Конспект занятия Становление философии в Древней Греции

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект учебного занятия


Дисциплина (профессиональный модуль): Основы философии

Специальность: Преподавание в начальных классах, Дошкольное образование, Педагогика дополнительного образования

Курс: 2

Тема: Становление философии в Древней Греции

Группы: 201, 204, 205

Преподаватель: Мотаевская Анна Павловна

Цели учебного занятия:

Образовательные:

  • Создать условия для освоения систематизированных знаний по истории развития античной философии.

  • Показать важность знания философии античности для формирования морально-нравственной, одухотворенной личности.

Воспитательные:

  • На примере философских взглядов отдельных мыслителей античной эпохи дать возможность студентам увидеть и осознать в человеке единство природного и социального, биологического и духовного, гармонию человеческого тела и души, материи и идеи, мышления и бытия.

  • Помочь соизмерить изученное с собственным внутренним миром, задуматься о себе, смысле собственного бытия и соотнести с жизнью в обществе и будущей педагогической деятельностью.

Развивающие:

  • Способствовать развитию логического мышления и мировоззрения обучающихся; развитию умений определять значение философских идей для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков; развитию умений формулировать и аргументировать собственную позицию, анализировать, делать выводы.

  • Развитие интереса к изучению философских взглядов и идей.

Форма проведения: лекция - диалог.

Образовательная технология: диалог.

Методы и приемы обучения: частично-поисковые методы, метод рефлексии (осознание деятельности).

Средства обучения: учебные пособия (см. список литературы).

Технические средства обучения: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация.

Электронные ресурсы (мультимедийные презентации, обучающие программы и тренажеры, электронные учебники, интерактивная доска, Интернет-ресурсы и другие): мультимедийная презентация.

Литература:

Основные учебные издания:

  1. Волкогонова О.Д. Основы философии. - М., 2008;

  2. Горелов А.А. Основы философии. - М., 2010;

3. Кохановский В.П. Основы философии. - Ростов-на-Дону, 2008;

4. Философия. Учебное пособие./ Под ред. В.Н. Лавриненко. - М., 2009;

5. Хрусталев Ю.М. Основы философии./ Ю.М Хрусталев. - М., 2008.

Дополнительная литература:

  1. Нижников С.А. Философия. Курс лекций. - М., 2007;

  2. Стрельник О.Н. Философия. Конспект лекций. - М., 2009.

Межпредметные и внутрипредметные связи: Взаимосвязь философии с историей, религиоведением, психологией, культурологией.


  1. Организационный этап

Добрый день, уважаемые студенты!

  1. Вступление, мотивация изучения темы

Сегодня мы обратимся к проблеме, которая на протяжении веков и в рамках наступившего XXI столетия, остается актуальной и важной. Это тема «Становление философии в Древней Греции».

Мыслители и философы эпохи античности первыми обозначили философию как теоретико-практическую форму освоения действительности, дали возможность выделения других наук из философии, попытались найти ответы на «вечные» вопросы: какова первооснова бытия, что первично - материя или идея, есть ли жизнь после смерти и многие другие, а также старались раскрыть и постичь тайну человека. И это стремление - не праздное любопытство. Знания о себе самом необходимы человеку для того, чтобы быть Человеком, Личностью.

Смею надеяться, что тема занятия не только объединит, но и побудит осмыслить сущность человеческого бытия, обозначит смысл существования и выработает целеполагательные поведенческие установки.

Попытаемся самостоятельно сформулировать цели занятия.

(Студенты принимают участие в диалоге, формулируют цели занятия).

Итак, цель нашего занятия: изучить взгляды философов античной эпохи, в частности Древней Греции, проанализировать эти идеи и поразмышлять о их актуальности в современном мире. Непременно постараемся на примере философских идей и взглядов разных мыслителей увидеть и осознать в человеке единство материального и идеального.

В ходе исследовательско-поисковой деятельности продолжим работать над выражением эмоционально-личностной оценки к творчеству разных мыслителей и философов, формированием ценностного отношения к философским проблемам.

План лекционного занятия включает следующие вопросы:

  1. Особенности античной философии. Периодизация философии античности.

  2. Философские школы. Сократ, Платон, Аристотель.

  3. Значение философии Древней Греции.

Список рекомендуемой литературы

Основные источники:


  1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 256 с. (с хрестоматией).

  2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 288 с. (Профессиональное образование)

  3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. - 286 с.

Дополнительные источники:


  1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 337 с.

  2. Балашов В.Е. Занимательная философия. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº». 2008. - 172 с.

  3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений. - Ростов н/Д.: Феникс. 2010. - 315 с.

  4. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. - М.: РГ-Пресс. 2010. - 496 с.

  5. Кушнаренко С.П., Кушнаренко Я.В. Античная философия: Учебное пособие., window.edu.ru/resource/322/29322

  6. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова. - М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2008. - 799 с.

Интернет-ресурсы:

  1. labrip.com

  2. filosofia-totl.narod.ru

  3. window.edu.ru/resource/322/29322

  4. LearningApps.org/view388777

Актуализация имеющихся знаний, ретроспекция

На предыдущих занятиях были изучены вопросы происхождения философии; ее становления как самостоятельной области знания; периодизации истории философии с выделением особенностей в развитии разных периодов. Говоря о необходимости знания основных философских идей и взглядов выдающихся мыслителей, заложивших основы мировой философской мысли, и формирования на их основе своих собственных мировоззренческих установок, необходимо еще и еще раз подчеркнуть их функциональность и актуальность во всех областях культурной, социально-экономической, политической жизни всего мира и России, в частности, предельную напряженность, трагичность времен. Выявили тот факт, что философская мысль на протяжении веков была отражением противоречий и поисков эпохи, и именно это стало определять содержание философских взглядов и идей, функциональную принадлежность самой философии в системе общего гуманитарного знания.

Философы, художники, музыканты всех времен с величайшим воодушевлением, с головой уходят в разрешение онтологических, гносеологических и аксиологических проблем. Со свойственной исторической спецификой эпохи пытаются обозначить философские стереотипы в мышлении и поведении, определить философскую картину мира, объединяющую данные эмпирики, науки, религии, области искусства и философии в единое целое. Ядром, смысловым центром научной, бытовой, религиозной и философской картин мира является соотношение «мир - человек». Актуальность данной проблематики заключается в том, что каким бы ни был путь великих мыслителей со времен древневосточной и античной философии, незыблемой, нерушимой, единственной, объединяющей всех в одно целое остаются проблемы жизни человека, и его выживания в современной реальности. И сейчас мы обратимся к изучению очень важного периода, как в мировой истории, так и философии - античности.

Первая попытка выделения философии как особой области знаний была сделана античным мыслителем Аристотелем.

Зачатки философии можно обнаружить у самых первобытных народов. Но они не образуют самостоятельное явление культуры. Как философы древние греки превосходили всех, в том числе древних индийцев и китайцев. Именно древнегреческая философия стала самостоятельным культурным образованием, наряду с искусством и религией. Именно в Греции появились философы-профессионалы. Философия стала систематическим рациональным мышлением на основе идей.

Основная часть лекции:

Просмотр презентации, см. электронный ресурс

Античная философия возникла в условиях античной демократии в 6-5 вв. до н.э. Начало - Фалес (625-547 гг. до н.э.), конец - декрет императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах (529 г.н.э.) Основу интересов античных философов составлял космоцентризм - картина мира, центральным элементом которой стало учение о Космосе. По их мнению, именно в Космосе все течет, все изменяется.

Античная философия в своем развитии делится на несколько этапов, в рамках которых существовали различные философские школы и направления, представители которых пытались ответить на вопросы:

- «Из чего все возникает?»

- «К чему все возвращается?»

Периодизация философии античности:

I этап. Досократовская (эллинская) философия (натурфилософия): 6-5 вв. до н.э.

II этап. Классический (2 пол.5-4 вв. до н.э.)

III этап. Эллинистическая философия (кон.4-2 вв. до н.э.)

IV этап. Римская философия (1 в. до н.э.-5-6 вв. н.э.)

Характеристика этапов.

I этап. Досократовская философия (натурфилософия): 6-5 вв. до н.э.

На данном этапе философия развивалась в рамках философских школ:

  1. Натурфилософы. (Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен; Гераклит; Эмпедокл.)

Утверждали, что мир возник из первовещества. У Фалеса первовеществом является вода. У Анаксимена - воздух. У Гераклита - огонь. Анаксимандр полагал, что все произошло из беспредельного вещества (апейрона). Эмпедокл брал в качестве основы четыре вещества: огонь, воду, воздух и землю.

Фалес, принадлежавший к числу семи мудрецов, задавал вопросы:

  1. Что трудно?

  2. Что легко?

  3. Что всего слаще?

  4. Как нам прожить самую лучшую и саму праведную жизнь?

  5. Кто счастлив?


  • Как бы вы ответили на эти вопросы? Попробуйте ответить на них словами Фалеса.


  1. Элеаты (Зенон, Ксенофан).

Противопоставляя друг другу мышление и материальный мир, утверждали, что познать первооснову мира невозможно через его чувственное восприятие, т.к. оно неустойчиво. Истинное бытие, по их мнению, это единственное, что открыто чистому мышлению и представляет собой мир единого и неподвижного бытия.

  1. Пифагорийцы (Пифагор и др.).

Были убеждены в том, что основа вещей (сущего) скрыта в числах и математических атомах, имеющих форму геометрических фигур.

  1. Атомисты (Демокрит, Эпикур).

По их мнению, первооснова мира заключается в атомах, которые представляют собой мельчайшие неделимые частицы, их - бесчисленное множество. Пустота же между ними представляет собой небытие. Бытие выступает в виде комбинации атомов, из которых возникают зримые вещи. И поэтому бытие познаваемо.

  • Атомизм принято считать концепцией физики. Как вы думаете, почему атомизм является философской концепцией?

II этап. Классический (2 пол.5-4 вв. до н.э.)

Сократ (469 - 399 гг. до н.э.)

Совершил в философии коренной переворот. Сократ не физику, а этику ставит на первое место, считая, что именно философия человека должна стать ключом к философии природы, а не наоборот. Поэтому он первостепенное значение придает тому, что человек есть существо познающее. Человека отличает от других существ душа. Душа - это способность человека осознавать, проявлять мыслительную активность, быть совестливым и моральным, добродетельным. Тело человека не довлеет над душой, наоборот, оно является инструментом души.

«Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре» (Сократ)

  • Как вы думаете, в чем глубинный смысл приведенного высказывания?

  • Как оно связано с судьбой философа?

  • Как вы оцениваете поступок Сократа - его смерть?

Платон (427 -347 гг. до н.э.)

Настоящее имя Аристокл. Ученик Сократа, развивал его идеи. В его философии на первом месте не натурфилософия, а этика. Основа его философии - концепция идей. Платон не рассматривает вещи в их эмпирически-чувственном существовании. Для каждой вещи он определяет ее смысл, идею (сущность). Идеи соотносятся как с материальными, так и с душевными явлениями. Бытие характеризует как вечное, неизменное, неделимое, недоступное чувствам, постигаемое только разумом. Но бытие множественно. Бытие - это мир идей. Мир идей первичен, истинно существующий. Вторичный, производный от идей - это чувственно воспринимаемый мир. Для объяснения чувственно воспринимаемого мира Платон вводит понятие «материи». Материя - это первичный материал, из которого состоят вещи, т.е. идеи придают ей форму. Космос создан Богом через соединение идей с материей. Платон создал учение об обществе, где главной идеей общественного благоустройства выступает идея справедливости. Желал построить идеальное государство на справедливых началах.

Аристотель (384 -322 гг. до н.э.)

Ученик Платона, наставник Александра Македонского. Пересмотрел многие концепции философии Платона. Перенес акцент с идеи на форму. Выделяет в каждой вещи материю (субстрат) и форму. Утверждает, что форма важнее материи, т.к. только благодаря форме индивид становится тем, чем он является. Следовательно, форма есть главная причина бытия. Бытие, по Аристотелю, есть синтез материи и формы. Форма выражается понятием. Понятие принадлежит уму человека. Бог для Аристотеля - это не только перводвигатель, но еще и ум. Утверждает, что в душе человека самое важное - ум, а следовательно и Бог. Аристотель впервые систематично изложил логику как науку о законах мышления и этику как практическую науку, целью которой является счастье, где счастье - это не жизнь, потраченная на удовольствия, развлечения и наслаждения, не успех и богатство, это совпадение добродетели человека (мудрость, рассудительность, умеренность, правдивость, дружелюбие, любезность, щедрость, мужество) с внешней средой. Его политические взгляды совпадают с идеями Платона. Формы государственного устройства делил на правильные (достигается всеобщая польза) и неправильные (польза для некоторых). Критически относился к демократии.

III этап. Эллинистическая философия (кон.4-2 вв. до н.э.)

Древние греки называли себя эллинами. Александр Македонский создал империю, присоединив к ней Грецию, в которой произошло уравнение греков с завоеванными племенами. Греческие города-государства приходили в упадок. Эллинская философия переходила в эллинистическую, а затем и в римскую. Получили расцвет четыре школы:

  1. Кинизм (цинизм)

  2. Эпикуреизм

  3. Скептицизм

  4. Стоицизм

Данные школы имели общую цель - обеспечить каждому человеку душевный покой и счастье. Избавление от всех несчастий они видели в атараксии (невозмутимости), апатии (безразличии), автаркии (самодостаточности человека).

Кинизм (цинизм).

Основателем кинизма считается ученик Сократа Антисфен, а наиболее ярким представителем - Диоген Синопский. За основу своей философии взяли практическую модель Сократа, свойственные ему спокойствие, самообладание, неприхотливость. Не подкрепленные интеллектуализмом, эти нормы практической жизни привели к идеалам самодостаточности человека, апатии, безразличия и аскезы, постоянной тренировке души и тела. Латиняне называли киников циниками. Постепенно термин «циник» получило негативное значение.

  • Как вы думаете, за что греки были благодарны киникам?

  • Как вы относитесь к цинизму?

Эпикуреизм («Счастье - это умеренное наслаждение»).

Основателем является Эпикур. По мнению сторонников этого учения, мир чувств не иллюзорен, он - главное содержание познания. Подлинные познавательные реалии - это не идеи Платона или формы Аристотеля, это чувства. Человек состоит из атомов, что обеспечивает ему богатство чувств. Человек существо свободное. Боги безразличны к человеческим делам, что доказывает существование зла в мире.

Эпикур писал: «Когда мы говорим, что наслаждение есть конечная цель, то мы разумеем отнюдь не наслаждение распутства или чувственности, как полагают те, кто не знает, не разделяет или плохо понимает наше учение, - нет, мы разумеем свободу от страданий тела и от смятения души. Ибо не бесконечные попойки и праздники делают нашу жизнь сладкою, а только трезвое рассуждение, исследующее причины всякого нашего предпочтения и изгоняющее сомнения, поселяющее тревогу в душе».

  • Определите этическую позицию философа.

  • Как он понимает наслаждение?

  • В чем Эпикур видит назначение философии?

  • Какова, по вашему мнению, связь между физикой и этикой эпикуреизма?

Скептицизм («Воздерживайтесь от догм и будьте безмятежны»).

Основателем является Пиррон Эллидский и Секст Эмпирик. Скептики видели и видят сегодня свою цель в опровержении догм всех философских школ. Мир изменчив, текуч, непостоянен, относителен, иллюзорен. Это не позволяет считать истинными те или иные суждения, истины не существует, любой анализ не имеет конца, разум противоречив, чувства лживы, опора на чувства и разум человека несостоятельна. В постоянно меняющемся мире нельзя признавать существования ни добра, ни зла. Остается только свой внутренний покой и безмятежность.

  • Какая связь существует между логикой и этикой скептицизма?

Стоицизм («Счастье - это жизнь в соответствии с космическими законами»).

Основателем является Зенон из Кития. Его учеников называли стоиками. По представлениям стоиков, природа - это Бог, Бог есть вся природа (пантеизм). Человек существует в рамках космических законов, подвержен космической судьбе.

  • Какая связь существует между физикой и логикой стоиков?

Обобщение и систематизация изученного материала

Участие в диалоге:

  • Имея в виду кинизм, эпикуреизм, стоицизм и скептицизм, дайте характеристику своим знакомым и себе самому.

  • Какие философские идеи вы считаете наиболее актуальными?

  • Какие, идеи, на ваш взгляд, будут полезны в будущей профессиональной деятельности?

см. электронный ресурс (window.edu.ru/resource/322/29322)

Подведение итогов. Значение философии Древней Греции:

  1. Античная философия космоцентрична: т.е. она охватывает весь космос, в том числе и человека.

  2. Достигла многого на понятийном уровне: концепция идей Платона, понятие формы Аристотеля, понятие смысла у стоиков. Но почти не знает законов науки.

  3. Она функциональна, т.е. помогает людям в решении жизненных проблем.

  4. Античная философия актуальна: по сей день сохраняет свое значение.

Контрольно-оценочный этап:

Решение теста, (смотреть LearningApps.org/view388777)

Рефлексия деятельности. Участие в диалоге.

  • Что на занятии было особенно интересным?

  • Что вызвало затруднения? Почему?

Домашнее задание:

Используя различные источники информации, подготовьте сообщение по выбору на одну из тем:

  • «Периоды развития античной философии»

  • «Нравственный подвиг Сократа»

  • «Философия Древнего Рима».




© 2010-2022