Лекция для специальностей Сестринское дело, Акушерское дело

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ГАОУ КО СПО КЛУЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ


















ЛЕКЦИЯ


Тема: «ИСТОРИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА»




Подготовила МАЛАЯ Е.В.















ё




Г.КАЛУГА 2015


ИСТОРИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА.

Цель занятия: Ознакомить студентов с историей развития сестринского дела в России и за рубежом, а также с перспективами развития сестринского дела


СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ


Перспективы развития сестринского дела. История сестринского дела как часть истории человечества. Источники информации о сестринском деле. Сестринское дело в памятниках литературы и искусства. Периодизация и хронология всемирной истории сестринского дела. Влияние христианства на развитие сестринского дела. Международное признание деятельности Флоренс Найтингейл - основателя сестринского дела в мире.

История становления национальных обществ и международных ор­ганизаций Красного Креста и Красного Полумесяца.

История создания Всемирной организации здравоохранения. Международное сотрудничество в области сестринского дела (международный Совет медицинских сестер, европейское регио­нальное бюро ВОЗ по сестринскому делу, профессиональные ассоциа­ции в сестринском деле и т.д.). Развитие сестринского дела в России.

Организация ухода за больными в монастырских и гражданских больницах, на дому. Основоположники сестринского дела в России. Общины сестер милосердия. Н.И.Пирогов и развитие женской сестринской помощи в годы Крымской войны (1853-1856 гг.)Дарья Севастопольская, Екатерина Бакунина, Юлия Вревская как примеры героизма и самоотверженности, проявленные сестрами мило­сердия. История создания, принципы деятельности Российского общества Красного Креста.

I Всероссийский съезд сестер милосердия в Москве (август 1917 г.)

Развитие сестринского дела в первые годы советской власти. "Красные сестры" периода гражданской войны. Деятельность сестринского персонала на театре военных дей­ствий 1941-45 гг. и в послевоенные годы.

Современные представления о развитии сестринской специальности. Сущность и основные направления реформы сестринского дела в России. Международная конференция "Новые сестры для новой России" (август 1993 г.) и ее решения. Преобразования в системе подготовки сестринского персонала. Сестринские периодические из­дания. Создание Ассоциации медицинских сестер России. Первые научные исследования в отечественном сестринском деле и их значе­ние.

Дальнейшие перспективы развития сестринского дела в России.


ВСТУПЛЕНИЕ.

I часть

Общество всегда высоко ценило здоровье и благополучие, потому что здоровые люди способны творить, созидать, защищать своих близких. Люди, способные беречь здоровье и исцелять, всегда были очень важными для общества. Особенно возрастало их значение во времена войн и эпидемий.

Между здоровьем, целительством и религией всегда существовала связь. Религиозные фигуры древности - жрецы, жрицы, боги - считались наделенными целительной силой. Древние целители опирались на опыт и использовали то, чему их научили наблюдения и история. Это была их база. Для лечения использовались лекарства, различные процедуры, молитвы и обряды.

История знает немало примеров проявления милосердия, мужества и гуманного отношения к больным, старикам и детям. Идеи милосердия и гуманизма возникли в глубокой древности. Из первыми выразителями в обществе были женщины в силу природной сердечности, обаяния и доброты. Еще при первобытно-общином строе первую помощь больным оказывали женщины. История сохранила имена первых врачевательниц: Агамеда, Полидамны, Медеи, Златокудрой Казы и др.

В честь женщины - продолжательницы рода человеческого - в разных странах нашей планеты в далекие времена были воздвигнуты памятники «Каменные бабы».У славянских народов их называют красивым поэтическим именем «Берегиня», возможно от слова беречь здоровье.

Основной уход осуществлялся на дому, женщинами из числа домашних, но в тяжелых случаях больного отправляли в местные религиозные и целительные центры.

Во все времена милосердие было проявлением высокой нравственности, верным барометром духовного здоровья общества, в котором взаимоотношения людей всегда определяли два полярных начала - добро и зло. В борьбе за человечность милосердию нередко требовалась большая отвага. Жизнь делала его воинственным.

Людям, попадавшим в беду, зачастую недостаточно одного сострадания: страждущие нуждаются в умелой помощи.

Стремление к милосердию, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается, родилось одновременно с человеческим обществом. С давних пор отмечались сочувствие к жертвам войн, участие различных слоев населения в их судьбе, стремление облегчить их страдания.

В основе медицинской профессии лежит и уважение к жизни, включающее принцип священности человеческой жизни и принцип качества жизни. Для медицинского работника любая жизнь обладает одинаковой ценностью, она священна.

До настоящего времени мы не находим отдельного труда, посвященного возникновению и становлению понятия "сестра милосердия". В основном этому вопросу посвящались только отдельные главы в трудах знаменитых ученых - медиков. Что же означает понятие " сестра милосердия ". Историко-этимологический словарь современного русского языка дает такое толкование слова "сестра": "дочь по отношению к другим детям тех же родителей;" лицо среднего медицинского персонала в лечебных учреждениях". В.Даль в своём словаре пишет: "милосердие - сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечие".

Появление духовных братьев и сестер, непосредственно занимавшихся уходом за больными и немощными, связано с утверждением в коллективной жизни человечества монотеистических религий (религий поклонения одному богу). С учреждением рыцарских орденов некоторые из которых целиком посвящали себя уходу за больными. Например, состоявшие в ордене св.Лазаря в Иерусалиме ухаживали за прокаженными. От названия ордена св.Лазаря произошло название лазарета. В XI веке во многих городах Германии и Нидерландов были созданы общины женщин и девиц называвших себя "бегинами". Они также занимались уходом за больными. Такие общины сохранились до XX века. В 1634 году св.Винцент де-Поль основал во Франции общину "сестер милосердия". Сестра и братья милосердия - лица, добровольно посвятившие себя уходу за больными и ранеными. Христианская церковь уже в первые века своего существования взяла на себя заботу о бедных и больных, обязанность эта лежала на дьяконах, а помогали им женщины, получившие впоследствии название "дьяконис", в их число нередко вступали лица знатнейших фамилий и даже особы царского рода.


Флоренс Найтингейл и ее вклад в развитие сестринского дела.


В 1836 году в Германии была создана рейнско-вестфальская община дьяконис в Кайзерсверте, выпускница которой была Флоренсс Найтингейл. Она является основоположницей научного сестринского дела, в своих "Записках об уходе" определяла сестринское дело как "действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровления".

Флоренс Найтингейл родилась в 1820 году в аристократической семье. Она много путешествовала. Дарования, которыми обладала Флоренс могли бы сделать её незаурядным исследователем искусства, крупным литератором. Но мисс Найтингейл выбрала другой путь, в одном из своих писем она писала, что служение словом кажется ей слишком слабым для борьбы с насущими бедами людей, а сама она чувствует себя способной помогать им конкретными делами. Флоренс Найтингейл в 1855 году участвовала в Крымской компании со стороны английской армии. Она прибыла в английские войска с группой сестер милосердия и сразу же начала оказывать помощь раненым и больным солдатам в госпиталях и на поле боя. В 1860 году Флоренс вернулась на родину , где организовала первую в Англии школу сестер милосердия. Она разработала для этой школы деятельный план обучения. Флоренс подчеркивала важность профилактики и сохранения здоровья. В ее определение здоровья входит не только "хорошее самочувствие, но и способность использовать все силы".

Она учила, что в сестринском деле есть две важные области - уход за здоровым человеком и уход за больным. Уход за здоровыми определяется как " поддержание у здорового человека состояния, при котором нет болезней". Уход за больным раскрывается ею как " способность помогать жить человеку , страдающиму от болезни" . то есть не просто выжить, но жить как можно более полноценной жизнью, приносящей удовлетворение. Она утверждает, что " оба вида сестринской помощи призваны привести человека в наилучшее состояние восстановления или поддержания здоровья или предотвращения и излечения болезни ( недуга).

В знак уважения, признательности и благодарности, соотечественники Флорнес учредили Международный фонд и медаль ее имени. Во Флоренции, в старинном храме, в глубокой нише, рядом с могилами Данте и Мекаланджио , находится изваяние женщины с лампой. У подножия его высечены слова: "Она была примером служения людям и прообразом международного милосердия, носителем которого позднее стал Красный Крест.


II часть «Россия и история сестринского дела».

Многовековой опыт российского народа в области милосердия и благотворительности можно разделить на несколько этапов:

Предыстория Храмовая благотворительность. Богадельни, приюты, больницы при храмах. Что касается сестринского дела в этот период, то уходом за больными занимались женщины в основном монашки. Еще раньше чем в 16 веке остались сведения о женской медицинской помощи на Руси. Известно о внучке князя Владимира - Евпраксии-Зое (1108 г.р.), которая глубоко изучала народную медицину и оставила первый отечественный медицинский труд под названием «Мази» (он посвящен вопросам физиологии, гигиены, пропедевтики и профилактики некоторых болезней).

В Древнерусском государстве после принятия христианства при монастырях стали создаваться "больничные палаты". То место, где боль кладет человека "ниц", стали называться "Больницами". Первые сведения о монастырских больницах относятся к XI веку. Они были построены в Переславле и Киеве, позднее в Новгороде, Смоленске, Львове. Широкой известностью пользовалась монастырская больница Киево-Печерской лавре - первого русского монастыря. Со всей Руси ходили в неё раненые и больные различными недугами и многие находили там исцеление. Для тяжелобольных при монастыре были созданы специальные помещения, где дежурили монахи, ухаживая за больными. Еще одним примером "больничного" монастыря того времени является монастырь Федора Студита. В древнерусской литературе XII века имеются сведения о женщинах - лекарках, бабках - костоправках, искусно производивших массаж, о привлечении женщин для ухода за больными.

Начало здравоохранения в Московском государстве относятся к XVI веку. В 1581 году по просьбе Ивана Грозного королева английская Елизавета прислала в Москву нескольких опытных лекарей, хирургов и аптекарей-алхимистов. Для надзора за их деятельностью был создан Аптекарский Приказ. Новгородские летописи сообщают нам, что в числе городских лекарей была «Наталья Клементьевская жена лекарица» лечившая новгородцев во 2-ой половине 16 века.

Сначала главной задачей Аптекарского Приказа было здоровье царя и его приближённых, но в середине XVII века деятельность приказа расширилась и во многом изменилась, это было связано с организацией медицинской школы и появлением своих русских лекарей. Начали создаваться гражданские больницы. В 1682 году по указу царя Фёдора Алексеевича были организованы два гражданских госпиталя на Гранатном дворе у Никитских ворот и в Знаменском монастыре. В XVII веке продолжались также строиться монастырские больницы, в 1635 году в Троице-Сергиевской лавре были сооружены двухэтажные больничные палаты, которые сохранились до наших дней.

I этап (1701-1765) Вмешательство государства в управление и экономику храмов. Государственное развитие монастырской благотворительности по оказанию помощи жертвам войн.

Весьма энергично в вопросах по созданию госпиталей и больниц принимал участие Петр I, он требовал повсеместное устройство по губерниям "гошпиталей" для всякого рода призреваемых, заботился о помещении инвалидов по монастырям и приказывал строить по городам, на церковных дворах приютов для "зазорных " детей ( сирот).

Петр I впервые официально разрешил применение женского труда в госпиталях. За чуткость и внимание, заботу и терпение, которые женщины проявляли, ухаживая за ранеными, а также потому, что милосердие в те времена было основным оружием в борьбе с человеческими страданиями, их стали называть сестрами милосердия. В 1716 году вышел Воинский устав, где была определена роль женщин в уходе за больными.

Так к началу XVIII века милосердие и благотворительность в России имели следующие характерные особенности : концентрация благотворительных учреждений ( богадельни, приюты, больничные палаты) при монастырях и храмах ( монастырский период) . С начала этого периода задачи и формы благотворительности отражают потребности времени, связанные с ведением в XVIII веке многолетних войн ( оказание помощи раненым, искалеченным, вдовам и сиротам).

II этап (1765-1800)

Новый период благотворительного движения обозначился в конце XVIII века. Реформы Екатерины II привлекали дворянское сословие с его капиталами к участию в строительстве и содержании разнообразных видов благотворительных комплексных учреждений - больниц, богаделен. В 1767 году Екатерина II приказала собрать Законодательную комиссию, призванную разработать новые законы Российской Империи. Вскоре в России были проведены крупные реформы в государственном управлении, которые затронули и медицинское дело. После издания закона об учреждениях для управления губерниями 1775 году, в стране создается новая система помощи бедным и нуждающимся, объединявшая учреждения приказа общественного призрения и медицинской помощи. На приказ общественного призрения возлагалась забота об образовании, лечении, благотворении и борьба с пороком, т. е. устройство школ, сиротских домов, больниц, убежищ для неизлечимых, богаделен и т. д.

III этап (1800-1825)

Начало XIX века стало временем разработки организационных и экономических основ массового благотворительного движения. Произошло объединение всех форм благотворительности, по инициативе императрицы Марии Федоровны, в крупную благотворительную организацию "Императорского человеколюбивого общества". В этот период стала увеличиваться численность благотворительных учреждений. Политика Александра I была направлена на стимулирование и широкое пропагандирование выдающихся примеров частной благотворительности.

В это же время идет привлечение женского труда для работы в гражданских больницах ( врачом Ф.П. Гаазом впервые в штатное расписание Павловской больнице города Москвы был включен женский обслуживающий персонал).

Эталоном благотворительного учреждения России был дом Н.П. Шереметьева и его потомков. Основанный в 1792 году и открытый в 1810 году. Он являлся уникальным памятником милосердия и благотворительности в России. С самого начала дом был предназначен бедным, беспомощным, престарелым, калекам, больным - всем тем, кто нуждался в опеке и помощи. Различные "человеколюбивые общества" учреждали специальные больницы для бедных. В 1804 году Медико - филантропический комитет в Петербурге открыл "диспансерий для бедных" ( прообраз диспансера). Эти учреждения оказывали помощь десяткам, сотням людей, а нуждавшихся было сотни тысяч и миллионы.

Широкий размах помощи раненым отмечался в период Отечественной войны 1812 года. В Москве, Петербурге и других городах страны возникли комитеты помощи раненым, в деятельности которых принимали активное участие женщины. На дорогах войны они брали на себя заботу о раненых, оказывая им всевозможную помощь.

Первые сестры милосердия появились в Москве. В доме , построенным архитектором Д.Жилерди в конце XVIII века, с 1811 года находился " Вдовий дом", где был приют для вдов и сирот чиновников и военных.

Начало профессиональной медицинской подготовки женщин в России для ухода за ранеными и больными также было связано с Московским вдовьим домом, где по инициативе А.П. Нечаева в 1818 году был создан институт сердобольных вдов. Эти женщины несли дежурства в Мариинской больнице для бедных. Медицинской подготовкой их занимался главный врач больницы Х.Ф. Оппель. Также впервые вышла его книга "Руководство и правила, как ходить за больными." И в 1818 году здесь впервые в России были обучены из вдов 50 сестер милосердия для бесплатного ухода за тяжелобольными.

В конце 20-х годов XIX века замечательные русские женщины-декабристки под руководством штаб-лекаря декабриста Ф.Б. Вольфа встали на путь общественно-медицинской деятельности. Одной из учениц и самоотверженных сподвижниц Вольфа в его медицинской деятельности была М.Н. Волконская.

IV этап (1825- 1861)

Создание первых общин сестер милосердия. Крестовоздвиженская община сестер милосердия. Крымская компания 1853-1856 гг.


Мысль о создании общины сестер милосердия родилась в придворных кругах высшего петербуржского общества, среди ближайшего окружения великой княгини Марии Николаевны, великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Васильевны Ольденбургской, которые решили создать в столице общину сестер милосердия.

9 марта 1844 года после торжественного освящения община была открыта. Первоначально в общину входило 7 отделений: отделение сестер милосердия , женская больница, богадельня для неизлечимых, пансион и приют для приходящих детей, исправительная школа, "отделение для кающихся магдалин". Своей главной задачей созданное учреждение считало "презрение страждущих и сирот женского пола". Однако устав петербургской общины имел отличия от западных образцов. Сестры милосердия не были связаны монашескими обетами хотя религиозной направленности в воспитании их придавалось важное значение. Главная мысль, идея, положенная в основу создания общины сестер милосердия заключалось в следующем: служение сестер милосердия страждущим болящим, а также воспитание сирот и нравственное обновление падших людей. Согласно уставу в общину принимались вдовы и девицы всех сословий от 20 до 40 лет "без различия вероисповедания". Первоначально подготовка сестер милосердия сводилась к обучению основным гигиеническим правилам ухода за больными, а также некоторым лечебным процедурам. Труд сестры милосердия ответственный и напряженный. И эти можно объяснить такой факт, что большинство сестер трудились в общине 5-10 лет. Только треть сестер в состоянии была нести служение страждущим более 10 лет.

С самого открытия общины сестер милосердия работали во всех ее отделениях, а также вне стен общины. Они осуществляли уход за больными, в основном в бедных и малоимущих семьях. Чтобы с достоинством нести звание сестры милосердия необходимо было пройти нравственную школу подготовки под руководством врачей, работающих в общине, и приобрести необходимые познания.

Сестры милосердия Свято-Троицкой общины принимали участие во всех крупных военных компаниях XIX века . Так во время Крымской войны (1853 - 1856 гг.) несколько сестер милосердия работали в Петербурге в больнице, устроенной князьями Белосельскими для раненых и больных ратников ополчения. Вот отзыв о их действиях : " Заботливое служение и полное усердие явленное по христианской любви к ближнему добрыми подвижницами в сей благословенной лечебнице, запечатлено благословенными успехами в облегчении страдавших защитников Отечества".

В 1876 году комитетом общины был подготовлен отряд из 21 сестры милосердия к отправке на Балканы для ухода за больными и ранеными войнами. Вместе со всеми сестрами Свято-Троицкой общины трудились в эвакуационном бараке Красного Креста и представительницы высшего общества- М.П. Новосельцева, княгиня А.В. Голицына, баронесса Ю.П. Вревская, С.П. и В.П. Корниловы и т.д. Все они несмотря на свое происхождение выбрали для себя самую трудную и неприятную работу.

Большинство сестер в условиях эвакуации раненых и больных перенесли тиф, стали жертвами заразной болезни Юлия Вревская, сестры милосердия Валентина Новикова, Мария Долодугина.

В период холеры (1892 г. ) 7 сестер общины по распоряжению медицинского департамента работали в Нижнем Новгороде, за что были награждены серебряными медалями "За усердие" на Анненской ленте.

Итог деятельности общины: сестры милосердия сутками дежурили в больнице, участвовали в амбулаторном приеме, в хирургических операциях, делали повязки, следили за сохранным содержанием инструментария и приготовлением перевязочного материала.

Участвовали сестры милосердия и в войнах начала XX века. Из 17 сестер милосердия, командированных в 1904 году на Дальний Восток в распоряжение Красного Креста для ухода за больными и ранеными возвратились 8, а 9 сестер остались в разных военно-полевых госпиталях.

К 1914 году на службе состояло 40 сестер, а после начала первой мировой войны к 1 января 1915 года их было 55, кроме того 24 "испытуемых.

25 октября 1854 года была основана Крестовоздвиженская община сестер милосердия. Н. И. Пирогов вспоминая этот пишет: " ...это было в ту незабываемую пору, когда каждое сердце в Петербурге билось сильнее и тревожнее, ожидая результатов битвы при Инкермане ", его вызвала Великая княгиня Елена Павловна, "... к большой моей радости, она мне объявила. что взяла на свою ответственность разрешить мою просьбу (Пирогов просился на войну). "...она мне объяснила ее гигантский план - основать организованную женскую помощь больным и раненым на поле битвы и предложила мне самому избрать медицинский персонал и взять управление всего дела." К вечеру того же дня вопрос был решен. Великая княгиня тотчас же обратилась с воззванием к патриотизму российских женщин, желающих " принять на себя высокие и трудные обязанности сестер милосердия" в перевязочных пунктах и подвижных лазаретах на Крымском театре военных действий. 26 октября были утверждены правила деятельности общины. Крестовоздвиженская община объединяла патриотически настроенных российских женщин самых разных слоев общества от весьма образованных до малограмотных женщин.

5 ноября 1854 года была отправлена первая группа из 28 сестер Крестовоздвиженской общины во главе с её первой начальницей - А. П. Стахович, вдовой капитана. 29 ноября 1854 года они прибыли в Симферополь и на следующий день в 4 часа после обеда приступили к своей благородной деятельности.

В письме к жене от 6 декабря Н.И.Пирогов пишет: " Дней 5 назад приехала сюда Крестовоздвиженская община Елены Павловны... и принялась ревностно за дело; если они так будут заниматься как теперь, то принесут, нет сомнения, много пользы. Они день и ночь попеременно бывают в госпиталях, помогают при перевязках, бывают и при операциях, раздают больным чай и вино, наблюдают за служителями и за смотрителями и даже врачами. Присутствие женщины, опрятно одетой и с участием помогающей, оживляет плачевную боль страданий и бедствий". Сестры дежурили днем и ночью, оказывая помощь солдатам, офицерам и пленным воинам.

А в Петербурге и Москве все новые и новые женщины продолжали заявлять о своем решении отправиться в Крым и на театр военных действий.

Второй отряд в составе 13 человек прибыл в Севастополь 13 января 1855 г. Его возглавила старшая сестра М.Меркулова. 17 января 1855 года прибыли 8 сестер третьего отделения под руководством сестры Е.М.Бакуниной, 28 марта еще 19 сестер четвертого отделения, руководимые сестрой Будберг.

В период Крымской кампании, распоряжению Пирогова, впервые в истории военно-полевой хирургии все медики и сестры были разделены на несколько групп.

Первая группа занималась сортировкой раненых по роду и степени болезни, принимала от них деньги и вещи.

Вторая группа сестер должна была принимать от первой раненых для немедленной операции и переносить их в смежную залу перевязочного пункта. Эти сестры не только перевязывали больных, но и помогали врачам во время операций и при обработке ран.

Третья группа сестер занималась уходом за ранеными. которых должны были оперировать на следующий день.

Четвертая группа состояла из сестер и одного священника и ухаживала за безнадежно больными и умирающими. И наконец были сестры-хозяйки. которые следили за чистотой и сменой белья, содержанием больных и хозяйственными службами и раздавали провизию.

Кроме того, некоторые сестры оказывали помощь раненым во время ночных атак и бомбардировок.

Всего на театре военных действий Крымской войны прибыла 161 сестра Крестовоздвиженской общины. До отправления в Крым они проходили краткосрочную подготовку в Петербургской медико-хирургической академии. Их содержание осуществлялось за счет средств Великой княгини Елены Павловны. Главным местом самоотверженной работы сестер общины был осажденный Севастополь, за это многие сестра были награждены медалью " За оборону Севастополя". Не обходилось и без потерь так за время обороны умерло 17 сестер милосердия Крестовоздвиженской общины, многие были контужены и ранены.

Таким образом, на театре Крымской войны 1853-1856гг. в распоряжении российских войск впервые в истории была создана стройная система женской сестринской службы милосердия и в полевых условиях применен женский труд по уходу за ранеными и больными войнами.

ДАРЬЯ СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ, ЕКАТЕРИНА БАКУНИНА,

ЕКАТЕРИНА ХИТРОВО, КАК ПРИМЕРЫ ГЕРОИЗМА

В КРЫМСКОЙ КАМПАНИИ.


По прибытии в Севастополь Н.И. Пирогов встретил там в госпиталях местных женщин, ухаживающих за ранеными . В письме от 29 ноября он писал : "При перевязке можно видеть ежедневно трех или четырех женщин; из них одна знаменитая Дарья..." Кто же была эта Дарья?

В возрасте 15 лет Дарья осталась круглой сиротой и жизнь ее была трудной. Когда союзные войска высадились в Евпатории, Дарья отправилась вслед за русскими войсками и во время сражения при р.Альме ( 8 сентября 1854 года) под неприятельским огнем - как могла перевязывала раненых, ее повозка стала первым перевязочным пунктом. С тех пор до кона марта 1855 года она ухаживала за ранеными и больными войнами на перевязочных пунктах, в госпиталях и лазаретах осажденного Севастополя, за что и получила от императора медаль и золотой крест с надписью "Севастополь". Дарья была одной из первых русских женщин, начавших ухаживать за ранеными на поле боя. Долгое время её звали Дарья Севастопольская , не зная её настоящей фамилии. И лишь недавно была названа ее фамилия Дарья Лаврентьевна Михайлова по одним источникам и Александрова по другим.. Память о Дарье живет в сердцах севастопольцев, на территории госпиталя, носящего имя Н.И. Пирогов , находится музей медицинской службы , в котором имеется раздел, посвященный Даше Севастопольской.

Высокую оценку своей деятельности получила сестра милосердия Крестовоздвиженской общины Екатерина Михайловна Бакунина (1812-1894 г).

"...идеальный тип сестры милосердия, которая наравне с хирургами днем и ночью работала в операционной, с пучком лигатур в руке, готовая следовать на призыв врачей", " Когда бомбы и ракеты то перелетали, то не долетали и

ложились кругом всего собрания, она обнаружила со своими сообщницами присутствие духа, едва совместное с женскою натурою и отличавшее сестер до самого конца осады" - так писал о Е.М. Бакуниной Н.И. Пирогов.

Е.М. Бакунина родилась в семье дворянина - губернатора Петербурга. Её молодость прошла в выездах, занятиях музыкой, рисованием, домашними спектаклями, балами, на которых она с удовольствием танцевала. В 1854 году ей было 42 года. Её желание стать сестрой милосердия не нашло понимания у родных и знакомых. На её запрос из Петербурга ( жили она в Москве) пришел очень сдержанный ответ, на что она заявила " когда дочь Бакунина, который был губернатором в Петербурге, и внучка адмирала Голенищева- Кутузова желает ходить за матросами, то странно кажется отказывать ей." И ее приняли. Желая испытать себя она стала посещать одну из "гнусных больниц" в Москве. Приехав в Петербург Екатерина получила приглашение ко двору Великой княгине Елене Павловны и жила во дворце в ее покоях. Ей доверили 3-й отряд сестер из 8 человек Крестовоздвиженской общины. Готовясь, они посещали операции в клинике. 21 января 1855 года сестры милосердия во главе Екатерины Бакуниной вошли в бараки осажденного Севастополя, а в феврале ее назначали сестрой-начальницей Крестовоздвиженской общины. С большой требовательностью Екатерина относилась к духовно-нравственным качествам сестер милосердия. Не сойдясь во взглядах на деятельность общины с Великой княгиней Еленой Павловной, считавшей, что развитие должно идти по западно-европейскому образец, Бакунина, с болью и горечью покинула сестер, уехала в Тверскую губернию, где вместе с родными сестрами открыла школу и больницу для крестьян. Однако, когда началась русско-турецкая война, она отправилась на театр военных действий вновь помогать раненым.

Еще одним примером героической работы сестры милосердия, была Екатерина Александровна Хитрово (1805-1856 г.) , которая начала свой милосердный путь в Одесской общине сердобольных сестер, позднее возглавила ее. В сложный для Крестовоздвиженской общины момент, во время Крымской кампании, уступая настойчивым просьбам Великой княгини Елены Павловны и Н.И. Пирогова, повинуясь долгу, Екатерина Александровна отправилась на театр военных действий и смогла наладить деятельность общины в трудных военных условиях, тем самым сохранить её. Пирогов отмечал: " Е.А. Хитрово, одаренная от природы всеми свойствами своей души, необходимыми для сестры-настоятельницы, приобрела труднопокупаемую опытность пребыванием своим при одном из самых замечательных благотворительных учреждений нашего Отечества." Трудясь наравне с другими сестрами, Е.А. Хитрово заразилась от тифозных больных и скончалась на 51-м году жизни. Приеемницей ее стала Е.М. Бакунина , которая писала: " Я знала много сестер милосердия, и только одна для меня олицетворяла этот идеал - это Е.А. Хитрово."

V этап (1861- 1881)

Образование и создание Международного Общества Красного Креста и Российского Общества Красного Креста. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.


Идея организации общественной помощи раненым и больным воинам имеет вековую историю. Впервые она начала действовать в 1862 году после выхода в свет книги Анри Дюнона "Воспоминания о Сольферино". 24 июня 1859 года во время франко-итало-австрийской войны швейцарец А. Дюнон (1828-1910 гг.) пытался организовать медицинскую помощь воинам, раненым в сражении у небольшого населенного пункта Сольферано в Ломбардии. Кроме того Дюнона поразила деятельность Н.И. Пирогова и Крестовоздвиженской общины на театре военного действия в Севастополе с одной стороны и Флорейнс Найтингейл - английской сестры милосердия с другой. Все это навело Дюнона на мысли об организации международной частной добровольной помощи пострадавшим на войне, без различия их званий и национальностей.

1863 году Женевское общество народной помощи, заинтересовавшись предложениями А. Дюнона, создало постоянный международный комитет помощи раненым. В октябре 1863 году была организована встреча неофициальных делегатов из 16 стран, которые одобрили направления деятельности Комитета и приняли в качестве эмблемы движения красный крест на белом фоне ( позднее в 1876 году Турция, следуя традициям ислама, приняла в качестве эмблемы этого движения красный полумесяц).

Уже в 1864 году эмблема Красного Креста , как знака защиты была использована во время войны между Пруссией и Данией.

В России инициатива учреждения общества Красного Креста принадлежит фрейлине М.С. Сабининой, к которой присоединились баронесса Фредерикс и лейб-медики Ф.Я. Карелл и П. А. Наранович.

В начале 1867 года в С.-Петербурге при содействии Великой княгини Елены Павловны организовалось Общество попечения раненых и больных воинах, высочайшей покровительницей которого стала Ее Императорское Величество Государыня Императрица Мария Александровна.

3 мая 1867 года Высочайше утвержден устав общества попечения о раненых и больных воинах, которое в 1876 году переименовано было в Российское Общество Красного Креста (РОКК), в тот же день Россия присоединилась к Женевской конвенции.

Началом действия РОК можно считать 1870 год, так во время войны Франции с Пруссией, главным управлением общества было сформировано и отправлено в Базель (Швейцария) отряд врачей-хирургов, фельдшеров, сестер милосердия, израсходовав на материальную помощь 54 177 рублей. На эту же войну по приглашению Международного Комитета Красного Креста выезжал Н.И. Пирогов. Он изучал положение дел в госпиталях обеих воюющих армий и оказывал консультативную помощь.

Русско - турецкая война 1877-1878 года и участие в ней

общин сестер милосердия и Российского

Общества Красного Креста.


Русская служба милосердия, к чести своей , была представлена на театре войны 1877-1878 года не только великим множеством прекрасных полевых врачей, но и женским обслуживающим персоналом. Непосредственное участие принимала Георгиевская община сестер милосердия во главе с Елизаветой Петровной Карцевой(1823-1898 г) и 16 сестрами милосердия. После третьего неудачного штурма крепости Плевна ей пришлось с отрядом сестер милосердия оказывать помощь более чем 100 000 раненым. Совершив многотрудный переход через Шипкинский перевал, Е.П. Карцова вместе со своими сестрами прибыла в Сан-Стефано, где их ждали свыше 40 000 тифозных больных.

Общество Российского Красного Креста развило бурную деятельность в годы войны. Оно формировало отряды из врачей, фельдшеров, сестер и братьев милосердия, которые направляло на театр военных действий. В 1876 году Обществом был сформирован и отправлен в Сербию санитарный отряд, состоявший из 115 врачей, 118 сестер милосердия, 41 студента-медика и 70 фельдшеров. Прибыв на театр военных действий, отряд организовал 7 лазаретов, число коек в них привысило 1000, были открыты перевязочные пункты, в которых раненым немедленно оказывалась хирургическая помощь.

19 февраля 1878 года в России был учрежден первый знак отличия Российского Общества Красного Креста, он был предназначен для женщин " посвятивших себя исполнению высокой христианской обязанности попечения раненых и больных войнах". Знак имел 2 степени: золотой знак и серебряный знак. Этим знаком I степени было награждено 71 женщина, главным образом за заслуги, связанные с военными действиями 1877-1878 годов. Вторую степень получили несколько сотен участниц этой войны.


VI этап (1881- 1894)

Деятельность РОКК на международном уровне и работа общин сестер милосердия.

В конце XIX века деятельность РОКК вышла за пределы Европы. Героическое сопротивление эфиопов вызвало в России горячее сочувствие. В марте 1896 года Главное управление РОКК приняло решение о командировании в Эфиопию санитарного отряда, который состоял из 61 человека. За время пребывания в Эфиопии русские врачи вместе с медицинским персоналом оказали помощь 30 946 раненым и больным, было сделано 1143 операции. В 1898 году в столице Эфиопии был открыт русский госпиталь.

В 1894 году Крестовоздвиженская община была передана в введение Российского Общества Красного Креста. В введении РОКК находилось 49 общин сестер милосердия, в них насчитывалось 1074 сестры милосердия и 744 "испытуемых". Кроме того 1262 сестры числились в запасе, то есть вышли из состава общества, но их часть, в случае надобности являлась на службу общества.

Женский труд в медицине становится заметным явлением и занимает подобающее ему место в лечении и уходе за больными и ранеными. Высокие моральные качества, служение, порой жертвенное, страдающим людям стали традицией русских сестер милосердия. К началу XX века количество среднего медицинского персонала достигло в России 46 тысяч человек. Всего к 1 января 1900 года в ведении РОКК состояло 81 община сестер милосердия.

VII этап (1894-1917г)

Участие РОКК, высокопоставленных особ и членов царской семьи в благотворительной помощи раненым и больным. Русско-японская война 1904-1905 гг. Первая мировая война.

В русско-японскую войну РОКК оказал значительную помощь в деле подготовки санитарного персонала, снабжении госпиталей и санитарных поездов. Одной из труднейших задач РОКК являлось оказание помощи в эвакуации больных и раненых. В Благовещенске с 1 июня по 25 сентября 1904 года действовал временный лазарет Красного Креста. В лазарете Красного Креста работали 3 врача, 11 постоянных сестер милосердия и 2 вольнонаемные, 10 санитаров. 4 служителя и 2 сиделки. Ранеными и больными в лазарете было проведено 6444 койко-дней. Всего госпитализировано 346 человек.

Всего в госпитальных учреждениях Красного Креста было оборудовано свыше тридцати тысяч коек.

Благовещенская община сестер милосердия Красного Креста направила в лазареты военного ведомства в Маньчжурию 12 сестер милосердия. В амбулатории при общине проводился бесплатный прием больных и выдача лекарств.

Несмотря на отдаленность военных действий, на Дальний Восток шла помощь из Центральной России. Немаловажную роль в оказании помощи раненым и больным играли и частные лица. Так. граф С.Д. Шереметев, попечитель Старнноприимного дома города Москвы, узнав о начале войны, 21 февраля 1904, созвал экстренное заседание Совета дома. для обсуждения программы участия в помощи раненым и больным воинам.

При Странноприимном доме были созданы лазареты для раненых и больных. все они переданы в распоряжение РОКК. За период с 20 августа 1904 по 23 ноября 1905 года в лазаретах лечилось 440 эвакуированных с театра военных действий.

Нельзя не сказать о помощи раненым и больным в период русско-японской войны Великой княгине Елизавете Федоровне. 20 августа 1904 года она посетила раненых в Странноприимном доме, где детально осмотрела лазареты и беседовала с воинами. Активная деятельность Великой Княгини Елизаветы Федоровны чувствовалась в отношении организации медико-санитарной помощи армии и флоту на полях сражений. Так, с 5 марта 1904 года Московский Кремлевский склад Великой Княгини Елизаветы Федоровны начал регулярно отправлять поезда с имуществом ( медикаментами. медицинским инструментарием. одеждой и т.д. ) на Дальний Восток.

В Петербурге на базе больницы ( теперь это больница Я.М. Свердлова) в 1872 году была создана Евгеньевская община сестер милосердия, которая в период русско-японской войны сформировала и отправила на фронт два госпиталя и несколько отрядов сестер милосердия. Кроме этой общины на театре военных действий работали сестра милосердия Свято-Троицкой общины.

Непосредственное участие графа Шереметева, Великой Княгине Елизаветы Федоровны в организации помощи раненым и больным воинам, а также общин сестер милосердия, местного управления РОКК Благовещенска и Благовещенской общины является одним из ярких примеров подъема благотворительного движения в период русско-японской войны.


Деятельность РОКК и общин сестер милосердия после русско-японской

войны . Первая мировая война 1914-1918 гг..


После русско - японской войны деятельность РОКК продолжалась. Учрежденное основе Гаагской конвенции о взаимной помощи раненым и больным на поле боя во время войны (1907) РОКК постепенно объединило под своей эгидой все имевшиеся в России общины. К концу 1912 года в ведении Общества Красного Креста было 109 общин с 3442 сестрами милосердия. В соответствии с уставом РОКК в общину принимались лица христианского вероисповедания, воспитывались как верные слуги монархического строя и православной церкви. Сестры не получали оплаты за свой труд, а обеспечивались от общины общежитием, пищей, одеждой. Рабочий день сестры мило

сердия был неограничен. К началу первой мировой войны в России было около 10 000 сестер милосердия.

После убийства в Сараево эрцгерцога Франца Фердинанда с супругой, в июне 1914 года, началась Первая мировая война. Для России кровопролитная война 1914-1918 гг. с первых же дней приняла широкомасштабный характер, раздвинув свои границы от Кавказа до Балтики. Возраставшие масштабы войны и героизм защитников Отечества пробуждал и российское общество к расширению благотворительных милосердных акций.

Особое место здесь занимает российское общество Красного Креста (РОКК).

К началу войны повсеместно были организованы подготовительные курсы сестер милосердия, как для обслуживания тыловых лазаретов, так и для работы на передовых позициях.

Повсеместно на средства земств создавались лазареты для прибывших с фронта раненых.

В первые дни войны Императрица Александра Федоровна с дочерьми Ольгой и Татьяной возглавили комитеты по оказанию помощи пострадавшим от военных бедствий; они стали попечительницами госпиталей и лазаретов.

Летом 1915 года в Петрограде, в Зимнем дворце, был открыт лазарет имени Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Алексея Николаевича. Лазарет был рассчитан на тысячу раненых и больных воинов, которых обслуживали сто восемьдесят санитаров, шестьдесят сестер милосердия и десять врачей. В том же году открылись офицерский лазарет в Царском Селе, патронат-убежище для нижних чинов Новом Петергофе, Двинский земский лазарет.

В сентябре 1914 года в Петроград прибыл американский отряд Красного Креста, в его состав входили 26 сестер милосердия, которые прибыли для оказания помощи РОКК.

Не оставались безучастными к судьбе раненых на фронтах и различные общественные организации.

По дорогам войны колесили десятки летучих санитарных поездов и лазаретов. состоявших в ведении члена Государственной Думы В.М. Пуришкевича.

Значительную помощь раненым и беженцам оказывал на дорогах войны санитарно-питательный отряд РОКК во главе с М.В. Шелапутиной. За два года своего существования отряд оказал помощь двумстам тысячам беженцев и воинам. Он не раз попадал под вражеские обстрелы. но не прекращал своей милосердной помощи, за что М.В. Шелапутина и несколько ее сотрудниц были награждены Георгиевскими медалями.

Летом 1915 года на Волге начал курсировать первый специальный госпиталь-санаторий - переоборудованный пароход "Великая княгиня Ксения". Он был приспособлен для лечения офицеров и нижних чинов, в первую очередь пораженных отравляющими веществами.

21 августа 1914 года три сестры милосердия отправились в Германию, для помощи раненым, которые находились в плену.

РОКК взял на себя ответственность - наведение справок о раненых и больных воинах.

Уже к концу 1914 года РОКК содержит 71 госпиталь, 118 подвижных и этапных лазаретов, 58 передовых отрядов, 11 санитарных поездов, 34 санитарных транспорта, 185 питательных пунктов, 22 дезинфекционных отряда, 5 хирургических отрядов и другие полевые медико-санитарные учреждения.


СЕМЬЯ ПОСЛЕДНЕГО ИМПЕРАТОРА РОССИИ В ГОДЫ

ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И МИЛОСЕРДИЕ.


Как уже говорилось выше с первых дней Первой мировой войны царская семья принимала активное участие в делах помощи раненым и больным.

Непосредственно императрица Александра Федоровна и ее дочери (Ольга и Татьяна Николаевны) стали сестрами милосердия, они дежурили у постели раненых воинов и всячески поддерживали их . Позднее к матери и страшим сестрам присоединились младшие Великие княжны Мария и Анастасия Николаевны. В петроградском госпитале обязанности сестры милосердия выполнила Великая княгиня Мария Павловна , посвятила себя уходу за ранеными и Великая княгиня Ольга Александровна. Члены царской фамилии были частыми гостями и на передовой, так княгиня Татьяна Константиновна Багратиони-Мухранская под артериллерийским огнем обходила больных и раненых Второго Кавказского армейского корпуса, помогая и милостиво беседуя с ними. За самоотверженный подвиг она была награждена Георгиевской медалью.

Родная сестра Императрицы Александры Федоровны, Елизавета Федоровна, выйдя замуж за Великого князя Сергей Александровича, немка по крови, стала русской по вере, укладу жизни и интересам. После убийства мужа, она всецело посвятила себя делу милосердия и заботе о ближних.

Под руководством Елизаветы Федоровны была реализовано несколько крупных проектов благотворительных деяний, в том числе создана Марфо-Мариинская обитель. Целиком посвятив себя служению Богу и ближним, Великая княгиня приобрела на Большой Ордынке усадьбу с 4-мя домами и садом и основала в 1911 году Марфо-Мариинскую обитель - в память о двух евангельских сестрах, соединивших два жизненных направления - духовное служение и милосердие. В обители функционировали : амбулатория, аптека. Приют для девочек, бесплатная больница на 22 койки. Елизавета Федоровна кроме деятельности в обители. Организовала помощь больным на дому. Кроме того сестры милосердия обители присматривали за детьми, помогали бедным устраиваться на работу, поддерживали их материально, одаренных детей отправляли на учебу за границу, помогали бедным одеждой, продуктами и лекарствами.

К середине 1914 года в Марфо-Мариинской обители работали 100 сестер милосердия, но с началом войны часть сестер отправилась в полевые лазареты.

По инициативе Великой княгини в Москве была организована мастерская протезов, средства на нее были отпущены городскими властями, Красным Крестом. Ежемесячно мастерская выпускала более 200 протезов.

В Москве при комитете Великой княгине был также создан отдел по опеке над детьми воинов, который взял на себя воспитание малолетних детей. Для самых маленьких устроили ясли и детский сад. Для детей постарше были открыты школы и мастерские.

Оставшиеся в обители сестры милосердия продолжали трудиться. приносили утешение прихожанам и раненым солдатам, для которых была переоборудована больница.

После октябрьского переворота Марфо-Мариинскую обитель вначале не трогали и сестры милосердия, вместе с Великой княгиней продолжали трудиться на своем милосердном поприще.

В апреле 1918 года Великую княгиню арестовали и увезли в уральский городок Алапаевск. Обреченная на уничтожение, как вся царская семья Романовых, она смиренно ждала своей участи. 18 июля 1918 года бывшую настоятельницу Марфо-Мариинской обители, сестру милосердия, чьи благодеяния и доброта коснулась тысяч и тысяч российских сограждан, сбросили в шахту старого алапаеевского рудника. "Господи, прости их. они не ведают, что творят," - до последней минуты молила Бога Великая княгиня, прося Господа простить ее палачей. Когда, после освобождения генералом Колчаком Алапаевска, трупы извлекли из рудника, рядом с Великой княжной нашли тело Ивана Константиновича с перевязанной головой. С тяжелейшими переломами и ушибами Елизавета Федоровна и здесь стремилась облегчить страдания ближнего. Пальцы правой руки княгини оказались сложенными для крестного знамения . Останки настоятельницы Марфо-Мриинской обители были перевезены в Иерусалим и положены в усыпательнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины.

Кроме царской семьи помощь раненым оказывали знаменитые люди того времени. Так например, Ф.И. Шаляпин в самом начале войны открыл лазарет для раненых, где работала вся его семья. Супруга и старшие дочери выполняли работу сестер милосердия в перевязочной. А младшие дети, развлекали раненых выступлениями и чтением.

В грозный час войны музы не молчали. Деятели культуры не только не оставались в стороне от происходящих событий, но и в большинстве случаев возглавляли движение милосердия и благотворительности.

VIII этап (1917-1918-1941г)

Великая Октябрьская революция, Послереволюционная деятельность РОКК, предвоенные годы.

После Октябрьской революции начинается новый этап развития сестринского дела . С этого время обучение медсестер становится государственным делом. Уже 8 декабря 1917 года в Петрограде на вокзалах работали пункты медицинской помощи. Создавались медицинские дружины "красных сестер", на медсестру приходилось 70 и более больных. В годы гражданской войны для обслуживания молодой Красной Армии были ,созданы новые кадры - красные сестры - это были работницы заводов и фабрик, добровольно принявшие на себя обязанность оказывать медицинскую помощь раненым. В историю Гражданской войны вошли имена сестер Анны Поповой ( 25-я дивизия Чапаева) и Зинаиды Петрикеевой ( 1-ая Конная армия). К концу гражданской войны в рядах Красной Армии служили 66 тыс. женщин, что составляло 2% от всех военнослужащих. Число женщин - медицинских работников доходило до 40% от их общего количества. Стремление женщин на фронт было столь велико, что курсы по подготовке медсестер создавались не только в губернских, но и в уездных городах. За годы гражданской войны советская страна подготовила 6 тыс. "красных сестер милосердия" и 50 тыс. санитарок. За проявленный героизм первым орденом Боевого Красного Знамени были награждены 53 женщины, среди них 19 сестер милосердия.

Революционные преобразования в стране выдвинули задачу создания в России Общества Красного Креста нового типа - подлинно народного, массового общества, отражающего интересы трудящихся. 18 октября 1918 года Центральная коллегия поставила слить Пролетарский Красный Крест с РОКК. 20 ноября 1918 года в Москве состоялось общее собрание членов РОКК, где был принят Устав и избран ЦК. Во время гражданской войны Красным Крестом было сформировано 439 санитарных учреждений, в том числе санитарно-эпидемические отряды, питательные пункты, госпитали.

Первые медсестринские школы после революции появились в нашей стране в 1920 году. Инициатор их создания - Н.А. Семашко. Общины сестер милосердия были ликвидированы, но были разработаны программы подготовки акушерок, медицинских сестер, санитаров. 15 июня 1927 года под руководством Н.А. Семашко издано положение о медицинских сестрах, в котором определены обязанности медицинских сестер по уходу за больными. В 1926-1927 гг., чтобы поддержать государственную систему народного здравоохранения, местные краснокрестные организации по собственной инициативе стали создавать курсы медицинских сестер общества Красного Креста и Красного Полумесяца.

Яркая страница истории сестринского дела написана в 30-40-е годы. Это объясняется периодом подготовки к войне и военными условиями. В 1934-1938 подготовлено 9 тыс. медсестер. Кроме этого в 1934 году началось массовое обучение всех взрослых по программе ГСО ( готов к санитарной обороне СССР) и обучение школьников по программе БГСО ( будь готов к санитарной обороне СССР). В программе ГСО и БГСО были включены вопросы первой медицинской помощи при ранениях и травмах, вопросы по гигиене, инфекционными заболеваниям, санитарно-химической защите. В это же время формируется санитарные дружины и посты. В 1936 году введена должность старшей медицинской сестры, в 1939 году вышел приказ о подготовке медсестер в каждой республике. В 1940 году в СССР было 967 медсестринских и санитарских школ и отделений.

IX этап (1941-1945-1990г)

Великая отечественная война. Послевоенные годы. Начало реформ сестринского дела.

22 июня 1941 года - день начала Великой Отечественной войны

( 1941 - 1945). Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для всего народа. В военные годы помощь больным и раненым достигал небывалого размаха. Организациями Советского Красного Креста было подготовлено по программе ГСО 23 млн. человек. Помощь раненым на полях сражений, работа в госпиталях, погрузка и разгрузка санитарного транспорта, шефство над инвалидами войны и детьми-сиротами, организация донорства. Трудно в нескольких словах раскрыть объем и характер работ проводимых Красным Крестом.

В Великую Отечественную войну впервые в мире в Красной Армии на линию огня была выведена женщина - санинструктор, в обязанности которой входили вынос раненых и оказание им неотложной помощи. 23 августа 1941 года вышел приказ " О порядке представления к правительственной награде санинструкторов и санитаров-носильщиков":


  1. За вынос с поля 15 раненых с их винтовками и ручными пулеметами представлять к правительственной награде медалью "За боевые заслуги" или

" За отвагу".

  1. За вынос с поля 25 раненых с их винтовками и ручными пулеметами - орденом "Красной Звезды".

  2. За вынос с поля 40 раненых с их винтовками и ручными пулеметами - орденом "Красного Знамени".

  3. За вынос с поля 80 раненых с их винтовками и ручными пулеметами - орденом Ленина.

Вслушайтесь (вчитайтесь) в слова - раненых с их винтовками и ручными пулеметами - и представьте 20-летнюю хрупкую девчонку - санинструктора. Юлия Друнина известный поэт и общественный деятель, бывший батальонный санинструктор, кавалер боевых орденов - Отечественной войны 1 степени и Красной Звезды пишет: " Сколько раз со мной случалось - нужно вынести раненого из-под огня, а силенок не хватает. Хочу разжать пальцы бойца, чтобы высвободить винтовку - все-таки тащить легче. Но боец вцепился в нее мертвой хваткой. Почти без памяти, а руки помнят первую солдатскую заповедь - никогда ни при каких обстоятельствах не бросать оружие". А теперь сравните: фашисты в качестве санитаров и санинструкторов использовали только мужчин. За 7 вынесенных раненых ( без личного оружия ) полагался Железный крест.

Смертность среди инструкторов рот была самой высокой, иногда из боев выходило только 30% личного состава. Чудеса героизма становились нормой каждого боя, каждой операции. За каждую пядь земли. за каждый дом приходилось платить кровью Сестричка - это она, девушка в солдатской шинели. принявшая эстафету сестер милосердия Крымской, гражданской и других войн, подползает к раненому обоженному, контуженному, чтобы перевязать и облегчить страдания.

В годы войны в рядах Красной Армии действовала почти 500-тысячная армия медицинских работников, в том числе 300 тыс. медсестер, подготовленных на курсах Красного Креста, более 500 тыс. сандружиниц.

Медиками в годы войны совершен великий подвиг милосердия: свыше 72% раненых и более 90% больных воинов было возвращены в строй. Благодаря усилиям медицинских работников число случаев инфекционных заболевания в армии не превысило 5-6%. Всего в годы войны была оказана помощь 10 млн. раненым солдатам и офицерам.

Подлинный героизм в годы войны повседневно проявляли медицинские сестры переднего края войскового звена. Суровая статистика показывает потери личного состава военных медиков переднего края занимают второе место после потерь солдат стрелковых рот и батальонов. Они оказывали помощь раненым под пулями и снарядами, постоянно рискуя жизнью. Война стала для них подвигом милосердия.

Самоотверженность и героизм советских медиков, проявленный в годы войны, получили высокую оценку государства: 116 тыс. медработников награждены орденами и медалями, 53 - присвоено высокое звание Героя Советского Союза и среди них 17 медицинских сестер и санитарок. 27 медицинских сестер удостоены специальной награды Международного Комитета Красного Креста - «Медали Флоренс Найтингейл».


ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ


После войны были увеличены сроки обучения медицинских сестер, введены новые профили. В 1954 году в соответствии с постановлением Совета Министров СССР были унифицированы сроки обучения в зависимости от общей подготовки (на базе 8-летнего и 10-ленего образования). В 1956 году вышло положение об организации института главных медсестер. В большинстве своем медсестра послевоенного времени была помощником врача и выполняла его предписания. Так продолжалось до 1988 года.


Создание ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения).


ВОЗ - одно из крупнейших специализированных учреждений ООН. Днем официального учреждения ВОЗ считается 7 апреля 1948 года день ратификации Устава Организации 26 государствами - членами ООН. В качестве главной цели Организации Устав ВОЗ провозгласил служение гуманной идее - «достижению всеми народами возможно высшего уровня здоровья».


X этап (1990 по настоящее время)


На протяжении многих десятилетий сестринскому делу в нашей стране не уделялось достаточно внимания, что привело к значительному отставанию этой сферы здравоохранения от уровня развития науки, современных медицинских технологий и негативно сказалось на качестве сестринской помощи. До последнего времени традиционно считалось, что медсестра - это вспомогательный технический помощник врача, "работающей по его указаниям и под его наблюдением". Что эта профессия призвана помочь пациенту чисто в физическом плане ( сделать инъекцию. поставить капельницу и т.д.) Что же касается переживаний пациента, его жизни в больницы - эти вопросы не затрагивали деятельность медсестры.

За последние 20 лет в связи с изменениями в здравоохранении роль медицинской сестры значительно возросла, а значит существен­но повысились требования к профессиональной сестринской деятель­ности. Среди причин следует назвать: увеличение числа хронических больных и инвалидов, онкологических пациентов, постарение населе­ния; изменение государственности, связанный с этим жестокий соци­альным стресс, обнищание населения, удорожание врачебной помощи, экологическая катастрофа,

Начиная с 90-х годов были в корне пересмотрены обязанности медсестры. Начало положили конференции по сестринскому делу, проведенные по инициативе Ворлд Вижн. На одной из них, проходившей в августе 1993 года под девизом "Новые сестры для новой России", был принят пакет документов о преобразовании профессии "медсестра". Российские медсестры осознали, что они не просто помощники врач, не безликий средний медперсонал, а представители самостоятельной и очень важной профессии. И что самое главное - профессии, ориентированной на служение не абстрактному человеку, а каждому конкретному пациенту, нуждающемуся в уходе , заботе, в душевном тепле и чутком отношении медсестры.

Грамотная, высокообразованная медсестра не может, не хочет и не должна быть просто манипулятором, исполнителем назначений врача. Новая сестра - это полноправный коллега, партнер по медицинской команде, решающий общую задачу - вернуть или сохранить здоровье пациента.

С этой целью в России были пересмотрены программы обучения медсестер, созданы новые стандарты деятельности. Раньше предмет обучения медсестер назывался "Общий уход за больными", он включал в себя манипуляции, направленные непосредственно на облегчения физических страданий больного, но не решал вопрос его духовного и морального состояния. С 1992 года предмет стал называться "сестринское дело", кроме манипуляционной техники в него стали входить вопросы философии сестринского дела, сестринский процесс

С 03 - 05.11.98 состоялся I Всероссийский съезда средних медицинских работников, в Санкт-Петербург.

Обсудив вопросы состояния и мер по развитию сестринского дела в Рос­сийской Федерации съезд отметил, что свыше полутора миллионов специа­листов со средним медицинским обра­зованием несмотря на сложные эконо­мические условия вносят неоценимый вклад в развитие и реформирование системы здравоохранения сохране­ние и укрепление здоровья населения страны.

Несмотря на низкий уровень и за­держки выплаты заработной платы средние медицинские работники про­должают оказывать населению необхо­димую медицинскую помощь.

В рамках реализации Концепции развития здравоохранения и медицин­ской науки в Российской Федерации наряду с другими направлениями осу­ществляется реформа среднего меди­цинского образования введена много­уровневая система подготовки.

В настоящее время в 19 медицин­ских вузах страны осуществляется под­готовка специалистов с высшим сест­ринским образованием.

В 1997 г. утверждена номенклатура специальностей среднего медицинско­го и фармацевтического персонала,

В органах управления здравоохра­нением субъектов Российской Федера­ции вводятся должности главных специа­листов по сестринскому делу

Разработаны государственные обра­зовательные стандарты и стандарты пра­ктической деятельности медсестры тех­нологические протоколы сестринских ма­нипуляций и этический кодекс. Разработан проект Государственной программы развития сестринского дела в Российской Федерации. Большой вклад в развитие сестринского дела в стране вносят межрегиональная и территориаль­ные ассоциации медсестер.

Вместе с тем требуют решения мно­гие вопросы подготовки и организации работы средних медицинских кадров с учетом задач определенных Концепци­ей развития здравоохранения и меди­цинской науки в Российской Федера­ции имеющегося отечественного и меж­дународного опыта.


Литература

  1. Власов П.В. Обитель милосердия.- М.: Московский рабочий, 1991

  2. Вяткин В.В. Христовой церкви цвет благоуханный: жизнеописание преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Федоровны. М: изд. Православного Свято-Тихоновского богословского института, 2001

  3. Ганичева М., Кошелева В. Самые знаменитые красавицы России. - М.: Вече, 2002

  4. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия - М.; Изд. Эксмо, 2005

  5. Данилова А. Русские императоры, немецкие принцессы. Династические связи, человеческие судьбы. М.; Изд. Эксмо, 2004.

  6. Данилова А. Русские императоры, немецкие принцессы. Династические связи, человеческие судьбы. М.; Изд. Эксмо, 2004.

  7. Калеценбольген П. Подвиг милосердия. - М.; Изд. РОКК. 1993.

  8. Кудрина Ю.В. Императрица Мария Федоровна 1847-1928 гг - М.: Олма-Пресс , 2005

  9. Малая Е.В. История сестер милосердия.- Калуга: Альфа Computers, 1997

  10. Порудолинский В. Пирогов. - М.: Молодая гвардия, 1965


  1. Романюк В.П Лапотникова В.А. Накатис Я.А. История сестринского дела в России. - СПб: СПбГМА, 1998

  2. 100 великих женщин. Автор - составитель И.И. Семашко - М.: Вече. 1999

  3. Хетагурова А.К. Славные имена женщин России в истории сестринского дела.- М.: Медицинский проект, 2004

  4. Хечинов Ю. Ангелы - хранители. - М.: РИА ДЮМ, 1996

  5. Власов П.В. История образования медицинских сестер в России// Медицинская сестра.- 1987- № 3

  6. Мультановский М.П. История медицины. М.: Медгиз, 1961

  7. Самоилов В.О. История Российской медицины. - М.: Эпидвар, 1997

  8. Сребреников А.Б. Великая княгиня Елена Павловна и отечественная медицина// Клиническая медицина. 1991 № 10

  9. Никифоров Л.П. Благодетель человечества Викентий Поль -основатель общин сестер милосердия. М.: 1900

  10. Сорокина Т.С. История медицины. - М.: Изд. РУДН, 1992. т.1-2

  11. Соловьев З.П. Белогвардейская медицина// Избранные произведения. - М.: Медицина, 1970

  12. Бильрот Т. Домашний уход за больными.- М.: 1995

  13. Блинкин С.А. Героические будни медиков. М.: Медицина, 1980

  14. Д-р Герман Р.Л. Заслуги женщин в деле ухода за больными и ранеными. - Харьков, 1898

  15. Перфильева Г.М. Яровинский М.Я. Сердоболие милосердие гуманизм. - Мед.помощь. 1997 - № 5

  16. Перфильева Г.М. Флоренс Найтингейл и ее наследие. - Мед помощь. - 1998 № 6

  17. Мухина С.А. Тарновская И.И Теоретические основы сестринского дела/ Учебное пособие. - М.: Родник, 2001

  18. Черкасская Л.И. Основополагающие принципы Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. -М.: Институт проблем гуманизма и милосердия, 1993

  19. Иванюшкин А.Я., Хетагурова А.П. История и этика сестринского дела: Учебное пособие. -М.: ТО УЗНМЦ МЗ РФ, 2003

  20. Воропай А.А Н.И. пирогов и краснокрестное движение. М.: 1980

  21. Нилов Е. Боткин. М.: Молодая гвардия, 1966



© 2010-2022