Работа шахматного кружка в школе

Раздел Другое
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучение отдельных предметов №2
















Доклад

на районом методическом объединении

педагогов дополнительного образования

«Презентация работы шахматного кружка»

25.08.2015











руководитель

Косинова Н.Э.









Лебедянь, 2015



Презентация работы шахматного кружка

Ведущая тенденция современной педагогической науки - ее обращение к личности воспитанника. Дополнительное образование дает широкую возможность для реализации идей гуманизации образования, основанных на интеллектуальном развитии ребенка.

Творческое объединение «Шахматный клуб» - это самостоятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время. На занятиях осуществляется знакомство с основами шахматной игры, моделирование умственных процессов, логического мышления, нравственных качеств, духовного развития.

Актуальность программы заключается в создании условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявилась, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачек в развитии их способностей. Программа определена мотивацией к изучению в первую очередь шахмат; математики, духовного наследия, моделированию нравственных качеств. Стремление развивать свои интеллектуальные возможности является основополагающим фактором программы.

Цель:

- знакомство с игрой в шахматы;

- интеллектуально-нравственное развитие личности;

- пробуждение и развитие устойчивого интереса к шахматам;

- углубление и расширение знаний об игре в шахматы;

- развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;

- воспитание настойчивости, инициативы.


Задачи:

Образовательные:

- знакомить воспитанников с правилами игры в шахматы;

- учить способам поиска цели деятельности, ее осознания и оформления;

- учить грамотной шахматной речи, умению обобщать и делать выводы;

-учить самостоятельно добывать знания из дополнительной литературы;

- учить быть критичным слушателем;

- знакомить с культурным наследием нации;

- изучать основы нравственных традиций прошлого и современности.

Развивающие:

- повышать интерес к шахматной науке;

- развитие математических способностей и логического мышления у учащихся;

- Развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы;

- развивать эмоциональную отзывчивость;

- развивать быстроту мыслительной деятельности, пространственное воображение;

- развивать стремление к совершенствованию души, к овладению системой культурно-нравственных ценностей;

- способствовать появлению потребности делать добро.

Воспитательные:

- воспитывать творческую активность учащихся в процессе изучения стратегии шахмат;

- воспитывать самостоятельность, ответственность, культуру общения;

- формировать мировоззрение учащихся, логическое и эвристическое мышление;

- воспитывать эстетическую культуру, культуру речи;

- воспитывать трудолюбие;

- формировать систему нравственных ценностей,

- формировать доброе отношение друг к другу;

Практико-ориентационные:

- повышение индивидуального коэффициента интеллекта;

- создание актива, способного оказать учителю помощь в организации эффективного обучения всего коллектива класса;

- взятие на себя ответственности за обогащение своих знаний;

- расширение способностей путем постановки краткосрочной цели достижения решения;

- демонстрация высокого уровня надпредметных умений;

- достижение более высокого уровня в основной учебе;

- усвоение приемов мыслительной деятельности, таких как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделать главное, доказывать, опровергать;

- расширение и углубление представлений о культурно-исторической ценности шахматной науки, о роли ведущих шахматных мастеров в развитии шахматной тактики и стратегии;

- формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, а также правильно строить межличностные отношения в социуме, основанные на нравственных идеалах;

- применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания;

- осуществление индивидуализации и дифференциации, синтезирование знаний.


Ожидаемые результаты:


Программа кружка позволяет учащимся за первый год обучение получить начальные знания об игре в шахматы, научится простейшим приемам, изучить тактику и стратегию;

ознакомиться со многими интересными вопросами шахмат на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение шахматных задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Решение разнообразных задач, требующих поиска пути и способов решения, исследовательская деятельность, проведение экспериментов, обобщения приводят к повышению общего уровня развития воспитанника, позволит ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, свободного перехода от иллюстрированного материала к аргументации. Важным фактором является развитие у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, применяя нестандартные методы решения, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Воспитанники свободно овладевают поиском, систематизацией, анализом, классификацией информации. Свободно пользуются различными информационными источниками, включая учебную и справочную литературу, владеют новыми информационными технологиями.


Календарно-тематическое планирование.

1 группа, 1 год обучения.

№ п/п

дата

Наименование тем

Количество часов

Примечание

всего

теория

практика

1

10.09

Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности.

1

0,5

0,5

2

17.09

Сказка о шахматах

1

0,5

0,5

3

24.09

Знакомство с шахматной доской.

1

0,5

0,5

4

1.10

Что такое шахматные ходы.

1

0,5

0,5

5

8.10

Как ходят фигуры.

1

0,5

0,5

6

15.10

Слон.

1

0,5

0,5

7

22.10

Ферзь.

1

0,5

0,5

8

29.10

Сказка о шахматной войне.

1

0,5

0,5

9

5.11

Конь.

1

0,5

0,5

10

12.11

Пешка.

1

0,5

0,5

11

19.11

Сказка о шахматном войске.

1

0,5

0,5

12

26.11

Два особенных хода.

1

0,5

0,5

13

3.12

Когда партия признается ничейной.

1

0,5

0,5

14

10.12

Сколько стоят шахматные фигуры.

1

0,5

0,5

15

17.12

Размены.

1

0,5

0,5

16

24.12

Главные правила в шахматах

1

0,5

0,5

17

14.01

Шахматная нотация.

1

0,5

0,5

18

21.01

Мат одинокому королю разными фигурами.

1

0,5

0,5

19

28.01

Мат двумя ладьями.

1

0,5

0,5

20

4.02

Мат двумя слонами. Матовая сеть.

1

0,5

0,5

21

11.02

Нападение и защита. Использование большого материального перевеса.

1

0,5

0,5

22

18.02

Как начинать партию.

1

0,5

0,5

23

25.02

Тактические приемы. Геометрические мотивы.

1

0,5

0,5

24

3.03

Двойное нападение - двойной удар.

1

0,5

0,5

25

10.03

Открытое нападение.

1

0,5

0,5

26

17.03

Двойной шах.

1

0,5

0,5

27

24.03

Связка.

1

0,5

0,5

28

31.03

Уничтожение защиты.

1

0,5

0,5

29

7.04

Отвлечение.

1

0,5

0,5

30

14.04

Завлечение.

1

0,5

0,5

31

21.04

Разрушение пешечного прикрытия короля.

1

0,5

0,5

32

28.04

Пешечный эндшпиль.

1

0,5

0,5

33

5.05

Пешечная цепь. Пешечный прорыв.

1

0,5

0,5

34

12.05

Понятие о дебютах. Открытые и полуоткрытые дебюты.

1

0,5

0,5

35

19.05

Зарытые дебюты.

1

0,5

0,5

36

26.05

Подведение итогов года

1

0,5

0,5

Итого:

36

18

18





План воспитательной работы

№п/п

дата

Название мероприятия

Форма проведения


1


Сентябрь


«Милосердие не порок»

беседа


2


Октябрь


«Толерантность - гармония мира»

дискуссия


3


Ноябрь


«Святые заступники Руси»

Экскурсия в Ново-Казанский собор


4


Декабрь

«Ярославль - истоки русской истории»

Круглый стол


5


Январь


«Не бойся, я с тобой»

Лекция


6


Февраль


«Супермен»

Коллективно-творческая игра


7


Март

«Все работы хороши»

Психолого-педагогический тренинг


8


Апрель


«Красота во всем»

Мастер - класс


9


Май


«Вместе веселей»

Конкурсная программа




План работы с родителями

  1. «Воспитание личным примеров» - родительское собрание

  2. «Главная роль» - психолого-педагогическое тестирование на предмет оптимизации отношений «родитель-ребенок»

  3. «Отцы и дети»- круглый стол по проблеме межличностного взаимодействия.

  4. «Вместе» - коллективно-творческая игра

  5. «Помоги ближнему» - акция милосердия


Информационно-методическое обеспечение


Методы



Формы


Приемы

Метод научного познания

Самостоятельная работа детей по направлению, заданному руководителем

Добывание, выявление достоверных, убедительных фактов о реальной действительности

Педагогическое наблюдение

Сбор независимых характеристик, изучение жизни детей, результатов их деятельности

Обобщение добытых сведений

Анкетирование

Проведение опроса в группах

Обработка и систематизация материала

Интервьюирование

Диалог

Знакомство с внутренним миром воспитанников

Экспертная оценка результатов деятельности

Подведение итогов, выводы

Статистическая обработка полученных данных

Научно-педагогический эксперимент

Подбор информационно-методического материала по темам

Работа с литературой по заданным темам


Моделирование педагогических процессов


Создание идеальной модели функционирования образовательного процесса


Экспериментирование с организацией учебно-воспитательной работы кружка


Самонаблюдение и самоанализ


Фиксация творческих усилий по внедрению знаний умений и навыков


Анализ результатов воздействия на детей


Творческая активность


Самостоятельный творческий поиск


Разностороннее решение поставленных задач


© 2010-2022