- Преподавателю
- Другое
- МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНКУРСА-СОРЕВНОВАНИЯ «ЮНЫЙ МОТОЛЮБИТЕЛЬ И КАРТИНГИСТ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНКУРСА-СОРЕВНОВАНИЯ «ЮНЫЙ МОТОЛЮБИТЕЛЬ И КАРТИНГИСТ»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Соколов Ю.В. |
Дата | 08.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского (юношеского) технического творчества»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
КОНКУРСА-СОРЕВНОВАНИЯ
«ЮНЫЙ МОТОЛЮБИТЕЛЬ И КАРТИНГИСТ»
Выполнил: Соколов Юрий Владимирович,
педагог дополнительного образования
МОУ ДОД «ЦД(Ю)ТТ»,
высшая квалификационная категория
г. Салават
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Конкурс-соревнование - это публичное состязание команд, которые отчитываются о выполнении домашних заданий, отвечают на вопросы, решают задачи, выполняют практические работы, разгадывают тематические кроссворды и ребусы. В технических соревнованиях привлекает игровая форма конкурсов, их занимательность, наличие и активное участие болельщиков. Конкурсные задания могут не иметь столь тесной связи с программным материалом, очень часто они рассчитаны на проверку технического кругозора обучающихся, на проявление смекалки.
В данную методическую разработку технического конкурса-соревнования включены различные конкурсы, технические задачи, практическая часть. Учащиеся объединений должны сформировать 2 команды, придумать им названия, девиз, нарисовать эмблему. Одну эмблему необходимо нарисовать увеличенного размера, которая потом будет передана в жюри. При проведении турнира каждая команда готовит приветствие, в котором объясняет свое название и эмблему, называет девиз и обращается с пожеланиями к соперникам, жюри, болельщикам. Следует подготовиться и болельщикам команд: написать плакаты, сочинить подбадривающие стихи и т.п.
Очень тщательно должен быть продуман вопрос материально-технического обеспечения данного мероприятия, так как от него в значительной степени зависит его эффективность. Отдельные конкурсы заключаются в выполнении практических работ. В этом случае необходимо обеспечить безопасность и культуру труда: проверить исправность инструментов, подготовить аптечку.
ПОЛОЖЕНИЕ
о конкурсе-соревновании «Юный мотолюбитель и картингист».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
1. Закрепление ранее изученных в объединении знаний о строении и работе мотоциклов, автомобилей, знаний слесарных инструментов; совершенствование общетехнической подготовки, навыков вождения мотоциклов, картов.
2. Развитие творческого спортивно-технического мышления; развитие кругозора, смекалки; умения представлять свою работу. Развитие у обучающихся интерес к физической культуре, понимание значения спорта в жизни человека.
3. Воспитание трудолюбия, взаимопомощи, взаимопонимания.
УЧАСТНИКИ КОНКУРСА:
Участники конкурса-соревнования "Юный мотолюбитель и картингист" являются воспитанниками объединений "Мотолюбители", "Мотоконструкторы", "Картингисты" МОУ ДОД «Центра детского (юношеского) технического творчества». В конкурсе-соревновании участвуют 2 команды обучающихся одного возраста (14 - 15 лет).
СОСТАВ КОМАНДЫ:
Для участия в конкурсе-соревновании необходимо подготовить команду - участницу в составе 5 человек.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:
Конкурс-соревнование проводится в форме состязания команд. Все задания выбраны с учетом возрастных особенностей обучающихся.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
- Компьютеры, диск с Правилами по ПДД;
- Мотоциклы, карты (один на команду),
- слесарные инструменты,
- листы бумаги,
- плакаты с изображениями дорожных знаков
- ручки, маркеры
- бросовый материал
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА-СОРЕВНОВАНИЯ:
Конкурс - соревнование делится на три части:
1 часть
Домашнее задание
2 часть
-
Конкурс «Интеллектуалы»
-
Конкурс «Как много марочек хороших"
-
Конкурс капитанов «ТОР»
-
Конкурс «Узнай инструмент"
-
Конкурс «Устрани неисправность»
-
Конкурс «Изобретатели»
-
Конкурс «Знатоки ПДД»
-
Конкурс «Музыкальный»
3 часть
Фигурное вождение мотоцикла (карта)
1. Все задания основываются не только на знаниях мото- и автоконструкторского дела, но и на знаниях общего кругозора, а также должны знать ПДД (Правила дорожного движения) и другие навыки, полученные на занятиях в объединениях.
2. Участникам команд необходимо знать устройство мотоцикла, карта, уметь находить и устранять небольшую (заранее спланированную) неисправность, быть эрудированными, иметь навыки вождения мотоцикла (или карта).
3.Участники готовят название команды, эмблему, приветствие, в котором в любой форме доказывают значение конструкторских знаний и навыков для решения технических проблем, возникающих в жизни;
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ:
Конкурс-соревнование "Юный мотолюбитель и картингист" проводится в помещении, подходящем для проведения данного мероприятия, а практическая часть на специально оборудованной площадке.
Зал красочно оформлен плакатами, фотографиями соревнований по мотокроссу, картингу, разноцветными воздушными шарами.
НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ:
1. Команда-участница, занявшее призовое место, награждается грамотой, призами.
2. Активные участники награждаются призами.
ПОЛОЖЕНИЕ ДЛЯ ЖЮРИ.
Конкурс-соревнование "Юный мотолюбитель и картингист".
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
1. Закрепление ранее изученных в объединении знаний о строении и работе мотоциклов, автомобилей, знаний слесарных инструментов; совершенствование общетехнической подготовки, навыков вождения мотоциклов (картов).
2. Развитие творческого спортивно-технического мышления; развитие кругозора, смекалки; умения представлять свою работу. Развитие у обучающихся интерес к физической культуре, понимание значения спорта в жизни человека.
3. Воспитание трудолюбия, взаимопомощи, взаимопонимания.
I часть
"ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ"
а) Приветствие команд. Команда готовит приветствие, в котором в любой (стихотворной, песенной, игровой) форме доказывает значение знаний мото- и автоконструкторского дела и навыков конструкторского мышления для решения технических проблем, возникающих в жизни. Приветствие должно отражать вопросы мото-автолюбительского спорта и мастерства, оценивается выразительность и соответствие теме; - высшая оценка 5 баллов.
б) эмблема - 3 балла. Оценивается техническая направленность, композиция рисунка, оригинальность.
II часть
1. КОНКУРС "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ" (с использованием ТРИЗ)
За каждый правильный ответ 1 балл команде.
Вопросы:
1. Воздушный шар летит по ветру. С какой скоростью он движется относительно ветра?
(Со скоростью ветра).
2. Имеется 1 кг соли, 1 кг продукта и 1 литр воды. Продукт надо сварить. Что это за продукт, который варится в 1литре воды с добавлением 1 кг соли и остается несоленым?
(Это яйцо).
3. У крышки 4 угла. Если отпилить один, сколько останется?
(пять)
4. Самолет покрывает расстояние от города А до города В за 1 час 20 минут. Однако обратный перелет он совершает за 80 минут. Как вы это объясните?
(Задача рассчитана на невнимательного слушателя. Самолет совершит перелет в обоих направлениях в одинаковое время, потому что 80 минут равно 1 час 20 минут).
5. В колесе 10 спиц. Сколько промежутков между спицами?
(Ответ: тоже 10).
(Примечание: можно подготовить вопросы, связанные с техникой.)
6. Как измерить время в ракете, несущейся в космосе (в невесомости)? Годятся ли для этого обычные часы?
Ответ: для этого годны только наручные часы, так как в действии их механизма не принимает участия сила тяжести.
7. Каким расплавленным металлом можно заморозить воду?
Ответ: Ртутью
8. Главным навигационным прибором викингов, по мнению доктора Соучека, строго державшихся берега, был половник. Каким образом они его использовали?
Ответ: черпали забортную воду и пробовали на вкус (если она была соленой, значит они в проливе, а если пресной, то входят в русло реки).
9. Как собрать мелкие гвоздики в банку со стола не касаясь их руками.
Ответ: С помощью магнита через листочек.
10. Придумать приспособление, способное мыть стекла окна сразу с двух сторон.
Ответ: магнитная сила (два магнита).
2. КОНКУРС "КАК МНОГО МАРОЧЕК ХОРОШИХ"
Перед проведением конкурса попросить болельщиков назвать общеизвестные марки автомобилей и мотоциклов.
Все перечисленные названия записываются маркером на лист ватмана.
Задание: написать как можно больше марок автомобилей и мотоциклов за 1 минуту. Команда, написавшая как можно больше марок автомобилей и мотоциклов без повторений, получает 5 очков.
3. КОНКУРС КАПИТАНОВ: "ТОР"
Задание: дописать названия частей автомобиля и мотоцикла, в которых есть слог "тор"
(например, карбюратор, мотор, амортизатор, генератор, аккумулятор, тормоз, акселератор, протектор, электрогенератор).
Время: 1 минута.
Команда, написавшая как можно больше составляющих автомобиля и мотоцикла со слогом "тор", получает за каждое написанное слово - 1 балл.
4. КОНКУРС "УЗНАЙ ИНСТРУМЕНТ".
Задание: определить название слесарных инструментов на ощупь.
Оценивание по 5-ти балльной шкале.
За каждый правильно названный инструмент команда получает 1 балл, каждая ошибка - минус 1 балл.
5. КОНКУРС "УСТРАНИ НЕИСПРАВНОСТЬ"
Каждой команде представлен мотоцикл (карт) с заранее созданной неисправностью.
Задача команды - устранить эту неисправность.
Команда, которая быстрее нашла и устранила неисправность, зарабатывает 5 баллов.
6. КОНКУРС «ЗНАТОКИ ПДД»
1). «Придумай название несуществующему знаку».
Командам демонстрируются дорожные знаки:
-
"Пункт приема пищи".
-
"Осторожно, дети!".
-
"Дикие животные".
Задание: придумать название и назначение несуществующему дорожному знаку. (Информационный знак с изображением скрипичного ключа и надписью 500 м).
Время на размышление - 2 минуты.
Высшая оценка за конкурс - 5 баллов.
2). «Узнай дорожный знак».
Командам поочередно показываются различные дорожные знаки.
За каждый угаданный знак - 1 балл.
7. КОНКУРС "ИЗОБРЕТАТЕЛИ"
Конкурс творческий. Каждой команде раздается бросовый материал: пластиковые бутылки, крышки, бумага и т.п.
Задание: собрать транспортное средство из бросового материала и сделать презентацию собранной модели. Оцениваются оригинальность, новаторство, конструкторское решение - 5 баллов.
8. КОНКУРС "МУЗЫКАЛЬНЫЙ"
Высшая оценка - 5 баллов.
Выигрывает та команда, которая больше всех назовет песен.
III часть
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: «ФИГУРНОЕ ВОЖДЕНИЕ МОТОЦИКЛА (КАРТА)».
На специально оборудованной площадке участники должны выполнить следующие элементы фигурного вождения: восьмерка, круг, змейка, ограниченный проезд, эстафета, габаритные ворота по высоте, габаритные ворота по ширине. За непрохождение одного этапа - 1 штрафной балл.
СЦЕНАРИЙ КОНКУРСА-СОРЕВНОВАНИЯ
«ЮНЫЙ МОТОЛЮБИТЕЛЬ И КАРТИНГИСТ».
ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, дорогие участники, болельщики, уважаемые взрослые, члены жюри!
В средние века, в эпоху рыцарства, часто проводились турниры. На них рыцари могли показать свою удаль, свое воинское мастерство, помериться силой. Давно минули времена эти, но осталось стремление встретиться с достойным соперником в честном и благородном поединке.
Конечно, мы не услышим сегодня топота боевых коней и звона мечей. Ведь мы собрались для того, чтобы показать свои знания, смекалку, умение владеть инструментами, а право определять победителей доверено жюри в составе...
(ОБЪЯВЛЯЕТСЯ СОСТАВ ЖЮРИ)
Жизнь человека с давних времен тесно связана с транспортом. Сначала это были лошади, а теперь на смену им пришли "железные кони" - автомобили, мотоциклы.
И сегодня мы проводим технический конкурс-соревнование "Юный мотолюбитель и картингист".
Итак, начинаем нашу конкурсную программу.
Правила в играх всегда соблюдай,
Смело сражайся, честно играй.
Запомни правило простое:
Команде принесешь успех,
Где все стоят за одного
и где один за всех.
I часть
Конкурс «Домашнее задание»
а) название команды, девиз, приветствие жюри и соперникам должны отражать вопросы мото- и автолюбительского спорта и мастерства, оценивается актерское мастерство и соответствие теме; - оценка по 3 балла.
б) эмблема - 3 балла. Оценивается красочность, композиция.
II часть
1. Конкурс «Интеллектуалы».
ВЕДУЩИЙ: Следующий конкурс называется "Интеллектуалы". Каждый мотолюбитель и картингист должен быть эрудированным человеком. Сейчас командам предстоит ответить на самые разнообразные вопросы.
1. Воздушный шар летит по ветру. С какой скоростью он движется относительно ветра?
(Со скоростью ветра).
2. Имеется 1 кг соли, 1 кг продукта и 1 литр воды. Продукт надо сварить. Что это за продукт, который варится в 1литре воды с добавлением 1 кг соли и остается несоленым?
(Это яйцо).
3. У крышки 4 угла. Если отпилить один, сколько останется?
(пять)
4. Самолет покрывает расстояние от города А до города В за 1 час 20 минут. Однако обратный перелет он совершает за 80 минут. Как вы это объясните?
(Задача рассчитана на невнимательного слушателя. Самолет совершит перелет в обоих направлениях в одинаковое время, потому что 80 минут равно 1 час 20 минут).
5. В колесе 10 спиц. Сколько промежутков между спицами?
(Ответ: тоже 10).
(Примечание: можно подготовить вопросы, связанные с техникой.)
6. Как измерить время в ракете, несущейся в космосе (в невесомости)? Годятся ли для этого обычные часы?
Ответ: для этого годны только наручные часы, так как в действии их механизма не принимает участия сила тяжести.
7. Каким расплавленным металлом можно заморозить воду?
Ответ: Ртутью
8. Главным навигационным прибором викингов, по мнению доктора Соучека, строго державшихся берега, был половник. Каким образом они его использовали?
Ответ: черпали забортную воду и пробовали на вкус (если она была соленой, значит они в проливе, а если пресной, то входят в русло реки).
9. Как собрать мелкие гвоздики в банку со стола не касаясь их руками.
Ответ: С помощью магнита через листочек.
10. Придумать приспособление, способное мыть стекла окна сразу с двух сторон.
Ответ: магнитная сила (два магнита).
2. Конкурс «Как много марочек хороших»
Перед проведением конкурса попросить болельщиков назвать общеизвестные марки автомобилей и мотоциклов.
Все перечисленные названия записываются маркером на лист ватмана.
ВЕДУЩИЙ: В следующем конкурсе вы покажете свои знания различных марок автомобилей и мотоциклов.
Задание: написать как можно больше марок автомобилей и мотоциклов за 1 минуту. (Командам раздаются листы бумаги и ручки).
Команда, написавшая как можно больше марок автомобилей и мотоциклов без повторений, получает 5 очков.
3. Конкурс капитанов "ТОР".
ВЕДУЩИЙ: Ну, а сейчас мы посмотрим, каких капитанов выбрали команды.
Задание: дописать названия частей автомобиля и мотоцикла, в которых есть слог "тор"
(например, карбюратор, мотор, амортизатор, генератор, аккумулятор, тормоз, акселератор, протектор, электрогенератор).
Время: 1 минута.
Капитан команды, написавший как можно больше составляющих автомобиля и мотоцикла со слогом "тор", получает 5 очков.
4. Конкурс "Узнай инструмент".
Перед командой ставится ящик, наполненный слесарными инструментами. Перед проведением конкурса участнику завязываются глаза.
Задание: определить название слесарных инструментов наощупь.
Оценивание по 5-ти балльной шкале.
За каждый правильно названный инструмент команда получает 1 балл, каждая ошибка - минус 1 балл.
5. Конкурс «Устрани неисправность".
Каждой команде представлен мотоцикл (или карт) с заранее созданной неисправностью.
Задача команды - устранить эту неисправность.
Команда, быстрее выполнившая задание, зарабатывает 5 очков.
6. Конкурс «Изобретатели" .
Конкурс творческий. Каждой команде раздается бросовый материал: пластиковые бутылки, крышки, бумага и т.п.
Задание: собрать транспортное средство из бросового материала и сделать презентацию собранной модели.
7. Конкурс "Знатоки ПДД".
1). «Придумай название несуществующему знаку».
Командам демонстрируются дорожные знаки:
-
"Пункт приема пищи".
-
"Осторожно, дети!".
-
"Дикие животные".
Задание: придумать название и назначение несуществующему дорожному знаку. (Информационный знак с изображением скрипичного ключа и надписью 500 м).
Время на размышление - 2 минуты.
Высшая оценка за конкурс - 5 баллов.
2). «Узнай дорожный знак».
Командам поочередно показываются различные дорожные знаки.
За каждый угаданный знак - 1 балл.
8. Конкурс «Музыкальный".
Конкурс проходит в форме песенной перестрелки. Задание командам: назвать как можно больше песен о транспорте (например, "Я буду долго гнать велосипед", "Папа купил автомобиль", "Автомобили буквально все заполонили" и т.д.)
Высшая оценка - 5 баллов.
Выигрывает та команда, которая больше всех назовет песен.
III часть
Практическая часть: «Фигурное вождение мотоцикла (карта)».
На специально оборудованной площадке участники должны выполнить следующие элементы фигурного вождения: восьмерка, круг, змейка, ограниченный проезд, эстафета, габаритные ворота по высоте, габаритные ворота по ширине. За непрохождение одного этапа - 1 штрафной балл.
Подведение итогов. Награждение победителей.
ВЕДУЩИЙ: Мы приглашаем наше уважаемое и беспристрастное жюри для оглашения результатов и награждения команд.
1. Команда-участница, занявшее призовое место, награждается грамотой, призами.
2. Активные участники награждаются призами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. А.А.Деркачев "Внеклассная работа по техническому труду": Кн. для учителя. - Мн: 1986.
2. Журналы "Юный техник".