Рабочая программа по краеведению Воронежской области в 10 классе

Раздел Другое
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Хреновская средняя общеобразовательная школа № 1


«Принято»

Руководитель МО

_____________Т.В.Солдатенко


Протокол № ___ от

«____»____________2015 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы

по УВР


_____________ Т.П.Ступина

«____»____________2015 г.


«Утверждено»

Директор школы

_____________Е.В. Михайлова



Приказ № ___ от «___»____2015 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учителя истории и обществознания

Гречанюк Ирины Анатольевны


по учебному предмету


«Историко-культурное краеведение

Воронежской области»


10 класс








Рецензент - Ступина Т. П. учитель истории и

обществознания (ВКК)




2015 - 2016

учебный год


Пояснительная записка

Данная программа ориентирована на учащихся 10 класса и составлена на основе:

Программы курса в 5-11 классах образовательных учреждений Воронежской области «Краеведение»/ сост. авторский коллектив: Корниенко Н.Г., Ершова А.В., Чурляев Ю.А., Лившиц Б.Р., Веденеева Г.И., Канина Т.И., Васильева Е.В., Мамедова Л.Б., Корчагина Э.В., ВОИПКРО, 2008. А так же в соответствии с приказом №760 Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27 июля 2012 г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области.

Краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности и патриотизма. Оно раскрывает обучающимся, связи родного края, города, села с «большой» Родиной, помогает уяснить единство истории каждого города, села с историей и жизнью нашей страны. Программа рассчитана на количество часов, 1 час в неделю - 35 часов в год.

Цели краеведческого образования

Изучение культурно-исторического наследия родного края необходимо, чтобы учащийся:

Понимал свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовал с ним

Осознавал значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;

интересовался жизнью края;

Умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его объекте, деятельности людей;

Задачами предмета является формирование следующих умений учащихся:

Соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;

использование текста исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ.

Школьники в процессе урочной или внеурочной деятельности приобретают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом. Эта деятельность может иметь различные уровни по степени сложности: от простого усвоения исторических знаний на уроках или внеклассных занятиях до поиска новых знаний. Участие детей в историко-краеведческой деятельности способствует углубленному изучению истории своей родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края.






Требования к результатам обучения и освоению содержания курса


Изучение учебного предмета «Историко-культурное краеведение» в 10 классе даёт возможность обучающимся, достичь следующих результатов.

в направлении личностного развития:

- приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной;

-содействие гармоничному развитию личности школьника;

-совершенствование духовных и физических потребностей;

-формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;

-гуманное отношение к окружающей среде;

-воспитание патриотизма, любви к родному краю;

-создание условий для социальной адаптации и профессионального самоопределения.

в метапредметном направлении:

- расширение и углубление знаний учащихся дополняющих школьную программу по истории, биологии, географии, литературе; изобразительному искусству.

- использовать приобретенные знания при написании творческих работ.

в предметном направлении :

- что изучает историко-культурное краеведение;

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края.









Содержание

10 класс - 35 часов.

Введение. (1 ч)

Раздел 1. Воронежский край: страницы истории (2 ч)

Раздел 2. Из истории районов Воронежской области (2 ч)

Раздел 3. Народные обряды. Календарные обряды и праздники. Обряды жизненного цикла (10 ч)

Календарные обряды и праздники. Земледельческий календарь. Зимние святки. Рождество. Новый год. Крещение. Масленица. Великий пост. Пасха.

Вознесенье, Троица. Проводы русалки. Иван Купала. Петров день. Обряды жизненного цикла. Свадебный обряд.

Раздел 4. Традиционный крестьянский костюм Воронежского края.( 5час)

Особенности традиций в костюмах крестьян Воронежского края. Мужской костюм. Женский костюм. Праздничная одежда.

Раздел 4. Художественные ремесла и промыслы Воронежского края (5 ч)

Домашние и художественные ремесла. Ткачество. Деревообработка. Гончарное дело

Раздел 6. Воронежские народные сказки и песни ( 5час )

Воронежский фольклор. Сборник сказок Афанасьева. Сказки Бобровского уезда. Куприяниха. А.Н. Королькова. Народные песни.

Раздел 7. Духовно-религиозная жизнь Воронежского края (5 час)

Святые места Воронежского края. Воронежская епархия. Покровский кафедральный собор. Воронежские монастыри. Святые имена. Святитель Митрофан Воронежский. Святитель Тихон Задонский. Святой Петр.





Календарно-тематическое планирование по учебному предмету « Историко-культурное краеведение Воронежской области» 10 класс


№ п/п

Дата

(план)

Дата

(факт)

Тема урока

Вид и тип занятия

Оборудование

Открытые уроки

Примечание

(повторение ключевых моментов курса, межпредметные связи)






Наглядные пособия, ЦОР


ТСО, средства Интернет












1



I.Введение (1 час)








Раздел 1.Воронежский край: страницы истории (2 ч)

изучение нового материала





2



Воронежский край: страницы истории

комбинированный


Ноутбук, плазменная панель



3



Воронежский край: страницы истории

Мини-проект

Доклады и презентации учащихся

Ноутбук, плазменная панель





Раздел 2. Из истории районов Воронежской области (2 ч)







Ноутбук,



4



Из истории районов Воронежской области


практикум

презентации учащихся

плазменная панель


5



Из истории районов Воронежской области

Заочная экскурсия


Ноутбук, плазменная






Раздел3. Народные обряды. (10 ч)




6



Календарные обряды и праздники.

комбинированный


Презентация к теме

Ноутбук, плазменная панель



7



Земледельческий календарь.

практикум





8



Зимние святки. Рождество. Новый год.

комбинированный


Доклады и презентации учащихся




9



Крещение. Масленица

комбинированный


Доклады и презентации учащихся

Ноутбук, плазменная панель



10



Великий пост. Пасха

комбинированный

Доклады и презентации учащихся




11



Вознесенье, Троица.

комбинированный






12



Проводы русалки. Иван Купала. Петров

лекция


Ноутбук, плазменная панель



13



Обряды жизненного цикла.

комбинированный





14



Свадебный обряд.

исследование

Доклады и презентации учащихся




15



Повторение по теме: Календарные обряды и праздники.

семинар








Раздел 4. Традиционный крестьянский костюм Воронежского края (5 час)






16



Особенности традиций в костюмах крестьян Воронежского края.

лекция


Ноутбук, плазменная панель



17



Мужской костюм.

экскурсия в школьный музей


Ноутбук, плазменная панель



18



Женский костюм.

комбинированный





19



Праздничная одежда

исследование

Доклады и презентации учащихся

Ноутбук, плазменная панель



20



Повторение по теме: Традиционный крестьянский костюм Воронежского края

тест







Раздел 5.Художественные ремесла и промыслы Воронежского края (5 час)






21





Домашние и художественные ремесла.

комбинированный


Ноутбук, плазменная панель




22



Домашние и художественные ремесла.

Мини -проект





23



Ткачество. Деревообработка.

практикум


Ноутбук, плазменная панель



24



Гончарное дело

комбинированный





25



Повторение по теме: Промыслы и ремесла.

зачет







5. Духовно-религиозная жизнь Воронежского края (5 час)





26



Святые места Воронежского края.

комбинированный


Ноутбук, плазменная панель



27



Воронежская епархия.

комбинированный


Ноутбук, плазменная панель



28



Покровский кафедральный собор.

размышление

Доклады и презентации учащихся

Ноутбук, плазменная панель



29



Воронежские монастыри.

практикум

Доклады и презентации учащихся

Ноутбук, плазменная панель



30



Святые имена.

размышление

Доклады и презентации учащихся

Ноутбук, плазменная панель



31



Святитель Митрофан Воронежский.

комбиниров





32



Святитель Тихон Задонский.

комбиниров





33




Святой Петр.

комбиниров






34



Повторение по теме:

«Духовно-религиозная жизнь Воронежского края»

контрольная работа




35



резерв






Итого: проверочных работ (тестовые работы, зачёты) - 2;

внеурочных занятий - 13 (38%)

Рецензия

На рабочую программу учителя истории и обществознания МКОУ Хреновская СОШ №1 Гречанюк И.А.

по учебному предмету «Историко-культурное краеведение Воронежской области» 10 класс

Рабочая программа составлена на основе следующих документов:

Программы курса в 5-11 классах образовательных учреждений Воронежской области «Краеведение»/ сост. авторский коллектив: Корниенко Н.Г., Ершова А.В., Чурляев Ю.А., Лившиц Б.Р., Веденеева Г.И., Канина Т.И., Васильева Е.В., Мамедова Л.Б., Корчагина Э.В., ВОИПКРО, 2008. А так же в соответствии с приказом №760 Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27 июля 2012 г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области.

Краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности и патриотизма. На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю (35 часов в год).

В программе представлены:

- пояснительная записка;

- содержание программы;

- требования к результатам обучения и освоению содержания курса в направлениях личностного развития, метапредметном и предметном направлениях;

- календарно-тематическое планирование, включающее наименование разделов и тем, количество часов, отведенных на их изучение, перечень оборудования, необходимого для обеспечения учебного процесса, количество часов, отведенных на проверочные работы (тестовые работы, зачеты) и внеурочную деятельность;

- учебно- методическое и техническое обеспечение курса.

В содержании каждого раздела представлены темы, соответствующие действующим стандартам.

Доля внеурочной деятельности по предмету составляет 13 уроков (38%)

Рецензент:________Т.П.Ступина учитель истории и

обществознания (ВКК)





Учебно-методическое и техническое обеспечение предмета


Литература.

Для учащихся:


  1. Загоровский В. П. Воронеж: историческая хроника. Воронеж. 1989 год

  2. З.Я. Анчиполовский, М.И.Баранникова «Историко-культурное краеведение Воронежской области.» Учебное пособие. Воронеж. Центр духовного возрождения Чернозёмного края. 2012 год

  3. Люби и знай родной край. Под редакцией Табачникова Б. Я. Воронеж. 2009 год

  4. Кононов В. И. Памятники Воронежа и Воронежской области. Воронеж. 1979 год

  5. Литвинов Р. Н. Навечно в памяти народной. Воронеж. 1980 год

  6. Панова В. И. История Воронежского края. Учебно-методическое пособие. Воронеж. 2004 год Загоровский В. П. Воронеж: историческая хроника. Воронеж. 1989 год

Для учителя:

1.Панова В. И. История Воронежского края. Учебно-методическое пособие. Воронеж. 2004 год

2. Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я / В.П. За-горовский. - Воронеж, 1982

3. Люби и знай родной край: учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ. Науч. ред. Б. Я. Табачников. Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2008.

Информационно-коммуникативные средства

Интернет-ресурсы

http//hlkles.narod.ru

Технические средства

компьютер,плазменная панель


© 2010-2022