Деловая игра по теме «Обучение смысловому чтению текста»

В данном файле представлена разработка деловой игры по теме «Обучение смысловому чтению текста», проведенной в рамках консалтинга для руководителей городских МО по теме «Работа с текстовой информацией». Данный материал может быть полезен для учителей-предметников, заместителям директора и директорам.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дрезден

Пожалуй, нет ни одного человека, который бы не слышал об одном из красивейших городов Германии, называемом Флоренцией на Эльбе, Дрездене.

Город является административным центром Саксонии и находится в 20 км от немецко-чешской границы. Дрезден - один из наибольших промышленных, транспортных и культурных центров Германии, с громадным количеством достопримечательностей.

Административно в состав города входит 19 округов, которые разделяются на районы. Район Альтштадт, или Старый Город, является центром Дрездена и располагается на левом побережье Эльбы. На сегодняшний день его почти полностью восстановили от разрушений в результате бомбежек Второй мировой войны.

Дрезден с 1270 по 1422 был столичным городом маркграфства Мейсен, пока не произошло объединение этого маркграфства с курфюршеством Саксонии. В 1485-м в результате Лейпцигского раздела объединенного государства Дрезден снова обрел статус столицы маркграфства Мейсен. Правитель (маркграф) получал титул герцога Саксонии. В 1547-м курфюршество Саксония снова присоединено к маркграфству, а Дрезден стал столицей курфюршества. Наивысшего расцвета Дрезден, как и Саксония, в целом, достигла в начале 18-го века во время правления Августа Сильного. В этот период курфюршество претендовало на первенство среди других немецких княжеств и постоянно воевало с Пруссией. В ходе Семилетней войны Дрезден захватили и длительное время удерживали войска прусского правителя Фридриха II, что принесло большие разрушения городу. В 1760 году была уничтожена знаменитая протестантская церковь Кройцкирхе, возведенная в 15-м веке.

Большие потери саксонских территорий стали результатом последующих Наполеоновских войн. Как следствие Дрезден потерял свое былое значение в политической жизни Европы, однако сохранил свои позиции в качестве одного из крупнейших культурных центров.

Перед окончанием Второй мировой войны город подвергся широкомасштабным бомбардировкам. 13-14 февраля 1945 года английская и американская авиация практически полностью уничтожила центр Дрездена. В это время город был наводнен беженцами, в том числе большим количеством женщин и детей, которые пытались спастись от военных действий на Восточном фронте. Небо города не было защищено зенитной артиллерией, а авиация из сил противовоздушной обороны не могла поднять самолеты в воздух. В результате жертвами бомбардировок стало до 30 тыс. человек, а, по мнению отдельных источников, и того больше. Получил серьезные разрушения замок-резиденция, практически полностью были разрушены Опера Земпера и Цвингер, немного позже обвалился купол Фрауэнкирхе.

По окончании войны фрагменты исторических зданий, церквей и дворцов были с осторожностью разобраны, учтены и вывезены. Оставшиеся развалины были снесены. Там, где раньше был город, образовалась выровненная площадка с отметкой бывших улиц и строений. Правительство ГДР вокруг восстанавливаемого центра города построило проспекты и многоэтажные дома.

Основу экономики Дрездена составляет портовое хозяйство и производство высокотехнологичной продукции, в том числе специализированного медицинского, оптического и торгового оборудования, компьютеров, музыкальных инструментов, машинного оборудования и инструментов. В расположенном недалеко городе Фрайталь с 70-х годов 19-го века выпускается знаменитый на весь мир дрезденский фарфор. В Дрездене производятся самые современные процессоры (концерны AMD и Infineon). В центре Дрездена располагается производство Фольксвагена по эксклюзивной сборке особо дорогих авто в присутствии покупателя (VW Phaeton). Стены этого строения прозрачные, что делает его одной из «изюминок» города (стеклянная мануфактура).

Наиболее прекрасное здание Дрездена, выполненное в стиле барокко, устремляется ввысь в центральной исторической части города. Цвингер - один из наиболее замечательных образцов позднеевропейского барокко. Увенчанные позолоченной короной ворота этого комплекса считаются одним из главных символов Дрездена. Источником названия «Цвингер» является его давнее расположение между внутренними и внешними городскими укреплениями. Объемный внутренний двор ансамбля с его фонтанами, клумбами, павильонами, галереями и декоративными постройками сочетаются в едином архитектурном комплексе.

Посещение Дрездена никого не оставит равнодушным, ведь он и поныне является одним из красивейших городов мира, и современная архитектура этому нисколько не мешает.






Деловая игра по теме «Обучение смысловому чтению текста»

Цель: показать приемы и навыки развития смыслового чтения на основе стратегии «компрессия текста».

Актуальность определена вызовами века:

1)Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является, по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства людей.

2)Чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.

3) Данная стратегия нужна как на уроках русского языка при подготовке к ГИА, так и может быть использована на уроках английского языка для формирования метапредметных результатов.

Презентация педагогического опыта. Теоретический этап.

В методике выделяют следующие виды чтения:

-изучающее;

-просмотровое;

-ознакомительное.

Смысловое чтение - вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Действия смыслового чтения связанны с:

 осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

 определением основной и второстепенной информации;

 формулированием проблемы и главной идеи текста.

Обучение стратегии чтения включает в себя приобретение навыков:

 различения типов содержания сообщений - факты, мнения, суждения, оценки;

 распознавания иерархии смыслов в рамках текста - основная идея, тема и ее составляющие;

 собственное понимание - процесс рефлексивного восприятия культурного смысла информации.

План работы с текстом «Дрезден»

1. Предтекстовый этап. Изображение города Дрезден. (Слайд )

- Что вы об этом знаете? Что можете об этом сказать? (составление кластера, работа в группах)

2. Работа с текстом.

- Верите ли вы, что по окончании войны на месте города осталась выровненная площадка с отметкой бывших улиц и строений? (найти в тексте подтверждение. Почему это произошло? Что произошло с этой площадкой в дальнейшем?)

- «Бортовой журнал»

V - уже знал;
+ - новое;
- - думал иначе;
? - не понял, есть вопросы.

уже знал

новое

думал иначе

не понял, есть вопросы



(сначала индивидуально, потом в группе, затем фронтальное обсуждение)

- Узнали…. Как мы это сделали?

- «Компрессия текста»:

Обобщающий вопрос (вопросный план)

Ключевые слова (основные мысли)

Индивидуальные слова (детали)


- На какие смысловые отрывки можно разделить текст? Составьте обобщенные вопросы к тексту, выпишите ключевые слова и детали в таблицу. (по группам: 1. готовит аннотацию к тексту; 2. готовит краткий пересказ по ключевым словам; 3.готовит подробный пересказ , пользуясь всей таблицей)

Продемонстрировав всей группе один пример пересказа, далее можно предложить сделать эту работу в парах. Краткий пересказ обязателен для каждого обучающегося.

Подготовка аннотации - следующий шаг стратегии. Эту работу следует выполнять либо в конце занятия, после полного или краткого пересказа, либо в начале. Начинать работу с аннотации можно только после накопления определённого опыта использования данной стратегии. Аннотация готовится на основе материала из первой колонки, в которой план содержания текста записан в форме обобщённых вопросов. Подчеркните существительные и глаголы в каждом из них, а потом составьте из этих слов ответ на вопрос «О чём текст?».

3. Послетекстовая работа.

-Что я знаю, чего не знал раньше?

-Что я умею делать, чего не умел ранее?

-Что я теперь делаю, чего ранее не делал

Методика работы с текстом

  • Предтекстовый этап.

  • 1 этап. Восприятие (Работа с первичным восприятием (формирование смысловых установок). Формирование эмоциональной оценки текста с помощью вопросов: Что понравилось? (Не понравилось?) Почему? О чем текст? (первичная работа с названием)

  • 2 этап. Структурно-функциональный анализ (работа с частями текста. Применение схем, таблиц, других приемов визуализации. В художественных текстах также идет анализ сюжета, композиции, характеризуются герои (их внешность, речевая характеристика, мироощущение, поступки, мотивация поступков.

  • 3 этап. Реконструкция смысловых структур (анализ языка произведения (средства выразительности). Как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею?)

  • 4 этап. Смысловая компрессия (понимание текста - процесс перевода текста на другой язык в результате которого образуется минитекст, воплощающий в себе основное содержание исходного текста - реферат, аннотация, резюме, эссе)

Смысловое чтение, как универсальное действие формируется благодаря использованию учителем следующих технологий, форм работы:

технологии проблемного обучения;

интерактивных технологий;

технологии критического мышления.

Учитывая стратегии современных подходов к чтению, можно порекомендовать учителям предметникам следующее:

выбирать наиболее рациональные виды чтения для усвоения учащимися нового материала;

формировать у учащихся интерес к чтению путем внедрения нестандартных форм и методов работы с текстом;

определять характер деятельности различных групп учащихся при работе с учебником;

предвидеть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах учебной деятельности;

повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их продвижения вперед;

организовывать различные виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мышления;

обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах деятельности.











Обобщающий вопрос (вопросный план)

Ключевые слова (основные мысли)

Индивидуальные слова (детали)

























© 2010-2022