Программа дополнительного образования внеурочной деятельности

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Курумканское районное управление образования

МБОУ ДОД «Центр детского творчества»



Обсуждено

методическим советом

МБОУ ДОД ЦДТ

Протокол №______

«____»____________2013 г.

Методист _________ Очирова Е.Ж.

Согласовано

зам. директора по НМР

МБОУ «Курумканская СОШ №1»

__________ Елтунова С.Ц.

«___» ___________ 2013 г.

«Утверждено»

педагогическим советом

МБОУ ДОД ЦДТ

Протокол № ____

от «___» ________ 2013 г.

Директор ________

/С.О. Берельтуев/










Рабочая программа внеурочной деятельности

«Клуб чтецов»

в 5 классе

/Краеведческое направление/












Срок реализации программы: 1 год

Составитель: Галсанова Оюна Дугаровна,

педагог дополнительного образования

I квалификационная категория







с. Курумкан

2015 г


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа внеурочной деятельности «Клуб чтецов» составлена в соответствии с:

- Законом РФ «Об образовании» №122-ФЗ (ст. 32);

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Минобрнауки РФ

от 17.12.2010 № 1897);

- Уставом МБОУ ДОД «Центр детского творчества»;

- Уставом МБОУ «Курумканская СОШ №1»;

- Базисно-учебный план МБОУ «Курумканская СОШ №1»;

- Образовательной программой дополнительного образования детей «Литературное краеведение».

Программа внеурочной деятельности «Клуб чтецов» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.Я. Коровина., В, П, Журавлев., В.И.Коровин ., Москва «Просвещение» 2011. (Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию).

Основными целями обучения в 5 классе являются:

  1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  4. овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Ведущая проблема изучения кружка в 5 классе - внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть.

Универсальные учебные действия.

Личностными результатами, формируемыми при изучении кружка «Клуб чтецов», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к бурятской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения кружка «Клуб чтецов» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям бурятской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям бурятской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы.

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

В результате изучения ученик должен знать:

  1. содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  2. наизусть стихотворные тексты (по выбору);

  3. основные факты жизненного и творческого пути писателей.

  4. основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения ученик должен уметь:

  1. работать с книгой;

  2. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  3. выявлять авторскую позицию;

  4. выражать свое отношение к прочитанному;

  5. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  6. владеть различными видами пересказа;

  7. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  8. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Условия реализации программы

Данная программа ориентирована на учащихся 5 класса общеобразовательной школы. Учащиеся должны посещать кружок систематически, регулярно; быть активными, любознательными и самостоятельными, уметь слушать и слышать.

Всего 34 часа в год, из расчёта 1 занятие в неделю.

Календарно тематическое планирование


Содержание

Кол-во часов

Универсальные учебные действия

Дата

план

Дата факт

Примечание

1

Введение. Отличие художественной литературы от научно-популярной. Любимые книги, герои, авторы.

1

Выделять специфику художественной литературы и содержание. Работать с учебником.



2

В мире книг. Посещение детской библиотеки.

1

.Фонды книг и правила библиотеки; вспомнить любимые произведения.



3

Н.Г. Дамдинов. Автобиография. Путь к высотам.

1

Сведения о жизни и творчестве поэтов, тематику стихотворений. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к бурятской литературе,



4

Н.Г. Дамдинов. Стихи о родине.

1

Развивать навыки выразительного чтения. Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).



5

Н.Г. Дамдинов. Короткие стихи.

1

Развивать навыки выразительного чтения. Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). Декламирование наизусть.



6

С.Д. Ангабаев. Автобиография. Планета поэзии С.Д. Ангабаева. Стихи о родине.

1

Сведения о жизни и творчестве поэтов, тематику стихотворений. Развивать навыки выразительного чтения. Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). Декламирование наизусть.



7

Н.Г. Дамдинов и С.Д. Ангабаев сопоставительный анализ стихотворений о Байкале.

1

Одухотворенность природы, единство в ней человека. Знать, уметь и владеть навыками сопоставительного анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).



8

С.Д. Ангабаев. Поэма «Мать».

1

Развивать навыки выразительного чтения Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).



9

В.С. Анищенко. Автобиография. «Человек с природой стал на ты…»

1

Сведения о жизни и творчестве поэтов, тематику стихотворений. Одухотворенность природы, единство в ней человека. Развивать навыки выразительного чтения. Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).



10

В.С. Анищенко. Стихи о природе родного края. «Нам пыльные бури неведомы были»

1

Одухотворенность природы, единство в ней человека. Развивать навыки выразительного чтения Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). Декламирование наизусть.



11

И. А. Крылов. Сведения о жизни баснописца. «Волк и Ягненок».

1

Развивать навыки выразительного чтения. Составлять план рассказа о баснописце, объяснять жанровые и языковые особенности басни, сопоставлять литературный текст с иллюстрациями, объяснять аллегорический смысл басни.



12

«Волк на псарне», «Квартет»

1

Развивать навыки выразительного чтения Находить аллегорию, мораль и объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи. Декламирование наизусть.



13

В.С. Анищенко. Басня «Два мнения»

1

Развивать навыки выразительного чтения Находить аллегорию, мораль и объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Анищенко в речи.



14

В.С. Анищенко. Басня «Комар-лауреат»

1

Развивать навыки выразительного чтения Находить аллегорию, мораль и объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Анищенко в речи. Декламирование наизусть.



15

В.С. Анищенко. Басня «Судьба»

1

Развивать навыки выразительного чтения. Находить аллегорию, мораль и объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Анищенко в речи.



16

Инсценировка басни. Литературная викторина.

1

Развивать навыки выразительного чтения. Находить аллегорию, мораль и объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен в речи.



17

Певец эвенкийской тайги. Стихи В.Д. Лоргоктоева. «Люблю свой край»

1

Сведения о жизни и творчестве поэтов, тематику стихотворений; совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к культурам других народов;
Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).



18

Стихи В.Д. Лоргоктоева. Сборник «Оленьи тропы». «Девушка и луна», «Одера»

1

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). Декламирование наизусть.



19

Бурятские народные сказки. «Солнечный цветок»

1

Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок.



20

«Ключ счастья»

1

Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок.



21

«Лисья дружба»

1

Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки.



22

«Умная жена»

1

Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки.



23

«Счастье и несчастье»

1

Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки.



24

«Пишу сказку…» (написание собственной сказки).

1

Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок. Создавать сказку, учитывая особенности жанра. Развитие творческих способностей учащихся



25

«Зерна истины Д.Р. Доржиевой». Сборник «Солнцестояние: думы пешехода»

1

Сведения о жизни и творчестве поэтов, тематику стихотворений. Развивать навыки выразительного чтения. Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).



26

Д.Р. Доржиева. Сборник «Солнцестояние: новый день на целый день»

1

Развивать навыки выразительного чтения. Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).



27

Д.Р. Доржиева «Кузнечик», «Сон»

1

Развивать навыки выразительного чтения. Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). Декламирование наизусть.(по выбору).



28

Рассказы о твоих сверстниках. Ю.П.Казаков Сведения о жизни писателя. «Тихое утро». Смысл заглавия рассказа.

1

Сведения о жизни и творчестве. Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;



29

Ю.П. Казаков «Тихое утро»

1

Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести. Выразительно читать фрагменты, владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге.



30

«Идет война народная. Священная война!...» К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»;А.А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь…»;

1

Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. Развивать навыки выразительного чтения. Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).




31

О.Ф. Берггольц. «Разговор с соседкой»; Р. Гамзатов. «Журавли».

1

Развивать навыки выразительного чтения. Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). Декламирование наизусть.(по выбору).




32

С.Д. Ангабаев «Смерть солдата»(поэма)

1

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству. Развивать навыки выразительного чтения. Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).




33

С.Д. Ангабаев «Смерть солдата» (поэма)

1

Развивать навыки выразительного чтения. Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). Декламирование наизусть.(по выбору).




34

Инсценировка сказки.

1

Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки.













Учебно-методические обеспечения

1. Коровина В.Я. ., Журавлев В. П., Коровин В.И.., Москва «Просвещение» 2011.

2. Дамдинов Н.Г. «Избранные произведения в 2 томах». М:1981.

3. Ангабаев С.Д. «Сердце принадлежащее времени». Стихи.

4. Шанский Н.М.. «Лингвистический анализ стихотворного текста».М:1995.

5. Статьи о В. Д. Лоргоктоеве из газет «Огни Курумкана», «Правда Бурятии».

6. Лоргоктоев В.Д. Сборник «Оленьи тропы». Курумкан 1987.

7. Анищенко В.С. Сборник «Встреча». Курумкан 1996.

8. Абрамов А.М.., Акаткин В.М. «Присягаем Победой».Стихи о Великой Отечественной войне.М:1982.

9. «Бурятские и монгольские народные сказки».

10.Статьи о Д.Доржиеве из газет «Правда Бурятии», «Байгал». Сборник «Солнцестояние».

11. Журавлев В.П. Читаем, думаем, спорим… 5 класс.- М.: Просвещение, 2008.

© 2010-2022