - 40%.
Б) )* групп - 4;
* облигаций - 2;
* номинал - 3000 тенге.;
* ставка процента - 35%.
В) )* групп - 4;
* облигаций - 2;
* номинал - 2000 тенге.;
* ставка процента - 25%.
Г) )* групп - 4;
* облигаций - 2;
* номинал - 2500 тенге.;
* ставка процента - 20%.
Д) )* групп - 4;
* облигаций - 2;
* номинал - 1000 тенге.;
* ставка процента - 30%.
Е) )* групп - 4;
* облигаций - 2;
* номинал - 100 тенге.;
* ставка процента - 40%.
-
Закрепление нового материала
Игровое лото по пройденной теме. (15 минут)
1. Цена товаров на бирже устанавливается:
2. Дилер отличается от брокера тем, что:
3. Брокер или дилер становятся "медведем" на бирже, если:
4. Отметьте: верно (ДА) или неверно (НЕТ) данное утверждение.
А) сделки на современной бирже осуществляются только в присутствии покупателей;
Б) брокеры - это представители покупателей на бирже;
В) биржевой товар имеет стандартное качество;
Г) сметана - биржевой товар;
Д) дилеры и брокеры ведут торги на собственные средства;
Е) "быки" ведут игру на бирже на повышении цен;
Ж) лес - биржевой товар;
З) "медведи" играют на повышении цен на бирже.
5 Дайте развернутый ответ:
1. В чем отличие брокера и дилера?
2. Раскройте особенности универсальной и специализированной бирж.
3. Раскройте особенности фьючерсного контракта.
4. Какими свойствами должен обладать биржевой товар.
5. Расскажите, как работает биржа.
-
Домашнее задание: (2мин.)
восстановить конспект по 4 докладам "творческих групп".
-
Подведение итогов урока и выставление оценок (3 мин.)