- Преподавателю
- Другое
- Программа по ОБЖ
Программа по ОБЖ
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Фазлиев Ф.Ф. |
Дата | 22.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГАПОУ
«Арский АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
КОЛЛЕДЖ ФИЛИАЛ №2»
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЖ
2014-15 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО)
110800.02 Мастер сельскохозяйственного производства.
Организация-разработчик ГАПОУ СПО «Арский агропромышленный профессиональный колледж»
Разработчик: Фазлиев Ф Ф.
Рекомендована Методическим Советом ГАПОУ СПО
«Арский агропромышленный профессиональный колледж»
Заключение методического совета протокол №____________
от «____»__________20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации учебной дисциплины
9
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
10
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЖ
1.1. Область применения программы
программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО
110800.02 Мастер сельскохозяйственного производства.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен различать и знать:
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних
и внутренних угроз;
наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом;
правила поведения при угрозе террористического акта;
государственную политику противодействия наркотикам;
основные меры по профилактике наркомании.
Ученик должен уметь и применять в практической деятельности и в повседневной жизни:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную
безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природе;
оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 112 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающеюся 74 часов;
самостоятельной работы обучающегося 38 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
112
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
74
в том числе:
практические занятия
8
контрольные работы
5
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
38
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Часть 1 . Раздел 1.
Ситуации, связанные с выбросом ядовитых веществ.
11
Введение
- Объекты, на которых находятся химически опасные вещества.
2
1
Тема 1.1. Опасные и чрезвычайные ситуации, связанные с выбросом ядовитых веществ.
- Краткая характеристика сильнодействующих ядовитых веществ.
2
1
Тема 1.2. Современные средства массового поражения и их поражающие факторы.
- Ядерное оружие
4
2
- Химическое оружие.
- Бактериологическое (биологическое) оружие.
- Защита населения от оружия массового поражения.
Тема.1.3.Оповещение и информирование населения об опасностях и чрезвычайных ситуациях.
Контрольная работа по теме «Опасные и чрезвычайные ситуации, связанные с выбросом ядовитых веществ»
2
2
Практическая работа
- Способы защиты населения и неотложная помощь.
- Порядок действия населения при нахождении в учебном заведении, дома, на улице, в транспорте.
1
2
- Самостоятельная работа по теме «Современные средства массового поражения и их поражающие факторы»
3
Раздел 2.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
14
Тема.2.1 Гражданская оборона составная часть обороноспособности страны.
- Необходимость создания РСЧС и её задачи.
- Права и обязанности граждан в области чрезвычайных ситуаций.
2
Тема 2.2. Содержание и задачи гражданской обороны объекта
- Основные понятия и задачи ГО
- Организация ГО в учебном заведении.
- План мероприятий и действия обучающихся.
3
3
Самостоятельная работа по темам Гражданская оборона составная часть обороноспособности страны. Содержание и задачи гражданской обороны объекта
4
Тема 2.3. Организация защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного времени.
- Вероятные чрезвычайные ситуации природного и техногенного
характера для данного района.
- Классификация защитных сооружений.
- Противорадиационные укрытия.
- Правила поведения в защитных сооружениях.
5
3
Тема.2.4. Классификация и назначение средств индивидуальной защиты.
- Состав и назначение средств индивидуальной защиты.
- Классификация средств индивидуальной защиты.
2
3
Практическая работа
- Средства защиты органов дыхания.
- Фильтрующие противогазы.
- Другие средства защиты органов дыхания.
2
3
Самостоятельная работа по темам: «Организация защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного времени», «Классификация и назначение средств индивидуальной защиты».
2
Раздел 3.
Здоровый образ жизни и его составляющие.
19
Тема 3.1. Здоровье человека и профилактика заболевании
- Составляющие здоровья человека.
2
2
Тема 3.2. Значение двигательной активности и закаливания для здоровья организма.
- Двигательная активность и здоровье человека.
- Биоритмы и здоровье человека.
4
2
Самостоятельная работа по темам: «Здоровье человека и профилактика заболевании», «Значение двигательной активности и закаливания для здоровья организма».
6
Тема 3.3. Вредные привычки и их влияние на организм человека.
- Факторы, разрушающие здоровье.
- Никотиновая зависимость.
- Пьянство и алкоголизм.
- Наркомания и токсикомания.
8
2
Тема 3.4. Причины возникновения сердечной недостаточности.
- Понятие и определение сердечной недостаточности.
- Инсульт: причины возникновения.
2
2
Контрольная работа по теме «Здоровье человека и профилактика заболевании»
2
2
Практическая работа
- Режим труда и отдыха.
- Закаливание и профилактика заболеваний.
1
3
Самостоятельная работа по темам: «Вредные привычки и их влияние на организм человека», «Причины возникновения сердечной недостаточности».
4
Часть II. Подготовка к военной службе.
Раздел 4.
Возникновение и развитие В С России.
11
Тема 4.1. История создания Вооруженных Сил России.
- Понятие Родины.
- Рождение регулярной армии.
- Героические страницы Российской Армии.
- Армия Советской России.
- Роль Советской Армии в разгроме фашизма.
2
2
Тема 4.2. Организационная структура Вооруженных Сил России.
- Роль и задачи Российской Армии на современном этапе.
- Структура и управление Вооружёнными Силами.
- Виды Вооруженных Сил России.
- Рода войск и другие силовые структуры.
- Мотострелковое отделение.
2
2
Самостоятельная работа по темам: «История создания Вооруженных Сил России», «Организационная структура Вооруженных Сил России».
2
Тема 4.3. Функции и задачи Вооруженных Сил России в системе обеспечения национальной безопасности.
- Роль Российской Армии в защите национальных интересов.
- Угрозы национальной безопасности.
- Военная доктрина Российской Армии.
- Реформирование армии и флота.
2
2
Тема 4.4. Вооружение и боевая техника Российской Армии.
- Ведущие образцы оружия Сухопутных войск.
- Принцип работы, уход и сбережение автомата.
- Современные танки и бронетранспортеры.
- Зенитно-ракетные комплексы.
- Самолеты и боевые корабли.
2
3
Контрольная работа по теме «История создания Вооруженных Сил России»
1
Самостоятельная работа по темам: «Функции и задачи Вооруженных Сил России в системе обеспечения национальной безопасности», «Вооружение и боевая техника Российской Армии».
2
Практическая работа
- Автомат Калашникова.
- Ручные гранаты и мины.
2
3
Раздел 5.
Боевые традиции и символы воинской чести армии России.
9
2
Тема 5.1. Патриотизм и верность воинскому долгу.
- Содержание патриотизма.
- Героизм татарстанцев в защите Отечества.
1
2
Тема 5.2. Памяти поколений - дни воинской славы России.
- Дни воинской славы России - благодарная память потомков.
- Значение их в памяти потомков
- Формы увековечения памяти российских воинов.
- Роль обучающихся в содержании могил и воинских захоронений.
2
2
Самостоятельная работа по темам: «Патриотизм и верность воинскому долгу», «Памяти поколений - дни воинской славы России».
2
Тема 5.3. Дружба и войсковое товарищество - слагаемые победы.
- Особенности воинского коллектива.
- Дружба и воинское товарищество.
- Роль взаимовыручки в бою и в решении повседневных задач.
2
2
Тема 5.4. Боевое Знамя - символ воинской чести, доблести и славы.
- Положение о Знамени и защита его в бою.
- Ритуал вручения.
- Государственные символы России.
- Флаг, герб и гимн Татарстана.
2
2
Самостоятельная работа по темам: «Дружба и войсковое товарищество - слагаемые победы», «Боевое Знамя - символ воинской чести, доблести и славы».
2
Тема 5.5. Ордена - почетные награды и воинские отличия за заслуги в бою и воинской службе.
- Возникновение наградной системы в России.
- Награды за заслуги в бою.
- Награды СССР и России за воинскую доблесть.
- Кавалеры высоких российских наград.
1
2
Тема 5.6. Ритуалы Вооруженных Сил России.
- Содержание и значение Военной присяги.
- Ритуал приведения к Военной присяге.
- Праздничные дни видов и родов войск.
- Порядок вручения вооружения и боевой техники.
- Проводы военнослужащих, уволенных в запас и отставку.
1
2
Самостоятельная работа по темам: «Ордена - почетные награды и воинские отличия за заслуги в бою и воинской службе», «Ритуалы Вооруженных Сил России».
2
Раздел 6.
Основы подготовки к военной службе
10
2
Тема 6.1. Размещение и быт военнослужащих.
- Размещение военнослужащих, проходящих службу по призыву.
- Содержание помещений.
- Распорядок дня воинской части
- Увольнение из расположения части.
1
2
Тема 6.2. Суточный наряд и его обязанности.
- Назначение суточного наряда.
- Состав суточного наряда и подготовка к службе.
- Основные обязанности дневального по роте.
- Порядок несения службы.
1
2
Самостоятельная работа по темам: «Размещение и быт военнослужащих», «Суточный наряд и его обязанности».
.
2
Тема 6.3. Организация караульной службы и обязанности часового.
- Понятие караула и его назначение.
- Виды караулов.
- Часовой и его неприкосновенность.
- обязанности часового.
1
2
Тема 6.4. Строй и его элементы.
- Обязанности военнослужащего перед построением и в строю.
- Хорошо в строю силён в бою
1
2
Самостоятельная работа по темам: «Организация караульной службы и обязанности часового», «Строй и его элементы».
2
Тема 6.5. Основы стрельбы из стрелкового оружия
- Разборка и сборка АКМ.
- Подготовка к ведению огня и меры безопасности.
1
2
Тема 6.6. Действия солдата в бою
- Порядок их выполнения.
- Выбор места для стрельбы.
- Самоокапывание и маскировка.
1
2
Практическая работа
- Способы передвижения на поле боя.
- Способы преодоления препятствий и заграждений.
- Основные понятия и элементы строя.
2
2
Самостоятельная работа по темам: «Основы стрельбы из стрелкового оружия», «Действия солдата в бою».
5
Урок контроля знания
Подготовка к зачету
Дифференцированный зачет
Всего:
2
74 часов
3
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Безопасность жизнедеятельности и охраны труда».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «ОБЖ»;
- объемные модели организационных структур ВС России;
- модели образцов АКМ-47
- образцы приборов.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
учебно-методическое видео-пособие «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы», «Сам себе МЧС», Видеостудия МЧС России «Премьер-УчФильм», г. Рязань, 2008
Видеокассета «Ракетные войска стратегического назначения России», «ВесТел Видео», 2001
Видеокассета «Оружие массового поражения и его поражающие факторы», «ВесТел Видео», 2001
Видеокассета «Общевоинские уставы Вооружённых Сил России. Внутренний порядок», «ВесТел Видео», 2001
Видеокассета «Военно-воздушные силы России», «ВесТел Видео», 2001
Видеокассета «Общевоинские уставы Вооружённых сил россии. Караульная служба.», «ВесТел Видео», 2001
Видеокассета «Выживание в автономных условиях. Строительство укрытий в лесу», «ВесТел Видео», 2001
Видеокассета «Выживание в автономных условиях. Тайга», «ВесТел Видео», 2001
Видеокассета «Военно-морской флот России», «ВесТел Видео», 2001
school-obz.org - "Основы безопасности жизнедеятельности" журнал МЧС России. Информационно-методическое издание для преподавателей.
informic.narod.ru/obg - Сайт учителя информатики, технологии и ОБЖ Разумова Виктора Николаевича. Раздел "Основы безопасности жизнедеятельности" - Нормативные документы, методические материалы, Тематическое планирование, Презентации, Тесты,
памятки, инструкции по охране труда, по безопасности,
образцы и макеты подручных и первичных средств пожаротушения (огнетушители различных марок, фрагмент внутреннего пожарного крана и др.);
средства индивидуальной защиты органов дыхания (газодымозащитные комплекты);
Интернет ресурсы
Энциклопедии
Словари
Кроссворды, ребусы, загадки.
Кодоскоп (графопроектор), видеомагнитофон, телевизор
Для преподавания учебного предмета ОБЖ на ступени основного общего образования используется учебно-методические комплекты по "Основам безопасности жизнедеятельности":
Основы безопасности жизнедеятельности, учебное пособие, 5кл., А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Б.И.Мишин, М.Просвещение, 2004.
Тематическое и поурочное планирование по основам безопасности жизнедеятельности: 5й класс: к учебнику МП.Фролова. С.В.Петров. - М.:АСТ: Астрель, 2008.
Основы безопасности жизнедеятельности, учебное пособие, 6кл. М.П.Фролов, ЕН.Литвинов, АТ.Смирнов, под редакцией ЮЛ.Воробьёва, М.Астрель. АСТ, 2003.
Тематическое и поурочное планирование по основам безопасности жизнедеятельности: 6й класс: к учебнику МП.Фролова. М.В.Галкина. - М.:АСТ: Астрель, 2008.
Основы безопасности жизнедеятельности, учебное пособие, 7кл. М.П.Фролов, ЕН.Литвинов, АТ.Смирнов, под редакцией ЮЛ.Воробьёва, М.Астрель. АСТ, 2008
Тематическое и поурочное планирование по основам безопасности жизнедеятельности: 7й класс: к учебнику МП.Фролова. А.Г.Малов-Гра. - М.:АСТ: Астрель, 2008.
Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/А.Т. Смирнов, М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов и др. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2000
А.Г. Малов-Гра «Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ. 8 класс.» - М.: АСТ: Аст-рель, 2008
Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/М.П. Фролов и др. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2000
Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: поурочные планы/ авт.-сост. Г.Н. Шевченко. - Волгоград: «Учитель», 2007
Безопасность жизнедеятельности: Учебн. - 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Э. А. Арустамова. - М.: Издательский Дом «Дашков и К°», 2001.
Большой энциклопедический словарь. - М.: Научное издательство «Боль- шая Российская энциклопедия». - СПб.: Норинт, 1997.
Здоровая семья / Пер. с англ. М. Г. Лунко, Д. А. Иванова.- М.: Крон- Пресс, 1994.
Конституция Российской Федерации (последняя редакция).
Лях В. И., Зданевич А. А. Физическая культура: Учебн. для учащихся 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / Под общ. ред. В. И. Ляха. - М.: Просвещение,2005-2006.
Мардерфельд В. Л. 500 тестов по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: пособ. для учителя. - СПб.: Просвещение, 2004.
Мардерфельд В. Л. Раздаточные материалы по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Пособ. для учителя. - М.: Просвещение, 2004.
Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2004.
Основы безопасности жизнедеятельности: Сб. заданий для проведения экзаменов в 9 кл. / [А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. - М.: Просвещение, 2006-2007.
Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник / [А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюпов; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. - М.: Просвещение, 2007.
Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения [Ю.Л. Воробьев, В. А. Тучков, Р. А. Дурнев; под общ. ред. Ю. Л. Воробьева]. - М.: Деловой экспресс, 2006.
Петров С. В., Бубнов В. Г. Первая помощь в экстремальных ситуациях: Практическое пособие. - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2000.
Противодействие терроризму: Учебно-метод. Пособие / под общ. ред. Ю. С. Паткевича. - Ижевск: Удмуртия, 2004.
Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ: Метод. пособие / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. - М.: Вентана-Граф, 2002.
Чрезвычайные ситуации: Энциклопедия школьника / Под общ. ред. С. К. Шойгу. - М., 2004.
Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе, научный руководитель Г.С.Ковалева, под общей редакцией А.Т.Смирнова (М.: Просвещение, 2007).
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
Пользование научной и популярной литературой, учебником, интернет-ресурсами, составление развернутого плана-тезиса, конспектирование, подготовка реферата, составление схем и таблиц на основе текста.
С Самостоятельные работы, в том числе Индивидуальные творческие задания; практические работы. Зачет, практические занятия, самостоятельная работа, контрольная работа, тестовые задания, опорный конспект, фронтальный опрос, написать вывод, мини-проект, тренировочные задания, сообщения, рефераты, доклады, ситуационные задачи
Беседа по вопросам, монологические ответы на вопросы в учебнике, терминологические диктанты, выполнение рисунков, схем, игровые ситуации: «вертушка» и т.п.
Знания:
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних
и внутренних угроз;
наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом;
правила поведения при угрозе террористического акта;
государственную политику противодействия наркотизму;
основные меры по профилактике наркомании.
Ученик должен уметь и применять в практической деятельности и в повседневной жизни:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную
безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных;
оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни
Б Беседа по вопросам, монологические ответы на вопросы в учебнике, терминологические диктанты, выполнение рисунков, схем, игровые ситуации: «вертушка» и т.п.
.
Т Тренировочные задания, сообщения, рефераты, доклады, ситуационные задачи