Доклад на тему «Воспитание детей в осетинской семье»

В условиях радикальноэкономических, политических и духовных преобразований, в государственной системе образования наметились тенденции возрождения народных традиционных форм воспитания и социализации подрастающего поколения. Весьма очевиден и тот факт, что возрождение традиционной культуры воспитания в рамках этнических отдельных этнических образований, в частности в осетинского народа, изучения богатого Осетии, невозможно без национальной ориентации, учёта психологоособенностей воспитательного ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В
ОСЕТИНСКОЙ СЕМЬЕ

В условиях радикальноэкономических, политических и духовных преобразований, в государственной системе образования наметились тенденции возрождения народных традиционных форм воспитания и социализации подрастающего поколения. Весьма очевиден и тот факт, что возрождение традиционной культуры воспитания в рамках этнических отдельных этнических образований, в частности в осетинского народа, изучения богатого Осетии, невозможно без национальной ориентации, учёта психологоособенностей воспитательного опыта, накопленного на протяжении веков. В наше время социальная роль национальной школы и национального образования заключается в том, что они строятся с учётом региональных особенностей территории обитания этносов, уникальности социокультуры, этнопсихологических особенностей населения. Такой подход к возрождению современной школы будет способствовать передаче подрастающему поколению исторически накопленных народом духовно-нравственных ценностей, традиций, нравственных и религиозных устоев, что в конечном итоге, обусловливает дальнейшее социально-экономическое и культурное развитие нации.

В воспитании детей имелись два возрастных рубежа, соответствовавших приблизительно 6-8 и 10-12 годам и выявлявших традиционные половозрастные градации. Лет до 6-8 дети, независимо от пола, пользовались большой свободой. Все дети бегали, играли, непринужденно общались друг с другом. Запрещалось относительно немногое: например, чтобы мальчики и девочки вместе купались в реке. Приобщение детей к труду сводилось к таким незначительным занятиям, как, например, подать какую-нибудь легкую вещь, но затем девочек начинали постепенно обособлять от мальчиков и, как правило, раньше привлекать к работам по хозяйству. «Уже к девочке 6-8 лет, - писал М. А.Мисиков, - начинают предъявлять более строгие требования, нежели к однолеткам-мальчикам» .Ее посылали с поручениями, приучали к уходу за младшими детьми и к обслуживанию старших членов семьи. Привлекали ее к уборке дома и к приготовлению пищи, к работе на огороде и в особенности к различным женским домашним промыслам и рукоделиям: шитью, вязанию, вышиванию и т.д.

Из прививавшихся детям нравственных качеств особое значение придавали чувству долга и родственной солидарности, дисциплинированности и вежливости, сознанию мужского достоинства и женской чести. Человек из хорошей семьи, с хорошей репутацией не мыслился без знания народных обычаев и правил этикета. Помимо досконального знания норм взаимоотношений между старшими и младшими в семье, о чем уже говорилось раньше, дети должны были хорошо усвоить нормы поведения в обществе. Они должны были помнить, что каждый взрослый вправе попросить их об услуге, и отказать в ней нельзя. Им полагалось помнить все знаки внимания, оказываемые мужчиной женщине, а женщиной мужчине. Нужно было в совершенстве изучить законы гостеприимства и его изощренный этикет и т.д. и т.п.

Семейное и семейно-родственное воспитание дополнялось еще более широким общественным. Ни один сосед и вообще житель селения не оставался равнодушным к замеченному им проступку ребенка и в зависимости от степени вины делал замечание сам или рассказывал родителям. А поскольку жизнь детей и тем более подростков протекала не только в ограде двора, но и на улицах, обрядовых сборищах и т.п., роль общества в формировании подрастающего поколения была очень заметной. Семья в этом отношении, как и во многих других, находилась под неформальным контролем родни и односельчан. Отчасти дело обстояло так и в городах, где сходную роль играл городской квартал.

На детей старались воздействовать не столько угрозами и наказаниями, сколько уговорами, урезониванием и прежде всего добрым примером. К обычным детским проступкам относились снисходительно. Если ребенок шалил, то мать или бабушка останавливали его словами или легким шлепком. Даже грубый окрик в случае неповиновения воспринимался как позор и для того, на кого кричали, и для того, кто кричал. В более серьезных случаях вмешивались отец или дед. Виновного лишали ожидаемой обновки, не разрешали садиться на лошадь, посылали вне очереди пасти скот. Телесные наказания применялись очень редко. Те, кому приходилось прибегнуть к такой крайности, просили никогда больше не доводить их до этого и предпочитали ничего не говорить односельчанам. Объясняли это так: если человеку приходится бить своего ребенка, то, значит, он не сумел его воспитать, а стало быть, должно быть стыдно не столько ребенку, сколько ему самому.

Заключение В современном обществе идёт переосмысление общечеловеческой культуры (прежде всего духовной), традиций и обычаев народов. Это связано с обновлением общественной жизни по линии демократизации и гуманизации социальных отношений, в основе которых лежит удовлетворение национально - культурных потребностей, чтоприводит к росту национального самосознания, ориентированного на общечеловеческие ценности.

Доклад

на тему

«Воспитание детей в осетинской семье»

Доклад на тему «Воспитание детей в осетинской семье»





Преподаватель: Гутиева И.Д.

© 2010-2022