Конспект по патриотическому воспитанию Мои права и обязанности

«Конституция РФ. Мои права и обязанности»                                                                                                              Задачи: Уточнить представление детей о России, как о родной стране. Познакомить детей с главными документами нашей Родины – «Конституцией РФ»  и с «Конвенцией о правах ребенка». Познакомить детей с основными правами и свободами, научить применять их в жизни. Формировать знания детей об их гражданских правах и обязанностях; Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;  Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;  Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.   Воспитывать гражданско патриотические чувства.                                                                                           Материалы и оборудование: Телевизор, аудиозапись, кукла «Золушка», иллюстрации к сказкам, Конституция РФ,  «Конвенция ООН о правах ребёнка».   Предварительная работа: Занятие, беседы о правах и обязанностях гражданина РФ, знакомство с Конституцией России, дидактические игры, рассматривание иллюстраций.                                                                                          Словарная работа : «Конституция РФ», «Конвенция ООН о правах ребёнка», «гражданство», «гражданин».                                                                                                         Ход занятия:                                                                                                             Организационный момент. Дети стоят в круге,   и передавая маленькое сердечко друг другу говорят  «Ты мне нравишься, потому, что ты…»  Педагог обращает внимание на стол, где лежат несколько писем. - Ребята, к нам пришло много писем от людей, которых интересует тема «Права и обязанности гражданина».  Вы являетесь гражданами России с момента рождения.  Это значит, вы находитесь под защитой нашего государства. -  В каком главном документе страны прописаны права гражданина?  Посмотрите на этот документ и повторите, как он называется.   Я предлагаю сегодня ответить на их вопросы. И мы с вами будем рассказывать о правах.  - А вы знаете, какие права имеют граждане России?                                                                                            1. Предлагает открыть первый конверт и посмотреть, какое право зашифровано в нём. Из конверта достают содержимое:   бланк свидетельства о рождении. - Что это за документ? (Первый документ каждого человека.  Выдается после рождения.) - Кто знает, что записано в  «Свидетельстве о рождении»? (В нем записаны имя, отчество и фамилия ребенка, дата рождения, имена родителей, название страны, в которой родился и гражданином которой он является). - О каком праве он напоминает? (О праве на имя, фамилию, отчество.) - Зачем нам нужно имя? (Чтоб нас не перепутали, различали) В свидетельстве о рождении закреплено право на имя.  Вносит шляпу, предлагает поиграть в игру «Шляпа знакомств». - Ребята,  скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом? (Называть друг друга по имени, не обзывать друг - друга)  Дети убедились, что их права на имя не нарушены. 2. Открывает второй конверт.   Одно из прав спрятано у меня в конверте (семь букв «Я») -Что это за буква? Сколько букв «Я»? Какое слово получилось? (семья) -Расскажите мне про это право. Дети: каждый ребёнок имеет право на семью – это мама, папа, братья…… - Я люблю свою семью: Маму, папу я люблю, Люблю деда и бабусю, И щенка, и кошку Мусю! Все, кого я так люблю Имеют право на семью!  Вносит генеалогическое дерево. - Вспомните, как ещё мы называли такое дерево? Посмотрите на наше дерево. Кого вы видите на нем? Давайте дадим ей имя. Скажите, кем приходится девочка своим маме и папе? А как можно назвать маму и папу, одним словом? Кем приходится Маша своим родителям? У мамы и папы есть мама, кем она является для Маши? У мамы и папы есть папа, кем он является для Маши? Кто Маша бабушке? Как назвать группу людей, живущих вместе?  А теперь я предлагаю вам поиграть в игру "Назови ласково". Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова БАБУШКА- ДЕДУШКА- СЫН- МАМА- ДОЧЬ- БРАТ- СЕСТРА- Воспитатель: Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас в семье? Ребенок: Я обязан убирать за собой игрушки после игры Ребенок: Я заправляю постель Ребенок: Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома Ребенок: Дети обязаны слушаться своих родителей, уважать взрослых людей, которые заботятся о вас. Семья должна учить любить, жалеть и вежливыми быть. Когда семья такою станет, Другая сразу жизнь настанет! 3 Воспитатель: Следующая картинка из конверта.  Ребята, а если есть семья - она где-то должна жить. Будь то город иль деревня, Везде строятся дома. В каждом доме непременно Живёт счастливая семья. - Как вы думаете, о каком праве она напоминает? Значит, на что имеет право ребёнок? (О праве на жилище.) Каждый гражданин имеет право на жильё,  никто не может без разрешения заходить в  дом и брать мои вещи. Это право на имущество, оно неприкосновенно.  - Как люди обязаны относиться к своему дому? (Бережно, содержать в чистоте) 4 Воспитатель: Открываем следующий конверт. О каком праве рассказывает эта картинка,   о чём она  нам расскажет? (Право на образование) - Где можно получить образование? (В школе, в детском саду, в училище, в институте) - Для чего надо учиться? (Чтоб получить профессию, диплом) - Да, вы правы, учиться нужно для того, чтоб получить профессию, чтоб быть умным и образованным человеком.  Игра «Продолжи пословицу». Я начинаю, а вы продолжаете. 1. Век живи … век учись. 2. Учиться всегда … пригодиться. 3. Ученье – свет, … а не ученье – тьма. 4. Тяжело в ученье – … легко в бою. - Вы скоро пойдете в школу,  в чем будет  заключаться ваши обязанности? Да,  самой главной вашей обязанностью будет посещение всех уроков и выполнение домашнего задания, стараться хорошо учиться. 5  Воспитатель:  -Ребята, посмотрите какие красивые  картинки  я принесла (вывешиваю на доску картинки о здоровом образе жизни). -Что на этих картинках изображено? Что ребята делают? (спортом занимаются, закаляются, заботятся о своём здоровье…) - А вы как заботитесь о своём здоровье? (делаем зарядку, ходим на улицу, чистим зубы…) - Молодцы. А если так случилось, что вы заболели. Кто тогда позаботится о вашем здоровье? (мама, родные, врачи) -Конечно, о вашем здоровье позаботится врач. Если вдруг я заболел, Побегу скорей в больницу. Вылечи меня скорей, Мне здоровье пригодится. -Получается, что вы имеете право  на  медицинский уход. Вопросы детям: - Каковы ваши обязанности? Ваша обязанность стараться бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, не курить, не употреблять спиртные напитки, больше есть овощей и фруктов. 6. Воспитатель: Сейчас я достану из конверта следующую картинку. О каком праве нам может она рассказать? (Право на отдых) - Как можно отдыхать  детям? (Играть в игры, смотреть телевизор, купаться, гулять, спать)  Физкультминутка Мы хорошо поработали, теперь предлагаю использовать право на отдых - поиграть в народную игру «Что мы делали,  не скажем – а, что делали, покажем» Ребенок должен быть красивым, Веселым, сильным и счастливым. Поэтому хочу сказать: Ребенок должен отдыхать! VI. Обобщение материала. -Вот как много у вас всяких прав. Давайте мы с вами вспомним всё, на что вы имеете право (в ходе повторения собираем цветок – в серединке нарисован ребёнок, а на лепестках – права ребёнка). -  А как вы думаете,  всегда ли были права? Рассказ педагога                                                                                                                               Давным - давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы:  Что люди могут делать, и чего не могут?   Что они обязаны делать и чего не обязаны?   На что они имеют право, а на что не имеют?    Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.                                                                                                                                                               И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров и, к  сожалению, в битвах, не говоря уже о самых заурядных драках. В конце концов,  людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась  Всеобщая декларация прав человека. Если в точности соблюдать всё, что в ней записано, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся. -  Сегодня в гости к нам пришла гостья из сказки , она хотела бы разобраться, нарушены ли её права и права других сказочных персонажей. - Вы узнали её? (Золушка) - Ребята, нравится ли вам её имя? Правильно ли поступают люди, давая другим обидные имена? Нарушено ли Право на имя у этой героини? - Какое имя вы можете предложить героине? Почему? (обсуждение выхода из ситуации). Физкультминутка  «Назови ласково» под музыкальное сопровождение. - А сейчас попытаемся рассказать гостье, в каких  сказках соблюдены или нарушены права сказочных персонажей. Ваши знания и иллюстрации к сказкам   помогут ответить на вопросы.                                                                                                    Поиграем в игру «Что нарушено – что соблюдено». В каких сказках нарушены эти права -  «Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу». ( «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка»)                                                                                            - «Никто не должен подвергаться  пыткам или жестокому , бесчеловечному обращению».  («Золотой ключик», «Золушка» и  «Жихарка») - «Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию».  ( «Алладин») -   «Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на честь и репутацию»   («Заюшкина избушка»)  -  «Каждый человек имеет право на гражданство».   («О царе Салтане») -  «Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии» и «Каждый человек имеет право владеть имуществом». («Золушка», «Хаврошечка», «Золотой ключик») - Молодцы ребята, вы помогли нашей гостье, она узнала, у кого и какие права нарушены.                                                                                                                                                                                                                                                           Итог:  Каждый россиянин - гражданин своей страны, он должен гордиться своей прекрасной, могучей страной, любить свою Родину с самого детства и быть законопослушным гражданином.     - А что вы,  ребята , можете уже сейчас сделать для России? (ответы детей).    Правильно, надо хорошо заниматься, дружить друг с другом, не мусорить на улице, помогать дома родителям, бережно относиться к природе , знать свои права и выполнять обязанности. Сюрпризный момент. (Раздаётся стук в дверь, пришло ещё одно письмо) - Ребята, ещё одно письмо пришло на адрес нашего детского сада в группу «Почемучки».  Это же вам. Откроем. ( Воспитатель открывает конверт, в котором раскраски «Права детей»  и медальки юного консультанта.  Награждает каждого ребёнка) . А сейчас ребята, мы с вами нарисуем детские права: садитесь за столы, подумайте какое право изображено и попробуйте его красиво раскрасить в яркие и радостные цвета. Дети садятся и раскрашивают.
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Росинка» п. Пионерский»













Конспект занятия в подготовительной к школе группе по образовательной области «Социально - коммуникативная»

тема «Мои права и обязанности»



















Подготовила воспитатель

второй квалификационной категории:

Мальцева Л.Н..



Тема: «Мои права и обязанности». Группа: подготовительная к школе. Образовательная область «Познание». Задачи: Познакомить воспитанников с «Конвенцией о правах ребенка». Формировать представление о праве человека на имя, отчество, фамилию, о происхождении имен и фамилий. Формировать у детей понятие «Право на безопасные условия жизни», способности к осмыслению тезиса «Обижают - значит, нарушают твои права». Воспитывать интерес к прошлому. Образовательная область «Социально - коммуникативная». Задачи: Формировать интерес к социальным событиям. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, умение проявлять помощь нуждающимся. Расширять представление о способах общения со взрослыми и детьми, обращения к человеку по имени, имени и отчеству или по фамилии, имени, отчеству. Развивать умение анализировать, сопоставлять, высказывать самостоятельные суждения, выражать свое отношение к окружающему, находить для этого различные речевые средства. Образовательная область «Художественно - эстетическая» Задачи: Закрепить умение складывать лист бумаги пополам, хорошо проглаживая сгиб, приклеивать детали на основу; рисовать автопортрет, используя простой и цветные карандаши. Материал: Демонстрационный: дидактическое пособие «Права ребенка», свидетельство о рождении, паспорт, клубок ниток, кукольный театр «Золушка», ширма, костюм сказочника, магнитофон, запись песни «Песенка Чебурашки» Раздаточный: иллюстрации к сказкам, ½ альбомного листа красного цвета, изображение двуглавого орла, цветные карандаши, простой карандаш, клей, клеенки, салфетки, клеевые кисти, ножницы, зеркало, надпись «Паспорт», фамилия, имя, отчество; печатки. Предварительная работа: презентации семейных проектов «Мое имя». Ход занятия: Звучит песня «Песня Чебурашки Воспитатель: Дети, вы уже знакомы с документом, который знают во всех странах мира. Называется он «Конвенция о правах ребенка». Что записано в Конвенции? (ответы детей) Воспитатель: А что такое право? (Ответы детей)

Воспитатель: Какие права вы знаете? (ответы детей сопровождаются показом иллюстрации «Права ребенка»)

Воспитатель: Представьте такую ситуацию. В семье родился ребенок, все очень рады этому событию. Но никто не знает, как к нему обратиться. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

Воспитатель загадывает загадку: И у бабушки есть, и у дедушки есть,

И у мамы есть, и у папы есть,

И у лошадки есть, и у собачки есть.

Чтобы его узнать, надо вслух назвать (имя).

Воспитатель: Первое право, записанное в Конвенции - это право ребенка на имя.

Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Воспитатель: Что же такое имя? Имена - это слова, но особые. Они значат очень многое. Имя влияет на характер, склонности и увлечения человека.

Имя дарит нам отраду,

Дарит счастье и удачу.

Потому узнать бы надо,

Что же наше имя значит?

Воспитатель : Дети, вы знаете, что обозначают ваши имена? Расскажите.

Рассказы детей о своих именах 1. Артем - доброжелательный, спокойный и внимательный.

Старших Тёма уважает, малышей не обижает!

2. Жизнерадостный, спортивный, он всегда стремится к цели.

Энергичный и активный, ум в любом проявит деле.

Любит Владик слушать сказки, увлекается раскраской.

3. Дмитрий - сильный, волевой, энергичный и живой.

Заводила, фантазер. В играх ловок он и спор.

Любит он играть в сраженья, в них не знает пораженья,

И ни много, и ни мало быть мечтает генералом.

4. Егор и честен, и правдив, он ненавидит ложь,

Настойчив и трудолюбив, его не проведешь!

Зимой, с крутых катаясь гор, на санках быстро мчит Егор,

Играет с другом он в снежки, он любит лыжи и коньки.

5. Иван. Волевой, живой, открытый, любит он в футбол играть.

Вырастет - и знаменитым футболистом может стать!

6. Александр - парень чудный, откровенный, честный, мудрый.

Добрый и общительный, смелый и решительный.

7. Алина, хоть еще мала, она уже хозяйка,

Ведь всю квартиру убрала, за нею поспевай-ка!

Расселись все игрушки в ряд и мусору - конец!

Хвалить Алину каждый рад, Алина - молодец!

8. Марину любят все друзья, не полюбить ее нельзя.

Веселая, живая, она волна морская!

Любит плаванье она - кролем, брасом, на спине.

Силы, ловкости полна - нету равных ей!

9. Роман - красивый, крепкий. Он мускулист, силен.

Ум у Романа цепкий - он многим увлечен.

Воспитатель: Имена бывают полные и краткие. Например, полное имя Полина, а краткое Поля, Анастасия - Настя. Полное имя человека употребляют в документах и официальной обстановке, а краткое - друзья и родные. Назовите свое краткое и полное имя (Ответы детей). Физкультминутка

Воспитатель: Дети, предлагаю вам игру «Встреча». В этой игре нужно обращаться друг к другу таким именем, каким бы вы хотели, чтобы вас называли. Дети стоят по кругу парами лицом друг к другу. Произносят слова с движениями:

«Здравствуй, друг!» - здороваются руками;

«Как ты тут?» - хлопают по плечу друг друга;

«Где ты был?» - дергают за ухо;

«Я скучал» - руки скрещивают на груди;

«Ты пришел» - руки разводят в стороны;

«Хорошо» - обнимаются.

Переходят к следующему ребенку, пока не встретятся со всеми.

Воспитатель: Через несколько дней после того, как малыш появился на свет, родители получают очень важный документ. В нем записаны имя, отчество и фамилия ребенка, дата рождения, имена родителей, название страны, в которой родился и гражданином которой он является. Этим документом является « Свидетельство о рождении».

Воспитатель: В свидетельстве о рождении закреплено право на имя.

Эта книжка - невеличка.

Нет рисунков на страничках,

Но в любое время года

Все расскажет про тебя (рассматривание документа)

Воспитатель : Что еще есть у человека, кроме имени? (Ответы детей). - Откуда берется отчество у человека? (Ответы детей)

Воспитатель: Отчество присваивается ребенку по имени отца. Как зовут вашего папу? Какое у вас отчество? Назовите свое имя и отчество (Ответы детей).

Воспитатель: Ко всем ли людям мы обращаемся одинаково? Обращаться по имени можно к друзьям, брату, сестре; но по имени и отчеству - к старшим людям. Называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему.

Нет такого человека, у которого не было бы фамилии. Как вы думаете, откуда взялись фамилии? (Ответы детей).

Воспитатель: Давным-давно, когда на Земле людей было не очень много и жили они небольшими семьями, им достаточно было иметь имена, чтобы различать друг друга. Со временем людей стало больше. Труднее стало различать друг друга. Придумали фамилии. Но где же взять столько фамилий? Вот и стали придумывать их по имени отца или по месту жительства, или по профессии, которой занимался человек: Иван Иванов, Мария Нагорская, Дарья Рукодельная, Иван Кузнецов. Потом фамилия переходила от отца к сыну, от сына к его сыну. Уже сын мог жить в другом месте и заниматься другим делом, но фамилия у него оставалась. Попробуйте догадаться о происхождении ваших фамилий (Ответы детей).

Воспитатель: Не всегда происхождение фамилии легко разгадать. Есть ученые, которые этим занимаются.

Игра «Паутина из имен, отчеств и фамилий».

Воспитатель : Предлагаю соткать паутину из ваших имен, отчеств и фамилий. Встаньте в круг и протяните руки. Кого я буду опутывать, должен назвать свою фамилию, имя и отчество.

Мы соткали чудесную «паутинку» из ваших имен.

Воспитатель: А вот и герои сказки «Золушка» (показ детьми отрывка кукольного театра).

Дети, какое право героини нарушено в этой сказке? (Ответы детей). Какое имя вы можете предложить героине? Почему? (обсуждение выхода из ситуации). Правильно ли поступают люди, давая другим обидные имена? В вашей жизни были такие случаи? Как исправить эту ситуацию? (Ответы детей).

Игра «Что нарушено - что соблюдено».

По иллюстрациям из сказок, дети определяют, нарушены ли права сказочных персонажей.

В сказках «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка» Ш. Перро нарушена Статья 3 : «Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу». В сказке «Жихарка» нарушена статья 5: «Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому , бесчеловечному обращению». В сказке «Алладин» нарушена статья 9: «Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию». В сказках «Заюшкина избушка» нарушена статья 12, где говорится «Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на честь и репутацию» В сказке «О царе Салтане» нарушена Статья 15: «Каждый человек имеет право на гражданство». В сказках «Золушка», «Хаврошечка», «Золотой ключик» нарушены Статьи 4 и 17, в которых говорится «Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии» и «Каждый человек имеет право владеть имуществом».

Воспитатель: Вспомните, как называется документ, подтверждающий ваше право на имя, отчество и фамилию? (Ответы детей)

Воспитатель : Когда вам исполнится 14 лет, вы получите еще один документ - паспорт (рассматривание паспорта и объяснение содержания).

Воспитатель: Я предлагаю вам сделать себе детский паспорт (показать образец).

Дети подходят к столам, где разложен необходимый материал.

Воспитатель: Паспорт похож на книгу. На первой странице изображены двуглавый орел - символ нашей страны и надпись «Паспорт». Внутри вписаны имя, отчество, фамилия и вклеена фотография.

Дети складывают ½ альбомного листа красного цвета пополам, совмещая стороны, хорошо проглаживают место сгиба. Глядя в зеркало, рисуют автопортрет. Приклеивают символы России, вписывают фамилию, имя, отчество, ставят печать (используются детские печатки).

Литература:

1. Т.А.Шорыгина «Беседы о правах ребенка»;

2. Н.С.Голицына, Л.Д.Огнева «Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка»;

3. С.А.Козлова «Мы имеем право!».


© 2010-2022