Программа по ОБЖ

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО)110800.01 Мастер сельскохозяйственного производства.Организация-разработчик ГАПОУ СПО «Арский агропромышленный профессиональный колледж»Разработчик: Фазлиев Ф Ф.Рекомендована Методическим Советом ГАПОУ СПО «Арский агропромышленный профессиональный колледж». Цели и задачи учебной дисциплины – требования к резуль...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГАПОУ

«Арский АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ

КОЛЛЕДЖ ФИЛИАЛ №2»
















ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОБЖ

























2014-15 г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО)

110800.02 Мастер сельскохозяйственного производства.

Организация-разработчик ГАПОУ СПО «Арский агропромышленный профессиональный колледж»

Разработчик: Фазлиев Ф Ф.


Рекомендована Методическим Советом ГАПОУ СПО

«Арский агропромышленный профессиональный колледж»

Заключение методического совета протокол №____________

от «____»__________20__ г.


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации учебной дисциплины

9

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

10


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЖ

1.1. Область применения программы

программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО

110800.02 Мастер сельскохозяйственного производства.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен различать и знать:

 потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

 основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

 систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних

 и внутренних угроз;

 наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;

 основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;

 законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом;

 правила поведения при угрозе террористического акта;

 государственную политику противодействия наркотикам;

 основные меры по профилактике наркомании.

Ученик должен уметь и применять в практической деятельности и в повседневной жизни:

 предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

 принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную

безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

 действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

 пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

 оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:

 обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

 подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природе;

 оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

 выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 112 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающеюся 74 часов;

самостоятельной работы обучающегося 38 часа.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

112

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

74

в том числе:


практические занятия

8

контрольные работы

5

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

38

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Часть 1 . Раздел 1.

Ситуации, связанные с выбросом ядовитых веществ.

11


Введение

- Объекты, на которых находятся химически опасные вещества.

2

1

Тема 1.1. Опасные и чрезвычайные ситуации, связанные с выбросом ядовитых веществ.

- Краткая характеристика сильнодействующих ядовитых веществ.

2

1

Тема 1.2. Современные средства массового поражения и их поражающие факторы.

- Ядерное оружие

4

2

- Химическое оружие.

- Бактериологическое (биологическое) оружие.

- Защита населения от оружия массового поражения.

Тема.1.3.Оповещение и информирование населения об опасностях и чрезвычайных ситуациях.

Контрольная работа по теме «Опасные и чрезвычайные ситуации, связанные с выбросом ядовитых веществ»


2

2

Практическая работа

- Способы защиты населения и неотложная помощь.

- Порядок действия населения при нахождении в учебном заведении, дома, на улице, в транспорте.

1

2

- Самостоятельная работа по теме «Современные средства массового поражения и их поражающие факторы»

3


Раздел 2.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

14


Тема.2.1 Гражданская оборона составная часть обороноспособности страны.

- Необходимость создания РСЧС и её задачи.

- Права и обязанности граждан в области чрезвычайных ситуаций.


2


Тема 2.2. Содержание и задачи гражданской обороны объекта

- Основные понятия и задачи ГО

- Организация ГО в учебном заведении.

- План мероприятий и действия обучающихся.

3

3

Самостоятельная работа по темам Гражданская оборона составная часть обороноспособности страны. Содержание и задачи гражданской обороны объекта

4


Тема 2.3. Организация защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного времени.

- Вероятные чрезвычайные ситуации природного и техногенного

характера для данного района.

- Классификация защитных сооружений.

- Противорадиационные укрытия.

- Правила поведения в защитных сооружениях.

5

3

Тема.2.4. Классификация и назначение средств индивидуальной защиты.

- Состав и назначение средств индивидуальной защиты.

- Классификация средств индивидуальной защиты.

2


3

Практическая работа

- Средства защиты органов дыхания.

- Фильтрующие противогазы.

- Другие средства защиты органов дыхания.

2

3

Самостоятельная работа по темам: «Организация защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного времени», «Классификация и назначение средств индивидуальной защиты».

2


Раздел 3.

Здоровый образ жизни и его составляющие.

19


Тема 3.1. Здоровье человека и профилактика заболевании

- Составляющие здоровья человека.

2

2

Тема 3.2. Значение двигательной активности и закаливания для здоровья организма.

- Двигательная активность и здоровье человека.

- Биоритмы и здоровье человека.

4

2

Самостоятельная работа по темам: «Здоровье человека и профилактика заболевании», «Значение двигательной активности и закаливания для здоровья организма».

6


Тема 3.3. Вредные привычки и их влияние на организм человека.

- Факторы, разрушающие здоровье.

- Никотиновая зависимость.

- Пьянство и алкоголизм.

- Наркомания и токсикомания.

8

2

Тема 3.4. Причины возникновения сердечной недостаточности.

- Понятие и определение сердечной недостаточности.

- Инсульт: причины возникновения.

2

2


Контрольная работа по теме «Здоровье человека и профилактика заболевании»

2

2

Практическая работа

- Режим труда и отдыха.

- Закаливание и профилактика заболеваний.

1

3

Самостоятельная работа по темам: «Вредные привычки и их влияние на организм человека», «Причины возникновения сердечной недостаточности».

4


Часть II. Подготовка к военной службе.




Раздел 4.

Возникновение и развитие В С России.

11

Тема 4.1. История создания Вооруженных Сил России.

- Понятие Родины.

- Рождение регулярной армии.

- Героические страницы Российской Армии.

- Армия Советской России.

- Роль Советской Армии в разгроме фашизма.

2

2




Тема 4.2. Организационная структура Вооруженных Сил России.

- Роль и задачи Российской Армии на современном этапе.

- Структура и управление Вооружёнными Силами.

- Виды Вооруженных Сил России.

- Рода войск и другие силовые структуры.

- Мотострелковое отделение.

2


2

Самостоятельная работа по темам: «История создания Вооруженных Сил России», «Организационная структура Вооруженных Сил России».

2


Тема 4.3. Функции и задачи Вооруженных Сил России в системе обеспечения национальной безопасности.

- Роль Российской Армии в защите национальных интересов.

- Угрозы национальной безопасности.

- Военная доктрина Российской Армии.

- Реформирование армии и флота.

2

2



Тема 4.4. Вооружение и боевая техника Российской Армии.

- Ведущие образцы оружия Сухопутных войск.

- Принцип работы, уход и сбережение автомата.

- Современные танки и бронетранспортеры.

- Зенитно-ракетные комплексы.

- Самолеты и боевые корабли.

2


3






Контрольная работа по теме «История создания Вооруженных Сил России»

1



Самостоятельная работа по темам: «Функции и задачи Вооруженных Сил России в системе обеспечения национальной безопасности», «Вооружение и боевая техника Российской Армии».

2


Практическая работа

- Автомат Калашникова.

- Ручные гранаты и мины.

2

3

Раздел 5.

Боевые традиции и символы воинской чести армии России.

9

2

Тема 5.1. Патриотизм и верность воинскому долгу.

- Содержание патриотизма.

- Героизм татарстанцев в защите Отечества.

1

2

Тема 5.2. Памяти поколений - дни воинской славы России.

- Дни воинской славы России - благодарная память потомков.

- Значение их в памяти потомков

- Формы увековечения памяти российских воинов.

- Роль обучающихся в содержании могил и воинских захоронений.

2


2

Самостоятельная работа по темам: «Патриотизм и верность воинскому долгу», «Памяти поколений - дни воинской славы России».

2


Тема 5.3. Дружба и войсковое товарищество - слагаемые победы.

- Особенности воинского коллектива.

- Дружба и воинское товарищество.

- Роль взаимовыручки в бою и в решении повседневных задач.

2

2

Тема 5.4. Боевое Знамя - символ воинской чести, доблести и славы.

- Положение о Знамени и защита его в бою.

- Ритуал вручения.

- Государственные символы России.

- Флаг, герб и гимн Татарстана.

2


2

Самостоятельная работа по темам: «Дружба и войсковое товарищество - слагаемые победы», «Боевое Знамя - символ воинской чести, доблести и славы».

2


Тема 5.5. Ордена - почетные награды и воинские отличия за заслуги в бою и воинской службе.

- Возникновение наградной системы в России.

- Награды за заслуги в бою.

- Награды СССР и России за воинскую доблесть.

- Кавалеры высоких российских наград.

1

2

Тема 5.6. Ритуалы Вооруженных Сил России.

- Содержание и значение Военной присяги.

- Ритуал приведения к Военной присяге.

- Праздничные дни видов и родов войск.

- Порядок вручения вооружения и боевой техники.

- Проводы военнослужащих, уволенных в запас и отставку.

1



2

Самостоятельная работа по темам: «Ордена - почетные награды и воинские отличия за заслуги в бою и воинской службе», «Ритуалы Вооруженных Сил России».

2


Раздел 6.

Основы подготовки к военной службе

10


2

Тема 6.1. Размещение и быт военнослужащих.

- Размещение военнослужащих, проходящих службу по призыву.

- Содержание помещений.

- Распорядок дня воинской части

- Увольнение из расположения части.

1




2

Тема 6.2. Суточный наряд и его обязанности.

- Назначение суточного наряда.

- Состав суточного наряда и подготовка к службе.

- Основные обязанности дневального по роте.

- Порядок несения службы.

1



2

Самостоятельная работа по темам: «Размещение и быт военнослужащих», «Суточный наряд и его обязанности».

.

2


Тема 6.3. Организация караульной службы и обязанности часового.

- Понятие караула и его назначение.

- Виды караулов.

- Часовой и его неприкосновенность.

- обязанности часового.

1



2

Тема 6.4. Строй и его элементы.

- Обязанности военнослужащего перед построением и в строю.

- Хорошо в строю силён в бою

1

2

Самостоятельная работа по темам: «Организация караульной службы и обязанности часового», «Строй и его элементы».


2


Тема 6.5. Основы стрельбы из стрелкового оружия

- Разборка и сборка АКМ.

- Подготовка к ведению огня и меры безопасности.

1



2

Тема 6.6. Действия солдата в бою

- Порядок их выполнения.

- Выбор места для стрельбы.

- Самоокапывание и маскировка.

1

2

Практическая работа

- Способы передвижения на поле боя.

- Способы преодоления препятствий и заграждений.

- Основные понятия и элементы строя.

2

2

Самостоятельная работа по темам: «Основы стрельбы из стрелкового оружия», «Действия солдата в бою».

5


Урок контроля знания

Подготовка к зачету

Дифференцированный зачет

Всего:

2

74 часов

3

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Безопасность жизнедеятельности и охраны труда».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «ОБЖ»;

- объемные модели организационных структур ВС России;

- модели образцов АКМ-47

- образцы приборов.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

 учебно-методическое видео-пособие «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы», «Сам себе МЧС», Видеостудия МЧС России «Премьер-УчФильм», г. Рязань, 2008

 Видеокассета «Ракетные войска стратегического назначения России», «ВесТел Видео», 2001

 Видеокассета «Оружие массового поражения и его поражающие факторы», «ВесТел Видео», 2001

 Видеокассета «Общевоинские уставы Вооружённых Сил России. Внутренний порядок», «ВесТел Видео», 2001

 Видеокассета «Военно-воздушные силы России», «ВесТел Видео», 2001

 Видеокассета «Общевоинские уставы Вооружённых сил россии. Караульная служба.», «ВесТел Видео», 2001

 Видеокассета «Выживание в автономных условиях. Строительство укрытий в лесу», «ВесТел Видео», 2001

 Видеокассета «Выживание в автономных условиях. Тайга», «ВесТел Видео», 2001

 Видеокассета «Военно-морской флот России», «ВесТел Видео», 2001

 school-obz.org - "Основы безопасности жизнедеятельности" журнал МЧС России. Информационно-методическое издание для преподавателей.

 informic.narod.ru/obg - Сайт учителя информатики, технологии и ОБЖ Разумова Виктора Николаевича. Раздел "Основы безопасности жизнедеятельности" - Нормативные документы, методические материалы, Тематическое планирование, Презентации, Тесты,

 памятки, инструкции по охране труда, по безопасности,

 образцы и макеты подручных и первичных средств пожаротушения (огнетушители различных марок, фрагмент внутреннего пожарного крана и др.);

 средства индивидуальной защиты органов дыхания (газодымозащитные комплекты);

 Интернет ресурсы

 Энциклопедии

 Словари

 Кроссворды, ребусы, загадки.

 Кодоскоп (графопроектор), видеомагнитофон, телевизор

Для преподавания учебного предмета ОБЖ на ступени основного общего образования используется учебно-методические комплекты по "Основам безопасности жизнедеятельности":

 Основы безопасности жизнедеятельности, учебное пособие, 5кл., А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Б.И.Мишин, М.Просвещение, 2004.

 Тематическое и поурочное планирование по основам безопасности жизнедеятельности: 5й класс: к учебнику МП.Фролова. С.В.Петров. - М.:АСТ: Астрель, 2008.

 Основы безопасности жизнедеятельности, учебное пособие, 6кл. М.П.Фролов, ЕН.Литвинов, АТ.Смирнов, под редакцией ЮЛ.Воробьёва, М.Астрель. АСТ, 2003.

 Тематическое и поурочное планирование по основам безопасности жизнедеятельности: 6й класс: к учебнику МП.Фролова. М.В.Галкина. - М.:АСТ: Астрель, 2008.

 Основы безопасности жизнедеятельности, учебное пособие, 7кл. М.П.Фролов, ЕН.Литвинов, АТ.Смирнов, под редакцией ЮЛ.Воробьёва, М.Астрель. АСТ, 2008

 Тематическое и поурочное планирование по основам безопасности жизнедеятельности: 7й класс: к учебнику МП.Фролова. А.Г.Малов-Гра. - М.:АСТ: Астрель, 2008.

 Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/А.Т. Смирнов, М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов и др. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2000

 А.Г. Малов-Гра «Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ. 8 класс.» - М.: АСТ: Аст-рель, 2008

 Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/М.П. Фролов и др. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2000

 Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: поурочные планы/ авт.-сост. Г.Н. Шевченко. - Волгоград: «Учитель», 2007

 Безопасность жизнедеятельности: Учебн. - 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Э. А. Арустамова. - М.: Издательский Дом «Дашков и К°», 2001.

 Большой энциклопедический словарь. - М.: Научное издательство «Боль- шая Российская энциклопедия». - СПб.: Норинт, 1997.

 Здоровая семья / Пер. с англ. М. Г. Лунко, Д. А. Иванова.- М.: Крон- Пресс, 1994.

 Конституция Российской Федерации (последняя редакция).

Лях В. И., Зданевич А. А. Физическая культура: Учебн. для учащихся 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / Под общ. ред. В. И. Ляха. - М.: Просвещение,2005-2006.

Мардерфельд В. Л. 500 тестов по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: пособ. для учителя. - СПб.: Просвещение, 2004.

Мардерфельд В. Л. Раздаточные материалы по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Пособ. для учителя. - М.: Просвещение, 2004.

 Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2004.

 Основы безопасности жизнедеятельности: Сб. заданий для проведения экзаменов в 9 кл. / [А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. - М.: Просвещение, 2006-2007.

 Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник / [А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюпов; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. - М.: Просвещение, 2007.

 Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения [Ю.Л. Воробьев, В. А. Тучков, Р. А. Дурнев; под общ. ред. Ю. Л. Воробьева]. - М.: Деловой экспресс, 2006.

Петров С. В., Бубнов В. Г. Первая помощь в экстремальных ситуациях: Практическое пособие. - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2000.

 Противодействие терроризму: Учебно-метод. Пособие / под общ. ред. Ю. С. Паткевича. - Ижевск: Удмуртия, 2004.

 Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ: Метод. пособие / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. - М.: Вентана-Граф, 2002.

 Чрезвычайные ситуации: Энциклопедия школьника / Под общ. ред. С. К. Шойгу. - М., 2004.

 Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе, научный руководитель Г.С.Ковалева, под общей редакцией А.Т.Смирнова (М.: Просвещение, 2007).

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения



Умения:

Пользование научной и популярной литературой, учебником, интернет-ресурсами, составление развернутого плана-тезиса, конспектирование, подготовка реферата, составление схем и таблиц на основе текста.

С Самостоятельные работы, в том числе Индивидуальные творческие задания; практические работы. Зачет, практические занятия, самостоятельная работа, контрольная работа, тестовые задания, опорный конспект, фронтальный опрос, написать вывод, мини-проект, тренировочные задания, сообщения, рефераты, доклады, ситуационные задачи

 Беседа по вопросам, монологические ответы на вопросы в учебнике, терминологические диктанты, выполнение рисунков, схем, игровые ситуации: «вертушка» и т.п.

Знания:

 потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

 основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

 систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних

 и внутренних угроз;

 наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;

 основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;

 законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом;

 правила поведения при угрозе террористического акта;

 государственную политику противодействия наркотизму;

 основные меры по профилактике наркомании.

Ученик должен уметь и применять в практической деятельности и в повседневной жизни:

 предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

 принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную

безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

 действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

 пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

 оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:

 обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

 подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных;

 оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

 выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни

Б Беседа по вопросам, монологические ответы на вопросы в учебнике, терминологические диктанты, выполнение рисунков, схем, игровые ситуации: «вертушка» и т.п.

.





Т Тренировочные задания, сообщения, рефераты, доклады, ситуационные задачи



© 2010-2022