Рабочая программа кружка Страна Читалия (2-4 класс)

Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Рассмотрено

на заседании координационно-аналитического центра «Поиск»

Протокол № 3

от « 02 » марта 20 15 г.

Принято

на педагогическом совете

Протокол № 4

от « 04 » марта 20 15 г.


Утверждено

приказом № 21/2

от « 04 » марта 20 15 г.







Рабочая программа

по дополнительному образованию

кружка

«Страна Читалия»

(2-4 классы)



(редакция 04.03. 2015 г.)





Педагог-библиотекарь:

Т.В. Фирстова







МБОУ Лицей «Эврика»

2015 г.

Структура рабочей программы


  1. Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики курса кружка.

  2. Общая характеристика курса кружка.

  3. Описание места курса кружка в учебном плане по дополнительному образованию.

  4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса кружка.

  5. Содержание курса кружка.

  6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

  7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

  8. Планируемые результаты изучения курса кружка.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основании Закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Закона Республики Хакасия от 5 июля 2013 г. №60-ЗРХ «Об образовании в Республике Хакасия», Закона РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Закон РФ от 29 декабря 1994 г. (ред. от 02.06.2013 г.) № 78-ФЗ «О библиотечном деле», Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 29.12.2014 г.) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Лицей «Эврика», СанПиН 2.4.2.2821-10.

Школьные библиотеки (медиатеки) - неотъемлемая часть образовательного процесса в целом и необходимое звено в реализации стандартов второго поколения. Они призваны поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в концепции школы и школьной программы.

Сегодня в нашей стране ведётся серьёзная работа по привлечению внимания к проблемам чтения, так как отмечается снижение интереса к нему. Библиотека призвана развивать и поддерживать в детях привычку и радость чтения и учения, а также потребность пользоваться библиотекой в течение всей жизни.

Библиотечный кружок способствует развитию самостоятельной творческой активности учащихся, раскрывает перед ними премудрости пользования библиотекой. Программа кружка преследует цель убеждения ребёнка в необходимости освоения библиотечной грамотности и вызывания у него устойчивого интереса к книге.

Программа ориентирована на обучающихся 2-4 классов, рассчитана на один час в неделю, на обучение в течение одного года

Цели программы:

1. Развитие у обучающихся устойчивого интереса к книге.

2. Привитие первоначальных навыков работы с книгой, журналом.

3.Формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников, поддержка детских объединений и ученического самоуправления.

4. Научить ориентироваться в библиотечном пространстве.

Задачи:

1. Приобщение детей к чтению.

2. Пропагандирование ценностей чтения и книги.

3. Приобщение к правилам хранения и обращения с книгой, знакомство со способами обнаружения и устранения появившихся дефектов.

4. Воспитание коллективизма, формирование навыков самостоятельной работы, формирование элементов творчества, познавательной активности.


2. Общая характеристика курса кружка

Программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.

Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом.

Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.

Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы с различными жанрами публицистического стиля.

Региональный компонент (материал): посещение библиотек поселка, совместная работа с учителями Лицея.

Виды деятельности обучающихся и формы проведения занятий:

  • теоретические занятия;

  • творческий практикум;

  • работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.);

  • анкетирование;

  • социологический опрос;

  • экскурсии;

  • участие в школьных и поселковых мероприятиях.

3. Описание места курса кружка в учебном плане по дополнительному образованию

Курс кружка «Страна Читалия» входит в часть учебного плана по дополнительному образованию (на бесплатной основе), формируемого участниками образовательных отношений научно-познавательного направления. Настоящая программа рассчитана на 1 год (34 часа) и в целом носит пропедевтический характер, учитывая возрастные особенности обучающихся. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.


4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Работа по данной программе способствует формированию нравственных качеств личности, социальной активности, развитию гуманистического, демократического, диалогического мышления, учит оценивать себя как личность, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности

В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию:

  1. основ гражданской идентичности личности - патриотическое воспитание;

  2. основ социальных компетенций - опыт социальных и межличностных отношений.

В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия. Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

  1. формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с библиотекарем и со сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

  2. определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации.

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией.

Предметными результатами изучения курса кружка является сформированность следующих умений:

  1. усовершенствование приобретённых на первой ступени навыков работы с информацией;

  2. работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

  3. усовершенствование навыка поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках;

  4. использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях.

Учащиеся получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.


5. Содержание курса кружка

Тема 1 .Вводное занятие. Знакомство с программой кружка. (1ч.)

Тема 2. Правило поведения в библиотеке. (1 ч.)

Тема 3. Путешествие в Книжное царство. Путешествие по библиотеке. Знакомство с библиотечным фондом. Библиотекарь - кто он? (2ч.)

Тема 4. Книга в жизни человека. Знакомство со структурой книги. Заочное путешествие по станциям «Бумажная», «Сказочная», «Остров загадок», «Дом Всезнайки». Практическое занятие «Книжкина больница» - ремонт книг. Методы самостоятельной работы с книгой. Отзыв о книге. (8 ч.)

Тема 5. «У нас в гостях Её Величество Книга». «В гости к русской сказке»- инсценировка сказки. Литературная гостиная, посвящённая творчеству Я.Л. Акима.

«Что такое Новый год?» Кроссворд «Новогодний». Презентация «Новый год в разных странах». Конкурс рисунков по произведениям К.И.Чуковского. Знакомство с Красной книгой Республики Хакасия. Практическое занятие по малым формам русского фольклора «Словесные игрушки». Составление и проведение викторин.

Оформление книжных выставок. Презентации выставок для учащихся начального звена. Мероприятие, посвящённое творчеству Сутеева В.Г., с просмотром мультфильмов. «Слово о матери» (презентация). «Твои первые словари и энциклопедии». «Старая, старая книжка» (путешествие в прошлое книгопечатания). (15 ч.)

Тема 6.Знакомство с художниками-иллюстраторами. Беседа-презентация о художниках-сказочниках, художниках-анималистах. «Презентация «Наши любимые художники-иллюстраторы». (3 ч.)

Тема 7. Праздник детских журналов. Подготовка презентации «Моя любимая страничка». (2 ч.)

Тема 8. Чему я научился на занятиях кружка. Подготовка творческих работ. Итоговое занятие. Конкурс «Книгоград приглашает друзей». (2ч.)


6. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности


№ п/п

Содержание

Общее кол-во часов по разделу

Виды деятельности

Вводное занятие. Знакомство с программой кружка.

1

Беседа.

Знакомство с правилами поведения в библиотеке.

1

Беседа.

Путешествие в Книжное царство. Путешествие по библиотеке.

2

Беседа, практическое занятие.

Знакомство с библиотечным фондом. Библиотекарь - кто он?

Книга в жизни человека.

8

Беседа, викторина, практические занятия.

Знакомство со структурой книги.

Заочное путешествие по станциям «Бумажная», «Сказочная», «Остров загадок», «Дом Всезнайки».

Практическое занятие «Книжкина больница» - ремонт книг.

Методы самостоятельной работы с книгой.

Отзыв о книге.

«У нас в гостях Её Величество Книга».

15

Презентации, просмотр мультфильмов, практические занятия, литературная гостиная, беседы, инсценировки. Подготовка и проведение книжной выставки.

«В гости к русской сказке»- инсценировка сказки.

«Что такое Новый год?» Кроссворд «Новогодний».

Презентация «Новый год в разных странах».

Литературная гостиная, посвящённая творчеству Я.Л. Акима.

Конкурс рисунков по произведениям К.И.Чуковского.

Знакомство с Красной книгой Республики Хакасия.

Практическое занятие по малым формам русского фольклора «Словесные игрушки».

Составление и проведение викторин.

Оформление книжных выставок.

Презентации выставок для учащихся начального звена.

Мероприятие, посвящённое творчеству Сутеева В.Г., с просмотром мультфильмов.

«Слово о матери» (презентация).

«Твои первые словари и энциклопедии».

«Старая, старая книжка» (путешествие в прошлое книгопечатания).

Знакомство с художниками-иллюстраторами.

3

Беседа, выставка, практическое занятие.

Беседа-презентация о художниках-сказочниках, художниках-анималистах.

Презентация «Наши любимые художники-иллюстраторы».

Праздник детских журналов.

2

Выставка-беседа, практическое занятие.

Подготовка презентации «Моя любимая страничка».

Чему я научился на занятиях кружка. Подготовка творческих работ.

2

Практическое занятие. Творческие работы. Конкурс.

Итоговое занятие. Конкурс «Книгоград приглашает друзей».

Итого: 34 занятия.

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

  1. Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам: материалы в помощь проведению занятий с младшими школьниками. Вып. 1 / Рос. акад. образования; Гос. науч. пед. б-ка им. К. Д. Ушинского; сост. Г. В. Чулкина. -3-е изд., стереотип. - М.: ГНПБ. - 2000. - 59 с.

  2. Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам: материалы в помощь проведению занятий. Вып. 2. / Рос. акад. образования; Гос. науч. пед. б-ка им. К. Д. Ушинского; сост. Г. В. Чулкина. - 2-е изд., стереотип. - М.: ГНПБ. - 2000. -139 с.

  3. Библиотечно-библиографические знания школьникам: практ. пособие / В. Г. Валькова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Книжная палата, 1989. - 216 с.

  4. Гендина Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждений: учеб-метод. пособие. / Н. И. Гендина. - 2-е изд., перераб. - М.: Школьная б-ка, 2003. - 296 с.

  5. Громова О. Развитие информационной грамотности учащихся в школьной и детской библиотеке / О. К. Громова // Библиотека в школе. - 2006.- № 17. - 24 с.

  6. Дидактические и методические основы разработки учебных программ по формированию и повышению уровня информационной культуры различных читательских групп школьных библиотек // Краткий справочник школьного библиотекаря. - СПб.: Профессия, 2001. - С. 337-343.

  7. Кашурникова Т. М. Чудо, имя которому - книга. / Т. М. Кашурникова. - М.: Школьная библиотека, 2006. - 104 с. (Рабочая тетрадь по основам информационной грамотности)

  8. Коготков Д. Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, технология, управление: учебник / Д. Я. Коготков. - СПб.: Профессия, 2003. - 304 с.

  9. Коряковцева Н. А. Техники информационно-библиотечной работы: учеб.-практ. пособие/ Н. А. Коряковцева. - М.: Либерия, 2004. -135 с.

  10. Любителям чтения о книгах и библиотеках: хрестоматия для 5-6 кл. / сост. В. Г. Валькова, Т. С. Рождественская. - М.: Моск. ин-т развития образоват. систем, 1993.

  11. Справочник библиотекаря / под ред. А. Н. Ванеева, В. А. Минкиной.- СПб.: Профессия, 2000. - 432 с.

  12. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко. - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. - 511 с.


8. Планируемые результаты изучения курса кружка «Страна Читалия»

Учащиеся получат опыт социальных и межличностных отношений.

Учащиеся научатся:

  • давать обобщённую характеристику текста;

  • в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал;

  • составлять план и использовать его в устных и письменных высказываниях;

  • строить связные высказывания, используя различные жанры;

  • фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;

  • участвовать в дискуссии, обсуждении.

На занятиях учащиеся получают первичные навыки:

  • работы с разной литературой;

  • использования знаний художественной литературы.

Занятия развивают фантазию, память, психологические навыки, коммуникабельность, умение ориентироваться в любой ситуации, повышают грамотность. На занятиях проводятся практические работы.



© 2010-2022