Профессиональные стандарты предлагают развитие творческих способностей

Уметь учиться, интенсивно учиться – это особенно важно сегодня, когда происходит смена концепции образования: от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь. Поэтому, задача образовательных учреждений сегодня заключается не столько в передаче информации, сколько в том, чтобы научить человека самостоятельно и постоянно учиться, решать жизненные и профессиональные проблемы, иметь устойчивую жизнеспособность.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профессиональные стандарты предлагают

развитие творческих способностей

Миненко Нина Михайловна

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Приобская средняя общеобразовательная школа»

методист, гп. Приобье

[email protected]

Развитие профессионального образования в России осуществляется в условиях коренных изменений в государственно-политическом и социально-экономическом развитии. Современное общество нуждается в профессионалах, компетентных как в профессиональной, так и в социальной сфере, в связи с чем образовательные стандарты требуют, чтобы школьник, студент действительно стали центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная, а не созерцательная деятельность обучающегося находилась в центре внимания педагогов -исследователей, разработчиков программ образования, средств обучения административных работников.

Уметь учиться, интенсивно учиться - это особенно важно сегодня, когда происходит смена концепции образования: от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь. Поэтому, задача образовательных учреждений сегодня заключается не столько в передаче информации, сколько в том, чтобы научить человека самостоятельно и постоянно учиться, решать жизненные и профессиональные проблемы, иметь устойчивую жизнеспособность.

Остался позади век промышленности, век информации диктует свои правила. Впечатляет закон Мура, который гласит, что каждые 18 месяцев количество информации удваивается. Это означает, что каждые 1,5 года необходимо учиться снова, а, следовательно, то обучение, которое ориентировано главным образом на запоминание и сохранение материала в памяти, только отчасти сможет удовлетворять современным требованиям. Возникает проблема формирования таких качеств мышления, которые позволили бы молодому человеку самостоятельно усваивать постоянно возобновляющуюся информацию, развитие таких способностей, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечивали бы человеку возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса. Необходимы новые методы и подходы в обучении, которые могут научить школьников учиться, т.е. самостоятельно находить и усваивать нужную информацию.

Именно поэтому при организации учебных занятий необходимо предусмотреть возможность вовлечения каждого обучающегося в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а в активную познавательную деятельность , направленную на развитие конкурентоспособности человеческих ресурсов. Успешность достижения этой цели зависит не только от содержания обучения, но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на когнитивные, перцептивные, креативные способности или на весь личностный потенциал человека; с помощью репродуктивных или активных методов обучения.

Учитель не должен быть направлен на изложение готовых знаний и контроль над их воспроизведением. В основе активных методов лежит диалог, как между преподавателем и обучающимся, так и между самими обучающимися . В процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, развивается речь обучающихся. Активные методы обучения направлены на привлечение школьников к самостоятельной познавательной деятельности, вызывают личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения обучающимися полученных знаний. Для таких учебных занятий является важным, чтобы в усвоении знаний, умений, навыков участвовали все психические процессы, такие как речь, память, воображение , коммуникативный опыт.

Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса, например:

I этап - первичное овладение знаниями. Можно применить такие формы занятий, как проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия .

II этап - контроль знаний (закрепление).Могут быть использованы такие методы, как коллективная мыслительная деятельность, тестирование , решение ситуационных задач.

III этап - формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей; возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы, метод мини-проектов.

В дидактике существуют разные подходы к классификации методов обучения. В качестве отличительного признака используется степень активизации слушателей или характер учебно-познавательной деятельности. На практике лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения обучающихся в учебный процесс. Эффективность лекции-беседы в условиях группового обучения снижается из-за того, что не всегда удается каждого ребенка вовлечь в двусторонний обмен мнениями, в то же время групповая беседа позволяет расширить круг мнений сторон, привлечь коллективный опыт и знания, что имеет большое значение в активизации мышленияобучающихся.

В основе учебного процесса должно лежать овладение способами приобретения знаний, а не просто их усвоение. Содержание учебных программ должно быть направлено на обучение методике добывания знаний с использованием всех имеющихся средств. Одним из методов включения обучающихся в процессы проектирования, конструирования, моделирования и исследования является проектная деятельность.

Участвуя в проектной деятельности, школьники демонстрируют знание и владение основными исследовательскими методами (сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем); учатся выдвигать гипотезы, владеть компьютерной грамотностью для введения и редактирования информации, приобретают навыки работы с аудиовизуальной и мультимедиатехникой.

В процессе работы учитель не преподносит готовое знание, которое передается обучающимся, не объясняет и не демонстрирует правильный способ действия, которым они могли бы овладеть путем прямого подражания. Преподаватель не показывает наивысших достижений, наилучших результатов, эталонных образцов, к которым дети могли бы стремиться, хотя такой ракурс тоже очень важен. Необходимое знание и правильные ответы на поставленные вопросы обучающемуся нужно добывать собственными силами - именно этому и надлежит учиться в первую очередь. Школьники должны учиться использовать все возможные источники информации: справочники, газеты, журналы, учебную и художественную литературу, информационные ресурсы сети Интернет. Лучший способ такого учения - заняться разработкой и осуществлением учебного проекта, нацеленного на поиск решения заключенной в задании проблемы. Большое значение при использовании такого метода обучения имеет форма защиты проекта - чем активнее она организована , тем эффективнее результат.

Другой имитационный метод в образовании - кейс-стади - берёт своё начало в двадцатых годах прошлого века. В современной педагогике он может быть назван методом анализа конкретных ситуаций.

Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай).Обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны молодых людей, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию школьников, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.

Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Но в любом случае выработка модели практического действия представляется эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых.

Кейс - метод предполагает подключение нескольких видов аналитической деятельности, возможных при осмыслении ситуации. Вариантов организации кейс-деятельности очень много, это возможность для творчества и самого преподавателя. Максимально обобщённая модель занятия, по которой может быть организована работа, выглядит следующим образом:

I Этап - погружение в совместную деятельность. Основная задача этого этапа - формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения. Текст ситуации может быть создан обучающимся до занятия для самостоятельного изучения и подготовки ответов на вопросы. В начале занятия проявляется знание слушателями материала кейса и заинтересованность в обсуждении. Выделяется основная проблема, лежащая в основе кейса, и она соотносится с соответствующим разделом курса.

II Этап - организация совместной деятельности. Основная задача этого этапа - организация деятельности по решению проблемы. Деятельность может быть организована в малых группах, или индивидуально. Слушатели распределяются по временным малым группам для коллективной подготовки ответов на вопросы в течение определенного преподавателем времени. В каждой малой группе (независимо от других групп) идет сопоставление индивидуальных ответов, их доработка, выработка единой позиции, которая оформляется для презентации. В каждой группе выбирается или назначается «спикер», который будет представлять решение. Если кейс грамотно составлен, то решения групп не должны совпадать. Спикеры представляют решение группы и отвечают на вопросы (выступления должны содержать анализ ситуации с использованием соответствующих методов из теоретического курса; оценивается как содержательная сторона решения, так и техника презентации и эффективность использования технических средств). Учитель организует и направляет общую дискуссию.

III Этап - анализ и рефлексия совместной деятельности. Основная задача этого этапа - продемонстрировать образовательные и учебные результаты работы с кейсом. Кроме того, на этом этапе анализируется эффективность организации занятия, проявляются проблемы организации совместной деятельности, ставятся задачи для дальнейшей работы. Преподаватель на данном этапе завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения ситуации и работы всех групп, комментирует действительное развитие событий, подводит итоги

Метод кейс-стади имеет очень широкие образовательные возможности. Многообразие результатов, возможных при использовании метода можно разделить на две группы - учебные результаты - как результаты, связанные с освоением знаний и навыков (освоение новой информации, освоение методов сбора данных, освоение методов анализа, умение работать с текстом), и образовательные результаты - как результаты, образованные самими участниками взаимодействия, реализованные личные цели обучения (создание авторского продукта, образование и достижение личных целей, повышение уровня профессиональной компетентности, появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем).

Обычно активные методы обучения применяются в комплексе с традиционными методами, охватывают все виды аудиторных занятий с обучающимися.

Таким образом, активные методы получают отражение во многих технологиях обучения, направленных на перестройку и совершенствование учебно-воспитательного процесса, создают условия для формирования и закрепления новых знаний, умений и навыков.

Активные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты с аудиторией, оказывают большое влияние на подготовку школьников к будущей профессиональной деятельности. Развиваются творческие способности, устная речь обучающихся, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируется мышление.

Использование преподавателями активных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностейшкольников, повышению уровня их компетентности.

В заключение хочу еще раз напомнить высказывание Конфуция: «Я слышу - я забываю; я вижу - я запоминаю; я делаю - я понимаю»


© 2010-2022