НПК по теме Молодежный жаргон и его функции

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







МБОУ СОШ с.Хонделен

Научно-исследовательская работа

на тему:

МОЛОДЁЖНЫЙ ЖАРГОН И ЕГО ФУНКЦИИ

По секции: филология

























Выполнила:

Донгак Сай-Суу Алексеевна ученица 11-ого класса с.Хонделен

Руководитель: Ооржак Саида Кысыгбайовна,

учитель тувинского языка и литературы





Содержание

1.Введение ………………………………………………………………………………………….3

2. История возникновения жаргона.

2.1. Понятие «жаргон»,его истоки…………………………………………………………………………………..4

2.2. Виды жаргонов……………………………………………………………………………….5

2.3. Факторы, влияющие на появление жаргонов………………………………………………………………………………6

2.4 .Сферы употребления жаргона………………………………………………………………………………..7

3.Молодежный жаргон и его функции……………………………………………………………………….………8

4.Заключение……………………………………………………………………….12

Библиографический список…………………………………………………………………………………14

Приложение 1.Социологический опрос……………………………………………………………….…………………..15

Приложение 2. Причины употребления молодежного жаргон…………………………………………………………………………………16

Приложение 3. Толковый словарик молодежного жаргона………………………………………………………………………………17



Введение

Речь современного человека значительно отличается от речи его предшественников. Она более экспрессивная, эмоциональная, зачастую и ненормативная, к тому же загрязненная всевозможными жаргонными словами. Естественно, хочется понять, почему так разительно изменилась наша речь. Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели небольшое исследование. Мы исследовали молодежный жаргон и его функции.

Актуальность нашей работы в том, что обращает внимание на проблему загрязнения родного языка, на проблему общения людей разных поколений.

Цель работы: изучение особенностей молодежного языка.

Данная цель обусловила конкретные задачи исследовательской работы:

  1. Выяснить, что представляет собой молодежный жаргон;

  2. Составить толковый словарик молодежного жаргона;

  3. Выявить сферы употребления;

  4. Выяснить причины употребления жаргона среди школьников, молодежи;

  5. Определить функции данного жаргона.

Объект исследования - молодежный жаргон.

Предмет исследования - функции молодежного жаргона.

Гипотеза: существует мнение, что употребление жаргонизмов связано с желанием выделиться среди ровесников, быть современным.

Методы исследования: сбор языкового материала, анкетирование, статистические методы обработки полученных результатов, семантико - стилистический анализ, классификация и синтез собранного материала.

Работа представляет собой прикладное исследование.

Полученные результаты позволяют увидеть особенности молодежного общения, объяснить их, а также, надеемся, помочь найти взаимопонимание людям разных поколений.



2.1.Жаргон. История возникновения жаргона.

Жаргонизмы начали своё существования с тех пор, как человек научился говорить. Жаргонизмы представляют из себя слова и выражения, существующие для быстрой передачи информации в определённых кругах людей, они несут в себе примитивизм, который при употреблении ими узким кругом лиц не страшен, т.к он очень мал в отдельной группе и лица употребляющие этот жаргон в свободное от работы время не слышат и не употребляют его. Когда же жаргон начинает выходить в общество это начинает приобретать угрожающий характер.

В «Словаре современного русского языка» помещено следующее определение: «Речь какой-либо социальной или профессиональной группы, содержащая большое количество свойственных только этой группе слов и выражений, в том числе искусственных, иногда условных».1

«Толковый словарь русского языка» С.Ожегова говорит, что это - «речь какой-нибудь социальной или иной объединенной общими интересами группы, содержащей много слов и выражений, отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условных. Жаргон торговцев. Воровской жаргон».2 Об арго здесь же говорится, что это «условные выражения и слова, применяемые какой-нибудь обособленной социальной или профессиональной группой, её условный язык».

В молодежной среде жаргон бытовал издавна (жаргон семинаристов, гимназистов ит.д). Поколение молодых сменяются через пять-семь лет, а с ними меняется и жаргон. Новый или старый, жаргон остается с молодежью как условие непременной игры, как островок естественности и свободы в мире взрослых.3

Что же такое жаргонизмы?

Жаргонизмы - это слова искусственного языка, понятного лишь определённому кругу людей, связанных между собой общими целями и интересами.

Все жаргонизмы имеют синонимы в литературном языке: бабки = деньги, клёвый = хороший, тачка = такси и т.д.





2.2. Виды жаргонов.

Жаргон делится на множество групп, каждой из которых присущи те или иные особенности. Например:

1.Армейский жаргон;

2.Спортивный жаргон;

3.Жаргон людей, связанных с музыкальной средой;

4.Молодежный жаргон;

5.Уголовный жаргон;

6.Журналистский жаргон;

7.Копьютерный сленг (игровой, сетевой);

8.Радиолюбительский;

9.Жаргон СМИ;

10.Сленг наркоманов итд.4

Школьный жаргон можно отнести к молодёжному жаргону. В нём выделяется лексическая группа, которая является «ядром» школьного жаргона - входящие в неё слова присутствуют в речи большинства школьников без каких-либо (например, территориальных) ограничений. Например, названия учебных предметов: матем - математика; физ-ра - физкультура; инглиш - английский язык; инфо - информатика, названия видов учебной деятельности: контролька - контрольная работа, домашка - домашняя работа.

Лексику принято разделять литературную и нелитературную.

К литературной речи относятся:

1.книжные слова;

2.стандартные разговорные слова;

3.нейтральные слова.

Нелитературная лексика делится:

1.профессионализмы;

2.вулгаризмы;

3.жаргонизмы.

4.лексику неформальных молодежных объединений и молодежной среды, часто именуемую сленгом.

Некоторые ученые объединяют в понятие сленга всю нелитературную лексику, то есть и профессионализмы, и вульгаризмы, жаргонизмы, и молодежную лексику. 5 Мы согласны с этой точкой зрения, поскольку все эти разновидности нелитературной речи отличают один слой общества от другого.

2.3 Факторы, влияющие на появление жаргонов.

С течением времени ускоряет темп жизни. Соответственно, растёт словарный запас, ведь каждому новому понятию должно соответствовать как минимум одно слово. Соответственно расширяется словарь жаргона.

Так каковы же источники их образования:

1. Развитие сотовой связи, компьютерных технологий. Интернет, его широкие возможности, быстро развивающиеся компьютерные технологии всегда привлекали молодых людей. В связи с этим появляется много новых жаргонизмов. Вот некоторые из них: вирусняк - компьютерный вирус; нэтик - Интернет; смайлы - смешные мордочки в чатах; глючит - неполадки в работе компьютера; мыло - e-mail; блохи - ошибки в программе; мыха - компьютерная мышка; юзер - пользователь компьютером;икспи-Wihdos XP.

2. Современная музыкальная культура. Одно из увлечений школьников - музыка. Она является частью их жизни. Жаргонизмы, относящиеся к сфере музыки, содержат названия различных музыкальных стилей: попса, попсятина - поп-музыка; свежак - новая музыка; название действий музыкантов - сбацать.

3. Хобби и увлечения молодых людей. Во все времена среди школьников

популярным остаётся футбол, и в связи с этим тоже не обойтись без жаргонных слов (финтовать, гонять финты).

4. Заимствование из других языков. Например в тувинском жаргоне некоторые слова заимствованы из русского жаргона «поезд ушел».

5.Табуирование некоторых слов. Табуированные названия заменяются эвфемизмами.6 Среди молодежи есть слово, связанных с беременностью т.п. Так, например, табуируется слово иштиг «беременная» заменяется словом ( генерал).

2.4 Сферы употребления жаргона.

Сфер употребления жаргонов очень много. И каждая сфера употребления своеобразна, в каждой есть свои жаргонизмы, не употребляемые в других.

Основной принцип различения жаргонов - это профессиональная деятельность людей. В этой сфере употребляются профессионализмы как разновидность жаргона. Свой жаргон у студентов, у врачей, у учителей, у милиционеров, у военных и у многих других групп людей, объединённых по профессиональному признаку.

Употребляя жаргонизмы, свойственные их профессии, представители данных социальных групп не ставят своей целью зашифровать свою информацию, а стремятся облегчить взаимопонимание и ускорить обмен информацией.

Вот некоторые примеры профессиональных жаргонизмов:

  • Окно- на языке учителя это означает промежуток в расписании.

  • Пара - на языке студента это сдвоенное занятие.

  • Белка - на языке врачей это болезнь под названием «белая горячка».

  • Дух - на языке военных это солдат-новобранец.

  • Убрать хвост- на языке газетчиков означает требование сократить материал на газетной странице.

Употребляется жаргон не только среди людей определённой профессии. Распространяется он и среди определённых слоёв населения.

Особенный жаргон в криминальном мире. В нём жаргонные слова употребляются как раз для того, чтобы обособиться от других социальных групп, сделать свой язык как можно более непонятным для окружающих.

Не менее интересен в этом плане и молодежный жаргон, который стремится к тому же, но не с целью скрыть какие-то противоправные деяния, а с целью обрести свободу выражения.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что основными сферами употребления жаргонизмов являются профессиональные объединения и социальные группы общества.



3. Молодёжный жаргон и его функции.



Молодёжный жаргон - это особый язык молодых людей, с помощью которого они общаются. Мы провели анкетирование среди учащихся 10 и 11 классов и молодежи до 20 лет. И выяснили, что употребляется молодёжный жаргон как в неформальной обстановке: в клубе, на дискотеке, на улице, в компании друзей, среди молодежи, так и в официальной, например, в школе. Причём 10 % десятиклассников и 18% одиннадцатиклассников считают, что пользоваться молодёжным сленгом можно везде.

Из 52 опрошенных человека только четыре (8%) не употребляет в своей речи жаргонизмы, объясняя это тем, что хочет быть культурным человеком. Остальные 92% находят причины для употребления молодёжного жаргона. Десятиклассники основными причинами употребления жаргона называют следующие:

  • Все так говорят - 45% ( человек)

  • Так проще и удобнее - 40% ( человек)

  • Так интереснее - 7% ( человек)

Но экспрессивная функция в молодёжном жаргоне выходит на первый план. Собранный языковой материал позволяет нам со своей уверенностью заявить, что все слова и выражения, используемые носителями молодёжного жаргона, имеют экспрессивную окраску, то есть передают определённые чувства говорящих. В качестве примера будет интересен семантико-стилистический анализ наречий, слов состояния, устойчивых выражений, присущих молодежному сленгу.

Среди слов можно выделить группу по значению: угжок, чииртим, с=с чок «замечательно».

Наречия образа действия:

«без поняток» (непонятно)

  • «классно», «круто», «супер», «суперски (замечательно, потрясающе);

  • «стопудово» (точно).

Все они просто обозначают признак какого- то действия, но и несут определённую эмоциональную нагрузку, а именно оценку. Положительную оценку несут в себе наречия: «классно», «круто», «супер».

Отрицательную- «слабо», « фиолетово»; нейтральную - «стопудово», «без поняток».

Среди слов состояния мы также выделим одну смысловую группу: слова, обозначающие одновременно и физическое, и душевное состояние человека : «ээдереп калган, бажы чок чыткан»- состояние, при котором человек испытывает недомогание как физическое, так и душевное. И обратите внимание, экспрессивная окраска этих слов только отрицательная.

Наибольший интерес представляют собой устойчивые выражения, использующиеся в молодежном жаргоне. Их довольно много. И оценки, которые они несут в себе, более разнообразны.

Примеры грубой фамильярности и лихости:

  • чиде бер «исчезни или не стой здесь»;

  • асчыр «уе эрттирер»-проводить время в пустую;

  • тынма «ничего неговори»;

  • ээгилеп чыдыптар «бичии када удуптар»-лечь на бок;

  • =ж\п кал,соксап кал «оожургап ал»- успокойся;

  • капот хаар «аксын хаар»- замолчи;

  • х==д\п орба «х==редип орар»- преувеличивает;

  • =рттенип орар «ыядып орар»- стесняет;

  • х=йн\ чарбалаар «чугаазы х=й»-общительный, разговорчивый;

  • сынар мен дээр «бодун чараш кылдыр бодаар»-себя показать»;

  • кылын кештиг «ч\ве херексевес»

  • зазвенел- начал все заново.

Примеры выражений, несущих, кроме отрицательной оценки. Дополнительное значение запрета, ограничения: теманы =скертир «закрыли тему»- не будем больше говорить об этом; самолет ужа берген «того, что случилось, уже не изменишь и не надо менять.

Популярность именно этих языковых средств, на наш взгляд, объясняется тем, что их помощью можно эмоционально, кратко и точно обрисовать не только состояние человека, но и целую ситуацию. А такое многообразие значений устойчивых выражений молодежного сленга можно объяснить желанием его носителей разнообразить свой язык, сделать его более выразительным и, наконец, проявить свою индивидуальность.

И здесь уместно рассмотреть приемы формирования жаргонной лексики. Приемов такого формирования несколько:

1)семантическая специализация, то есть сужение смыслового значения слов обычного языка;

2)переносное, метафорическое употребление общелитературных слов и выражений;

3) сокращение, усечение и упрощение слов.

Из данных приемов молодежный жаргон активно использует один прием: «зазвенел» (слово «зазвенел» не означает «издавать металлические звуки», а означает «говорить, повторяться»); «шлиптээр» (слово не означает «шлифовать» 1. Хоюглаар,чазаар.2. перен. хоюглаар, экижидер. Шлифовать свой стиль- бодунуё стилин экижидер7,а означает «белеткээр», «готовить к скачкам, соревнованиям, конкурсам итд ); наречие «фиолетово» обозначает не признак предмета по качеству-цвету, а признак действия, который имеет не значение однотонности, одноцветности, невыразительности, а значение безразличия; «челээр» (от слово ч\ве «вещь, предмет, тело, существо», переносное значение- кандыг-бир ч\вени кылгаш, азы планны челеп алгаш). Мы заметили, что это слово употребляются и учителя.

Использование именно этого приема (а он используется в художественном стиле речи с целью создания ярких, эмоциональных образов) в формировании молодежного жаргона еще раз подтверждает установленный нами факт, что основной функцией молодежного сленга является экспрессивная функция.

Не менее важна для молодежного сленга и фатическая (контакто-устанавливающая) функция, цель которой установление контакта с собеседником. В языке для этих целей используется большое количество фраз-клише ( «Добрый день!, «Как дела?»), причём они, как правило, не несут конкретной информации. Часто, когда мы не знаем, о чём говорить с человеком, мы говорим ничего не значащие фразы, чтобы установить контакт, преодолеть разобщённость. Молодежный сленг активно пользуется этой функцией. Напомним, что при опросе подростков 70% школьников объяснили причину употребления ими молодёжного жаргона тем, что все так говорят и что так проще и удобнее общаться.

Сравним:

Здравствуй - Привет! Ол дийин ол!

О чём разговор- О чём базар?

Как я рад Вас видеть.- Хорошо, что нарисовался.

Итак, мы установили функции молодёжного жаргона, объяснив тем самым и причины его употребления. Молодежь активно использует в своей речи жаргон, так как он передаёт эмоции говорящих - экспрессивная функция, так как он помогает установлению контакта между собеседниками -фатическая функция, так как он помогает быстрому обмену информацией- коммуникативная функция.































Заключение.

Главной целью нашей работы стало изучение особенностей молодёжного общения. Основной задачей - выяснение того, что такое молодежный жаргон и каковы его функции.

Мы выяснили, что молодежный жаргон- это особый язык молодого поколения. Нами был составлен краткий словарь молодежного сленга, который позволил нам сделать вывод об экспрессивности молодёжной лексики.

Также мы выявили сферы употребления молодежного жаргона. Определённый сленг присущ любому профессиональному объединению и некоторым социальным группам общества.

Установлены причины употребления молодежного жаргона.

И, наконец, выявлены функции молодежного языка. В первую очередь, это экспрессивная функция, цель которой установление контакта с собеседником. Коммуникативная функция тоже присуща молодёжному жаргону.

Каков же прогноз на будущее для молодёжного жаргона? Социологический опрос, проведённый нами, позволил сделать следующие выводы:15-16 летние подростки активно употребляют молодёжный жаргон, подростки 16- 17 лет также являются его носителями, но только малая часть подростков этого возраста считают молодёжный жаргон модным. Большая их часть пользуется им по привычке. А ещё часть подростков вынуждена так говорить, потому что этого требует их окружение.

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: чем старше становится подросток, тем меньше у него желание употреблять жаргонизмы, но и вместе с тем объясняют, почему они не могут не употреблять их. Как только изменится их окружение, изменяется условия их существования, отпадёт и надобность в употреблении жаргонизмов. Отмечено и то, что старшеклассники осознанней относятся к своей речи. Став взрослыми, многие из них наверняка забудут эти слова и не будут их употреблять в своей речи.

В известной книге о русском языке «Живой как жизнь» К.И.Чуковский писал, о том, что существование молодёжного жаргона в целом довольно правомерно, плохо лишь то , что это дурной жаргон. Однако, полагал писатель, особенно горевать на этот счёт не стоит: молодёжный жаргон, во-первых, «болезнь роста», им надо переболеть, как корью; во - вторых, он недолговечен и быстро выходит в тираж, постоянно обновляясь; в третьих, он почти не влияет на общелитературный язык.

Работая, над темой «Молодежный жаргон и ее функции», мы пришли к выводу, что однозначно относиться к этому явлению нельзя, запрещать употреблять жаргонизмы бессмысленно, но и не возможно не видеть опасной тенденции жаргонизации литературного языка. Поэтому, по нашему мнению, необходимо правильно выбирать языковые средства, подходящие конкретной ситуации общения, учитывать при этом кому предназначена речь, для чего необходимо не только знать нормы литературного языка, но и анализировать живую речь.















Литература:

1.Абрамова С.В Использование лингвистических методов исследования в учебно-исследовательской работе русскому языку. Русский язык. Методическая газета для учителей словесников, № 22, 2006.

2.Береговская Э.М. Молодёжный сленг ; формирование и функционирование. Вопросы языковедения. 1996.

3.Виноградова А.В. Жаргонизмы и их функции в современном русском языке.

4.Даль В.И Толковый словарь живого великорусского языка М, 1994.

5.Крысин Л.И. Изучение современного русского языка под социальным углом зрения РЯШ , 1991 №5.

6.Монгуш Д.А. Русско-тувинский словарь.М.,Русский язык,1980.

7.Ржановский Ф.И. Сленг хиппи. Материалы к словарю. СПб-Париж. Русский язык. Энциклопедия М., 1970.

8. Ожегов С.И. Словарь русского языка -М.,: Просвещение, 2004.

9. Тувинско-русский словарь /Под редакцией Э.Р Тенишева. М., 1968 /.

10. Школьный словарик иностранных слов: Пособие для учащихся В.В Одинцов, Г.П Смолицкая, Е.И Голанова, И.А Василевская, под ред. В.П Иванова М.,: Просвещение,1983.

11.Шулуу Ч.С. Эртем ажылдарынын чыындызы.Кызыл,2006.











Приложение 1.

Социологический опрос

«Употребление молодежного жаргона»



Опрошено 52

Вопросы

Девушки 15-16 лет

Девушки 17- 18лет

Юноши 15-16 лет

Юноши 17-18 лет

Юноши 19-20 лет

итого

Кол-во

13

18

10

10

2

52

Исполь-ете ли вы жаргон?

да

да

да

да

да


Почему?

1)Легче понять друг друга-7

2)все так говорят-6

1)проще общаться со сверстниками-5

2) так проще и легче выразиться -6

3)все так говорят-5

4) привычка -2


1

1)все так говорят -7

2) так интереснее-3

-)нравится-3

2)так быстрее-1

3) все так говорят-6

1) так удобнее-2

1) все так говорят-26

2)так проще и удобнее общаться -18



3) так интереснее-3

4)нравиться-3

4) привычка-2

Где же уместен молодежный жаргон?

1) на перемене в школе -1

2) с друзьями - 8

3) на улице- 4

1)на дискотеке -4

2) с друзьями-14

1) везде- 5

2) на дискотеке - 5

1) в компании друзей - 4

2) среди молодежи -4

3)везде -1

40 на лавочках -1

1) на дискотеке -1

2) при общении с ровесниками -1

1)в неформальной обстановке -16

2) среди молодежи-30

3)везде-6



































Приложение 2.

Причины употребления молодежного жаргона.



















Приложение 3.

Толковый словарик молодежного жаргона.

Имя существительное.



Халява-халас;

Тормоз- бир-чувенин бутпейн баары;

Инек бажы-тушонка;

Хоптак-сарыг-газель;

Хопчу-кара- сотовый телефон;

Довурак - односельчане;

Маршрутка- маршрутное такси;

Арыг ч\ве,мани - деньги;

Сынартека-дискотека.

Иштиг кижи-генерал

Аянныг,чараш кеттинген кижи-сайыт.

Глаголы.

Чиде бер «маёаа турба»- исчезни или не стой здесь;

Асчыр « уе эрттирер» -проводить время в пустую;

Ээгилеп чыдыптар « бичии када удуптар» - лечь на бок;

+ж\п кал,соксап кал,таваартап ал «оожургап ал»-успокаивать;

«Капот» хаар « аскыё хаг»- замолчать;

Эжер-1.х=й ч\ве чугаалаар «человек, который много говорит»,

2.аайынче киирер «уговаривать»,

3.дискотекага танцылаар «танцевать до упада»;

+рттенип орар «ыядып орар» - стесняет;

Базырар, азыраныр,д остаяр «чемненир»-кушать;

Шлиптээр «белеткээр,белеткенир» -готовиться к соревнованиям, конкурсам, олимпиадам;

Х==д\п орба «х==редип орар»- преувеличивает;

Чарбалаар «артык ч\ве чугаалаар азы чугаазы х=й» - общительный,разговорчивый»;

Сынар мен дээр «к=ск\леё» - себя показать;

Челээр (от слова ч\велээр) кандыг-бир ч\вени кылырда челээр.



Наречие

Классно, круто, угжок , с=с чок «чугаалаар ч\ве чок,магадаашкын» замечательно, потрясающе, фантастично;

Устойчивые словосочетания и выражения.

Чугаа чок, базара нет «нет слов»;

Е-мое-замечательно;

Ну блин-даешь;

Изиг-даа, соок-даа эвес- кандыг-даа «все ровно»;

Ойт,че эде бердиё «говорить что попало»;

1 Словарь современного русского языка, стр 190.

2 С.И.Ожегов. Словарь русского языка ,стр 169.

3 Береговская Э.М. Молодежный сленг: формирование и функционирование. Вопросы языковедения.1996.

4 Запесоцкий С.А. Эта непонятная молодежь М.,1998,стр 45.

5 Молодежный жаргон и ее функции.

6 Шулуу Сат. Табу и эвфемизмы в тувинском языке, стр 65.

7 Русско-тувинский словарь, стр 648.

20


© 2010-2022