Лекция Я - учитель (в рамках районного конкурса педагогических достижений)

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утро . 5 декабря 2012.

Иду на работу, множество вопросов, витающих в голове, не дают покоя:
- Как помочь Веронике раскрыться?
- Чем вызвано такое, порой агрессивное, поведение Антона?
- Почему не остается после уроков Саша?
- Помирилась ли с мамой Настя?
И так до бесконечности…

Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами».

Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать мир. Я счастлива, потому что вижу результаты своего труда. Кто-то из моих учеников станет известным писателем, кто-то будет отличным отцом или матерью, а кто-то станет просто добрым и отзывчивым человеком.

Я - учитель, а это значит, во многом от меня зависит, какой будет встреча ребенка с сегодняшним миром.

Я - учитель, а это значит, я отвечаю за передачу детям духовных и материальных ценностей, созданных веками.

Я - учитель, а это значит, что я должна предоставить каждому ребенку возможность почувствовать, что он может многое.

Я - учитель, а это значит я верю в каждого ребенка.

Я знаю, уважаемые коллеги, что каждый из нас, кто выбрал эту профессию - сильные люди, которые целиком отдают себя детям.

А ещё: «Я - учитель новой школы!»

Что значит учить детей в школе нового поколения?

Чем принципиально отличается новая школа от школы настоящей?
Мои размышления на данную тему и легли в основу моей педагогической философии.

Школа нового поколения - это школа мышления. Значит в центре школьного образования должна находиться не та или иная сумма знаний, зафиксированная в некоем стандарте, а сама способность вырабатывать учеником новое индивидуальное знание, а стало быть, способность мышления. Итогом моей работы должна быть не сумма знаний ученика, а сумма его мышления: то, в какой мере у моих выпускников сформированы продуктивные мыслительные способности, способности к порождению новых знаний.

Школа нового поколения - деятельностная школа. Здесь требуется мое умение, как учителя, максимально развить опыт вхождения ученика в реальную жизнь, максимально развитая проектная деятельность. Опыт проектного взаимодействия с реальной жизнью и описание реального опыта - более важная задача, нежели, чисто учебное существование в границах классно-урочного процесса. Обучение в школе нового поколения - процесс постоянного целеполагания, целепорождения, когда в деятельностном взаимодействии меня и моих учеников происходит непрерывное порождение новых целей, которые не ставятся кем-то извне, а порождаются нами в учебной деятельности. Меня интересует то, в какой мере мои ученики вовлечены в содержательную деятельность, т.е. такую, которая совершается не ради формальной отчетности, а ради самих себя.

Прошел урок, праздник, поход. Ну и славно! Ну и хорошо! А хорошо ли? На этот вопрос можно ответить только тогда, когда до начала нашего педагогического действия была поставлена цель. Без этого мы не знаем, полезным ли было для детей участие в мероприятии или нет… Не умея поставить цели перед собой, мы и детей этому плохо учим. Цель - дело серьезное, даже в детстве она может преобразить жизнь.

Школа нового поколения - школа творчества, школа креативности. Как педагог, я постоянно задаю себе вопрос: помогают ли мои уроки развивать в ребенке способность по - своему видеть и понимать, создавать собственное знание о моем предмете, способность творить, а не просто воспроизводить. Для меня собственный деятельностный опыт ученика и его собственное знание, порождаемое в процессе этого опыта, более важная вещь, нежели усвоение чужого опыта и знания.

Школа нового поколения - это школа диалога. А это значит, надо преодолевать, годами сложившееся умение передать информацию ученику интересно, увлекательно, но передать самостоятельно, и формировать у себя новое умение - вести диалог, в процессе которого идет движение к пониманию от непонимания. Это не подчинение чужого мнения своему, а развитие собственной позиции в диалоговом пространстве. Современный учитель понимает, что он не проживет за ученика его жизнь, а потому доблесть учителя - сделать ученика самостоятельным, ответственным, устойчивым к жизненным испытаниям (и невзгодам, и славе, и удаче). Педагог пробуждает в ребенке ученика, а потом растит из него собеседника.

Школа нового поколения - это школа информационно-коммуникационных технологий. Развитие Internet все больше приближает нас к тому состоянию, которое Билл Гейтс определил как «информация на кончиках пальцев» - получение практически любой информации в любое время производится нажатием на клавишу.

Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество предъявляет принципиально новые требования к системе образования.

Дети, воспитанные на компьютерных играх, считают, что виртуальный мир интереснее, увлекательнее и богаче реального.

Поэтому важной частью сегодняшнего образования человека становится информационная культура, умение пользоваться образовательной информацией, добывать ее, воспринимать, анализировать, транслировать.

Повышая свой профессиональный уровень в области применения ИКТ - технологий, я стремлюсь найти ответ не только на вопрос «что должен знать и уметь делать современный педагог со средствами ИКТ?», но и на вопрос «как добиться педагогически обоснованного их применения в образовательном процессе?»

Пытаясь размышлять над миссией учителя, я пришла к выводу: «Учитель - это призвание, учительство - это служение, а не работа».

Мое педагогическое кредо: «Не навреди!»

Каждое утро, когда я раскрываю двери своего кабинета, я мысленно повторяю слова нашей коллеги, чилийской поэтессы Габриэлы Мистраль:

«Господи, дай мне силы, входя в класс, оставлять за порогом все свои огорчения, обиды, невзгоды. Помоги нести знания светло и радостно. Научи быть осмотрительной в гневе, терпеливой в работе. Дай безграничной доброты, чтобы я могла любить и делать счастливыми своих учеников, ибо без счастья нет успеха»

Мне очень, хочется, чтобы из моих учеников вышли достойные люди.

Я мечтаю о том, чтобы среди них не было циников, лицемеров, чтобы мои дети стали хорошими людьми и вышли в большой мир с сердцем, открытым добру и красоте, с душой, способной любить и сострадать.

Завтра новый день…

Каким он будет?

Какими войдут в класс мои ученики?

Увижу ли вновь пытливость в их глазах?

Не пропадет ли у них желание удивляться?

Все это в моих руках!


© 2010-2022