Адаптированная рабочая программа по ритмике. Диагностические классы

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Салаватская коррекционная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа город Салават Республики Башкортостан

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ Салаватская КШ

___________Т.П. Турбина

Приказ от _____2015 г. № _______







Адаптированная рабочая программа по ритмике в 5 «Д», 8 «Д» классах на 2015-2016 учебный год



Автор-составитель:

Сурашева Маргарита Салаватовна, учитель ритмики



СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

ШМО учителей учителей ...... О.М. Шивцова

От «___» ____ 2015 г. «___»_____2015 г.

Салават

2015 г.



Пояснительная записка.

Данная программа направлена на повышение уровня психического и физического развития детей с ОВЗ, на повышение познавательных возможностей обучающихся, на развитие произвольной деятельности, развитие мелкой моторики, пространственной ориентировки, эмоциональной сферы.

Когда живешь или работаешь с маленькими, еще не начавшими говорить детьми, то оказываешься в системе отношений, где первое место принадлежит сенсорно-двигательной функции. В ежедневных ритуалах присутствует такое важнейшее понятие, как повторяющийся ритм, который дает ребенку ощущение преемственности и неизменности.

Перцептивная или сенсорная, модель функционирования детей в диагностических классах могла бы нам напомнить первые способы знакомства малыша с окружающим миром. Очень часто эти дети отдают предпочтение какому-то одному сенсорному каналу, который становится для них источником сильных ощущений, призванных изолировать ребенка в его крепости.

Одним из самых интересных и действующих методов работы с детьми в диагностических классах является игра. Игра - это, скорее, противоположность объективной реальности, миру, в котором существует человек. Но, с другой стороны, игра не сводится исключительно к внутренней психической реальности, миру, к субъективным представлениям личности. Способность к игре кроется в умении творчески переплетать воображаемое и реальное. Игровое пространство-это область взаимодействия между личностью и средой. Оно одновременно объединяет и разъединяет два элемента. И вот как раз эта связь и разрушена у людей, страдающих психозами. Игровое пространство - фон(сравнимый с фоном картины), на котором будет разворачиваться каждое занятие, как индивидуальное, так и групповое. В нашем случае выход творческим способностям могут дать песни, считалки, музыкальные сказки, все ситуации, в которых предполагается импровизация.

Цель: развитие музыкально-ритмических и двигательных способностей учащихся через овладение основами музыкально-ритмической культуры.

Задачи:

-освоение двигательных навыков, способствующих развитию координации движения;

-воспитание внимания, выносливости и стремления выполнить задачу, поставленную преподавателем;

-приобщение к здоровому образу жизни; формирование правильной осанки;

-развитие образного восприятия музыки и способности к двигательной импровизации; воспитание творческой индивидуальности ребёнка.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

1.Наглядно-слуховой: прослушивание музыкального примера с последующим показом движений преподавателем.

2.Словесный: беседа о характере музыки, её художественных образах; объяснение средств музыкальной выразительности. Эмоциональный рассказ преподавателя о прозвучавшем произведении, необходимый для формирования у обучающихся ассоциативного восприятия музыки.

3.Аналитический: оценка результатов учебного процесса и разбор индивидуальных возможностей обучающихся.

4.Практический: предварительное изучение подготовительных танцевальных движений, упражнений с предметами, с последующим включением их в музыкально-ритмические этюды; простейшие танцевальные композиции с элементами русского (национального) танца и сюжетные игры.

Данные методы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета. Они основаны на изучении опыта и лучших традиций мировой и отечественной школ преподавания ритмики.

5 «Д» - 66 часов

I семестр - 20 часов, II семестр - 23 часа, III семестр - 23 часа

8 «Д» - 34 часа

I семестр - 10 часов, II семестр - 12 часов, III семестр - 12 часов.







Базовые, личностные и предметные результаты освоения учебного предмета или коррекционного курса.

Базовые результаты:

- творческая дисциплина;

-общее развитие различных частей тела;

-развитие двигательной памяти;

-моторика;

-координация;

-пластика движения;

Личностные результаты:

- положительное отношение обучающихся к занятиям музыкально - двигательной деятельностью,

- накопление необходимых знаний,

- достижение личностно-значимых результатов в музыкальном и физическом совершенстве;

- раскрытие и реализация своих творческих способностей.

Предметные результаты:

- ритмико-гимнастические, общеразвивающие упражнения;

- тренировка суставно-мышечного аппарата;







Содержание учебного предмета.

Программа по ритмике состоит из следующих разделов:

-Упражнения на ориентировку в пространстве:

Составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве. В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие представления учащихся о пространстве и умении ориентироваться в нем. Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом. Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений. Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, «ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.

-Ритмико-гимнастические упражнения:

Упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально - двигательных навыков. В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений. Основная цель данных упражнений - научить детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы. Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения ритмико-гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность учащимся отдохнуть от активной физической нагрузки. Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами и т.д. - развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений. Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, развивают у ребенка активность и воображение, координацию и выразительность движений.

-Игры под музыку:

Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить создавать музыкально-двигательный образ. Причем учитель должен сказать название, которое определяло бы характер движения, например: «зайчик» (подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошечка» (мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т.п. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать детям вид движения (надо говорить: будете двигаться, а не бегать, прыгать, шагать). В процессе музыкальных игр уделять особое внимание выразительности движений, обращать внимание детей на передачу самых характерных черт персонажей сказок, рассказов и пр. Для развития выразительности движений использовать игры «Кто как ходит», «Какая музыка к нему подходит?», «Кто к нам пришел?». Работать над эмоциональностью и раскованностью детей во время музыкальных игр.

-Танцевальные упражнения:

Обучению данной категории детей танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хороводного шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего - с озорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко. Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.). Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей.



















Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы.



Оперативное управление учебным процессом невозможно без осуществления контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Именно через контроль осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующая функции. Оценка качества реализации программы «Ритмика» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся. Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, концертах, просмотрах и т.д. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков. Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Оценка 5 (отлично): технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения.

Оценка 4 (хорошо): отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

Оценка 3 (удовлетворительно): исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка, неумение анализировать свое исполнение, незнание методики исполнения изученных движений и т.д.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной.

Описание материально-технических ресурсов, учебно-методического обеспечения образовательной деятельности.

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории (балетные залы), предназначенные для реализации учебного предмета «Ритмика» оснащаются звукотехническим оборудованием. Площадь балетных залов должна быть не менее 40кв.м., иметь пригодное для занятий напольное покрытие (деревянный пол или специализированное (линолеумное) покрытие), зеркала размером не менее 7м х 2м на одной стене. Школа должна иметь театрально-концертный зал со звукотехническим и светотехническим оборудованием, пультами, костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для реализации концертной деятельности учащихся.





Календарно-тематическое планирование





5 «Д» класс

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения


Примечание

план

факт

I семестр

1

Вводный урок

1

4.09.2015


Повторение

2

Упражнения на ориентировку в пространстве

1

7.09.2015


Повторение

3

Упражнения на ориентировку в пространстве

1

11.09.2015


Повторение

4

Упражнения на ориентировку в пространстве

1

14.09.2015


Повторение

5

Упражнения на ориентировку в пространстве

1

18.09.2015


Повторение

6

Упражнения на ориентировку в пространстве

1

21.09.2015


Повторение

7

Упражнения на ориентировку в пространстве

1

25.09.2015


Повторение

8

Упражнения на ориентировку в пространстве

1

28.09.2015


Повторение

9

Закрепление материала

1

2.10.2015


Повторение

10

Ходьба и бег: с высоким подниманием колен

1

5.10.2015


Повторение

11

Ходьба и бег: с высоким подниманием колен

1

12.10.2015


Повторение

12

Ходьба и бег: с высоким подниманием колен

1

16.10.2015


Повторение

13

Ходьба и бег: с высоким подниманием колен

1

19.10.2015


Повторение

14

Перестроение в круг из шеренги

1

23.10.2015


Повторение

15

Перестроение в круг из шеренги

1

26.10.2015


Повторение

16

Перестроение в круг из шеренги

1

30.10.2015


Повторение

17

Перестроение в круг из шеренги

1

2.11.2015


Повторение

18

Закрепление материала

1

6.11.2015


Повторение

19

Перестроение в круг из цепочки

1

9.11.2015


Повторение

20

Перестроение в круг из цепочки

1







13.11.2015


Повторение

II семестр

21

Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.

1

23.11.2015


Повторение

22

Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.

1

27.11.2015


Повторение

23

Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.

1

30.11.2015


Повторение

24

Закрепление материала

1

4.12.2015


Повторение

25

Выпрямление и повороты головы

1

7.12.2015


Повторение

26

Выпрямление и повороты головы

1

11.12.2015


Повторение

27

Выпрямление и повороты головы

1

14.12.2015


Повторение

28

Выпрямление и повороты головы

1

18.12.2015


Повторение

29

Ритмико-гимнастические упражнения

1

21.12.2015


Повторение

30

Ритмико-гимнастические упражнения

1

25.12.2015


Повторение

31

Ритмико-гимнастические упражнения

1

28.12.2015


Повторение

32

Ритмико-гимнастические упражнения

1

11.01.2016


Повторение

33

Ритмико-гимнастические упражнения

1

15.01.2016


Повторение

34

Закрепление материала

1

18.01.2016


Повторение

35

Наклоны и повороты туловища вправо, влево

1

22.01.2016


Повторение

36

Наклоны и повороты туловища вправо, влево

1

25.01.2016


Повторение

37

Наклоны и повороты туловища вправо, влево

1

29.01.2016


Повторение

38

Развороты туловища с использованием предметов

1

1.02.2016


Повторение

39

Развороты туловища с использованием предметов

1

5.02.2016


Повторение

40

Развороты туловища с использованием предметов

1

8.02.2016


Повторение

41

Развороты туловища с использованием предметов

1

12.02.2016


Повторение

42

Развороты туловища с использованием предметов


15.02.2016


Повторение

43

Закрепление материала


19.02.2016


Повторение

III семестр

44

Танцевальные упражнения: бодрый, спокойный, топающий шаг

1

29.02.2016


Повторение

45

Танцевальные упражнения: бодрый, спокойный, топающий шаг

1

4.03.2016


Повторение

46

Танцевальные упражнения: бодрый, спокойный, топающий шаг

1

7.03.2016


Повторение

47

Танцевальные упражнения: бодрый, спокойный, топающий шаг

1

11.03.2016


Повторение

48

Танцевальные упражнения: бодрый, спокойный, топающий шаг

1

14.03.2016


Повторение

49

Танцевальные упражнения: бодрый, спокойный, топающий шаг

1

18.03.2016


Повторение

50

Танцевальные упражнения: бодрый, спокойный, топающий шаг

1

21.03.2016


Повторение

51

Танцевальные упражнения: бодрый, спокойный, топающий шаг

1

25.03.2016


Повторение

52

Танцевальные упражнения: подпрыгивание на двух ногах

1

28.03.2016


Повторение

53

Танцевальные упражнения: подпрыгивание на двух ногах

1

1.04.2016


Повторение

54

Танцевальные упражнения: подпрыгивание на двух ногах

1

4.04.2016


Повторение

55

Танцевальные упражнения: подпрыгивание на двух ногах

1

8.04.2016


Повторение

56

Ритмический рисунок

1

18.04.2016


Повторение

57

Ритмический рисунок

1

22.04.2016


Повторение

58

Ритмический рисунок

1

25.04.2016


Повторение

59

Ритмический рисунок

1

29.04.2016


Повторение

60

Ритмический рисунок

1

6.05.2016


Повторение

61

Пластика рук и ног

1

13.05.2016


Повторение

62

Пластика рук и ног

1

16.05.2016


Повторение

63

Пластика рук и ног

1

20.05.2016


Повторение

64

Пластика рук и ног

1

23.05.2016


Повторение

65

Закрепление материала

1

27.05.2016


Повторение

66

Итоговый урок

1

30.05.2016


Повторение



























9 «Д» класс

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения


Примечание

план

факт

I семестр

1

Вводный урок

1

8.09.2014


Повторение

2

Быстро-медленно

1

15.09.2014


Повторение

3

Быстро-медленно

1

22.09.2014


Повторение

4

Громко-тихо

1

29.09.2014


Повторение

5

Громко-тихо

1

6.10.2015


Повторение

6

Упражнения на ориентировку в пространстве

1

13.10.2015


Повторение

7

Упражнения на ориентировку в пространстве

1

20.10.2015


Повторение

8

Закрепление материала

1

27.10.2015


Повторение

9

Ходьба и бег: с высоким подниманием колен

1

3.11.2015


Повторение

10

Ходьба и бег: с высоким подниманием колен

1

10.11.2015


Повторение

II семестр

11

Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.

1

24.11.2015


Повторение

12

Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.

1

1.12.2015


Повторение

13

Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.

1

8.12.2015


Повторение

14

Закрепление материала

1

15.12.2015


Повторение

15

Выпрямление и повороты головы

1

22.12.2015


Повторение

16

Выпрямление и повороты головы

1

29.12.2015


Повторение

17

Выпрямление и повороты головы

1

12.01.2016


Повторение

18

Закрепление материала

1

19.01.2016


Повторение

19

Ритмико-гимнастические упражнения

1

26.01.2016


Повторение

20

Ритмико-гимнастические упражнения

1

2.02.2016


Повторение

21

Ритмико-гимнастические упражнения

1

9.02.2016


Повторение

22

Закрепление материала

1




16.02.2016


Повторение

III семестр

23

Танцевальные упражнения: бодрый, спокойный, топающий шаг

1

1.03.2016


Повторение

24

Танцевальные упражнения: бодрый, спокойный, топающий шаг

1

15.03.2016


Повторение

25

Танцевальные упражнения: бодрый, спокойный, топающий шаг

1

22.03.2016


Повторение

26

Танцевальные упражнения: бодрый, спокойный, топающий шаг

1

29.03.2016


Повторение

27

Танцевальные упражнения: бодрый, спокойный, топающий шаг

1

5.04.2016


Повторение

28

Танцевальные упражнения: бодрый, спокойный, топающий шаг

1

19.04.2016


Повторение

29

Танцевальные упражнения: бодрый, спокойный, топающий шаг

1

26.04.2016


Повторение

30

Закрепление материала

1

3.05.2016


Повторение

31

Танцевальные упражнения: подпрыгивание на двух ногах

1

10.05.2016


Повторение

32

Танцевальные упражнения: подпрыгивание на двух ногах

1

17.05.2016


Повторение

33

Закрепление материала

1

24.05.2016


Повторение

34

Итоговый урок

1

31.05.2016


Повторение

Приложение 1.

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения, список литературы:

1.«Особый ребенок. Исследование и опыт помощи», Москва 2001г.

2. «Музыка и танцы в коррекции нарушений развития у детей» Москва 2003 г.

3. «Особый ребенок. Исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник» Москва 1999г.

4. Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа: математика, физическая культура, ритмика, трудовое обучение. Издательство «Дрофа», 2009.

5. Т. А. Замятина, Л. В. Стрепетова. Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие. Издательство «Глобус», 2009.

6. Е. В. Васина, Е. Л. Савченко, сборник программ художественно-эстетического образования: история хореографического искусства, современный танец, ред. Дизендорф Н. Д. - Челябинск: ООО «Издательство Рекпол», 2008.

7. Видеодиски «Уроки ритмики». Автор: учитель ритмики Семенкова Л. Ю..

8. Видеодиски «Уроки хореографии». Авторы: Е. В. Васина, Е. Л. Савченко.



© 2010-2022