• Преподавателю
  • Другое
  • ТЯЖЁЛАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ ХОЗЯЙСТВЕННО - БЫТОВОЙ ТРУД (8 КЛАСС)

ТЯЖЁЛАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ ХОЗЯЙСТВЕННО - БЫТОВОЙ ТРУД (8 КЛАСС)

Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ХОЗЯЙСТВЕННО - БЫТОВОЙ ТРУД

Пояснительная записка.

Работа по хозяйственно-бытовому труду как доступный вид практической деятельности содействует общему развитию школьника с интеллектуальными нарушениями. Готовит его к самостоятельности в быту.

ЦЕЛЬ: сообщение школьнику необходимых знаний и формирование практических умений и навыков по бытовому труду.

Учебные: обеспечить подростка знаниями и умениями по ведению домашнего хозяйства;

-изучить правила техники безопасности пользования бытовыми приборами.

Коррекционные: развивать навыки самообслуживания,

Воспитательные: прививать навыки самостоятельности,

-изживать тенденции иждивенчества в посильных домашних делах.

Ученик приобретает навыки самообслуживания, личной гигиены, техники безопасности при работе с колюще - режущими инструментами бытового назначения. На уроках тщательно отрабатываются все трудовые операции по санитарно-гигиеническим требованиям и самообслуживанию.

Особенно важно во время взросления подростка организовать в рамках семьи общение старшего школьника с младшими родственниками в целях развития у него умения ухаживать за малышами.

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПО ХОЗЯЙСТВЕННО - БЫТОВОМУ ТРУДУ

Эти уроки являются отличным средством активного познания окружающей действительности.

На занятиях по бытовому обслуживанию ученику приходится планировать свою работу. Он начинает осознавать логическую последовательность своих действий.

Необходимо учитывать индивидуальные возможности школьника и ориентироваться в обучении на программные трудовые навыки, чтобы развить их у подростка.

Программа по хозяйственно-бытовому труду строится по следующим основным разделам: жильё, одежда, обувь, питание.

Обучение опирается на показ, практические действия и многочисленные упражнения. При отработке навыков надо учитывать следующий постулат педагога: у каждого участника обучения должны быть свои «площадки деятельности». Учитель не имеет права проводить «никаких манипуляций на площадке ученика», в основном - показ на «своей», и только, в случае крайней необходимости, совместно - «рука в руке».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ХОЗЯЙСТВЕННО - БЫТОВОЙ ТРУД 8»

1.Уход за одеждой и обувью.

Закрепление всех навыков, полученных в 4-7 классах.

Пришивание пуговиц, вешалки, наложение заплаты. Определение места оторванной пуговицы.

Практическая работа. Подготовка белья и одежды к ремонту. Ремонт белья и одежды по распоровшемуся шву и разорванному месту. Подбор ниток в соответствии с тканью по цвету, толщине, качеству. Складывание ткани по разрыву или распоровшемуся шву, стачивание ручным швом. Соединение краев разрыва частыми сметочными стежками. Наложение заплаты. Утюжка.

2. Уход за жилищем.

Участие в общешкольных уборках. Помощь в уборке двора, в очистке его от мусора и опавших листьев, участие в озеленение школьного двора.

Пылесос, полотер. Правила пользования.

Практическая работа. Проведение генеральной уборки помещения, чистка зеркал, натирка полов электрополотером.

3. Приготовление пищи.

Закрепление ранее приобретенных навыков. Правила пользования вилкой и ножом. Правила поведения за столом. Помощь взрослым в приготовлении пищи.

Практическая работа. Заваривание чая. Приготовление яиц вкрутую. Чистка вареного картофеля. Нарезание овощей для винегрета, салата. Приготовление овощных блюд из отварных овощей. Чистка ножей и вилок.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№п/п

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Уход за одеждой и обувью.

20,0

5,0

15

2.

Уход за жилищем.

7,0

2,0

5,0

3.

Приготовление пищи.

8,0

4,0

4,0


Итого:

35,0

11,0

24,0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ХОЗЯЙСТВЕННО - БЫТОВОЙ ТРУД 8»

( индивидуальное обучение на дому по Программе для глубоко умственно отсталых детей)

35 час в год, 1 час в неделю


Тема урока

Кол - во час

Дата

Коррек

тир.

I четверть (8 час)

Уход за одеждой и обувью.

1.

Виды тканей, их назначение. Подбор ниток для выбранной ткани по номеру, цвету и качеству.

1

3.09

2.

Инструменты для работы с тканями, их назначение. Техника безопасности при работе с инструментами.

1

10.09

3.

Субботник жителей дома. Уборка двора от опавших листьев, мусора.

1

17.09

4.

Пришивание пуговиц. Виды пуговиц. Способы пришивания пуговиц. Практика: пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями.

1

24.09

5.

Пришивание пуговиц. Практика: пришивание пуговицы на ножке.

1

01.10

6.

Определение места оторванной пуговицы. Ремонт одежды.

1

08.10

7.

Ручные швы: их виды. Практика: повторение швов - назад иголку, шнурок, смёточный.

1

15.10

8.

Ручные швы. Знакомство и изучение шва «петельный».

1

22.10

II четверть (8 час)

1.

Подготовка белья и одежды к ремонту.

1

5.11

2.

Ремонт одежды. Виды вешалок. Практика: изготовление и пришивание вешалки.

1

12.11

3.

Ремонт одежды. Изготовление и наложение заплаты.

1

19.11

4.

Ремонт белья и одежды по распоровшемуся шву.

1

20.11

5.

Ремонт белья и одежды по разорванному месту.

1

3.12

6.

Складывание ткани по разрыву или распоровшемуся шву, стачивание ручным швом.

1

10.12

7.

Утюжка.

1

17.12

8.

Приемы стирки крупных вещей. Отбор вещей для стирки.

1

24.12

III четверть (10 час)

1.

Химчистка. Её назначение. Сдача вещей в химчистку.

1

14.01

2.

Стиральная машина. Технический паспорт машины. Её назначение и устройство.

1

21.01

3.

Стиральная машина. Правила пользования. Техника безопасности.

1

28.01

4.

Этапы стирки. Приёмы замачивания белья. Моющие средства.

1

4.02

5.

Практическая работа. Стирка белья в стиральной машине.

1

11.02

2.Уход за жилищем.

6.

Пылесос, полотер. Правила пользования.

1

18.02

7.

Практическая работа. Чистка зеркал.

1

25.02

8

Практическая работа. Натирка полов электрополотером.

1

4.03

9.

Уход за картинами, фотографиями, постерами.

1

11.03

10.

Практическая работа. Проведение генеральной уборки помещения.

1

18.03

IV четверть (9 час)


3.Приготовление пищи.

1

Закрепление ранее приобретенных навыков. Правила пользования вилкой и ножом.

1

1.04

2.

Правила поведения за столом

1

8.04

3.

Помощь взрослым в приготовлении пищи.

1

15.04

4.

Практическая работа. Заваривание чая.

1

22.04

5.

Приготовление яиц вкрутую.

1

29.04

6.

Чистка вареного картофеля.

1

6.05

7.

Нарезание овощей для винегрета, салата. Приготовление овощных блюд из отварных овощей

1

13.05

8.

Чистка ножей и вилок.

1

20.05

9.

Участие в озеленении придомовой территории.

1

27.05

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОДВИЖЕНИЮ В ОБУЧЕНИИ

Знания и умения, которые даются школьнику на уроке, постоянно должны закрепляться и вводиться в его повседневную жизнь родителями. Только в совместной целенаправленной деятельности по обучению учителем и родителями подросток привыкнет самостоятельно полностью обслуживать себя дома.

Эта полнота обеспечения своих потребностей и самостоятельность подростка в своих действиях - главные показатели хозяйственно - бытового обучения.

КРИТЕРИИ ДИАГНОСТИКИ ПО ХОЗЯЙСТВЕННО - БЫТОВОМУ ТРУДУ:

-навыки работы с инструментами, бытовыми приборами;

-навыки освоения стежков по ткани;

-развитие практических навыков работы с иглой: вдевание нитки, завязывание узла;

-навыки утюжки личных предметов: полотенца, наволочки;

-навыки поддержания чистоты своей комнаты;

-навыки сервировки стола;

-навыки в нарезке и чистке овощей;

-практические навыки по уходу за посудой.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

№ п/п

Тип пособия

Автор

Наименование

Издательство, год

1.

Литература для учителя

Ю.Н. Кислякова, И.К. Боровская, В.В. Мыслюк, И.В. Ковалец

Учусь каждый день

Москва «Владос», 2008

2.

Литература для учителя

Ю.Н. Кислякова

Путешествие в мир окружающих предметов

Москва «Владос», 2009

3.

Литература для учителя

составитель-НИИ дефектологии АПН СССР

Программы обучения глубоко умственно отсталых детей

Москва - 1983


4


© 2010-2022