Статья на тему Имя Анастасия в жизни православного мира

  ИМЯ АНАСТАСИЯ В ЖИЗНИ ПРАВОСЛАВНОГО МИРА   Приняв восточный (византийский) вариант христианства, русские познакомились с принципиально новым типом имен – агионимами. С этого времени личныеименадля новорожденных выбирались изцерковногосписка, стимулируя обращение кнебесным покровителям.Составляя свою собственную систему, агионимы не должны менять своей формы, а также образовывать уменьшительные формы, хотя при заимствовании слов такие отклонения неизбежны.   Состав церковных имен, сменивших язы...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ИМЯ АНАСТАСИЯ В ЖИЗНИ ПРАВОСЛАВНОГО МИРА


Приняв восточный (византийский) вариант христианства, русские познакомились с принципиально новым типом имен - агионимами. С этого времени личные имена для новорожденных выбирались из церковного списка, стимулируя обращение к небесным покровителям. Составляя свою собственную систему, агионимы не должны менять своей формы, а также образовывать уменьшительные формы, хотя при заимствовании слов такие отклонения неизбежны.

Состав церковных имен, сменивших языческие, был неоднороден, включал античный, ветхозаветный, романский, германский, восточный компоненты. Количество женских имен в русском именнике изначительно уступало количеству мужских онимов: в древнерусском ономастиконе присутствовало около 5300 мужских и 50 женских имен. В словаре Н. А. Петровского соотношение мужских и женских имен составляет 1250 к 544 (217 с пометой «редкое»), в словаре А. В. Суперанской - 7500 к 2200 (Рылов Ю. А. Имена собственные в европейских языках. Романская и русская антропонимика. Курс лекций по межкультурной коммуникации. М. : АСТ : Восток - Запад, 2006. С 60-61).

В рамках данной работы рассматривается личное имя Анастасия, оставившее яркий след в православной культуре. В переводе с греческого антропоним означает 'возвращение к жизни, воскресение', 'воскресшая, возрожденная, бессмертная' или 'воскрешающая' (Медведев Ю. М. 10000 русских имен и фамилий : энциклопедический словарь. М., 2009. С. 168-169). Анастасия - женская форма мужского имени Анастас. Обычай давать парные имена популяризовался в средневековой Италии, когда на первый план выдвинулись христианские имена, в первую очередь апостолов, от которых и образовывали женские. Пара Анастасий - Анастасия появилась на ранних этапах развития русской православной культуры, наряду с Агафон - Агафья, Зиновий - Зиновия, Ульян - Ульяна.

С конфессиональной (православной) культурой связаны конкретные исторические личности, носящие имя Анастасия; сведения о которых выбраны нами из "Православной энциклопедии" (Православная энциклопедия / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Т. III. М., 2009).

Анастасия Римляныня (именины 11 ноября // 29 октября), примерно 250 или 256 года рождения, осиротела в три года и воспитывалась в христианской женской общине близ Рима, возглавляемой старицей Софьей. Святая отказалась выйти замуж и не стала поклоняться языческим богам, за что в наказание ее, нагую, выставили пред толпой, затем пытали огнем, растянув между четырьмя столбами и нанося побои, наконец, подвергли колесованию. Чудесным образом святая осталась невредимой. После этого Анастасию приказали повесить и издеваться над нею. Тело двадцатилетней казненной было погребено Софией и двумя неизвестными христианами.

Самая известная из святых Анастасий - Анастасия Узорешительница, или Узоразрешительница (именины 4 января // 22 декабря). Богатая римлянка, выданная замуж за язычника Публия, Анастасия втайне от мужа посещала темницы и ухаживала за узниками-христианами, за что тот стал жестоко притеснять ее. Оставшись вдовой, Анастасия отправилась странствовать, посещала темницы, помогая заключенным-христианам, выкупая их на волю (отсюда и название узоразрешительница). Анастасию, как приверженца христианской веры, неоднократно заключали в темницы, подвергали пытке голодом, вместе с другими узниками собрались утопить, посадив на корабль, в днище которого были проделаны отверстия. После того, как корабль чудесным образом поплыл к берегу, все 120 узников приняли Крещение и были казнены. Анастасию Узорешительницу растянули между четырьмя столбами и сожгли.

Всех святых объединяет одно: они погибли из-за преданности Богу, нежелания поклоняться языческим идолам, из-за оказания помощи нуждавшимся христианам.

Многие носительницы имени Анастасия подверглись гонениям уже в ХХ веке. Одной из первых в этом ряду стоит великая княжна, мученица Анастасия Николаевна (5.06. 1901 г.р.). Дочь императора Николая I и императрицы Александры Федоровны всегда считали доброй, трудолюбивой и талантливой. Анастасия активно принимала участие в благотворительной деятельности. Даже в Екатеринбурге, в доме Н. К. Ипатьева, куда была сослана Царская семья, царские дочери сами выпекали хлеб, готовили еду из скудного продовольственного пайка, ежедневно молились и готовились к смерти. 17 июля // 4 июля 1918 г. всех узников расстреляли.

Преподобномученица Анастасия Леонтьевна Камаева, 1879 года рождения, была монахиней кадомского в честь иконы Божией Матери «Милостивая» монастыря. По приговору НКВД. Анастасию Леонтьевну обвинили «в организации контрреволюционных нелегальных сборищ, на которых систематически вела антисоветскую агитацию террористического характера». Анастасия вины своей не признала, после чего была расстреляна.

Мученица Анастасия, родившаяся 15.05.1922 в городе Шуя Владимирской губернии, была прихожанкой Воскресенского собора Шуи. Убита на ступенях собора во время разгона верующих, протестовавших против изъятия церковных ценностей из собора.

Анастасия Алексеевна Лебедева, 28.10.1899 года рождения, мученица, была арестована РО УНКВД по обвинению в участии в «антисоветской группе церковников» и распространении провокационных слухов среди колхозников. Доказательств антигосударственной деятельности Анастасии не нашлось, но приговором она была заключена в исправительно-трудовую колонию на 8 лет, где погибла при неизвестных обстоятельствах.

Имя Анастасия служит производящим для ряда экклезионимов. В честь святой великомученицы Анастасии Узорешительницы назван Московский храм, во имя великомученицы Анастасии Узорешительницы - тюремный храм в Саратовской области. В Крыму существует недавно организованный Скит святой Анастасии, относящийся к Бахчисарайскому Свято-Успенскому монастырю.

По поводу происхождения топонима Анастасиевская Славянского района Краснодарского края существуют различные версии. Возможно, станица имела честь называться именем святой Анастасии, возможно, названа в честь дочери самодержца России Николая II. Народно-этимологическая версия изложена в легенде о купце Еремее с семьей. Ехавшего в город Темрюк купца Еремея застала в пути непогода, а жене подошло время рожать. Пришлось купцу соорудить в чистом поле шалаш и поселиться там вместе с женой и новорожденной дочерью, которую назвали Анастасией (по-гречески - 'воскресшая'). По имени дочери первого поселенца была названа станица, которую вскоре заселили казаки.

Имеются и другие версии происхождения топонима. Считают, что станица названа по имени великой княгини Анастасии Михайловны - жены бывшего начальника области графа Сумарокова-Эльстона. Еще одна версия о названии заключается в том, что изначально в этом месте был построен храм во имя Преподобномученицы Анастасии, а станица получила название в честь храма.

В словаре русских личных имен Н. А. Петровского имя Анастасия, как хорошо освоенное, имеет большое количество производных: Анастасиюшка, Анастаска, Настася, Настя, Нася, Ната, Наюся, Нюся, Настёна, Тёна, Настёха, Настуся, Туся, Настюля, Настюня, Настюра, Стюра, Настюха, Настюша, Настяха, Стася, Тася, Тая, Ася, Асюша, Сюша, Асюта, Сюта, Настасьюшка (Петровский Н. А. Словарь русских личных имен : ок. 2600 имен М., 2000. С. 51). Наиболее известная русская народная форма антропонима - Настасья.

В ХХI в. русском именнике произошли значительные изменения. Согласно подсчетам, предоставленным Центру начальником Медведковского отдела ЗАГС г. Москвы, имя Анастасия (далее Мария, Дарья, Екатерина) вышло на первое место среди наиболее распространенных в 2006 г. женских имен. В 2006-2007-ом гг. оно входит в тройки имен, наиболее популярных в различных регионах и городах РФ: в Йошкар-Оле - Анастасия, Мария, Дарья; в Нижнем Новгороде, Томске - Анастасия, Дарья, Виктория; в Саратовской области - Анастасия, Дарья, Алина, Софья; в Новосибирске - Анастасия, Дарья, Екатерина. Позднее, в 2012-2013 гг., в Москве Анастасия заняла третье место после антропонимов София и Марья.

Динамика популярности имени в Краснодарском крае такова: среди распространенных в Краснодарском крае женских имён лиц 1950 г.р. имя Анастасия занимает 26-ое место, 2000 - 1-ое место, 2010 - 11-ое место (Беляева М. Ю., Саакян А. Б. Динамика именника Краснодарского края во второй половине ХХ - начале XXI вв. // «Ресурсы региона: культурно-историческое развитие в контексте науки и образования: сб. материалов всерос. научно-практ. конф., 12-16 сентября 2014 г. Славянск-на-Кубани, 2014. С. 148-149). С целью выявления степени популярности имени Анастасия в станице Анастасиевской Славянского района Краснодарского края было проведено анкетирование 160 учащихся начальной школы. Выяснилось, что на первом месте по популярности стоит имя Виктория (45,6%), на втором - Екатерина (30,6 %), на третьем - Анастасия (23,8 %). Одни связывают популярность данного имени с названием станицы, другие верят в святость имени.

В XX-XI вв. при выборе имен для детей родители больше руководствуются благозвучием, модой, придавая особое значение гороскопам, гаданиям, что противоречит канонам православной религии, а порой и здравому смыслу. Переводные и отечественные руководства для «правильного» выбора имени для новорожденного крайне субъективны и малонаучны. Своей пестротой и непоследовательностью классификации антропонимов в таких подборках вызывают сочувствие. Яркой иллюстрацией к сказанному может служить книга Д. Стэффорд, где в 3-ей главе собраны «Забавные имена», включающие не только «Имена, которые принесут известность», «Имена для непосед», «Имена, созвучные временам года и погоде» и т. п., но и «Библейские имена и имена святых» (Стэффорд Д. Как правильно назвать ребенка. 40 000 русских и иностранных имен; пер. с англ. М. : Астрель ;: Полиграф, 2010). Имя Анастасия не обойдено Д. Стэффорд: оно фигурирует сразу в нескольких номинациях: «Имена для красивых девочек», «Имена из мифов и астрологии» (видимо, имеются в виду русские народные сказки), «Женские имена известных актрис» (Анастасия Вертинская) (Стэффорд Д. Как правильно назвать ребенка. . М. : Астрель ;: Полиграф, 2010). Встает вопрос, почему тогда имя не включено в рубрику «Гордо звучащие женские имена» или «Популярные имена».

Русской ономастической культуре свойственна приверженность традиционным именам, невосприимчивость к заимствованиям (преимущественно в области мужских имен). Анализ современного функционирования личного имени Анастасия показывает константность и даже пассионарность антропонима в современных условиях. Каждый человек обязан знать историю своего имени, в чем могут помочь православные источники, содержащие, кроме того, сведения о наиболее выдающихся носителях того или иного имени в отечественной и мировой истории.








© 2010-2022