- Преподавателю
- Другое
- Жизнь и педагогическая деятельность Софьи Федоровны Русовой
Жизнь и педагогическая деятельность Софьи Федоровны Русовой
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Руденко О.П. |
Дата | 08.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Жизнь и педагогическая деятельность С.Ф.Русовой
Русова София Федоровна
18 февраля 1856 - 5 февраля 1940
-
(девичья фамилия Линдфорс) родилась в селе Олешня Рипкинского района Черниговской области в семье помещика, которая имела древние аристократические корни. Отец ее по происхождению - швед, мать - француженка.
-
Окончила Фундуклеевскую гимназию в Киеве. Вместе со старшей сестрой открыла свою школу, а впоследствии детский сад.
-
1874-1876 - Санкт - Петербург, член украинского землячества. Помогала мужу в подготовке полного « Кобзаря » Тараса Шевченко для издания в Праге 1876 .
-
Впоследствии на хуторе близ Борзны работала как повитуха и вела культурно - просветительскую работу. 1879 преподавала в Олешне .
-
Заключенная 1881 за связи с русскими революционными кругами и с тех пор постоянно находилась под полицейским надзором. Часто преследуемая, меняла место жительства, однако везде включалась в общественную работу.
-
Вместе с мужем С. Русова объездила пол-Украины. Она работала в дошкольных и школьных учреждениях Чернигова, Нежина, Одессы, Елисаветграда, Полтавы, Харькова. Жизненный путь С.Ф. Русовой тесно связан с Херсоном, где ее муж А.А. Русов работал статистом. Жизнь Русовых в Херсоне была наполнена творчеством, музыкой, литературой.
-
В 1889 году по приказу губернатора Роона Русовым, которые, по мнению жандармских чинов, были центром крамолы в губернском городе, было приказано за 24 часа навсегда покинуть пределы Херсонской губернии.
-
В 1879-1883 вместе с мужем жила и работала в Одессе. В Одессе составляла каталоги украинской литературы. Была заключена в одесской тюрьме.
-
С 1909 года С.Ф. Русова - профессор Фребеливского педагогического института в Киеве, затем - преподаватель Коммерческого института. Соучредитель и сотрудница педагогического журнала «Свет » (1910-1914).
-
В январе 1913 в Петербурге на первом всероссийском женском съезде выступила в защиту обучения на украинском языке и поставила вопрос об обучении на родном языке.
-
1917 - член Украинской Центральной Рады. В министерстве образования ( за гетманата ) возглавляла департамент дошкольного и внешкольного образования, активная в дерусификации школ, в устроение курсов украиноведения, подготовке украинских школьных учебников и в заключении плана и программы единой деятельной ( трудовой) школы , которая должна иметь национальный характер и базироваться на теории Кершенштайнера (Трудовая школа).
-
Октябрь 1919 год в Каменец- Подольском основана общественно - политическая организация - «Союз украинок » во главе с С. Русова.
-
1920 - лектор педагогики Каменец - Подольского государственного украинского университета и председатель Украинской национальной женской совета (до 1938 года).
-
В ноябре 1920 в Каменце- Подольском открылись двухмесячные курсы украиноведения для старшин, военных чиновников и их семей , организованные культурно - образовательной управой при Генеральном штабе Действующей армии УНР; лекции читали профессор Иван Огиенко, профессор В. Биднов, София Русова.
-
При активном участии Софии Русовой в Украине начали организовывать новые и внедрять старые «Просвіти», видя в них наилучшую форму для распространения образования среди взрослого населения.
-
Она составляла учебники по географии и французскому языку, писала популярные историко-географические очерки для самообразования, оставила заметный след в истории украинской литературно-эстетической мысли.
-
С 1922 года в эмиграции, с 1923 в Праге, профессор педагогики Украинской педагогическим Института имени Михаила Драгоманова.
-
С 1937 года и до конца жизни София Русова - почетный председатель Всемирного союза украинок.
-
Ее могила - на Ольшанском кладбище в Праге. Достойно почитается светлая память мудрой, неутомимой просветительницы.
организатор детского сада в 70-е годы ХІХ-го столетия, преподаватель Фребелевского института дошкольного воспитания в период с 1913-го года, с 1918-го по 1920-й год
руководитель департамента по дошкольному воспитанию
разработала концепцию украинского национального детского сада, построенную на самобытности дошкольного воспитания в Украине.
В своих трудах «Дошкільне виховання», «Нова школа», «Український національний дитячий садок» и др. С.Ф. Русова выступает с требованиями воспитания детей средствами родного языка, родной природы, национальной культуры, быта и других факторов, характеризующих самобытность украинского народа.
Оценку метода Марии Монтессори С.Ф. Русова даѐт прежде всего в своей книге «Дошкільне виховання» (1918 г.). В работе «Дошкольное воспитание» С.Ф. Русова говорит о необходимости использования в практике дошкольного воспитания Украины педагогических систем Ф. Фребеля и М. Монтессори, с сожалением отмечая, что в начале ХХ-го столетия в стране не было отечественных научно разработанных систем, основанных на учëте индивидуальных и возрастных особенностей ребëнка-дошкольника.
С.Ф. Русова всю свою жизнь посвятила поискам путей создания и развития украинской национальной школы. Куда бы ни бросала его жизнь - работая на Черниговщине, в Киеве, Каменец-Подольском, находясь в эмиграции, педагог-просветитель открывает новые школы, детские сады, в которых учит детей, помогает учителям и воспитателям по-новому подойти к воспитательной дела. Примером творческого, художественного понимания образовательного процесса является созданные ею украинский букварь, читанка.
Перу Софии Русовой принадлежат фундаментальные труды по педагогике: "Дошкольное воспитание", "Теория и практика дошкольного воспитания".
Основная идея и тема, которая объединяет большую часть исследований Русовой концепция национального воспитания. Вслед за К.Д. Ушинським, педагогическая система которого тоже сформировалась под благотворным влиянием украинской народной идеологии и этнической педагогики, Русова твердо стояла на том, что школа и воспитания в ней могут успешно осуществляться при условии, когда эта школа, это воспитание, будут национальными, народными.
В своих трудах С.Русова детально проанализировала принципы как индивидуализации, так и социализации воспитания. Индивидуализацию называла первым требованием справедливого воспитания, которое должно формировать индивидуальную моральное сознание каждого ребенка. Цель индивидуального воспитания дать широкое, свободное развитие всем духовным силам ребенка и его способностям. Социальное воспитание развивает в ребенке те личностные особенности ребенка, которые дадут ей возможность стать лучшим гражданином.
Идея воспитания в коллективе - одна из ведущих в наследстве Русовой. Коллективное воспитание имеет большое влияние на социализацию личности. В основу коллективного воспитания педагог возлагала общественную цель и совместную деятельность, направленную на ее достижение. Важными средствами сплочения детского коллектива считала игру и труд.
Софья Федоровна считала, что социальное воспитание начинается с 4-5 лет - детсады, школы, игровые площадки. Дети до 5 лет не проявляют социальных наклонностей, они индивидуалисты, даже эгоисты. Но с развитием речи у ребенка просыпается интерес к дружбы, сначала с игрушками, потом с друзьями. Первой социальной форме игра. Потребность в ней остается и у взрослых.
Наряду с социальным воспитанием в детских садах, школах О.Русова уделяла внимание семейному воспитанию и, в частности, роли матери. Она считала, что надо распространить образование женщины на селе, чтобы поднять сознание женщин и положение матери. Если сравнить детей, которые воспитываются с материнской любовью и лаской, с теми, что в детских приютах, то последние никогда не будут такие веселые, уравновешенные, как первые.
В кругу педагогических интересов С.Русовой находились проблемы религиозного воспитания, ведь каждый ребенок одновременно является дитем Божьим. В духе христианского учения ней рассматривался вопрос нравственности.
Преданность социальной педагогике прослеживается в творчестве С. Русовой также при формулировании ею цели воспитания на основе глубокого анализа идей выдающихся педагогов прошлого и передового опыта зарубежной педагогики: помочь свободной эволюции духовных и физических сил ребенка и в конечном итоге сформировать гармонично развитого человека, то есть человека трудоспособного, социально сознательную, полезную для общества, с возвышенной любовью к родному краю и с уважением к другим народам.
С.Русова вошла в историю педагогической мысли как выдающийся теоретик дошкольного воспитания ребенка. Сначала она выступала одной из проводниц фребелівської системы воспитания, которая тогда была распространена в Украине. Но глубже изучив эту систему, она не соглашается с ее оторванностью от жизни. Поэтому в дальнейшей своей деятельности обращается к системе М.Монтессори, которая на то время была самой передовой в дошкольном воспитании. Монтессори обращает особое внимание на гигиену, психофизиологическое развитие, антропологические исследования детей. Это экспериментальная педагогика в ее приспособлении к дошкольников. Считая, что детский сад должен организовываться на основе современных исследований, достижений психологии и педагогики о закономерности и условия развития ребенка, о наиболее целесообразные методы воспитания, Русова выстраивает свою систему дошкольного воспитания, настаивая на необходимости воспитания дошкольников на национальной почве.
Самостоятельная работа № 10
Развитие идей отечественной педагогики о личности педагога в трудах В.А.Сухомлинского, Ш.А.Амоношвили
Цель: на основе изучения первоисточников ознакомиться с жизненным путем и взглядами на личность педагога
Вопросы для обсуждения и краткого конспектирования:
1. Деятельность В.А.Сухомлинского в Павлышской школе.
2. Краткое содержание произведения В.А.Сухомлинского «Сердце отдаю детям».
3. Краткое содержание произведения Ш.А.Амоношвили «Здравствуйте, дети».
4. Деятельность Ш.А.Амоношвили на современном этапе.
Учебно-исследовательское задание.
На основе изучения периодических источников составить перечень цитат о требованиях В.Сухомлинского к личности учителя.
Литература:
1.Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5-ти т. Т.5. Статьи./ В.А. Сухомлинский ; Ред. А.Г. Дзеверин. - Киiв: Рад.школа, 1979. - 678 с. Экземпляры: всего:1 - Б-ка СГГУ(1)
2.Сухомлинский В.А. Рождение гражданина/ В.А. Сухомлинский. - 3-е изд. - М.: Молодая гвардия, 1979. - 335 с Экземпляры: всего:1 - Б-ка СГГУ(1)
3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям./ В.А. Сухомлинский. - 5-е изд. - Киiв: Рад.школа, 1974. - 288 с. Экземпляры: всего:2 - Б-ка СГГУ(2)
Дополнительная литература:
-
Богуславский М. Василий Александрович Сухомлинский: цели и смыслы воспитания/ М. Богуславский //Народное образование. - 2008. - № 9. - С. 261-266.
-
Бондар Л.С. В.О. Сухомлинський: висока духовність і професионалізм учителя/ Л.С. Бондар //Педагогіка і психологія. - 2008. - № 3-4.- С. 27-33
-
Бондар Л.С. В.О. Сухомлинський: ціннісно-гуманна основа виховного процесу/ Л.С. Бондар //Рідна школа. - 2009. - № 8-9. - С. 14 - 17
-
До 90-річчя від дня народження В.О. Сухомлинського і 15-х Всеукраїнських педагогічних читань "Василь Сухомлинський у діалозі з сучасністю" //Рідна школа. - 2008. - № 9.- С. 3-21
-
Сухомлинська О.В. Випереджаючи час // Рідна школа.- 2003. - № 9 (884).