«Использование элементов критического мышления на уроках казахского языка»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Егизбекова Р. С.

Высшая квалификационная категория вторая

Учитель казахского языка и литературы

КГУ «Тобольская средняя школа№116

отдела образования Тарановксого района»

п. Тобол

Республика Казахстан



«Использование элементов критического
мышления на уроках казахского языка».



Теоретическая основа Программы курсов повышения квалификации разработана совместно АОО «Назарбаев Интелектуальные школы» и Кембриджской Программы сроится на консруктивстской теории обучения, которая базируется на утверждении о том, что развитие мышления у учащихся происходит в условиях имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями,полученными в классе из различных источников: будь это учитель, или ученик,или учебник. (Руководство учителя, с.152) При первом этапе «Лицом к лицу» было основной задачей изучить материалы о том что, как происходит процесс обучения и то, что представляет собой качественное образование (Руководство учителя,стр.155). Формирование о качественном и успешном преподавании является оценивание, независимое от результатов учебной деятельности, в процессе которого учителя анализируются с целью установления соответствия требованиям практики, т.е. результаты деятельности учителя, характер и частота взаимодействия с учениками. Оценивание в этом случае сконцентрировано на учениках, с которыми учитель работает, но не зависит от, собственно, самого процесса обучения. Так же оценивание качества преподавания акцентирует внимание на процессе преподавания, которое должно быть и качественным, и успешным, и требовать значительно больше усилий . Необходимо осозновать что живя в 21-веке как считали современные исследователи (Sinek,2009) обладать перспективными идеями и владеть инновационными подходами мало, конечно они не всегда состоятельны потому что не задаются вопросом: Для чего необходимы перемены? Данная программа должна изменить учителей, оттолкнуть их от стандартного урока, от традиционного подхода, от традиционной методики преподавания. Почему? Как? Что? Цель преподавания, основанного на конструктивистской теории, заключается в глубоком понимании предмета учеником, сформированности у него навыков дальнейшего применения полученных знаний вне класса. Важными приоритетами для учителя на уроке должны стать: Стремление, Осознание, Понимание. Пожарес (1992) утверждал, что при выборе стиля преподавания, убеждения учителя имеют большое влияние, чем его знания, поскольку в процессе обучения влияют на все , что он делает в классе.

«Критическое мышление» означает концентрацию мышления на процессе решения или проблемы. Критическое мышление может происходить всякий раз, когда процесс рассуждения; формулировки выводов или решения проблемы. В данном проекте критическое мышление предоставлено как мышление о мышлении. В данном современном мире развитие критического мышления расматривается в качестве необходимого атрибута, для установления степени ожиданий и требований предъявляемых к мышлению.

Джон Дъюи в свою очередь говорил что, если наше образование стремится иметь хоть какое- нибудь значение, оно должно быть так же всесторонне переродиться. Понимание необходимости изменения собственной практики и проведения исследования в классе позволило разработать план исследования в действии, определить какие необходимо внести изменения в свою педагогическую практику , так я пришла к выводу что можно развить критическое мышление у учащихся через коммуникативные навыки: аудирование, говорение, чтение, письмо. Перед учителем всегда стоят вопросы: как пробудить интерес к предмету, какие выбрать формы обучения, чтобы ученики были участниками учебного процесса, имели возможность вести диалог, высказывать свое мнение, чтобы между учеником и учителем существовала «обратная связь». Одним из семи модулей Программы позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности у учеников, является «Обучение критическому мышлению». Цель его состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни, это умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать и делать выводы. Хочу познакомить с элементами критического мышления, которые использую на своих уроках. Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов: вызова, осмысление и рефлексии. Целью моего исследования в действии было: Формирование коммуникативных навыков, умений диалогической речи, совершенствование навыков говорения, аудирования, письма. Задачи: 1) Развивать коммуникативные навыки, память, внимание; 2)Слушать и слышать друг друга;учить работать в группе, воспитывать интерес к предмету; 3) разработать и составить задания для совместной работы в группах. Аспект вопроса Исследования в действии - обучение в сотрудничестве. Большим толчком к этому исследованию послужило совместная работа в группе на сессиях, индивидуальная консультация с тренером. Мы активно принимали участие в обучении, моделируя ту работу в классе, которая нам предстоит, были проведены совместно: групповая работа, обсуждение, презентации и планировали индивидуальные исследования в действии. Какие методы и подходы я планировала для преобразования процесса обучения в классе? Это анкетирование, интервью, наблюдение и изучение программы второго уровня. Всего в анкетировании участвовали 10 учащихся из них на первый вопрос: 1.Какие задания и вопросы вызывают у вас интерес? 11% все без исключения.2.Можешь ли ты предугадать в какой форме пройдет следущий урок? .11% учащихся ответили нет.3.Хотел бы ты, чтобы на уроке были другие формы работы? 67% учащихся ответили да.4.Чувствуешь ли ты себя уверенно на уроке? 67% учащихся ответили да.5.Всегда ли тебе интересно на уроке? 11% учащихся ответили , что нет.7.Какие трудности вы испытываете при выполнении заданий? 11% учащихся затрудняются при изучении лексического и грамматического материала. (приложение№1) Таким образом очевидно противоречие между тем, что 67% учащихся чувствуют себя уверенно на уроке, но при этом 11% учащихся затрудняются при выполнении лексических и грамматических заданий. Все это было сделано для определения начальных возможностей учащихся, потому что надо знать недостатки, надо знать с чего начинать. На уроках казахского языка моей самой главной задачей и целью является не только научить детей читать, писать (говорению и письму), но и применять умения и навыки на практике, а самое главное развивать их коммуникативные навыки. Ознакомившись с идеями семи модулей как учитель-предметник задалась вопросами: «Что подлежит изучению учащимися в 21-м веке?», «Каким образом подготовить учащихся?». Я поняла, что необходимо проанализировать свою педагогическую практику с этих ключевых позиций, а именно что необходимо для создания обучающей среды, направленной на вовлеченность всех учащихся? Данные анкеты потверждают , что 11% учащимся не всегда интересно на уроке.

Учитель зачастую выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера обучения и поэтому традиционное преподавание в условиях динамичного развиающегося современного мира не актуально.

Так было внесено изменение в структуру каждого урока 9б именно планирование включающее три этапа: вызов, осмысление, рефлексию.
Каждый урок был сопровожден презентацией, способствующей более эффективному усвоению материала для учащихся. Все задания не вызывали затруднения при их выполнении, так как подготовлены с учетом возрастных осбенностей. На всех уроках я использовала психологические тренинги и настрой на урок, которые способствовали развитию взаимопонимания, сплочению классного коллектива, созданию коллобративной среды(приложение№2). Групповая работа, вводные игры, тренинги помогли мне раскрыть своих учеников, увидеть их личностные качества, тонкости характера каждого учащегося. Этап психологического настроя на урок учащиеся восприняли хорошо, и активно включились в разделение класса на группы. Темой раздела называется «Қазақ отбасында тұру», поэтому решила взять за основу пословицы и поговорки казахского народа. С целью увелечения степени вовлеченности учащихся и повышения интереса к изучаемому материалу каждую пословицу и поговорку я делила по полам, и учащиеся находили нужный вариант пословиц и поговорок, по сратегии «Өз сыңарың тап», на следующих уроках предлагала найти из стихотворения строчки, сопоставить и найти свою пару. Учащиеся садились к понравившемуся цвету «Киіз үй»(использовала разного цвета юрты с учетом национального калорита), первый раз они сели по интересам, кто с кем хотел. После деления на группы все учащиеся были вовлечены в процесс обучения. Так как урок начали с пословиц и поговорок учащиеся сами определили тему урока и после мы вместе сформулировали цель. Учащиеся стали больше открыто высказывать свое мнение, не всегда положительное, пытаются критически мыслить, т.е. они не боятся делать замечания товарищам, давать рекомендации, советы, сами вырабарывают критерии оценивания(иногда ошибочные), устанавливают нормы поведения на уроке, страются самостоятельно сформулировать тему и цели урока. Для этого на уроке я старалась использовать на определенную тему видеоролик. Учащиеся довольно быстро включились в процесс такая работа проводилась каждый урок. Очень важна стадия вызова, все этапы урока должны быть взаимосвязаны, взаимозависимы. Первым вводным заданием на первом уроке используя стратегию «Константинополь» на экране подается ключевое слово по новой лексической теме «Жеті ата», кто больше составит слов. (приложение№3) Задание развивает память, мышление. При изучении нового материала на экране показ видеоролика «Туған жер», после просмотра учитель задает вопросы, учащиеся работают совместно с группой. При изучении новых слов на экран выводятся новые слова, учащиеся вместе проговаривают новые слова, проводят фонетическую зарядку, с помощью интернет - ресурсов находят перевод новых слов. Домашним заданием было составить один слайд на лексическую тему «Үлкенді сыйлау- ұлылық», а один слайд на грамматическую тему «Көмекші есімдер». Домашнее задание было проговорено в классе при этом обсуждение происходило в группах, каждый предлагал свой вариант оформления презентации или самостоятельно, или совместно. При этом совместно были определены критерии оценивания домашнего задания в виде презентации.

Совместная работа в группе позволила учащимся самостоятельно без помощи учителя оценить свои возможности, развить свои творческие способности так как задания были (включая всех) на развитие мышления более высокого уровня: одно из заданий на знание и понимание,учащиеся читают текст с диалогом, составляют ответы на вопросы, критикуют посредством стратегии «Қалташа-жұмбақ». Задание на применение: учащиеся по группам ведут исследовательскую беседу оставляют 3 утверждения по изученной лексической теме и одно из них пишут ложное, обмениваются группами, надо найти не правильное составленное предложение, учащиеся взаимооценивают друг друга. Задание на анализ, синтез: учащиеся ведут кумулятивная беседу составляют постер из подручного материала по пройденной грамматической теме, учащиеся взаимооценивают друг друга. Задание на оценивание: учащиеся оценивают, как они ощущали себя, работая в группе, учащиеся сами оцениваниют себя. Давая данные задания учитывала совместную работу в группе все учащиеся были вовлечены в процесс обучения. Совместная работа в группе позволило учащимся развить в себе не только творческие способности, но и интелектуальные.

Все эти приёмы использую для изучения новой темы, но и для закрепления пройденной темы. Ученики ещё раз повторяют изученные слова, и вспоминают части речи на казахском языке. Использование элементов критического мышления на уроке позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Развивает познавательные способности личности. Также развивает разные виды памяти, мышление, внимание, восприятие. Использование на уроке модуля «Обучение критическому мышлению» направлено на удовлетворение потребностей личности в самоутверждении, общении, игре и творчестве, при этом развивая свои творчексие и интеллектуальные способности.

Литература:

1. Руководство для учителя,2012 год

2. Ссылка [azbuka.kz/novve-podhodu-v-prepodavanii-i-obuchenii]

«Использование элементов критического мышления на уроках казахского языка».

Приложение№1: Проведение анкетирования «Использование элементов критического мышления на уроках казахского языка».

«Использование элементов критического мышления на уроках казахского языка».

Приложение № 2

Проведение активити.

«Использование элементов критического мышления на уроках казахского языка».

Приложение№3

«Жеті ата» к ключевому слову составить больше слов стратегия «Константинополь»

«Использование элементов критического мышления на уроках казахского языка».«Использование элементов критического мышления на уроках казахского языка».

Приложение№4

«Использование элементов критического мышления на уроках казахского языка».

Лист оценивания:

Приложение№5«Использование элементов критического мышления на уроках казахского языка».успех выполнения задания обеспечили состалвенные ранее критерии

Приложение№6

«Использование элементов критического мышления на уроках казахского языка».

Совместная работа объединяет учащихся

Приложение№5:

«Использование элементов критического мышления на уроках казахского языка».



Видео как вырабатывали критерии оценивания

Приложение№7

«Использование элементов критического мышления на уроках казахского языка».«Использование элементов критического мышления на уроках казахского языка».«Использование элементов критического мышления на уроках казахского языка».

Преодоление барьера выхода к доске

Приложение№8:

ИКТ

Приложение№9:

Оценочный лист после каждого урока «Бақыт баспалдағы».



Приложенеи№10

Бүгінгі және кешегі салт- дәстүрлер защита постера.



Приложение№11



Анкета после проведения серии последовательных уроков.


© 2010-2022