• Преподавателю
  • Другое
  • Рабочая программа объединения «Юный эколог» педагога дополнительного образования МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы»

Рабочая программа объединения «Юный эколог» педагога дополнительного образования МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы»

Программа разработана для дополнительного образования учеников 6-7 классов. Весь курс рассчитан на один год и составляет 144 часа, по 4 часа в неделю (по 2 часа 2 раза в неделю). Курс состоит из следующих частей: Ø     Введение в курс Ø     Основы фитоценологии Ø     Особо охраняемые природные территории Республики Татарстан.  Естественно-исторические районы РТ Ø     Памятники природы, природные заказники, заповедники Ø     Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник   Ø     ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрено:

На методическом совете

Протокол №1 от 06.09.2012

Согласовано:

Зам.директора МБОУ ДОД

«Центр внешкольной работы»

_________ Бариева Л.Х.

Утверждаю:

Директор МБОУ ДОД

«Центр внешкольной работы»

___________ С.Ф. Исаев

Приказ № от 2012 г





Рабочая программа

объединения «Юный эколог»

педагога дополнительного образования

МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы»

Кукморского муниципального района РТ

Гаязова Раиля Райнуровича

на 2012- 2013 учебный год
























Пояснительная записка

Программа разработана для дополнительного образования учеников 6-7 классов.

Весь курс рассчитан на один год и составляет 144 часа, по 4 часа в неделю (по 2 часа 2 раза в неделю).

Курс состоит из следующих частей:

  • Введение в курс

  • Основы фитоценологии

  • Особо охраняемые природные территории Республики Татарстан. Естественно-исторические районы РТ

  • Памятники природы, природные заказники, заповедники

  • Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник

  • Охрана окружающей среды

Актуальность программы определяется тем, что ученики имеют лишь небольшое представление о природных заповедниках, заказниках и о памятниках природы, а курс программы ориентирован на знакомство с нетронутыми участками природы. Кроме того курс помогает ученикам познакомиться с растительным миром Республики Татарстан, основами экологии и охраной окружающей среды.

Цель программы:

На основе изучения фитоценологии познакомить учеников с Природным богатством (памятники природы, природные заказники, заповедники) Республики Татарстан и продолжить воспитание экологического мировоззрения.

Задачи:


  • раскрыть основные понятия и основное содержание экологии;

  • продолжить воспитание экологического мировоззрения;

  • познакомить учеников с основами фитоценологии;

  • познакомить учеников с особо охраняемыми природными территориями Республики Татарстан;

  • познакомить с памятниками природы, природными заказниками, заповедниками Республики Татарстан;

  • научить учеников охранять природу от загрязнений и рационально использовать природные богатства.

После изучения курса учащиеся должны знать:


  • основы фитоценологии;

  • особо охраняемые природные территории Республики Татарстан;

  • естественно-исторические районы Республики Татарстан;

  • памятники природы, природные заказники, заповедники;

  • охрану окружающей среды.



После изучения курса учащиеся должны уметь:


  • самостоятельно оценивать общее экологическое состояние экосистем;

  • самостоятельно добывать и анализировать нужную информацию;

  • приобрести практические навыки и умение работать в коллективе, решать коллективные задачи;

  • анализировать различные экологические ситуации и принимать конкретные решения по их улучшению.

Учебно-тематический план на 1 год занятий


№п/п

Тема

Всего

Теор.

Прак.

1

Введение. Знакомство с целями и задачами курса.

2

2

-

2

Основы фитоценологии

62

44

18

3

Особо охраняемые природные территории Республики Татарстан

Естественно-исторические районы РТ

20

2

18

4

Памятники природы, природные заказники, заповедники

36

36

-

5

Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник

8

4

4

6

Охрана окружающей среды

16

12

4

Итого:

144

100

44



Содержание занятий


№п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Дата проведения

Календар.

Фактическ.

Введение в курс

1

Введение. Знакомство с целями и задачами курса, его структурой.

Предмет экологии. Краткая история экологии.

2

3.09

Основы фитоценологии

2

История развития фитоценологии

Казанская школа геоботаников

2

7.09

3

Основы фитоценологии.

Состав и строение фитоценозов

2

10.09

4

Сукцессии

2

14.09

5

Знакомство с фитоценозами прилегающих территорий

2

17.09

6

Структура растительных сообществ

2

21.09

7

Ярусность фитоценозов

2

24.09

8

Экскурсия по экологической тропе « Экосистема смешанного леса. Ярусость. Экологические факторы. Осень в природе»

2

28.09

9

Устойчивость растительных сообществ

2

1.10

10

Смена аспектов фитоценоза

2

5.10

11

Классификация растительных сообществ

2

8.10

12

Экология растений

2

12.10

13

Экскурсия «Изучение лишайников и хвои сосны с целью биодиагностики чистоты воздуха в лесу и близ дороги».

2

15.10

14

Ареал

2

19.10

15

Типы и устойчивость ареалов

2

22.10

16

Основные элементы флоры

2

26.10

17

Состав воздуха, его значение для жизни организмов. Основные загрязнители атмосферного воздуха.

2

2.11

18

Экологические факторы

2

9.11

19

Иссл. работа. «Влияние экологических факторов(освещение, влажность) на биологическое состояние комнатных растений»(поставка опытов)

2

12.11

20

Иссл. работа. «Влияние экологических факторов(освещение, влажность) на биологическое состояние комнатных растений»(анализирование результатов)

2

16.11

21

Доклады учеников на темы «Экологические последствия загрязнения атмосферы» ("парниковый эффект", "озоновые дыры", "кислотные дожди"). Приемы и методы изучения загрязнения атмосферы.

2

19.11

22

Климатические факторы

2

23.11

23

Поиск материалов из интернета учениками на тему Влияние климатических факторов на окружающий мир

2

26.11

24

Эдафические факторы

2

30.11

25

Влияние человека на экосистемы леса и озера»

2

3.12

26

Рельеф

2

7.12

27

Экскурсия «Знакомство с рельефом окружающей территории»

2

10.12

28

Земельные ресурсы Республики Татарстан

14.12

29

Водные ресурсы Республики Татарстан

2

17.12

30

Доклады о рациональном использовании водных и земельных ресурсов

2

21.12

31

Основные источники загрязнения воды. Экологические последствия загрязнения водоёма.

2

24.12

32

Иссл. работа. «Биодиагностика чистоты воды» по материалам собранным на экскурсии.

2

28.12

Особо охраняемые природные территории Республики Татарстан

Естественно-исторические районы РТ

33

Охраняемые территории, причины их организации и значение.

2

4.01

34

Знакомство учеников с картой и районами Республики Татарстан

2

7.01

35

Естественно-исторические районы РТ

Северный район елово-пихтовых смешанных лесов

2

11.01

36

Южный район елово-пихтовых смешанных лесов

2

14.01

37

Западный предволжский район широколиственных лесов

2

18.01

38

Центральный район широколиственных лесов

2

21.01

39

Восточный широколиственных лесов

2

25.01

40

Район западной (Заволжской) лесостепи

2

28.01

41

Район западной Закамской лесостепи

2

1.02

42

Район юго-восточной Закамской лесостепи

2

4.02

Памятники природы, природные заказники, заповедники

43

Памятники природы, природные заказники, заповедники

2

8.02

44

Национальный парк «Нижняя Кама»

2

11.02

45

Заказник «Кичке-Тан»

2

15.02

46

ГПКЗ «Спасский», «Чистые луга»

2

18.02

47

Заказник «Степной», «Чулпан»

2

22.02

48

Заказник «Голубые озёра»

2

25.02

49

Городской лесопарк «Лебяжье»

2

1.03

50

Памятник природы «Дубки»

2

4.03

51

Заказник «Свияжский», «Чатыр-Тау»

2

11.03

52

Парк на улице Товарищеской

2

15.03

53

Памятник природы «Петровские сосны»

2

18.03

54

Памятник природы Кайбийские дубравы

2

22.03

55

Рукотворный лес

2

25.03

56

Балтасинские леса. Заказник «Ашит»

2

29.03

57

Семиозёрский лес

2

1.04

58

Заказник «Ленино-Кокушкино»

2

5.04

59

Памятник природы Нарат-Астинский бор

2

8.04

60

Казанский Кедровый парк

2

12.04

Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник

61

Раифская часть заповедника, или Раифский лес

2

15.04

62

Доклады по теме «Растительный покров Раифского заповедника»

2

19.04

63

Сараловский участок заповедника

2

22.04

64

Доклады по теме «Раифский дендралогический сад»

2

26.04

Охрана окружающей среды

65

Загрязнения окружающей среды

2

3.05

66

Доклады по загрязнениям окружающей среды

2

6.05

67

Загрязнения почв тяжелыми металлами, отходами производства и потребления, токсичными веществами, нефтью и нефтепродуктами

2

10.05

68

Санитарное состояние растительного мира

2

13.05

69

Выступления с докладами по темам

2

17.05

70

Редкие виды флоры Республики Татарстан

2

20.05

71

Экологические закономерности распространения редких видов в ландшафте

2

24.05

72

Заключительный урок. Выводы по курсу.

2

27.05



Литература


  • Карташев А.Г. Введение в экологию: Учебное пособие. - Томск, 1998.

  • Ситникова Н.В. Особо охраняемые природные территории Республики Татарстан: Учебное пособие для сотрудников высших педагогических учебных заведений. - Казань: ТГГПУ, 2010.-133с.

  • Ситникова Н.В. Растительный мир Республики Татарстан: Учебное пособие для сотрудников высших педагогических учебных заведений. - Казань: ТГГПУ, 2010.-257с.: ил.

© 2010-2022