- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по основам духовно-нравственной культуры народов России 5 класс
Рабочая программа по основам духовно-нравственной культуры народов России 5 класс
Раздел | Другое |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Агеева Н.П. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Халдинская средняя общеобразовательная школа»
Селтинского района Удмуртской Республики
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Пед.советом Директор школы
Протокол № 1 ________/____________
от 31. 08. 2015г. Пр.№ 137-ОД
от 31. 08. 2015г.
РАССМОТРЕНО
ШМО
Протокол №1
от 29. 08. 2015г.
________/___________
СОГЛАСОВАНО
зам.директора по УВР
Протокол №1
от 31. 08. 2015г.
_______/______________
Рабочая программа
по основам духовно-нравственной культуры народов России
для 5 класса
Срок реализации программы - 1 год
Разработчик:
Агеева Нина Петровна, учитель
первой категории
Халды 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования, на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков, реализуется с помощью учебника «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. -М.: Вентана-Граф, 2015.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в школе является важнейшей составляющей многих предметов. В процессе изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» младшие школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные знания и представления об окружающем мире, о прошлом и настоящем родной страны, духовно-нравственной культуре, осмысливать свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны.
Данный курс имеет культурологическую направленность, раскрывает общечеловеческие общероссийские ценности, в отборе которых в процессе общественного развития участвовали различные религии
Цель изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» - приобщение младших школьников к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию.
Задачи курса:
- расширять и систематизировать знания и представления учащихся о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;
- формировать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их роли в культуре, истории российского общества;
- формировать основы морали, семейных ценностей, ориентированные на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьёй, страной;
- воспитывать патриотические чувства; уважение к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего и других народов России, толерантное отношение к людям другой культуры;
- развивать информационную культуру учащихся (об источниках информации, её отборе и применении), возможности для их активной самостоятельной познавательной деятельности. Основные формы работы с обучающимися: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
- Патриотизм и гражданственность: любовь к России, родному краю, своему народу, уважение обычаев и традиций, культуры своего и других народов России, дружба и согласие между народами, верность Родине, служение Отечеству, уважение государственных законов и символов, защитников Отечества, охрана природы, исторических и культурных памятников.
- Духовно-нравственные ценности: ценность человеческой жизни, бережное отношение ко всему живому, справедливость, милосердие, верность, отзывчивость, сострадание, честность, ответственность, гостеприимство, доброта, дружелюбие, умение прощать, уважение мнения других.
- Семейные ценности: забота о чести семьи, уважение родителей, забота о старших и младших членах семьи, взаимопонимание и доверие, трудолюбие.
- Религии народов России: свобода вероисповедания, веротерпимость, представления о традиционных религиях народов России, их духовно-нравственном значении в жизни людей.
Методы работы с обучающимися: рассказ, беседа, чтение и анализ текста, демонстрация, иллюстрация, ролевая игра, исследование, метод проектов, решение ситуационных задач, оценка и самооценка, создание ситуации успеха.
Основные виды и формы контроля: письменные проверочные работы, тесты. Срок реализации программы: 1 год.
Общая характеристика учебного предмета:
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и современности нашей страны и всего мира. Материал учебника дает возможность расширить и систематизировать знания о великой российской культуре, о нравственных ценностях, которые являются основополагающими для нашей многонациональной страны.
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.
Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:
1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе
2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны
3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5 классе в объеме 17 часов, исходя из 1 часа в неделю на 1 полугодие.
Количество тем с региональным содержанием:
5 класс- 5 ( разделы « Нравственные ценности российского народа», «Религия и культура », «Как сохранить духовные ценности», проектные работы )
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
• осознание своей идентичности как гражданина России, члена этнической и религиозной группы, семьи, гордость за своё Отечество, свой народ, уважительное отношение к другим народам России, их культурным и религиозным традициям;
• понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого, внимательного отношения между её членами;
• знания основных нравственных норм, ориентация на их выполнение;
• способность эмоционально (неравнодушно) реагировать на негативные поступки одноклассников, других людей, соотносить поступки с общероссийскими духовно-нравственными ценностями;
• стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах);
• готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и вне их), учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.
• стремление к саморазвитию, соизмерение своих поступков с общепринятыми нравственными нормами, умение сотрудничать, прислушиваться к оценке своих поступков другими (одноклассниками, родственниками, учителем);
• осознание культурного и религиозного многообразия окружающего мира, стремление больше узнать о жизни и культуре народов России в прошлом и настоящем, первоначальный опыт толерантности;
• зарождение элементов гражданской, патриотической
позиции, терпимости к чужому мнению, стремление к соблюдению морально-этических норм в общении с людьми с ограниченными возможностями, представителями другой национальности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;
• контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок;
• сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;
• оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
Обучающийся получит возможность научиться:
• оценивать свои достижения по овладению знаниями и умениями, осознавать причины трудностей и преодолевать их;
• проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
• самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;
• осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми;
• понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму;
• применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов;
Обучающийся получит возможность научиться:
• сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;
•осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);
• сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий,
осуществлять помощь одноклассникам;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.
Обучающийся получит возможность научиться:
• правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести
диалог
• проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы;
• участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации).
Предметные результаты
Изучение предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" обеспечивает :
воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. В мире культуры
Величие российской культуры. Российская культура - плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры - представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шоста-кович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек - творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности - часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Суса-нин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий - патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде - красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья - хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка - главные семейные ценности. О
любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья - первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) - золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть - часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора - Пятикнижие Моисея. Синагога - молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности - составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
Тематическое планирование
5 класс
№п/п
Раздел
Кол-во часов
Из них
Практических работ
Контрольных работ
1
В мире культуры
2ч.
2
Нравственные ценности российского народа
7ч.
3
Религия и культура
5ч.
4
Как сохранить духовные ценности
2ч.
Проект- 1
5
Твой духовный мир
1ч.
Проверочная работа по курсу- 1
Всего
17 ч.
Проект- 1
Проверочных работ- 1
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№п/п
Сроки
(учебная неделя)
Тема урока
Элементы содержания
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
Формируемые УУД
Примечание
В мире культуры- 2ч.
1
Величие многонациональной российской культуры.
Русская культура- плод труда разных народов. Взаимопроникновение и своеобразие культур.
Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника. Рассматривание и анализ иллюстративного материала.
осознание своей идентичности как гражданина России, члена этнической и религиозной группы, семьи, гордость за своё Отечество, свой народ, уважительное отношение к другим народам России, их культурным и религиозным традициям;
организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;
аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);
2
Человек-творец и носитель культуры.
Материальная и духовная культура. Человек - творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности - часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Чтение и обсуждение текста учебника. Конструирование схем: «Человек-носитель культуры», «Человек-творец культуры» . Учебный диалог: обсуждение высказывания Аристотеля об этике. Совместная деятельность в группах: объяснение значения пословиц и поговорок разных народов.
Нравственные ценности российского народа- 7ч.
3
«Береги землю родимую, как мать любимую»
Древние предания, священные книги, пословицы и поговорки разных народов России о защите Родины. Примеры героизма и патриотизма, представленные в эпических образах.
Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах. Чтение текста. Оценка образца словесного портрета, представленного учителем. Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение башкирской легенды об Урале-батыре. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств. Учебный диалог «Обсудим вместе»: сравнение эпических героев.
знания основных нравственных норм, ориентация на их выполнение;
способность эмоционально (неравнодушно) реагировать на негативные поступки одноклассников, других людей, соотносить поступки с общероссийскими духовно-нравственными ценностями;
оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления. осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач
представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму;
участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему
правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести
диалог
проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы;
проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную
4
Жизнь ратными подвигами полна.
Героические страницы истории нашей страны Подъём патриотических чувств россиян в эпоху освободительных войн. Примеры героизма. Участие церкви и церковнослужителей в организации защиты Отечества
Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описание героя картины. Чтение и оценка информации из текстов об участии в Великой Отечественной войне представителей разных народов России.
5
В труде- красота человека
Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…».
Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц(поговорок). Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текстов.
6
«Плод добрых трудов славен»
Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии
Учебный диалог: обсуждение высказывания буддийского монаха. Определение главной мысли текстов учебника. Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя. Формирование вывода по материалам урока.
7
Люди труда.
Трудолюбие - высшее нравственное качество человека. Благородство труда. . Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники
Чтение и работа с текстами учебника. Учебный диалог: «Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?». Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников.
8
Бережное отношение к природе.
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.
Анализ информации, представленной в рассказе-обобщении учителя. Совместная работа в группах: анализ информации, представленных в текстах. Просмотр и оценка видеофильма. Анализ иллюстраций. Обсуждение и формулирование вывода по материалам урока.
9
Семья-хранитель духовных ценностей
Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка - главные семейные ценности. О
любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья - первый трудовой коллектив.
Коммуникативная деятельность: «Послушаем друг друга»(традиции в моей семье). Составление описательного рассказа по картине. Совместная деятельность в группах: чтение и анализ народной сказки. Учебный диалог: «Любовь-главная семейная ценность». Анализ текстов и иллюстраций в учебнике: семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме.
Религия и культура- 5ч.
10
Роль религии в развитии культуры
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества
Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе учителя. Разыгрывание сценок: «»Коляда», «Святки».
осознание культурного и религиозного многообразия окружающего мира, стремление больше узнать о жизни и культуре народов России в прошлом и настоящем, первоначальный опыт толерантности;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их; осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах
сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;
осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;
оценивать свои достижения по овладению знаниями и умениями, осознавать причины трудностей и преодолевать их;
11
Культурное наследие христианской Руси.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Чтение и обсуждение текста учебника «Откуда на Русь пришло христианство?». Учебный диалог: анализ информации, представленной в текстах учебника. Чтение и выделение главной мысли текста о Ярославе Мудром.
12
Культура ислама.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) - золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть - часть исламской культуры. Исламский календарь.
Чтение и обсуждение текста учебника
Рассматривание иллюстраций, оценка информации, представленной в видеофильме.
13
Иудаизм и культура
Возникновение иудаизма. Тора - Пятикнижие Моисея. Синагога - молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Практическая работа: нахождение на карте Палестины и других мест, связанных с ранней историей иудаизма. Анализ информации, представленной в материале рубрик Беседа по тексту и иллюстрациям учебника Игра-экскурсия «Иудейская история в произведениях живописи»
14
Культурные традиции буддизма
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Анализ информации, представленной в рассказе учителя «Буддизм в России», составление плана пересказа. Практическая работа с картой: нахождение мест, связанных с ранней историей буддизма. Анализ и оценка информации, представленной в текстах учебника. Составление плана пересказа текста «Буддийский монастырь». Просмотр и обсуждение видеофильма «Искусство танка»
Как сохранить духовные ценности- 2ч.
15
Забота государства о сохранении духовных ценностей.
Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.
Оценка информации, представленной в рассказе учителя. «Составление плана пересказа текста «Храм Христа Спасителя»; чтение и выделение главной мысли текста
понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого, внимательного отношения между её членами; контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок; участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему
16
Хранить память предков. Защита проектов.
Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Учебный диалог: обсуждение статьи Д.С.Лихачева «Память». Оценка информации, представленной в рассказе-объяснении учителя. Выделение главной мысли рассказа. Чтение и анализ текста учебника «Творить благо». Коммуникативная деятельность: послушаем дуг друга, выскажем свое мнение: можем ли мы принять участие в благотворительности? Составление портрета героя художественного полотна (Репин. Портрет С.И.Мамонтова). Учебный диалог: оценим жизненные истории.
Твой духовный мир- 1ч.
17
Что составляет твой духовный мир. Проверочная работа.
Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности - составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое этикет и зачем он нужен?» Практическая работа «Учимся быть образованными». Учебный диалог: обсудим вместе, заполним устно таблицу, дополним ее. Совместная деятельность в группах: анализ информации, представленной в дидактических текстах К.Д.Ушинского. Составление описательного рассказа по картине П.А.Федотова «Свежий кавалер». Сюжетная игра «Разговор с младшим братишкой (сестренкой) об этикете
стремление к саморазвитию, соизмерение своих поступков с общепринятыми нравственными нормами, умение сотрудничать, прислушиваться к оценке своих поступков другими (одноклассниками, родственниками, учителем); зарождение элементов гражданской, патриотической
позиции, терпимости к чужому мнению, стремление к соблюдению морально-этических норм в общении с людьми с ограниченными возможностями, представителями другой национальности.
оценивать правильность выполнения действий
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
-
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Примечание
Библиотечный фонд
Примерная программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: авторы Н.В.Виноградова, В.И. Власенко, А.И. Поляков, издательский центр « Вентана-Граф»
Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. - учебник для 5 класса М.: Вентана-Граф, 2015г.
Д
Д
Печатные пособия
Наборы сюжетных картинок
Иллюстрации
Репродукции картин
Географическая карта мира, России
Карта народов мира
Д
На электронных и бумажных носителях
Технические средства
Ноутбук, интерактивная доска, проектор, колонки.
Д
Экранно-звуковые пособия
Презентации к урокам. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы
Д
Игры и игрушки
Игрушки для сюжетно-ролевых игр
П
Оборудование класса
Ученические столы, стулья.
Классная доска, столы, стулья,
шкаф для хранения учебных пособий
Карандаши, краски, альбомы
К
Д
Д
К
Д- демонстрационный экземпляр ( 1экз., кроме специально оговорённых случаев)
К- полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса)
Ф- комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на двух учащихся)
П- комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся)
Перечень проектных и исследовательских работ
-
№п/п
Тема работы
Класс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Проекты по выбору учащихся:
«Герои-партизаны Великой Отечественной войны»
«Правнуки Победы о своих прадедах»
«Герои Советского Союза - представители разных народов»
«Место подвига в наше время»
«Трудовые подвиги представителей разных народов России»
«Герои космоса»
«Трудовые подвиги во время Великой Отечественной войны»
«Великие просветители и создатели славянского алфавита Кирилл и Мефодий»
«Изобразительное искусство как источник знаний и нравственных ценностей»
«Театр как источник знаний и нравственных ценностей»
«Благотворительные мероприятия, которые могут провести учащиеся моего класса»
«Правила этикета рыцарей»
«Танцевальный этикет»
«История этикета письма»
5класс
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Обучающийся научится
• рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;
• готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях;
• характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;
• различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;
• рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений;
• оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;
• объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;
• приводить примеры беззаветного служения Родине - России.
Обучающийся получит возможность научиться:
• использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;
• сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;
• соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших;
• различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков;
• использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы,
сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций.
работать с историческими источниками и документами