Статья Речевая культура учителя

       Речь учителя - основное орудие педагогического воздействия и одновременно  образец для учащихся.  Она служит передаче информации слушателю. Кроме того в ней всегда присутствует дидактическая направленность, то есть одновременно с передачей информации решаются задачи обучения. Это выдвигает особые требования к отбору, способам организации и изложения информаций, то есть к содержанию и форме педагогической речи.   Голос — великое дело — оно может и привлекать и отталкивать, и возбуждать и п...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шароглазова Светлана Николаевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №11 г.Чита




Речевая культура учителя






«Чего ты хочешь, человек голодный?»-

«Еды»

«Чего хочешь ты, человек бездомный,

В день холодный?»- «Крова»

«Чего надо, жаждущий, тебе?»

«Воды!»

«Чего надо, страждущий, тебе?»-

«Слова!»

Р.Гамзатов

Забота о чистоте, правильности, выразительности речи учащихся всегда была общим делом школьных учителей всех предметов. Традиционно народный учитель в России - носитель высокой культуры, образцовой родной речи. Учитель в России - всегда больше, чем учитель.

И именно учителя - начиная с первой учительницы, встретившей ребят на пороге школы,- на протяжении всех школьных лет оказывают определяющее влияние на речевую культуру детей.

Дети часто выделяют среди педагогов «любимых» и «нелюбимых». Одним из важнейших признаков, позволяющим ученикам так «классифицировать» своих преподавателей является их речевое поведение.

Вот как характеризуют некоторые старшеклассники самых любимых и нелюбимых учителей. «Мне больше всех нравится учительница истории. Её спокойный, сердечный голос, умение с первого взгляда понять твое состояние, разделить и горе твое, и радость, дать мудрый совет, если нужно - помочь - вот за что я ее люблю и уважаю». «Мне не нравится учитель физики. Формально к ней не придерешься: она знает свой предмет, образованна. Но в ее душе есть что-то неуловимо холодное. Она не хочет видеть у учеников таланты. Придирчива до глупости, постоянно кричит».

В одном из исследований опрашивались дети разных регионов России на предмет того, у какого учителя они хотели бы больше всего учиться. К удивлению, одно из первых мест занял ответ, в котором ребята разных возрастов написали в своих ответах: «У того, который бы не кричал». Внимательное рассмотрение этой проблемы приводит к грустному выводу о том, что в наших школах сегодня действительно очень много крика - как со стороны учителей, так и со стороны детей. И последним это очень не нравится. В самом деле, учитель кричит, и ребенок тупеет, глупеет, цепенеет, начинает его бояться и хуже учиться.

В ответ на педагогическое воздействие методом крика ребенок во многих случаях становится более бестолковым и беспомощным. А ведь учитель должен быть во всем образцом! Выходит, что дети тоже должны кричать?

Но почему учитель кричит? Скорее всего, это происходит от осознания учителем своей неспособности повлиять на ребенка и добиться того, что ему нужно. Причин крика много, но одна из главных - недостаток педагогического мастерства и культуры педагога, показ отсутствия профессионального должного мастерства, неумения повлиять на ребенка так, как бы хотелось учителю.

Многие учителя считают, что с учениками необходимо говорить понятным для них языком и, поэтому, стараются, подражая молодежной речевой культуре, преподавать материал. Они думают, что таким образом им удастся завоевать уважение школьников, «влиться» в их мир. Но, это мнение ошибочно. Учитель должен являться для учащихся образцом для подражания и в культурном и в речевом плане! Педагог является человеком, который воспитывает в ребенке понятия не только о нравственности, но и о культуре, в том числе, о культуре общения. Поэтому такое поведение недопустимо. Следует отметить, что в большинстве случаев этим «грешат» молодые педагоги, которые часто видят в школьниках своих будущих друзей.

Прежде чем учитель начнет учить, ему предстоит важное дело, которое обыкновенно оставляется без всякого внимания. Учитель должен говорить, т. е. уметь владеть своим голосом сознательно, он, прежде всего, должен учить учеников своих говорить (издавать голос) сознательно. Это первая степень школьного учения и первый залог успеха.

Всякий должен стремиться к тому, чтобы речь его была внятная. Кто затрудняется в произношении или кто произносит так, что нелегко понять его, тот лишен главного орудия, необходимого в обращении с людьми. Учителю же в особенности невозможно управлять своим классом и овладеть его вниманием, если произношение его невнятно, грубо, или монотонно, без смысла.

Голос - великое дело - оно может и привлекать и отталкивать, и возбуждать и притуплять или раздражать внимание. Иного природа одарила хорошим голосом, иного обделила; но и тот и другой обязаны учиться управлять своим голосом и его настраивать. Речь учителя должна быть спокойная, сдержанная, внятная. Без многословия, каждое слово его должно иметь цену и значение для учащихся.

Речь учителя - основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для учащихся. Она служит передаче информации слушателю. Кроме того в ней всегда присутствует дидактическая направленность, то есть одновременно с передачей информации решаются задачи обучения. Это выдвигает особые требования к отбору, способам организации и изложения информаций, то есть к содержанию и форме педагогической речи.

Одной из составляющих культуры речи является и качество голоса учителя. Голос - важнейший элемент техники речи. Для учителя он является основным средством труда.

Древние мудрецы слово сравнивали с водой, а говорящего человека- с источником. И поэтому спрашивали: «Течет ли из одного источника сладкая и горькая вода?». Речь учителя должна быть похожа на этот источник. Она не должна вызывать неприятных ощущений у слушателей, а должна обладать благозвучностью. При необходимости учителю необходимо изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.

Преподаватель должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять его, «отдавать» слушателям, говорить не для себя, а для учеников, т.е. голос должен обладать полетностью.

Голос - основное орудие педагогического воздействия, поэтому с его помощью учитель должен уметь внушить ученику определенные требования и добиться их выполнения. Учителю постоянно приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат, поэтому его голос обязан быть достаточно выносливым.

Особенно хотелось бы отметить чувство юмора, которое выручит педагога на любом этапе разговора, если это уместно и в меру. Юмор в работе учителя имеет ни с чем несравнимое значение. Юмор характеризует культуру, такт, ум педагога, позволяет подметить или создать комическую ситуацию. Но следует быть осторожным: искаженное чувство юмора недопустимо- учащийся может стать жертвой. Это приводит к обесцениванию норм приличия, создает почву невоздержанности. Тем самым может произойти конфликт с учащимися, на разрешение которого уйдет немало времени.

А. С. Макаренко говорил: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет».

Достичь мастерства в области правильной речи можно только в том случае, если работать над собой: пополнять знания, расширять кругозор, активно общаться с другими людьми, усваивая не только лучшие образцы речевого поведения, но и постоянно духовно обогащая себя.

Учитель должен помнить, что именно он является главной фигурой учебно-воспитательного процесса: устанавливает контакт между детьми, привлекает внимание, побуждает к качественной учебе, повышает уровень образованности и культуры. И поэтому перед ним стоит серьезная задача: он обязан за чередой тревог и волнений разглядеть личность будущего человека, которого он создает, прежде всего, при помощи языка. Язык учителя должен быть для учащихся эталоном. С помощью этого сильнейшего оружия и точнейшего инструмента учитель развивает историческую память народа, приобщает к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово.




© 2010-2022