• Преподавателю
  • Другое
  • Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов по психологии

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов по психологии

Самостоятельная работа студентов – важнейшая составная часть занятий по психологии, необходимая для полного усвоения программы курса. Целью самостоятельной работы является закрепление и углубление занятий, полученных студентами на занятиях, подготовке к текущим  занятиям, промежуточным формам контроля знаний. Самостоятельная работа способствует формированию у студентов навыков работы с психологической и педагогической литературой, развитию культуры умственного труда и поискам в приобретении новы...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края

ГАОУ СПО «Агинский педагогический колледж имени Базара Ринчино»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебно-методической работе

______________/Цыпылова Б.Д./

от «___»_______________201_г.






Методические рекомендации

по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

по дисциплине

Психология

для студентов

II-IV

курса

специальности

050144 Дошкольное образование

РАССМОТРЕНО СОСТАВИЛА

на заседании предметно-цикловой комиссии Лыгдынова Р.Л.,

психолого-педагогических дисциплин преподаватель психологии

протокол № ____________

от «_____»___________ 2013 года

Зав. ПЦК__________ /Ширипова М.Б./


Агинское, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….стр. 3

  1. ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ……………………………………….стр. 5

  1. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ……………..стр. 7

  2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ СТУДЕНТОВ …………………………………………..стр. 10

















ВВЕДЕНИЕ

Рабочей программой дисциплины «Психология» предусмотрена самостоятельная работа студентов в объеме 80 часов.

Самостоятельная работа студентов - важнейшая составная часть занятий по психологии, необходимая для полного усвоения программы

курса.

Целью самостоятельной работы является закрепление и углубление

занятий, полученных студентами на занятиях, подготовке к текущим

занятиям, промежуточным формам контроля знаний.

Самостоятельная работа способствует формированию у студентов

навыков работы с психологической и педагогической литературой, развитию культуры умственного труда и поискам в приобретении новых знаний.

Самостоятельная работа включает те разделы курса психологии, которые не получили достаточного освещения на занятиях по причине ограниченности времени и большого объема изучаемого материала. На самостоятельную работу студентов отводится всего 81 часов, которое предусмотрено учебным планом на изучение студентами психологии. Отсюда следует, что без серьезной систематической самостоятельной работы получить требуемую психологическую и педагогическую подготовку невозможно. Освоение программы курса психологии предполагает, что на

самостоятельное изучение этой дисциплины студент должен предусматривать в среднем по два часа в неделю на протяжении всего курса обучения.

Методическое обеспечение самостоятельной работы по психологии

состоит из:

• Определения учебных вопросов, которые студенты должны

изучить самостоятельно;

• Подбора необходимой учебной литературы, обязательной для

проработки и изучения;

• Поиска дополнительной научной литературы, к которой студенты

могут обращаться по желанию, если у них возникает интерес в данной

теме;

• Определения контрольных вопросов, позволяющих студентам

самостоятельно проверить качество полученных знаний;

• Организации консультаций преподавателя со студентами для

разъяснения вопросов, вызвавших у студентов затруднения при

самостоятельном освоении учебного материала.

Текущий контроль проводится в форме повседневного наблюдения.

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы разработаны в соответствии с программой учебной дисциплины Психология, на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) СПО по специальности «050144-Дошкольное образование».

Учебная дисциплина Психология относится к циклу общепрофессиональных дисциплин.

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

241

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

161

в том числе:

лабораторные занятия


практические занятия

39

контрольные работы


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

80

Итоговая аттестация в форме экзамена



Методические рекомендации имеют определенную структуру.

В первом разделе представлена тематика самостоятельных работ и время, отведенное на их выполнение.

Во втором разделе прописаны задания для самостоятельной работы и формы их представления. Задания выполняются как в устной, так и в письменной форме. Формы представления заданий различные: реферат, конспект, рекомендации учителям и родителям, презентация, выступление, опорные схемы.

В третьем разделе составлены рекомендации по выполнению самостоятельной работы, в частности, прописана тема, цель, задание, методические указания к выполнению заданий, литература.

Предлагаемые рекомендации разработаны в помощь студенту, выполняющему внеаудиторную самостоятельную работу, которые помогут быть успешным в этой деятельности.

Тематика самостоятельной работы по учебной дисциплине Психология


Раздел, тема

Количество часов

Раздел 1. Особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой.

10

Тема 1.1. Предмет психологии, ее задачи. Методы психологического познания

4

Тема 1.2. Психика. Сознание. Деятельность.

6

Раздел 2. Основы психологии личности

31

Тема 2.1 Человек как индивид

4

Тема 2.2. Человек как субъект, личность и индивидуальность.

8

Тема 2.3. Эмоционально-волевая организация деятельности личности

5

Тема 2.4.. Познавательная деятельность личности.

14

Раздел 3. Закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности

7

Тема 3.1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии

4

Тема 3.2. Закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности.

3

Раздел 4. Возрастная периодизация

2

Тема 4.2. Возрастные периодизации развития в трудах отечественных психологов

2

Раздел 5 Возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их

учет в обучении и воспитании

20

Тема 5.1. Возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности младенческого возраста

4

Тема 5.2. Возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности раннего детского возраста.

4

Тема 5.3. Возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности дошкольного возраста.

4

Тема 5.4. Возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности младшего школьника

4

Тема 5.5. Возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности подростка

4

Раздел 6. Особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте

Групповая динамика

4



Тема 6.2. Сплочение детской группы

4

Раздел 7. Понятия социализация, социальная дезадаптация. Психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезадаптации, девиантногоповедения

3

Тема 7.2. Коррекция школьной и социальной дезадаптации и девиантного поведения

3

Раздел 8. Основы психологии творчества

3

Тема 8.1. Природа творческих способностей личности. Закономерности творческой деятельности личности.

3







2.ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Раздел,

тема

Задание

Форма представления задания

Раздел 1. Особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой

Тема 1.1.

Составление библиографии современной литературы по общей психологии.

Составление терминологического словаря методов психологического исследования.

Список литературы




Терминологический

словарь

Тема 1.2.

Составление опорной схемы «Формы проявления психики человека», «Основные функции психики»

Реферат на тему: « Роль сна и сновидений в психической жизни человека» или» «Истолкование гипнотического состояния» по выбору

Определение факторов, влияющих на эффективность деятельности

Опорные схемы




Реферат





Перечень факторов

Раздел 2.Основы психологии личности

Тема 2.1.

Составление опорной схемы по соотношению понятий «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность.

Составление рекомендаций по учету типа темперамента детей в педагогическом процессе.

Опорная схема





Рекомендация для учителей

Тема 2.2.

Составление опорной схемы «Структура личности»

Творческая работа по теме

« Характер и темперамент, природная основа характера».

Творческая работа по теме « Роль педагога в развитии способностей детей».


Опорная схема



Реферат



Реферат

Тема 2.3.

Подбор упражнений по управлению эмоциональными состояниями.

Творческая работа по теме:

«Значение воли в жизни выдающихся людей», «Тренировка и развитие способности к волевому поведению» по выбору

Конспект


Реферат

Тема 2.4

Составление терминологического словаря и опорных схем по теме: «Познавательная деятельность личности»

Терминологический словарь

Опорные схемы

Раздел 3.Закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности.

Тема 3.1

Составление библиографии современной литературы по вопросам возрастной психологии

Конспектирование методов исследования в возрастной психологии.

Список литературы



конспект

Тема 3.2

Подготовить реферат «Выготский Л.С.- выдающийся отечественный психолог, его вклад в развитие возрастной психологии».

реферат

Раздел 4. Возрастная периодизация

Тема 4.2

Составление блок- схемы возрастной карты

Блок-схема

Раздел 5. Возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании

Тема 5.1

Составление рекомендаций родителям по общению и развитию ребенка младенческого возраста

Рекомендации для родителей

Тема 5.2

Разработка советов родителям по преодолению кризиса трех лет

Советы для родителей

Тема 5.3

Подбор и систематизация игр и упражнений, направленных на формирование психологической готовности ребенка к школе.

Подборка игр и упражнений

Тема 5.4.

«Как помочь младшему школьнику быть успешным и здоровым».

Советы для родителей

Тема 5.5.

Написать эссе «Мой мир меняется».

эссе

Тема 5.6.

Подготовить реферат на тему « Особенности любви и дружбы в юношеском возрасте»

Реферат

Раздел 6. Особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте. Групповая динамика.

Тема 6.1

Подготовить реферат на тему «Значение лидера для детского коллектива».

Реферат

Раздел 7.Понятия социализация, социальная дезадаптация. Психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезадаптации, девиантного поведения.

Тема 7.2.

Составление рекомендаций для педагогов по общению с детьми девиантного поведения.

Рекомендация для педагогов

Раздел 8.Основы психологии творчества.

Тема 8.1

Составление библиографии современной литературы по психологии творчества.

Список литературы




















3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


ТЕМА 1.1. Предмет психологии, ее задачи. Методы психологического познания

Цель: закрепление знаний по теме, формирование способности вычленять главное, совершенствование приемов обобщенного мышления.

Задание:

1.Составление библиографии современной литературы по общей психологии.

2.Составить терминологический тезаурус методов психологического исследования: наблюдение, эксперимент, анкетирование, беседа, метод тестов.

Методические указания:

1. Выписать в библиотеке список имеющейся литературы по общей психологии за последние 10 лет.

2. Выделить и записать определения методов исследования в психологии, знать область их применения.

Вопросы для самопроверки:

1. Какова характеристика основных методов психологии?

2. Какова характеристика вспомогательных методов психологии?

3. В чем состоят преимущества и недостатки наблюдения и эксперимента?

4. Какова специфика применения метода тестирования?

Норма времени: 4ч

Формат выполненной работы: список литературы, тезаурус

Критерии оценки результатов работы: знание вопроса, составлена библиография современной литературы по общей психологии, составлен терминологический тезаурус методов психологического исследования.

Форма контроля: проверка тетрадей.

Литература

1.Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А. М. Психология. - М., 1999.

2.Ефимова Н.С. Основы общей психологии. Серия: профессиональное образование. Изд. «Форум», 2010 г.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по общей психологии. - М., 2001 4.Немов Р.С. Психология. Т.1. М., 1994. 1.

5Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб., 2004.

6.Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. СПб: Питер, 2011

7.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2000

8.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 2000

9. Сосновский Б.А. Психология. Учебник для вузов. М.Изд. «Юрайт», 2010.

ТЕМА 1.2. Психика. Сознание. Деятельность.

Цель: закрепление знаний по теме, формирование способности вычленять главное, совершенствование приемов обобщенного мышления.

Задание:

1.Составление опорной схемы« Основные функции психики»

«Формы проявления психики человека».

2.Реферат на тему: « Роль сна и сновидений в психической жизни человека» или» «Истолкование гипнотического состояния» по выбору

3. Определение факторов, влияющих на эффективность деятельности.

Методические указания:

1.Дайте краткую характеристику основных воззрений на психику и ее роль. Определите основные функции, формы проявления психики и составьте опорные схемы.

2.Как писать реферат посмотрите в приложении.

3.Определите в чем коренное отличие деятельности человека от приспособительного поведения животных. Что из деятельности человека и при каких условиях может быть передано для выполнения техническим устройством, а что при всех обстоятельствах остается за человеком? Определите субъективные и объективные факторы, влияющие на эффективность деятельности.

Норма времени: 6ч

Формат выполненной работы: опорные схемы, реферат

Критерии оценки результатов работы: грамотно, осмысленно составлены опорные схемы « Основные функции психики», «Формы проявления психики человека»; работа соответствует предъявляемым требованиям к реферативной работе, проблема обоснована, изложена четко, сделаны выводы; при выступлении материал излагается последовательно и осознанно, грамотно отвечает на вопросы.

Форма контроля: проверка тетрадей, устное выступление.

Литература:

1.Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А. М. Психология. - М., 2013.

2.Ефимова Н.С. Основы общей психологии. Серия: профессиональное образование. Изд. «Форум», 2010 г.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по общей психологии. - М., 2001 5.Немов Р.С. Психология. Т.1. М., 1994.

6.Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. СПб: Питер, 2011

7.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2000

8.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 2000

Тема 2.1. Человек как индивид

Цель: закрепление знаний по теме, формирование способности вычленять главное, развитие умений учитывать индивидуально-типологические особенности детей в педагогическом процессе.

Задание:

1.Составление опорной схемы по соотношению понятий «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность.

2. Составление рекомендаций по учету типа темперамента детей в педагогическом процессе.

Методические указания:

1.Сравните понятия «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность. Найдите в них сходство и различия. Составьте опорную схему по соотношению понятий «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность с помощью кругов.

2. Определите каковы психологические свойства темперамента и их основные проявления. Как влияет темперамент на продуктивность той или иной деятельности? Каково влияние темперамента на индивидуальный стиль поведения и общения? Исходя из этого, составьте рекомендации по учету типа темперамента детей в педагогическом процессе.

Норма времени: 4ч

Формат выполненной работы: опорные схемы, рекомендации

Критерии оценки результатов работы: грамотно, осмысленно составлены опорные схемы по соотношению понятий «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность; грамотно и аргументированно составлены рекомендации по учету типа темперамента детей в педагогическом процессе.

Форма контроля: проверка тетрадей, опрос

Литература:

1.Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А. М. Психология. - М., 1999.

2.Ефимова Н.С. Основы общей психологии. Серия: профессиональное образование. Изд. «Форум», 2010 г.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по общей психологии. - М., 200 5.Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб., 2004.

6.Немов Р.С. Психология. Т.1. М., 1994.

7.Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. СПб: Питер, 2011

8.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2000

9.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 2000

10. Сосновский Б.А. Психология. Учебник для вузов. М.Изд. «Юрайт», 2010.

Тема 2.2. Человек как субъект, личность и индивидуальность

Цель: закрепление знаний по теме, формирование способности вычленять главное, развитие творческой активности студентов, представления о научных и социальных возможностях личности.

Задание:

1.Составление опорной схемы «Структура личности»

2.Творческая работа по теме « Характер и темперамент, природная основа характера».

3.Творческая работа по теме « Роль педагога в развитии способностей детей».

Методические указания:

1.Определите сущностные характеристики личности. Вычлените структурные компоненты личности по К.К.Платонову и С.Л.Рубинштейну. Дайте их характеристику. Составьте опорную схему «Структура личности» (по выбору).

2. Раскройте взаимосвязь темперамента и характера. Если есть такая взаимосвязь, как она проявляется?

3.Раскройте в чем состоит качественное своеобразие способностей. Какие факторы способствуют успешному развитию способностей. Подчеркните роль педагога в развитии способностей детей.

Норма времени: 8ч

Формат выполненной работы: опорные схемы, реферат

Критерии оценки результатов работы: грамотно, осмысленно составлены опорные схемы « Основные функции психики», «Формы проявления психики человека»; грамотно, научно, содержательно написан реферат

Форма контроля: проверка тетрадей, опрос

Литература:

1.Ананьев Б.Г. Формирование одаренности// Вопросы психологии, 1993, №1, с.46-54.

2.Бодалев А.А. Об изучении характера человека//Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1986. №1, с.41-52.

3.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. 1997.

4.Интегральная индивидуальность человека и ее развитие/ Под ред. Б.А.Вяткина. М., 1999.

5.Купер К. Индивидуальные различия. М., 2000.

6. Орлов А.Б. Склонность и профессия. М.,1981.

Тема 2.3. Эмоционально-волевая организация деятельности личности

Цель: закрепление знаний по теме, формирование способности вычленять главное, развитие творческой активности студентов, представления о возможностях управлять эмоциональными состояниями.

Задание:

1. Подобрать упражнения для управления эмоциональными состояниями.

2.Творческая работа по теме: « Значение воли в жизни выдающихся людей» или «Тренировка и развитие способности к волевому поведению» по выбору

Методические указания:

1. Определите роль эмоций в регуляции деятельности. В интернете подберите упражнения для управления эмоциональными состояниями.

2.Выполните творческую работу по теме: « Значение воли в жизни выдающихся людей» или «Тренировка и развитие способности к волевому поведению» литература по своему усмотрению

Норма времени: 5ч

Формат выполненной работы: подборка упражнений; творческая работа.

Критерии оценки результатов работы: правильная подборка упражнений; требования к творческой работе: последовательность, обоснованность в изложении мысли, логичность, доказательность, выводы.

Форма контроля: проверка тетрадей, устное выступление

Литература:

1.Изард К. Психология эмоций. М., 2007

2.Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб., 2004.

3.Психология / Дубровина И.В. и др. М.: Академия, 2001.

4.Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. М., 1984.

5.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.

6.Фрейд 3. Введение в психоанализ. - Лекции. М., 1989.

7. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1994.



Тема 2.4. Познавательная деятельность личности

Цель: закрепление знаний по теме, формирование способности вычленять главное, развитие творческой активности студентов, представления о возможностях развития познавательных процессов.

Задание:

1. Составление терминологического словаря и опорной схемы по теме «Внимание».

2.Составление терминологического словаря и кроссворда по теме

« Ощущение».

3. Составление терминологического словаря» и опорной схемы по теме «Восприятие».

4. Составление терминологического словаря по теме « Память». Творческая работа « Память. Способы тренировки памяти».

5. Составление терминологического словаря и опорной схемы по теме «Мышление».

6. Составление терминологического словаря и опорной схемы по теме «Речь».

7. Составление терминологического словаря и опорной схемы по теме «Воображение».

Методические указания:

1.Выделить и записать основные определения по теме « Внимание». Составить опорную схему« Виды внимания и их сравнительная характеристика» по следующей схеме

Виды внимания

Условия

возникновения

Основные

характеристики

Механизмы

Непроизвольное

Произвольное

Послепроизвольное


2. Выделить и записать основные определения по теме «Ощущения».

Составить кроссворд по данной теме. Вопросы должны быть краткими, лаконичными, понятными. Например: взаимодействие ощущений разных модальностей (синестезия), способность реагировать на слабые воздействия (чувствительность).

3.Выделить и записать основные определения по теме «Восприятие». Составить опорную схему « Восприятие и его свойства».

4. Выделить и записать основные определения по теме «Память». Написать памятку« Как обращаться с памятью».

5. Выделить и записать основные определения по теме «Мышление».

Составить опорную схему «Виды мышления». Постарайтесь в одной схеме представить виды мышления, выделенные по различным основаниям (по форме, по характеру решаемых задач, по степени развернутости, по степени новизны и оригинальности).

6. Выделить и записать основные определения по теме «Речь». Составить опорную схему «Виды речи».

7. Выделить и записать основные определения по теме «Воображение». Составить опорную схему «Виды мышления». Постарайтесь в одной схеме представить виды воображения, выделенные по разным основаниям.

Норма времени: 14 ч

Формат выполненной работы: опорные схемы, памятка, кроссворд.

Критерии оценки результатов работы: грамотно, осмысленно составлены опорные схемы, кроссворд; памятка составлена с учетом закономерностей памяти.

Форма контроля: проверка тетрадей, устное выступление.

Литература

1.АндреевО.А, Хромов Л.Н.Техника тренировки памяти.Екатеринбург,1992.

2.Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А. М. Психология. - М., 1999.

3.Ефимова Н.С. Основы общей психологии. Серия: профессиональное образование. Изд. «Форум», 2010 г.

4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по общей психологии. - М., 2001

5.Лапп Д.Улучшаем память в любом возрасте.М.,1993.

6.Лезер Ф.Тренировка памяти М.,1990.

7.Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб., 2004.

8.Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. СПб: Питер, 2011

9.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2000

10.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 2000

11. Сосновский Б.А. Психология. Учебник для вузов. М.Изд. «Юрайт», 2010.



ТЕМА 3.1: Предмет, задачи и методы возрастной психологии

Цель: закрепление знаний по теме, формирование способности вычленять главное, совершенствование приемов обобщенного мышления.

Задание:

1.Составление библиографии современной литературы по возрастной психологии.

2. Конспектирование методов возрастной психологии: метод продольных срезов (лонгитюдный метод), метод поперечных срезов, анкетирование, беседа, дневниковые записи, метод изучения продуктов деятельности детей, метод тестов, наблюдение.

Методические указания:

1. Выписать в библиотеке список имеющейся литературы по возрастной психологии за последние 10 лет.

2. Выделить и записать основные требования к методам исследования в возрастной психологии, знать область их применения.

Норма времени: 4ч

Формат выполненной работы: список литературы, конспект

Критерии оценки результатов работы: грамотно составлена библиография современной литературы по возрастной психологии; системно, логично, убедительно составлен конспект.

Форма контроля: проверка тетрадей, опрос.

Литература

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебник для вузов. М.: изд. «Юрайт», 2010 г

2.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.,1997.

3.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. -М., 2001.

4.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для вузов. М.,2010. 5.ХилькоМ.Е.,Ткачева М.С. Возрастная психология. Конспекты лекций. М: Высшее образование, 2008.

6.УрунтаеваГ.А. Детская психология. Изд. Академия, 2010 для ср. спец. учебных заведений. «Юрайт», 2010.


ТЕМА 3.2. Закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности

Цель: познакомиться с вкладом Л.С.Выготского в развитие возрастной психологии, формирование способности вычленять главное, совершенствование приемов обобщенного мышления.

Задание:

1. Подготовить реферат «Выготский Л.С.- выдающийся отечественный психолог, его вклад в развитие возрастной психологии».

Методические указания:

1.Познакомьтесь с основными фактами научной биографии Л.С.Выготского.

2.Раскройте кратко ключевые понятия культурно-исторической теории развития психики, взаимодействие обучения и развития, зависимость психического развития от содержания и структуры деятельности ребенка,

закон периодичности развития ребенка.

Норма времени: 3ч

Формат выполненной работы: реферат.

Критерии оценки результатов работы: работа соответствует предъявляемым требованиям к реферативной работе, проблема обоснована, изложена четко, сделаны выводы; при выступлении материал излагается последовательно и осознанно, грамотно отвечает на вопросы.

Форма контроля: проверка тетрадей, устное выступление.

Литература

1.Выготский Л.С. Проблема возраста: Собр.соч.-М., 1984.-Т.4

2.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.,199

3.Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном

возрасте // Избранные психологические исследования.-М.,1956.

4.Леонтьев А.А. Выготский Л.С.-М.,1990.

5.Хрестоматия по детской психологии /Под ред.Г.В.Бурменской.-М.,1996.



Тема 4.1. Возрастные периодизации развития в трудах отечественных психологов

Цель: закрепление знаний по теме, формирование способности вычленять главное.

Задание:

1.Составление блок- схемы возрастной периодизации

Методические указания:

1.Вспомните понятие психологического возраста (Л.С. Выготский). Выделите для каждого возраста характеристики социальной ситуации развития, ведущего типа деятельности, психических новообразований. Состояние каждого из названных компонентов отличает один возраст от другого, поэтому их одновременно можно рассматривать и как критерии возрастного развития. Заполните таблицу.

Возрастной

период

Ведущая

деятельность

Социальная

ситуация

развития

Психологические

новообразования

Младенчество

Раннее детство

Дошкольный

возраст

Младший

школьный возраст

Средний школьный

возраст

Старший школьный

возраст


Норма времени: 2ч

Формат выполненной работы: таблица.

Критерии оценки результатов работы: правильно заполнена таблица.

Форма контроля: проверка тетрадей, опрос.


Литература

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебник для вузов. М.: изд. «Юрайт», 2010 г

2.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.,1997.

3.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. -М., 2001.

4.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для вузов. М.,2010. 5.ХилькоМ.Е.,Ткачева М.С. Возрастная психология. Конспекты лекций. М: Высшее образование, 2008.

6.УрунтаеваГ.А.Детская психология. Изд. Академия, 2010 для ср. спец. учебных заведений. «Юрайт», 2010.









Тема 5.1. Возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности младенческого возраста

Цель: закрепление знаний по теме, формирование способности вычленять главное, развитие педагогического мышления, развитие умений учитывать возрастные особенности детей.

Задание: Составление рекомендаций родителям по общению и развитию ребенка младенческого возраста.

Методические указания:

-Помните о том, что для психологически целесообразного подхода в воспитании и обучении ребенка этого возраста важно осознавать социальную ситуацию развития, ведущую деятельность, характер общения, базовую потребность, психологические новообразования младенческого возраста, содержание кризиса одного года.

-Постарайтесь сказать родителям просто, ясно и убедительно о том, как помочь ребенку в его неудержимом и направленном стремлении развиваться.

-При формулировании ваших рекомендаций для родителей старайтесь избегать общераспространенных житейских, обывательских или необоснованных советов.

-Все ваши рекомендации должны ориентироваться на психологическое просвещение родителей, т. е. опираться на психологические теоретические знания (если это знать, то поступать нужно так), но быть обращенными к практическим ситуациям воспитания и обучения детей.

-Сформулируйте положения «техники педагогической безопасности», предупредив взрослых о том, какие их действия и отношения с детьми этого возраста психологически нецелесообразны, опасны для нормального детского развития.

-Ваши рекомендации не должны быть банальными, очевидными, формальными. Каждое сформулированное вами положение вы должны уметь, при необходимости, прокомментировать, обосновать, аргументировать в беседе со взрослыми людьми, обладающими собственными убеждениями и субъективным опытом жизни.

Норма времени: 4ч

Формат выполненной работы: рекомендации.

Критерии оценки результатов работы: рекомендации соответствуют требованиям, указанным в методических указаниях.

Форма контроля: устное выступление.



Литература

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебник для вузов. М.: изд. «Юрайт», 2010 г

2.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.,1997.

3.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. -М., 2001.

4.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для вузов. М.,2010. 5.ХилькоМ.Е.,Ткачева М.С. Возрастная психология. Конспекты лекций. М: Высшее образование, 2008.

6.УрунтаеваГ.А.Детская психология. Изд. Академия, 2010 для ср. спец. учебных заведений. «Юрайт», 2010.







ТЕМА 5.2. Возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности раннего детского возраста

Цель: закрепление знаний по теме, формирование способности вычленять главное, развитие педагогического мышления, развитие умений учитывать возрастные особенности детей.

Задание: Разработка рекомендаций родителям по преодолению кризиса трех лет.

Методические указания:

-Помните о том, что для психологически целесообразного подхода в воспитании и обучении ребенка этого возраста важно осознавать социальную ситуацию развития, ведущую деятельность, характер общения, базовую потребность, психологические новообразования раннего возраста, причины возникновения кризиса трех лет, содержание основных симптомов кризиса.

-Постарайтесь сказать родителям просто, ясно и убедительно о том, как помочь ребенку в его неудержимом стремлении к самостоятельности, активности и независимости.

-При формулировании ваших рекомендаций для родителей старайтесь избегать общераспространенных житейских, обывательских или необоснованных советов.

-Все ваши рекомендации должны ориентироваться на психологическое просвещение родителей, т. е. опираться на психологические теоретические знания (если это знать, то поступать нужно так), но быть обращенными к практическим ситуациям воспитания и обучения детей.

-Сформулируйте положения «техники педагогической безопасности», предупредив взрослых о том, какие их действия и отношения с детьми этого возраста психологически нецелесообразны, опасны для нормального детского развития.

-Ваши рекомендации не должны быть банальными, очевидными, формальными. Каждое сформулированное вами положение вы должны уметь, при необходимости, прокомментировать, обосновать, аргументировать в беседе со взрослыми людьми, обладающими собственными убеждениями и субъективным опытом жизни.

Норма времени: 4ч

Формат выполненной работы: рекомендации.

Критерии оценки результатов работы: рекомендации соответствуют требованиям, указанным в методических указаниях.

Форма контроля: устное выступление.

Литература

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебник для вузов. М.: изд. «Юрайт», 2010 г

2.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.,1997.

3.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. -М., 2001.

4.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для вузов. М.,2010. 5.ХилькоМ.Е.,Ткачева М.С. Возрастная психология. Конспекты лекций. М: Высшее образование, 2008.

6.УрунтаеваГ.А.Детская психология. Изд. Академия, 2010 для ср. спец. учебных заведений. «Юрайт», 2010.








ТЕМА 5.3. Возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности дошкольного возраста

Цель: закрепление знаний по теме, формирование способности вычленять главное, развитие педагогического мышления.

Задание:

Подбор и систематизация игр и упражнений, направленных на формирование психологической готовности ребенка к школе.

Методические указания:

-Помните о том, что для психологически целесообразного подхода в воспитании и обучении ребенка этого возраста важно осознавать социальную ситуацию развития, ведущую деятельность, характер общения, базовую потребность, психологические новообразования дошкольного возраста, причины возникновения кризиса 7 лет, психологическую характеристику кризиса 7 лет, сущность и структуру психологической готовности детей к школе (личностная готовность, коммуникативная готовность, мотивационная готовность, познавательная готовность).

-Постарайтесь подобрать 3-4 игры и упражнения по каждому компоненту психологической готовности, которые помогут ребенку хорошо подготовиться к обучению в школе.

-Каждую игру или упражнение вы должны уметь, при необходимости, прокомментировать, обосновать, аргументировать в беседе со взрослыми людьми, обладающими собственными убеждениями и субъективным опытом жизни.

Норма времени: 4ч

Формат выполненной работы: подборка игр.

Критерии оценки результатов работы: игры и упражнения подобраны в соответствии с заданной целью.

Форма контроля: проверка тетрадей.

Литература

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебник для вузов. М.: изд. «Юрайт», 2010 г

2.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.,1997.

3.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. -М., 2001.

4.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для вузов. М.,2010. 5.ХилькоМ.Е.,Ткачева М.С. Возрастная психология. Конспекты лекций. М: Высшее образование, 2008.

6.УрунтаеваГ.А.Детская психология. Изд. Академия, 2010 для ср. спец. учебных заведений. «Юрайт», 2010.

Тема 5.4.Возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности младшего школьника

Цель: закрепление знаний по теме, формирование способности вычленять главное, развитие педагогического мышления, развитие умений учитывать возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

Задание:

1. Сформулируйте психологические советы для учителя начальных классов и родителей младшего школьника, позволяющие создать психологически целесообразные условия для нормального развития ребенка в данный период детства, назовите работу «Как помочь младшему школьнику быть успешным и здоровым».

Методические указания:

-Помните о том, что для психологически целесообразного подхода в воспитании и обучении ребенка важно осознавать не столько ограничения данного возраста (недостаточно сформированное внимание, недостаточно развитая речь и логическое мышление), сколько позитивные возможности и потребности ребенка, его уникальные психологические ресурсы. Определите, к чему устремлен ребенок младшего школьного возраста в своем естественном развитии, в чем проявляется сензитивность его психики, каковы его потребности и ожидания.

-Постарайтесь сказать родителям и учителям просто, ясно и убедительно о том, как помочь ребенку в его неудержимом и направленном стремлении развиваться.

-При формулировании ваших рекомендаций для учителя начальных классов старайтесь избегать общераспространенных житейских, обывательских или необоснованных советов.

-Все ваши рекомендации должны ориентироваться на психологическое просвещение взрослых - педагогов или родителей, т. е. опираться на психологические теоретические знания (если это знать, то поступать нужно так), но быть обращенными к практическим ситуациям воспитания и обучения детей.

-Сформулируйте положения «техники педагогической безопасности», предупредив взрослых о том, какие их действия и отношения с детьми этого возраста психологически нецелесообразны, опасны для нормального детского развития.

-Ваши рекомендации не должны быть банальными, очевидными, формальными. Каждое сформулированное вами положение вы должны уметь, при необходимости, прокомментировать, обосновать, аргументировать в беседе со взрослыми людьми, обладающими собственными убеждениями и субъективным опытом жизни.


Норма времени: 4ч

Формат выполненной работы: психологические советы.

Критерии оценки результатов работы: психологические советы соответствуют требованиям, указанным в методических указаниях.

Форма контроля: устное выступление.

Литература

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебник для вузов. М.: изд. «Юрайт», 2010 г

2.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.,1997.

3.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. -М., 2001.

4.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для вузов. М.,2010. 5.ХилькоМ.Е.,Ткачева М.С. Возрастная психология. Конспекты лекций. М: Высшее образование, 2008.

6.УрунтаеваГ.А.Детская психология. Изд. Академия, 2010 для ср. спец. учебных заведений. «Юрайт», 2010.






Тема 6.1 Сплочение детской группы

Цель: закрепление знаний по теме, развитие педагогического мышления.

Задание:

1.Подготовить реферат на тему «Значение лидера для детского коллектива».

Методические указания:

Прочитайте разные теории лидерства. Выберите какой тип лидера Вам наиболее близок. Определите значение лидера для детского коллектива.

Норма времени: 4ч

Формат выполненной работы: реферат.

Критерии оценки результатов работы: работа соответствует предъявляемым требованиям к реферативной работе, проблема обоснована, изложена четко, сделаны выводы; при выступлении материал излагается последовательно и осознанно, грамотно отвечает на вопросы.

Форма контроля: проверка тетрадей, устное выступление.

Литература

1. Волкова А.И. Психология общения. Изд. «Феникс»,2006. Серия: среднее профессиональное образование.

2.Ефимова Н.С. Социальная психология. Изд. «Инфра-М» Форум 2010 Серия: среднее профессиональное образование.

3. Сухов А.Н. Социальная психология. Изд. «Академия» 2009.Серия: среднее профессиональное образование.

4. Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология .Серия: Высшее образование. Изд. «Форум», 2010.

5. Кузнецов И.Н. Этикет невербального общения // ELITARIUM.RU: Новости Центра дистанционного образования. URL: elitarium.ru/2004/03/25/page,2,jetiket_neverbalnogo_obshhenija.html

6. Социальная психология Изд. «Феникс», 2009 Серия: Среднее профессиональное образование.



ТЕМА 7.1. Коррекция школьной и социальной дезадаптации и девиантного поведения.

Цель: закрепление знаний по теме, формирование способности вычленять главное, развитие педагогического мышления, развитие умений учитывать индивидуальные особенности детей.

Задание:

1.Составление рекомендаций для педагогов по общению с детьми девиантного поведения.

Методические указания:

-Помните о том, что для психологически целесообразного подхода в воспитании и обучении общению с детьми девиантного поведения важно осознавать причины такого поведения. Определите каковы их потребности и ожидания.

-Постарайтесь сказать учителям просто, ясно и убедительно о том, как помочь ребенку в его стремлении быть хорошим.

-Все ваши рекомендации должны ориентироваться на психологическое просвещение взрослых - педагогов или родителей, т. е. опираться на психологические теоретические знания (если это знать, то поступать нужно так), но быть обращенными к практическим ситуациям воспитания и обучения таких детей.

-Сформулируйте положения «техники педагогической безопасности», предупредив взрослых о том, какие их действия и отношения с детьми девиантного поведения психологически нецелесообразны.

-Ваши рекомендации не должны быть банальными, очевидными, формальными. Каждое сформулированное вами положение вы должны уметь, при необходимости, прокомментировать, обосновать, аргументировать в беседе со взрослыми людьми, обладающими собственными убеждениями и субъективным опытом жизни.

Норма времени: 3ч

Формат выполненной работы: рекомендации.

Критерии оценки результатов работы: рекомендации соответствуют требованиям, указанным в методических указаниях.

Форма контроля: устное выступление.

Литература

1.Основы специальной психологии /Под ред. Л.В.Кузнецовой.М., 2006.

1. Колесникова Г.И. Специальная психология и педагогика. Ростов н/Д., 2010.

3. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии / Под ред. У.В.Ульянковой М., 2007

ТЕМА 8.1. Природа творческих способностей личности. Закономерности творческой деятельности личности.

Цель: развитие умений выделять главное, пробуждать интерес к данной теме.

Задание:

Составление библиографии современной литературы по психологии творчества.

Методические указания:

Выписать в библиотеке список имеющейся литературы по психологии творчества за последние 10 лет.

Норма времени: 3ч

Формат выполненной работы: список литературы.

Критерии оценки результатов работы: знание вопроса, составлена библиография современной литературы психологии творчества.

Форма контроля: проверка тетрадей.

Литература

1.Ананьев Б.Г. Формирование одаренности// Вопросы психологии, 1993, №1, с.46-54.

2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. 1997.

3.Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. -М.,

2005.

4.Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. -М., 2005

5.Интегральная индивидуальность человека и ее развитие/ Под ред. Б.А.Вяткина. М., 1999.

6.Купер К. Индивидуальные различия. М., 2000. 1981

7.Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. - М., 1984.

8. Орлов А.Б. Склонность и профессия. М.




© 2010-2022