- Преподавателю
- Другое
- Олимпиадные задания по экологии для 9 класса
Олимпиадные задания по экологии для 9 класса
Раздел | Другое |
Класс | 9 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Паньшина Л.А. |
Дата | 03.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ЭКОЛОГИИ
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП
9 КЛАСС
Задание 1
Выберите два верных из шести предложенных вариантов
(правильный ответ - 1 балл; правильным ответом считается
выбор обоих верных вариантов).
1. Были уничтожены человеком:
а) стеллеровы коровы;
б) бобры;
в) дронты;
г) малярийные комары;
д) утконосы;
е) кенгуру.
2. Наиболее часто встречаются в тайге растения:
а) мандрагора и баньян;
б) лиственница и ель;
в) берёза и сосна;
г) баобаб и саксаул;
д) сосна и пихта;
е) пальма и кактус
3. В крупных городах, как правило, основным источником загрязнения атмосферного воздуха являются:
а) солнечная энергетика;
б) автотранспорт;
в) электротранспорт;
г) промышленные предприятия;
д) зелёные насаждения;
е) ООПТ.
4. Пищевые цепи разложения начинаются:
а) с хлорофилла;
б) с фотосинтеза;
в) с зеленых растений;
г) с травоядных животных;
д) с отмерших останков растений.
е) с отмерших останков животных.
5. Уровни организации жизни следует разместить в порядке возрастания следующим образом:
а) молекулярный < клеточный < организменный < популяционный.
б) организменный < популяционный < клеточный < молекулярный;
в) клеточный < молекулярный < экосистемный < биосферный;
г) клеточный < популяционный < биосферный < экосистемный;
д) биосферный < экосистемный < популяционный < организменный.
е) клеточный < популяционный < экосистемный < биосферный.
6. Разлагают отмершие остатки живых существ, превращая их в неорганические соединения.
а) плотоядные животные;
б) растительноядные животные;
в) зелёные растения;
г) бурые водоросли;
д) бактерии;
е) грибы.
7. Организмы, питающиеся растениями, называются:
а) зоофаги;
б) фитофаги;
в) автотрофы;
г) продуценты;
д) консументы;
е) плотоядные.
8. На особоохраняемых природных территориях Москвы специалистами
выполняется восстановление природных сообществ. Так, например, на
территории ландшафтного заказника «Тёплый Стан» проведено удаление
чужеродных и сорных для луговой растительности видов:
а) борщевика Сосновского;
б) бодяка щетинистого;
в) тимофеевки луговой;
г) клевера красного;
д) костра безостого;
е) ежи сборной.
9. В 2013 г. на дворовых территориях силами ГУП «Моссвет» произведена
замена ламп на светодиодные в более чем 25 тыс. светильников наружного
освещения. Эти работы выполнены в рамках реализации программы по
энергосбережению, так как по сравнению со старыми лампами новые:
а) не требуют утилизации;
б) сами вырабатывают энергию;
в) потребляют больше электроэнергии;
г) потребляют меньше электроэнергии;
д) более долговечны;
е) менее дороги.
10. Удаление в городских парках сухостойных, буреломных, ветровальных деревьев, а также валежника проводится с целью:
а) обеспечения топливом городских котельных;
б) обеспечения топливом местного населения;
в) профилактики пожаров;
г) профилактики инфекционных заболеваний растений;
д) улучшения кормовой базы жуков-древоточцев;
е) расширения местообитаний птиц-дуплогнёздников
11. Основными факторами, определяющими карликовую форму растений
тундры, являются:
а) высота снежного покрова зимой;
б) длинный полярный день;
в) высокие температуры;
г) обилие солнечного света;
д) сильные ветры;
е) толстый слой почвы.
12. Экологическая роль снегового покрова в жизни растений заключается в:
а) улучшении дыхания листьев;
б) защите зимующих частей растений;
в) предохранении растений от излишнего испарения;
г) сохранении созревших семян от поедания;
д) притяжении солнечных лучей;
е) предохранении от поедания животными.
Задание 2.
Заключается в выборе правильного варианта ответа «да» или «нет» с письменным обоснованием своего выбора. Вы должны не только выбрать и указать в матрице правильный ответ, но и письменно обосновать его, опираясь на свои знания и опыт (выбор правильного ответа с обоснованием - 2 балла; максимальное количество баллов 14 баллов ).
1.Возможно сохранение степной экосистемы, если в ней будут истреблены все копытные?
Да - Нет
2.На одном ареале обитают три близких вида растений - неядовитые, слабоядовитые и ядовитые. Ими (неядовитыми и слабоядовитыми) питаются одни и те же фитофаги. Возможно ли выживание всех трёх видов растений?
Да - Нет
3.Способен ли какой-то живой организм заселить всю поверхность планеты?
Да - Нет
4.В настоящее время большая часть человечества расселена в горных районах.
Да - Нет
5.Растения, животные и микроорганизмы в основном существуют независимо друг от друга
Да - Нет
6.Атмосферный воздух относится к исчерпаемым ресурсам.
Да - Нет
7. Углекислый газ не участвует в регулировании температуры при-
земных слоёв атмосферы.
Да - Нет
Задание 3
Выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным (выбор правильного ответа с обоснованием - 2 балла; максимальное количество баллов 8 баллов ).
1.В целях сокращения объема твердых бытовых отходов, совершая
покупки в магазине, лучше всего:
а) приобрести в магазине пластиковый пакет;
б) приобрести в магазине бумажный пакет;
в) захватить с собой пластиковый пакет;
г) захватить с собой холщовую сумку.
2.Создание крупных животноводческих комплексов (птицефабрики и свинофермы с поголовьем животных более 5 тысяч голов) с незарегулированными стоками повлияет:
а) на введение севооборотов;
б) на химический состав поверхностных и грунтовых вод;
в) на зональность ведения сельского хозяйства;
г) на ускорение водной мелиорации.
3.В крупных городах неоднократно предпринимались попытки уничтожения ворон как «вредных» птиц. С экологической точки зрения наиболее эффективным способом регулирования численности ворон является:
а) отлов и отстрел; б) разведение их естественных врагов - бродячих собак, кошек; в) уничтожение гнезд и кладок; г) ликвидация несанкционированных свалов.
4. Кислотные дожди образуются:
а) в атмосфере;
б) в реках. Морях и океанах;
в) в земной коре;
г) в почве.
Задание 4
Выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным, а также в чём заключается неполнота или ошибочность трёх других предложенных вариантов ответа ( за каждое обоснование от 0 до 2 баллов). Максимальное кол-во баллов за тест - 8
1. Принципы составления списков охраняемых видов требуют обоснования способов охраны исходя их эколого-биологических особенностей. Жук восковик-отшельник обитает в крупных малонарушенных массивах широколиственных лесов, в особенности - на разреженных участках и опушках. Личиночное развитие длится 3-4 года в трухлявой древесине и дуплах старых лиственных деревьев, преимущественно дуба. Окукливается в кормовом субстрате, в коконе из огрызков древесины, склеенных экскрементами. Взрослые насекомые питаются вытекающим древесным соком. Для сохранения этого вида в первую очередь необходимо:
а) проводить систематические санитарные рубки;
б) организовать крупные лесные резерваты с запретом рубок;
в) ограничить выпас скота, движение автотранспорта в лесных массивах;
г) систематически удалять из леса старые, отмершие деревья.
Ответы
Задание 1
1) а, в
2) б, д
3) б, г
4) д, е
5) а, е
6) д, е
7) б, д
8) а, б
9) г, д
10) в, г
11) а, д
12) б, е
Задание 2 (Ответ и обоснование).
1. Нет, так как сразу начнёт накапливаться фитомасса, которая постоянно поглощалась копытными. Степь будет зарастать и превращаться в лесостепные сообщества.
2. Да, животные будут поедать все растения равномерно, и какая-то часть их погибнет. Растения таким образом сохранятся. Скорее всего, неядовитые и слабоядовитые похожи на ядовитый вид. Кроме того, у фитофагов выработается условный рефлекс и поедать эти виды будут только молодые особи.
3. Нет, потому что неограниченный рост численности ведёт к истощению ресурсов среды, и соответственно к снижению численности самой популяции или к её гибели.
4.Ответ «нет». В горных районах условия более тяжёлые для проживания и расселения, чем, например, по берегам рек и в долинах. Горные территории
беднее природными ресурсами. В настоящее время большая часть человечества проживает по берегам морей и океанов.
5. Ответ «нет». В целом жизнь организована таким образом, что растения, животные и микроорганизмы объединены в сообщества и существуют тесно связанными друг с другом.
6. Ответ «нет». Атмосферный воздух, а также энергия ветра - неисчерпаемы. Но с развитием промышленности и транспорта воздух стал сильно загрязняться дымом, пылью, выхлопными газами. В крупных городах и промышленных центрах загрязнение воздуха становится опасным для здоровья людей.
7. Ответ нет. Углекислый газ (а также метан и другие так называемые парниковые газы) имеют важное значение в регулировании температуры приземных слоёв атмосферы. Он играет роль «теплозадерживающего экрана» (парника), задерживая обратное инфракрасное излучение, идущее от поверхности Земли в космос. Если бы этот механизм («парниковый эффект») отсутствовал, то колебания приземной температуры были бы очень существенным, что сделало бы жизнь на Земле невозможной. С другой стороны, тот же эффект, по мнению ряда учёных, лежит в основе глобального изменения климата наших дней за счёт увеличения содержания парниковых газов в результате антропогенной деятельности.
Задание 3 (Ответ и обоснование).
1.Верным является ответ г). Выбирая тару для покупок, следует учитывать, во-первых, возможность многократного использования,во-вторых, возможность биологического разложения материала и образующихся продуктов. Разрушение изделий из пластика в природе требует длительного времени, их захоронение либо сжигание могут привести к образованию токсичных веществ. Бумага и хлопчатобумажная ткань состоят из органических материалов, не являются ксенобиотиками. При этом холщовая сумка может использоваться многократно.
2. Ответ б) является верным. Животноводческие стоки с ферм (жидкий навоз), попадая в реки и озера, ведут к эвтрофикации этих водоемов, так как увеличивается содержание в воде азотсодержащих соединений. Растворенные в поверхностных водах соединения азота также могут попадать и в подземные горизонты (глубина 10-15 метров), делая не пригодной для питья воду из колодцев.
3.Ответ г) является верным
В ряде крупных городов России неоднократно предпринимались попытки регуляции численности ворон: отлов с помощью ловушек, отстрел, применение ядохимикатов, уничтожение гнезд и кладок. Как правило эти дорогостоящие мероприятия, не говоря уж об их антигуманности, не давали ощутимого эффекта и в лучшем случае позволяли на некоторое время снизить численность ворон. Основным способом борьбы является уменьшение числа несанкционированных свалок в городской черте, которые являются основными источниками питания птиц.
4.Ответ а) является верным , потому что: кислотные дожди образуются при попадании диоксида серы и оксидов азота в атмосферный воздух, где в результате химических реакций в присутствии водяного пара превращаются в серную и азотную кислоту.
Задание 4 (Ответ и обоснование).
1.Ответ а) не является верным. В ходе санитарных рубок вырубаются старые, больные деревья, трухлявые деревья, древесина которых служит субстратом для развития личинок восковика-отшельника. Поэтому проведение систематических санитарных рубок не будет способствовать сохранению вида.
Ответ б) является верным. Местообитание жука приурочено к крупным лесным массивам, субстратом для его личинок является трухлявая древесина старых деревьев. Таким образом, сохранение крупных лесных резерватов с запретом рубок старых деревьев будет способствовать сохранению вида.
Ответ в) не является верным. Выпас скота, движение автотранспорта не могут служить лимитирующим фактором для популяции восковика-отшельника, так как его развитие происходит на деревьях
Ответ г) не является верным. Удаление из леса старых, больных, отмерших деревьев не будет способствовать сохранению вида, поскольку восковик-отшельник обитает в трухлявой древесине таких деревьев.
Оценивание задач закрытого типа - выбор 2-х правильных ответов из 6-и - 1 балл. (Внимание! 1 балл даётся только, когда выбраны оба правильных ответа). Задание 1( максимальное количество баллов 12)
При оценивании задач с обоснованием ответа, оценивается только обоснование ответа (только выбор ответа, без его обоснования не оценивается). При этом, даже если выбран неправильный ответ, если его обоснование логично и аргументировано, то на усмотрение жюри соответствующего этапа, его обоснование может быть оценено, но не более, чем в 1 балл. Задание 2 ( максимальное количество баллов 14) Задание 3 ( максимальное количество баллов 8) Задание 4 ( максимальное количество баллов 8)
Шкала для проверки конкурсной задачи с обоснованием ответа
Показатель
Балл
Отсутствует обоснование ответа или сформулировано ошибочное обоснование.
0
Частичное (неполное) обоснование ответа (без использования экологических законов, правил, закономерностей, не рассматривается содержание приведённых в ответе понятий, отсутствует логика в рассуждениях; при этом ошибок, указывающих на серьёзные пробелы в знании экологии, нет).
1
Полное обоснование ответа (с использованием экологических законов, правил, закономерностей, рассматривается содержание приведённых в ответе понятий; обоснование логично)
2
Максимальное количество баллов за теоретический тур (школьный этап) - 42 баллов