• Преподавателю
  • Другое
  • НЕКОТОРЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ СУБЪЕКТОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

НЕКОТОРЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ СУБЪЕКТОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


НЕКОТОРЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ СУБЪЕКТОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

М.Г. Кудрявцева

(МБУ ДО «ДШИ г. Югорска»)


Современные образовательные процессы, связанные с гуманизацией образования, требуют от психологов и педагогов, решение актуальных на сегодняшний день проблем. Особое внимание ученых сконцентрировано на создании оптимальных психолого-педагогических условий, позволяющих развивать творческие способности учащихся, улучшать их личностные качества.

Сегодня, передать знания, сформировать у учащихся определенную систему навыков и умений - не самоцель. Гораздо важнее - пробудить интерес к познанию. Воспитание творческой личности - одна из важнейших задач, стоящих перед современной детской школой искусств.

Педагогическая деятельность в учреждениях музыкального образования детей имеет свою специфику. Важно, чтобы эта деятельность была связана не только прагматичным предметно-ремесленным обучением (научением), овладением информацией и мастерством, а с развитием потенциальных возможностей ребенка, с процессом становления и совершенствования учащегося как субъекта собственного развития. Эти процессы не могут сводиться только к выражению результата в статистической форме (концерты, конкурсы, дипломы и пр.).

Основной принцип, на котором сможет строиться программа развития ДШИ (детской школы искусств), - это создание условий, способствующих творческому росту учащихся.

Поиск путей улучшения эффективности учебного процесса необходимо вести и в направлении преодоления таких недостатков обучения в музыкальных школах, как отсутствие целенаправленного художественного воспитания, недостаточное развитие исполнительского слуха, ритма, музыкальной памяти, инициативы и творческого воображения у большинства учащихся.

Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или для общества в целом и которые воплощаются ("кристаллизуются") в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

Свободное от схемы, творческое комбинирование различных видов музыкальной деятельности детской школы искусств в единое музыкальное образовательное пространство дает возможность вносить в жизнь школы любые контрасты, необходимые для поддержания познавательной активности учащихся, атмосферы творческой заинтересованности. Однако, отсутствие стандарта, штампа, трафарета в деятельности школы не означает отсутствие системы, а творческая свобода субъектов образовательного процесса не равнозначна произволу, хаосу, анархии.

Создание в процессе творче­ского взаимодействия детей и взрослых в образовательном пространстве ДШИ такой новой структуры как филармония - приведет к преобразованию социокультурной микросреды школы, она будет функцио­нировать как пространство социокультурного творчества.

В основе этой деятельности особое место занимают социальные инте­ракции. Поскольку, интегрируя в социум, ДШИ включает в процесс функционирования филармонии представителей разных сфер деятельности, разных профессий. Складывающиеся интеракции являются разновозрастными и представляют собой пространство сотворчества взрослого и ребенка.

Школьная филармония решает следующие задачи:

  1. восполнить и преодолеть дефи­цит культурных потоков, традиционно имеющий место в социокультурной среде города;

  2. содействовать духовному обогащению людей через приобщение их к мировым культурным ценностям;

  3. осуществлять массовое эстетическое воспитание;

  4. объединить культурно-просветительскую работу школы в целостную систему;

  5. реализовать приобретенные навыки учащихся в практической деятельности;

  6. совершенствовать детское коллективное творчество, исполнительское мастерство учащихся;

  7. способствовать повышению интереса родителей к музыкальному образованию, обеспечивающего качественный набор детей в ДШИ.

Интеграция ДШИ в социум в качестве субъекта социокультурной дея­тельности предполагает организацию по инициативе школы разнообразных координационных структур, обеспечивающих высокую интенсивность и ка­чество работы филармонии как основного механизма социокуль­турного творчества.

Процес­суально это представлено следующим образом. В школе (библиотеке, клубе, музее и т.д.) организуются различные формы работы филармонии (концерты, музыкальные беседы, встречи с профессиональными исполнителями и т.д.). Работа осуществляется за счет функционирования разновозрастных абонементов (для воспитанников дошкольных учреждений, учащихся младших и старших классов всех общеобразовательных школ, для специализированных учреждений и т.д.) под руководством педагогов. Интеракции абонементов носят одновременно массовый, студийно-групповой и индивидуально-личностный характер. Поэтому, как итог определенного этапа развития ДШИ является организация коллективного творческого дела, предполагающего интеграцию в социум. Со временем филармония обретает в городе свою аудиторию, круг единомышленников. Как особый вид музыкальной деятельности филармония для многих становится средством самоутверждения, духовно-творческого искания посредством общения с друзьями, реализации возможности музицировать, выступать перед публикой, интересно проводить досуг.

По сути, музыкальная культура может быть определена как созидание через творчество, и созидание прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности. Творческое начало, как способность ребенка создавать свое, новое, оригинальное, лучшее - формируется наиболее активно, когда музыкальная деятельность из "внешнего предмета" творчества переходит во внутреннее состояние (рефлексию) и становится содержательным выявлением детского "Я". Важно, чтобы в творческом музицировании (пении, игре на инструментах, дирижировании, пластическом и речевом интонировании, размышлении и т.д.) ребенок "выплескивал" свое состояние, субъективно "проживал" свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя.

Развивать творческие способности детей с помощью творчества самих же детей - к этой мысли в пос­ледние годы приходят многие советские и зарубежные педагоги. Обращение к детскому творчеству как к средству и методу воспитания едва ли не самая главная потребность музыкальной педагогики нашего времени, потребность, которую выдвинула сама жизнь.

Таким образом, в рамках данной работы представлен некоторый опыт по развитию креативных способностей субъектов образовательной среды ДШИ. Все вышеизложенное позволяет нам сделать некоторые выводы. Во-первых, на наш взгляд, художественным творчеством может заниматься практически каждый. Известно, что все дети любят играть, выдумывать, фантазировать. И это - не что иное, как свое­образные формы проявления творческих данных. Известно также, что все любят музыку: кто - частушку, кто - симфонию, кто - джаз, а кто - ту­ристские песни, но нет людей, которые бы вообще не любили музыку. Это говорит о том, что музы­кальные данные имеются практически у всех людей. Во-вторых, художественным творчеством необходимо заниматься всем. Ничто не раскрывает так полно и рельефно натуру человека, его душу, как то, что он творит. Тот, кто сам ощутил радость творчества в какой-либо области искусства, способен лучше воспринимать и оценивать то, что делают другие. Полноценным музыкантом может стать лишь тот, кто прошел через творчество.

Итак, в качестве одного из возможных и, на наш взгляд, наиболее оптимальных организационно-педагогических условий развития креативности субъектов является создание в процессе творче­ского взаимодействия детей и взрослых в образовательном пространстве ДШИ такой новой структуры как филармония. Такого рода нововведение школьной жизни позволяет ДШИ функцио­нировать как пространство социокультурного творчества.

© 2010-2022