• Преподавателю
  • Другое
  • Статья на темуФормы и приемы современных педагогических технологий для формирования коммуникативных УУД

Статья на темуФормы и приемы современных педагогических технологий для формирования коммуникативных УУД

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ДОЛГОПРУДНОГО


Автономное общеобразовательное учреждение

муниципального образования г. Долгопрудного

средняя общеобразовательная школа №1

(АОУ школа №1)










Тема: «Формы и приемы современных педагогических технологий для формирования коммуникативных универсальных учебных действий».



Учитель английского языка Шульга-Андреева М.В.



Август 2015

С 1 сентября 2015 г начинается переход на ФГОС ООО. В соответствие с концепцией модернизации образования вопросы обучения иностранному языку в условиях коллективного взаимодействия приобретают особое значение.

Приоритетной целью обучения иностранному языку в общеобразовательной школе всегда являлось формирование коммуникативной компетенции учащихся. В процессе коммуникации ребенок усваивает и перерабатывает информацию. Успешность коммуникации зависит от того, насколько ребенок может организовать свое речевое поведение в зависимости от задач общения.

Коммуникативная деятельность - это взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Содержательное ядро в развитии коммуникативной деятельности-это способность к согласованным действиям с учётом позиции другого


  • Слушать и слышать друг друга

  • С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

  • Адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

  • Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

  • Спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое

  • Вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Как сказал выдающийся французский ученый и философ

Паскаль Блез Все наше достоинство - в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы ничто. Постараемся же мыслить достойно - в этом основа нравственности».

В связи с этим многие психологи и педагоги утверждают, что коммуникативная компетенция результативна лишь в том случае, если ребенок обладает критическим мышлением.

Что такое критическое мышление? Критическое мышление не означает негативность суждений или критику, а предполагает рассмотрение разнообразия подходов, с тем, чтобы выносить основные суждения и решения, и, невзирая на авторитеты, умение выработать свое мнение в контексте учебной программы, приучает учащихся мыслить логично, формировать свою точку зрения и отстаивать её

Используя технологию «Критическое мышление» на уроках иностранного языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически использовать иностранный язык, а так же учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом.

Из этого можно сделать вывод, что цель данной технологии

- развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни

По технологии «Критическое мышление» используется модульный урок, состоящий из трех этапов:

  • Первая стадия - «вызов»

  • Вторая стадия - «осмысление»

  • Третья стадия - «рефлексия»

Каждая фаза критического мышления имеет свои цели и задачи, а также набор приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний

Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету)

Первая стадия - «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

- мозговой штурм

- кластеры

- концептуальное колесо

- прогнозирование (по портрету, картине, видеофрагменту)

- прогнозирование по ключевым словам

- таблица тонких и толстых вопросов

- формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте

- круги по воде

- таблица «З-Х-У»

- верные и неверные утверждения

С некоторыми приемами многие уже знакомы. Сегодня я хотела бы остановиться на некоторых из них.

«Кластеры»

Кластер («гроздь») - выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом.

Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер - графический прием систематизации материала

Правила очень простые. В центре - это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы.

Статья на темуФормы и приемы современных педагогических технологий для формирования коммуникативных УУД

«Концептуальное колесо»

Прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса. Например:

Статья на темуФормы и приемы современных педагогических технологий для формирования коммуникативных УУДСтатья на темуФормы и приемы современных педагогических технологий для формирования коммуникативных УУД

«Таблица тонких и толстых вопросов»

Для развития коммуникативных навыков можно использовать прием «тонкие и толстые вопросы». «Тонкие вопросы» предполагают однозначный и фактический ответ.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов. и просит учащихся (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа. В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа; либо вопросы, на которые они сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Who …?

What … ?

When … ?

Where … ?

Was it … ?

What was the name …?

Explain why … ?

Why do you think that … ?

Was his/her choice right or wrong to your mind?

What is the most important idea of the story?

What is the difference between … ?

Вторая стадия - «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Приемы:

  • чтение текста с маркировкой по методу «Insert»

  • стратегия «Идеал»

  • стратегия «Фишбоун»

  • зигзаг

  • выделение ключевых слов подчёркиванием

  • поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

  • чтение текста с остановками

  • метод «Шесть шляп мышления»

Стратегия «Идеал»

И - Идентифицируйте проблему. Проблема определяется в самом общем виде.

Д - Доберитесь до ее сути. Школьники формулируют проблему в виде вопроса. Он должен быть предельно точным, конкретным, начинаться со слова «как» (How), и в нем должны отсутствовать отрициния (частица «не»).

Е - Есть варианты решения. Генерирование как можно большего числа вариантов решения проблемы осуществляется посредством мозговой атаки. Любая критика здесь запрещена. Важно количество: чем больше решений, тем лучше (для графической организации идей можно использовать кластер).

А - А теперь за работу! Выбор оптимального варианта (вариантов). Теперь ученики взвесив все «за» и «против», выбирают лучший вариант(ы) решения проблемы.

Л - Логические выводы. Анализ действий, предпринятых для решения проблемы, логические выводы. этапе учащиеся анализируют проделанную ими работу.

Лист для решения проблем

1. What is the main problem? Какую главную проблему должны решить герои?

2. What important information have you found? Какой важной информацией снабдил нас автор?

3. What do you know else about this problem? Что еще вы знаете, что помогло бы решить проблему?

Что еще нужно знать героям?

4. Find 3 main solutions of the problem? Каковы три главных способа решения проблемы?

5. What is the most suitable solution? Why? Какой из выбранных вами способов наилучший и почему?

Стратегия «Фишбоун»

В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения или обсуждения выписывают факты, отражающие суть, факты. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме. Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширение представленных сведений.При этом технология работы может варьироваться.

Третья стадия - «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксиует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Приемы:

  • синквейн

  • возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям

  • достраивание кластера из ключевых слов

  • ответы на поставленные вопросы

  • организация устных и письменных круглых столов

  • организация различных видов дискуссий

  • написание творческих работ

  • исследования по отдельным вопросам темы

«Синквейн»

Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово «синквейн» происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

Статья на темуФормы и приемы современных педагогических технологий для формирования коммуникативных УУДСтатья на темуФормы и приемы современных педагогических технологий для формирования коммуникативных УУД

ОЦЕНОЧНОЕ ОКНО Все понятно, могу применить Понятно, но надо ещё подумать, почитать дополнительно Не все понятно, нужна консультация Ничего не понятно

Технология критического мышления дает учителю большие возможности в развитии коммуникативной компетенции учащихся на уроке иностранного языка в основной школе. Необходимо только адаптировать приемы данной технологии к возрастным особенностям учащихся.



© 2010-2022