Урок. Обычаи и обряды. Чувашская свадьба

Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
















ЧУВАШСКАЯ СВАДЬБА ВЧЕРА И СЕГОДНЯ




МАОУ «Гимназия №5» г. Чебоксары










Силанова Альбина Михайлова,

учитель чувашского языка и литературы

МАОУ «Гимназии №5»
















Чебоксары - 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ .....3

  1. СВАДЬБА В ДРЕВНОСТИ .....4

2. СВАДЬБА НАШИХ ВРЕМЕН …10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …11

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….…12

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ №1. …………………………………………………..…......13

ПРИЛОЖЕНИЕ №2……………………………………………………..…....14

ПРИЛОЖЕНИЕ №3……………………………………………………..…....15

ПРИЛОЖЕНИЕ №4…………………………………………………………..17






































ВВЕДЕНИЕ


Самыми главными событиями в жизни наших предков считались рождение, свадьба и смерть. И каждое из этих событий сопровождалось различными обрядами. Особенно большое внимание чуваши уделяли свадебным обрядам и традициям. Каждая свадьба имела свою специфику.

Свадьба - это одно из наиболее консервативных явлений культуры человечества. Несмотря на смену социально-исторических условий, ее главный структурный стержень не поддался времени. Изменилась лишь внешняя сторона, которая требует анализа современного состояния в сравнении с историческими данными. Свадьбы у чуваш преимущественно бывают после Петрова дня перед сенокосом, т.е.в начале июля месяца, пока цветет хлеб и до Ильина дня.

Обряд - это совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом, в которых воплощаются какие - нибудь религиозные представления, бытовые традиции.

Актуальность исследования - сохранение истории чувашского народа, так как современное общество не знает обрядов и обычаев проведения свадеб и не соблюдают их.

Целью нашей работы является изучение проведения свадеб вчера и сегодня, для возрождения культуры чувашского народа.

Задачи:

  • изучение обычаев чувашских свадеб в древние времена и в современном обществе;

  • провести тестирование среди учеников 5, 8, 9 и 11 классов;

  • побывать на чувашской свадьбе;

  • проанализировать свадьбы в древности и в наше время;

Данная тема заинтересовала нас после просмотра спектакля «Ялта» в Чувашском Драматическом театре им. К. Иванова. Ознакомившись с исследованиями ученых В.И. Ашмарина, Е.С. Шкапского, Н.С. Бажайкина и многих других, мы подробно изучили свадебные традиции.






I СВАДЬБА В ДРЕВНОСТИ


Знакомство

Знакомство молодых происходит разными путями. Особенно много знакомств происходило на весенних массовых гуляниях. На таких играх, успевшие приглядеть себе парня, а также сосватанные дарили своим избранным собственно сшитые кисеты с положенными туда колобками. У девушек в обыкновение было дарить любимому вышитый носовой платок.

Гуляя вместе по базару, юноша и девушка знакомились, в таких случаях жених угощал невесту орехами и пряниками. Принятие гостинцев понималось как проявление любовной симпатии.

Умыкание

Напоминание, что новую родню надо искать в чужой среде, отдаленный не менее чем на семь колен, имеется в свадебных песнях. В одной песне, например, есть такие слова:

Через несколько полей проехали,

Украв девушку, вернулись обратно.

Жеребенка, не побывавшего на севе,

Сделали лошадью зятя

Красавицу, которую не знал никто,

Своей золовкой сделали.

Молодежные игры изобиловали символами кражи невесты. В молодежной игре УЯВ символическая угроза со стороны парня была явной:

Девушку увезем,

А дом разрушим.

Песня сопровождала игру, имитирующая уход молодой: молодежь разбивалась на две группы, одна группа ходила и пела, а другая сидела; перед финалом песни подходили к сидящим и говорили имя девушки, которую брали в свой круг.

Умыкание происходило, в основном, в двух случаях:

  1. из-за бедности, не позволяющий платить калым провести соответствующую свадьбу;

  2. из-за несогласия на брак родителей невесты или самой невесты. Кража невесты происходила обычно ночью, когда девушки начинали расходиться с гуляний. Несколько проворных парней запрягали коня в телегу, подкрадывались поближе к месту гуляния и, завлекая в сторонку примеченную, увозили.

Сватовство

Традиционное время для сватовства у чувашей - весна. С пробуждением природы особенно много молодежных веселий. В масленицу в деревнях посылали сватов к повзрослевшим девушкам. Согласно свадебным песням, выбор невесты зависит от того, куда пойдет стрела, выпущенная женихом.

Сваты приходили в дом отца девушки обязательно в нечетном количестве. Цель сватов - уйти из этого дома в парном количестве, т.е. нечет превратится в чет.

Функция платочка во взаимоотношениях молодых затронута в связи со знакомством. Платочек носовой, платок головной, небольшие покрывальца присутствовали и во время сватовства. Преподнося жениху, ковш с пивом в доме невесты, чуваши покрывали сосуд с пивом платочком сара тутри.

Любовная символика передается и через дарение кольца или браслета. Важно - дарение подарка происходит в определенной ситуации с определенным смыслом; дарение означает согласие сторон на брак.

Сват у чувашей, войдя в дом, сразу же проходил и садился под матицу, что не было принято в обычных случаях. В знак согласия сват и отец девушки менялись шапками.

Сват, войдя в дом, прежде всего, должен произнести молитву, обращаясь к Турặ. Чужой человек в доме, если он пришел с добрыми помыслами, должен вызвать расположение к себе духов, соблюдать этикет. Принимая первую чашку, отец невесты передает ее родственнику, знающему молитву. Тот, брызгая вином из ложки, обращается к духам: к родовому, а затем к другим ульгенам. Кропит углы и стены дома, люльку, печку, дверь полки, у которых имеются свои духи. Повернувшись к печке, просит у духа огня благословления на новый брак.

Туй мунчи

За три дня до начала непосредственной свадьбы варится пиво. К жениху собирается вся родня и моется в специально затопленной по этому случаю бане - туй мунчи. Умывшись и переодевшись, старики садятся за стол, а молодежь, стоя перед ними, просит благословение начать свадьбу.

Одевание жениха

Жениха одевали вечером в клети, где имелись стол и стулья, еда и питье. Одет был жених в новое и чистое белье. Подстригала его и одевала золовка.

В качестве верхней одежды служит кафтан или халат. Кафтан подпоясывается зеленым или синим большим хорошим кушаком. На пояс сверх кафтана сзади привешивают род короткого платка или полотенца. Поваренного во время сватовства невестой так, чтобы вышитые или вытканные на концах красивыми узорами части свисали около карманов. Называется он кẽрю тутри или кẽрю сурпанẽ.

На спину прикрепляли Ģулăк, представляющей собой сложенный в треугольник небольшой вышитый платок белого цвета с шелковыми бахромками. Ģулăк прошивался к плечам за два конца, а третий угол за спину.

На голову надевали большую шапку из овчины или меха; около лба на шапке вешали монеты.

На руки жениха надевали большие кожаные рукавицы или перчатки. Помимо того, молодой всегда держал нагайку - саламат.

Всю экипировку с перечисленной атрибутикой жених не снимал ни в доме, ни за столом, на всем протяжение свадьбы. Представление о женихе всегда было неразрывно связано с его зримой обрядовой одеждой.

Коленопреклонение жениха

В основной форме чувашской свадьбы, когда мужская и женская свадьба проводится отдельно, присутствует обряд коленопреклонения жениха перед родителями и стариками рода. Жених, проводитель свадьбы и младший дружка преклоняют колена у стариков. За ними располагаются другие участники свадьбы. Старики дарят жениху, младшему члену рода, определенное количество скота и другое имущество. За жениха речь держит старший дружка.

Следование в дом тестя

Как известно, чуваши невест брали из других родов. И за этим строго следовал. Чаще всего привозили из других деревень.

По дороге, на перекрестках особенно, лошадь останавливалась , бросали кусочки хлеба, сыр, взятые с собой, а также монетки. Существовал архаический обряд «каяр укçи тăрахни» - обряд задабривания духов принесением денег.

У ворот тестя

Лошадь, подъезжая к дому тестя, подавал знаки, в частности шумовые, чтобы не застать невестину родню врасплох.

Удар нагайкой по воротам и стрельцы из ружья при въезде во двор предполагали отпугивание нежелательных духов с пути. Естественно, при этом напуганные лошади срывались, и жених должен был показать свое проворство.

Невестина баня

Устраивалась она утром венчального дня, т.е. на другой день после бани, затопленной для мытья. Невеста надевала в бане на потное тело рубашку и штаны, приготовленные в подарок будущему мужу. Рубаху эту затем завязывали в дары, а жених ее на следующий день после свадебной ночи, отправляясь в гости к теще. Парили невесту в 2-3 веника сразу, при этом в такт приговаривали частушки. Невесту не спускали с полки до тех пор, пока она не назовет имени жениха. Чем больше молчала, тем больше рос ее авторитет перед подругами. Затем трижды обливали ключевой водой, принесенной из трех мест, чтобы смыть всю девичью шалость, а также оградить невесту от нечистой силы.

Одевание невесты

Весь процесс одевания заканчивался до приезда лошади с будущем мужем: снятие девичьего головного убора с заостренным верхом, обшитого бусами и серебряными монетами - тухъя; целование тухъи по кругу в знак прощания девичеством; завязывание женской головной повязки в форме узкого полотенца с вышитыми концами - сурпана; одевание вместо тухъи женского головного убора - хушпу, также монетами и бусами - все это происходило в кругу родных девушки. По традиции и церемонии одевание и причесывание невесты допускалась невестка девушки.

При накидывании покрывала молодая при раза скидывала его, но ее все равно покрывали. После этого она под покрывалом начинала причитывать, вначале с помощью невестки.

Паршав

Девушка со своими подругами к началу свадьбы в доме отца находится вне дома: в клети или чулане. Жених и младший дружка со старшим дружкой направляются в этот в этот чулан вытаскивать стул из-под невесты. Девушки пытаются остановить их, мешают открывать дверь. Начинается песня - диалы на предмет выкупа. Получив деньги, девушки открывают дверь. После вытаскивания стула (обряд называется паршав) жених и невеста, обменявшись кружками, пьют вино.

Невеста, как взрослая девушка, в доме представляла рабочую силу. Уход ее был нежелателен для отца. Жених, претендующий на руки взрослой девушки. Должен был в какой - то форме возместить ущерб. В связи с этим возникли разнообразные обрядовые действия. Например, жених пытается заглянуть под покрывало невесты, но подруга молодой обнимает голову девушки и препятствует этому. Молодой откупается деньгами или кольцами. В обряде под названием «платок шурина» будущий шурин садится на сундук с приданным невесты, привезенный в дом жениха, и не сходит с него. Только по получении от зятя на шею, т.е. платы за сундук, он уходит.

Коленопреклонение невесты

Покидая родной дом, невеста совершала обряд коленопреклонения родителям и родне. При этом она причитала, просила благословения.

Приданое невесты

Как правило, основал часть приданого находится в клети. Поэтому девушки, сопровождающие невесту, преграждают вход туда. Жених откупается, дав девушкам мелкие деньги. Кроме того, невеста раздает небольшие подарки, находящиеся в доме участников свадьбы, в том числе и детям. Особое значение имеют наволочки для подушек, входящие в принадлежность приданого невесты. Наволочку надевали в момент угощения жениха в доме невесты и подкладывали на стул, на который садился жених. Основным элементом узора наволочки являются ромбы, а вписанные в эти ромбы розетки напоминают собой нагрудную нашивку рубахи - кĕскĕ. Другое название кĕскĕ - чĕчĕ карти, т.е. «ограда грудей». Узор является отличительным признаком рубахи замужней женщины. Жених, садящийся на наволочку невесты, и узор кĕскĕ на ней создают контекст, не требующий особых комментариев.

Следование в дом свекра

Невесту чуваши выносили обычно на руках или выводили просто под руку. Это делал хăйматлăх «приглашенный родственник, посаженый отец». У крыльца невесту и жениха встречала сидящая верхом женщина. Невесту сажали верхом на седло; все главные лица свадьбы также садились на лошадей. Чуваши также пользовались кибиткой, запряженный парою лошадей и телегой.

Невестина кибитка закрывалась холстом; если невеста была верхом, то сидела под покрывалом и по ходу кланялась в разные стороны, а ее лошадь вел хăйматлăх за особый повод, сделанный из полотенца. В особые случаях невеста не видела дороги перед собой.

Почти вся деревня сопровождала лошадь до ворот на околице. При въезде из деревни молодой муж три раза ударял молодую нагайкой. Затем выезжали на засеянное хлебное поле. Там или же на перекрестке по дороге совершали обряд умилостивления злого духа - хаяр пăрахни.

У ворот свекра

На встречу прибывшей лошади к воротам выносится сырое яйцо и передается жениху. Молодой крутит яйцо по ходу солнца над головой невесты и бросает в сторону востока.

Стремясь отпугнуть злых духов во дворе, три раза стреляли из ружья, а при входе в ворота, желая молодым блага, обсыпали мукой.

Во дворе

Лошадь, на которой привезли невесту, останавливают лицом к востоку. На повозку поднимается одна девочка и, приподняв ногу невесты, подглядывает. Это называется йăран тăпăлтарни.

Невесту с повозки спускали на постланный войлок. При этом она правой ногой наступала на серебряную монету, брошенную на войлок, и брала ее себе.

Во дворе проводится обряд, называемый таянчăк тыттарни, что означает «вручение подпоры». К телеге подводят лошадь. Во время подведения лошади невеста и жених стоят в обнимку или жених сам подводит из конюшни лошадь, надев узду, но повод лошади неизменно берется через полу халата, притом правую. В таком виде он три раза передает повод невесте. Невеста принимает повод также через правую полу кафтана, и молодые вместе с лошадью делают три круга по ходу солнца, каждый раз падая вниз в сторону востока. Скотина, подведенная к повозке, в дальнейшем принадлежит молодой хозяйке.

Внесение невесты в дом свекра

В дом свекра молодую, закрытую покрывалом, вносили на руках. Невесту снимал с телеги и нес в дом жених в сопровождении свата и гостей. Такая форма входа невесты в дом объясняется запретом в первый раз ступать на голую землю: действие рассчитано за закрепление прав молодой в новом доме; следов, что она пришла в дом из вне,- нет; будут только следы, выходящие из дома во двор

Поклонение духам дома свекра

Войдя в дом, молодая клала на печку головную повязку в виде вышитого полотенца - сурпан, головное украшение в форме ленты - масмак и семь копеек денег. Сажали ее в угол напротив печи, а жениха отводили в клеть. Смысл расположения невесты и принесению ею подарков раскрывается через семантику печки в обрядовой жизни чувашей. На печке живет хĕртсурт - дух - покровитель дома - очага. От расположения хĕртсурта зависела дальнейшая жизнь. Примет новую женщину в дом - значит, все будет идти нормальным руслом, в противном случае перед семьей возникали большие опасности, вплоть до разорения и развода.

Обмен кольцами

Во время нахождения за столом жених идет под покрывало невесты, и они меняются кольцами, целуются. Обмен кольцами есть выражение преданности и верности. Например, по мнению одних, «жених надевал на палец невесте железное кольцо, чтобы приковать ее к себе, как рабыню приковывали железной цепью».

Пуç сырни

Пуç сырни - обрядовое одевание женского головного убора, главными элементами которого являются сурпан и хушпу. Во время обряда молодых угощают сливочным маслом и хлебом, чтобы жених и невеста жили, душа в душу. В основе пуç сырни лежит убирание волос, чтобы их не было видно - в этом было главное внешнее отличие замужней женщины от незамужней. «Чуваши считали, что замужняя женщина, выйдя без головного полотенца, навлекает несчастье.

Инке салли

К началу данного обряда участники свадьбы разбиваются на две части: мужская свадьба рассаживается за столом, поставленным у двери, а родные со стороны невесты усаживаются за стол в переднем углу у печки. По этому случаю варят суп - салма яшки, основным компонентом его являются три большие салмы, сваренные в молоке из пшеничной муки. Суп готовят девушки. Блюдо имеет и другое название - касмăк яшки, не поддающееся точному переводу.

Молодых ставят рядом спинами к печи или сажают за стол. В обоих случаях накрывают войлоком. Тут начинает плясать в кругу один подросток. В одной он держит небольшие трех рожковые вилы, а в другой платок. За стол сажают старика, известного своим острословием. Мальчик делает круг и подходит к старику. Старик накалывает на конец вил одну салму и учит мальчика говорить непристойные слова. Мальчик подходит к молодой и говорит, несколько переиначивая подсказку старика. Таким образом, подросток три раза подходит к невесте с салмой на вилах и тычет ей в губы. Мальчик после третьего раза черпает ложкой бульон из чашки и плещет на молодых.

Салму подносили молодым для того, чтобы молодые и хлеб, и соль ели вместе, жили в согласии. В свою очередь, обливание супом молодых выражает их совместную еду, в результате которой возникают родственные отношения.

Снятое с помощью деревянных вил покрывало невесты и салма прятались мальчиком в сусеке. Ветка или деревянные вилы и

Мели свой смысл. Спрятанное покрывало невеста должна найти сама, если не найдет, то должна выкупить у спрятавшего его подростка за кольцо. Высвобожденной из-под покрывала невесте подавали кружку пива, чтобы та угощала участников свадьбы, а сноха жениха выбегала в клеть стелить постель молодым. После снятия покрывала невеста считалась замужней.

Подарки невесты

Помимо подарков, которые жених использует при одевании, невеста готовит специальные подарки родне мужа. Вручает она их после обрядового снятия покрывала. Подарки невесты представляли собой собственноручно вышитые полотенца, покрывала, рубашки и платки. Также дарила отрезы из цельного куска холста. Жениху подносила рубашку: дружка подносил невесте ковш пива, с отпущенным туда женихом медными деньгами в обмен она надевала на жениха рубашку при всех. При этом молодые до трех раз менялись платочками, прикрепленными к их рукам.

Брачная ночь

В клеть, куда закрывают молодых, невеста входит в шапке жениха.

Туда же вносят еду и питье, где и происходит кормление молодых отдельно от участников свадьбы. Специально начинают домашний сырок с мамеком молодым на хорошие супружеские отношения в первую ночь: «Пусть будет крепок, как сырок».

В клетне участники свадьбы, пришедшие проводить молодых, пляшут тремя парами. Затем жениха сажают на брачную постель особого убранства, завершением которой является наволочка, украшенная узором кĕскĕ. Невесте велят раздевать жениха при людях. Она снимает с молодого, сидящего на постели, халат, сапоги и пояс.

Обыкновенно, в одном из сапог бывает серебряная монета, выпадающая при разувании. Невеста должна угадать, в каком из сапог находится монета. Выпавшее серебро молодая берет себе. В качестве нижнего белья молодой надевал на себя в ту ночь невестины дары: ту самую рубаху и штаны, которая она имела на себе в бане.

Оставив молодых одних, люди уходят. Во время нахождения в клети, особенно при уходе, участники данного свадебного обряда бросают в адрес новобрачных слова, в том числе: «Ложитесь вдвоем, вставайте втроем». Дверь в клеть закрывается.

Невеста раздевалась после, когда оставалась наедине с женихом.

Во время нахождения в клети молодых старший дружка три раза стучался в дверь и спрашивал: «Все ли?». На третий раз он шел вместе с братом и снохой жениха. Тогда молодые вставали и открывали дверь, после чего их одевали и вели умываться.

Возвращающихся из клети в дом молодых утром спрашивали: «Сделали дело?». На что они отвечали: «Сделали».

После брачного ложа молодых обсыпали мукой в знак пожелания доброй, изобильной и богатой жизни.

Девичья честь

Целомудрие девушки у чувашей приравнивалось к благополучию в жизни вообще. Девушки, не соблюдающие общепринятых традиций, осмеивались на глазах.

Существовал ряд обрядов, направленных на указание намеков на девственность или не девственность невесты. Хотя вопрос этот весьма щепетильный, публику необходимо было поставить в известность о том, что произошло в брачную ночь между молодыми. Делалось это через символы и знаки. Не сохранившая до замужества целомудрие девушка у чувашей подвергалась принародному наказанию во время поднесения пива старейшине из лошади невесты. У этого ковша на дне делали дырочку, поэтому подносили, зажав ее пальцами. «Но как скоро гость возьмет стакан в свои руки, то напиток начинает из дырочки течь, тем самым производит в гостях великий смех, а для невесты стыд. Если молодые пили и целовались, то дружка подшучивал: «Но значит, все благополучно, а мы уже думали, не врозь ли вы спали. Чего доброго, люди молодые, глупые, пожалуй, и не догадываются, что надо что-то делать».

Молодая три раза обходила и целовала участников свадьбы. Она подносила мужу стакан вина и кланялась. Муж, если молодая до брака была невинной, подносил тестю на подносе ее ночную рубашку со всеми признаками первой ночи, чем особенно гордились родители молодой. В противном случае муж надевал на шею хомут. В случае благополучной ночи молодой муж выпивал вино и с размаху разбивал стакан об пол в знак разбитой им самим девственности молодой.

Шыв çулĕ

После обрядов «Брачная ночь» и «Девичья честь» молодая становилась çене сын, т.е новым членом семьи. Утром она должна была сходить за водой. Она ходила за водой к реке или ближайшему ключу. В составе сопровождающих ее были одна женщина, маленькая девочка, молодежь, девушки. Обыкновенно она несла ведро на коромысле.

У воды маленькая девочка или сопровождающая женщина два или три раза черпали воду, каждый раз çенĕ çын нарочно ее проливала, затем молодая давала колечко маленькой девочке и черпала воду.

По дороге молодежь не давала спокойно идти, все время норовила пролить воду. Если молодая не успеет приветствовать их, те могут пролить. Молодую у ворот встречал муж, которому она делала поклон.

Дома она эту воду подносила всем присутствующим. Те клали ей в чашку денег. Подношение воды показывает, что она породнилась с новыми людьми.

Такой обряд называли шыв çулĕ пуçлани «прокладывание дороги к воде».

Ģен çын салми

На принесенной воде молодая жена варит çен çын салми «салму нового человека». Все рассаживаются за стол. Затем люди, сидящие за столом молятся молятся тура; в это время старший дружка стоит рядом с молодыми. После моления муж и жена три раза берут салму, не касаясь ложкой края чашки. За ними начинают другие, предварительно кладут деньги на чайные чашки. Поев çен çын салми, участники свадьбы расходятся.

Основной целью обряда çен çын салми все же является разжиганием огня молодой. Сен сын после свадьбы каждый день просыпается раньше всех и возобновляет огонь в очаге. Таким обрядом берет в свои руки право и обязанность следить за домашним очагом. При этом она не должна показываться неприкрытым телом, как у очага, так и перед свекром и свекровью. Этим подтверждается особое почитание огня и его чистоты. Так же запрещается плевать на огонь, тушить его грязной водой и даже сориться у очага. Чуваши брызгают ложкой самогонопервача в горящий очаг. Этим они проверяют не только крепость вина, но, прежде всего, отдают дань духам огня, а также предкам этого дома.

Развод

Среди чувашей разводы были очень редки. Разводы вообще не одобрялись чувашским этикетом, и понималось как явление безнравственное. Традиционная форма развода заключалась в разрезании женской головной повязки - сурпан, после чего жена уходила от мужа и оба становились свободными.

II СВАДЬБА НАШИХ ВРЕМЕН

Обряд "хлеб-соль

Встречают хлебом-солью родители, в доме которых играется свадьба. На длинное красивое полотенце кладут круглую буханку черного хлеба хорошо укрепленной в середине солонкой. Приветственную речь говорит теща или свекровь.

"Поздравляем вас с законным браком, желаем счастья, здоровья, долгой супружеской жизни. Милости просим в наш дом - в ваш дом. Хлеб-соль отведайте, а мы посмотрим, кто в доме хозяином будет".

Молодые отщипывают или откусывают хлеб, макают его в соль и едят. Считают: кто больше откусил - тот и хозяин. Еще раз их поздравляют и целуют. Этот обряд символизирует истинное и чистосердечное согласие и является знаком того, что молодые будут с тех пор как бы крохами одного хлеба.

Обряд осыпания новобрачных

Кидают вслед новобрачным пшено, зерна, конфеты, хмель, монеты как символ зажиточной жизни.

Бросаем под ноги зерно, пусть счастьем прорастет оно.

Бросаем под ноги медь, чтоб никогда не болеть.

Бросаем под ноги монеты медные, чтоб не быть вам бедными.

Бросаем лепестки роз, чтоб не знать вам ни горя, ни слез.

Выкуп невесты

Проблему "выкупа" решают свидетель со свидетельницей. Однако жених сам может участвовать в проведении этого обряда. "Выкупают" невесту обычно цветами, конфетами. Можно последовать обычаю, принятому ранее в некоторых областях, и "выкупать" невесту деньгами. Раньше, если предложенный выкуп не устраивал подруг невесты, то они выставляли "мнимую невесту", укрытую под шалью или покрывалом. Нередко случалось, что жених обнаруживал под покрывалом мужчину. "Выкупив" невесту, жених преподносит ей свадебный букет. Родители обязательно спрашивают жениха: "Твоя ли невеста, не подменили?" - а в подтверждение того, что жених узнал свою невесту, он ее целует. Затем гости рассаживаются по машинам для поездки в ЗАГС.

В ЗАГСе сложился и прочно утвердился определенный церемониал регистрации брака. Все элементы ритуала следуют один за другим в строгой логической последовательности, придавая обряду особую торжественность. Процедура занимает от 6 до 30 минут в зависимости от набора услуг. После окончания регистрации организуется фотографирование молодоженов вместе с гостями, объявляется, где и в какое время гостей ждут на праздничное застолье.
Хорошо было бы жениху вспомнить о старом обычае городских свадеб - послать невесте утром в день свадьбы "женихову шкатулку" с венчальными принадлежностями и другими дарами (сладостями, лентами, украшениями и т.д.).
Даже если в шкатулке окажутся только "другие дары", можно рассчитывать на успех мероприятия. И если невеста всё же прослезится по обычаю, то пусть это случится от радости. По старинному поверью, если невеста хочет быть счастливой в замужестве, то должна на свадьбе много плакать.
Раньше в день венчания мать передавала дочери талисман, который был у невесты в момент бракосочетания. Это были ладанки, привески, перстни с печаткой и пр., которые становились семейной реликвией и передавались из поколения в поколение. В настоящее время таким талисманом может быть перстень с камнем, печаткой или же другое ювелирное украшение.












ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В связи с изучением данной работы мы пришли к выводу, что есть существенные различия между свадьбами древних времен и современного общества, например:

1) раньше знакомство и сватовство жениха и невесты происходило только весной;

2) существенные различия в одежде невесты и жениха, по сравнению с современностью;

3) в наши дни отсутствует баня невесты;

4) раньше к приезду жениха в дом невесты встречали с сырым яйцом, а сейчас - с хлебом - солью;

5) в древности жениха и невесту закрывали в клеть.

Изучив традиции и обряды свадьбы, мы выполнили поставленную цель и решили следующие задачи:

  • изучены обычаи чувашских свадеб в древние времена и в современном обществе;

  • проведено тестирование среди учеников 5, 8, 9 и 11 классов;

  • посещена чувашская свадьба;

Наши исследования были проведены в МОУ «Гимназии №5» среди учеников 5,8,9 и 11 классов и составили они 118 человек. Тест - Приложение №2.

Для начала мы узнали: сколько процентов опрошенных составляют чуваши; что они подразумевают под словом «свадьба»; собираются ли они регистрировать свой брак; в каком возрасте собираются заключить брак; были ли они на свадьбе, проведенной по чувашским обрядам и обычаям; знают ли традиции чувашской свадьбы; хотели бы они провести свадьбу по чувашским традициям; нужно ли сохранять чувашские обычаи и обряды; знают ли они, что такое «плач невесты» и в конце узнали, хранятся ли в семьях вещи, которые подарены на свадьбу и передаются из поколения в поколение. Получены следующие результаты: приложение №3, приложение №4.

Кроме того, мы сравнили старинную свадьбу с современной свадьбой. Изучили, какие обряды и обычаи сохранились, утратились, изменились. Результат - приложение №1.

Также моя исследовательская работа может использоваться при изучении материалов в старших классах и темой внеклассного разговора.





БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


  1. Бажайкин Н.С. Новые обряды и праздники// Чувашия. - Чувашское книжное издательство. - 1977. - с.40.

  2. Бусыгин Е.П. Русское население Чувашской АССР// Чувашия. - Чувашское книжное издательство. - 1960. - с.144.

  3. Гуров Ю.С. Новые Советские традиции, праздники и обряды// Чувашия. - Чувашское книжное издательство. - 1990. - с.47.

  4. Сироткин М.Я. Чувашский фольклор// Чувашия. - Чувашское книжное издательство. - 1965. - с.21.

  5. Интернет: все для свадьбы - all4wedding.com/articles_202.htm.










































ПРИЛОЖЕНИЕ


Приложение №1


Сравнение свадеб в старину и в настоящее время


сохранилось

утратилось

изменилось

Знакомство


+


Умыкание


+


Сватовство



+

Туй мунчи


+


Одевание жениха



+

Коленопреклонение

+



Следование в дом тестя



+

У ворот тестя


+


Невестина баня


+


Одевание невесты



+

Паршав



+

Приданое невесты



+

Следование в дом свекра


+


У ворот свекра


+


Во дворе


+


Внесение невесты в дом свекра



+

Поклонение духам дома свекра


+


Обмен кольцами



+

Пуç сырни



+

Инке салми


+


Подарки невесты



+

Брачная ночь



+

Девичья честь


+


Шыв çулĕ


+


Ģен çын салми


+


Развод



+








Приложение №2


Тест, проводимый среди 5,8,9 и 11 классов


  1. Какой Вы национальности?

  2. Что такое свадьба для Вас?

  3. Собираетесь ли Вы зарегистрировать свой брак?

А) да

Б) нет

  1. Во сколько лет Вы планируете выйти замуж (жениться)?

  2. Какой национальности будет Ваш (а) избранник (ца)?

  3. Планируете выйти замуж (жениться):

А) по любви

Б) по расчету

В) по настоянию родителей

  1. Будете ли Вы справлять свадьбу?

А) да

Б) нет

  1. Были ли вы на чувашской свадьбе? Понравилось ли Вам?

  2. Знаете ли Вы традиции чувашской свадьбы?

А) да

Б) нет

  1. Хотели бы Вы провести свадьбу с чувашскими традициями и обрядами?

А) да

Б) нет

  1. Нужно ли сохранять чувашские обычаи и обряды?

А ) да

Б) нет

  1. Какие семьи крепче: сейчас или раньше? Почему?

  2. Что такое «плач невесты» для Вас?

  3. Соблюдаются ли в вашей семье национальные традиции?

15. Есть ли в вашей семье вещи, которые дарятся на свадьбу и в будущем передаются по наследству?

А) да

Б) нет

16. Какие отношения должны быть между супругами?

(2-3 предложения)





© 2010-2022