- Преподавателю
- Другое
- Программа по обучению детей правилам дорожного движения
Программа по обучению детей правилам дорожного движения
Раздел | Другое |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кравченко Л.А. |
Дата | 31.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр дополнительного образования детей
Ипатовского района Ставропольского края
Принята на педсовете
«____»____________
Протокол от «___»_____2013 г.
№__
Утверждаю
Директор
МКОУ ДОД ЦДОД
Ипатовского района
Приказ от «___»______2013 г.
№__
Авторская образовательная программа дополнительного
образования детей
«Знатоки дорог»
Программа рассчитана на « 2 » года обучения
Возраст обучающихся - 6-10 лет
Автор: Кравченко Любовь Андреевна
педагог дополнительного образования
МКОУ ДОД ЦДОД Ипатовского района
г. Ипатово, 2013 год
год разработки - 2005
Пояснительная записка.
В последнее время планета Земля переживает автомобильный бум. Транспортный парк растёт, вместе с ним пополняется и список жертв дорожных трагедий.
Одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны - безопасность дорожного движения.
По статистике Госавтоинспекции России половина пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях детей - учащиеся от 7 до 14 лет.
Анализ состояния детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что дети не обладают крайне необходимыми для современных условий жизни в городе навыками безопасного поведения в транспортной среде, не умеют оценивать и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения Правил дорожного движения.
Слишком много непредвиденных ситуаций ждёт детей на дороге, и надо, чтобы ребёнок в них хорошо ориентировался.
Избежать дорожных опасностей можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка с самого раннего возраста.
Обучение детей правилам безопасного поведения на дороге бесспорно вопрос сложный. Педагоги и родители стараются обучить детей правилам дорожного движения. Но детская беспечность и обилие отрицательных примеров зачастую сводят на нет все усилия. Вот и встаёт перед нами задача рассказать о ПДД так, чтобы юные его участники осознали предостерегающие их опасности.
В школьном курсе ОБЖ и во внеклассной работе часов на изучение правил дорожного движения отводится очень мало. Хотя математике и правописанию можно научить лишь тогда, когда ребёнок дойдёт до школы.
Подростки 12-15 лет дополнительное образование в области ПДД получают в отрядах юных инспекторов движения.
Для младших школьников с учётом интересов и потребностей детей и их родителей разработана программа «Знатоки дорог».
Программа может использоваться как один из вариантов углубленного изучения правил дорожного движения младшими школьниками, впоследствии вступающими в отряды «Юных инспекторов движения»
Программа приближена к требованиям жизни. Она не дублирует курс ОБЖ, а является логическим её продолжением. Данная программа представляет собой систему непрерывного образования в области безопасности дорожного движения, разработана с учётом физиологических и психологических нагрузок, адресована детям 6-10 лет.
Продолжительность образовательного процесса - 2 года, реализация программы рассчитана на 216 часовой курс обучения.
Группы детей 1 года обучения набираются без предъявления требований к стартовым знаниям, занятия доступны для всех желающих.
Цель: Воспитание навыков безопасного поведения детей на улице и повышение дорожно-транспортной культуры детей.
Задачи:
Обучающие:
-
Расширить и углубить знания в области правил дорожного движения; истории развития автомобиля, ГАИ, основ медицинской подготовки.
-
Формировать у детей навыки обеспечения дорожно-транспортной безопасности.
Развивающие:
-
Создавать благоприятные условия для формирования творческой личности.
-
Развивать творческие и мыслительные способности.
-
Содействовать развитию духовных и физических качества личности;
Воспитывающие:
-
Воспитывать культуру участников дорожного движения.
-
Способствовать развитию детской инициативы и детского самоуправления
-
Формировать уважительное отношение к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности.
Главным в воспитательном процессе безопасного поведения на улицах города является формирование у детей уважительного отношения к Закону дороги, осознания объективной целенаправленности и необходимого выполнения правил и требований дорожного движения и выработки у них стереотипов безопасного поведения.
Формы обучения школьников ПДД очень разнообразны: игровые программы, практические занятия, экскурсии, встречи, конкурсы.
На занятиях используются визуальные, практические методы работы: видеофильмы, таблицы, компьютерные задания, наблюдение и анализ, работа с литературой, творческие задания, ситуационные тренинги.
Учитывая возрастные особенности младших школьников главной технологией является игровая технология, которая способствует социализации личности.
Много внимания уделяется созданию благоприятного микроклимата, развитию самоуправления и творчества. Этому способствует организация индивидуальной и групповой работы, система сменных лидеров.
Основные принципы программы:
-
Принцип преемственности - обеспечивает подготовку детей к вступлению в отряды юных инспекторов движения.
-
Принцип развития - направляет деятельность каждого участника в рамках программы на его всестороннее развитие.
-
Принцип гибкости и вариативности - даёт возможность вносить изменения в содержание программы.
-
Принцип открытости - позволяет стать участником программы любому желающему.
-
Принцип взаимодействия - обеспечивает тесное
взаимодействие между участниками программы: детьми,
педагогами, родителями, инспекторами ОГИБДД.
-
Принцип региональности - предполагает обучение с учётом местных особенностей.
Программа состоит из следующих разделов:
-
Правила движения - закон улиц и дорог.
-
Первая доврачебная помощь.
-
Странички истории.
-
Наш друг - «Добрая дорога детства»
-
Мастерская «Зелёный огонёк»
Реализация программы осуществляется по этапам:
-
Организационный:
-
Организация социологического исследования с целью изучения интересов, запросов детей и их родителей.
-
Изучение опыта работы образовательных учреждений дополнительного образования детей в России и крае по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности детей.
-
Разработка образовательной программы детского объединения.
-
Утверждение плана работы.
-
Частичное апробирование программы.
Основной этап. Апробация и корректировка программы:
-
Экспериментальный набор обучающихся.
-
Анкетирование и тестирование обучающихся и родителей с целью определения правильности их ориентации на выбранную деятельность.
-
Отслеживание полученных знаний, умений и навыков, уровня общей культуры, нравственных качеств личности, уровня коммуникабельности, активности в организации жизнедеятельности коллектива
-
Корректировка программы, отбор наиболее эффективных форм и методов работы в соответствии с интересами, запросами и потребностями детей и их родителей.
-
Работа по сплочению обучающихся и их родителей вокруг общей идеи, ориентированной на воспитание грамотного, сознательного участника дорожного движения.
Заключительный этап:
-
Проведение творческих конкурсов.
-
Анализ программы, определение нерешённых проблем.
-
Корректировка программы.
-
Оформление методических материалов по результатам практической деятельности в рамках программы.
-
Работа по обновлению форм, методов содержания деятельности творческих коллективов
Прогнозируемые результаты.
Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива объединения, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, а в конечном итоге - воспитание грамотных, сознательных участников дорожного движения, которые не только сами не попадают в ДТП, но и помогут друзьям и знакомым стать внимательными, спокойными, тактичными - словом, знатоками дорог.
Перечень умений и знаний
1 год обучения.
Обучающиеся должны знать:
-
основные понятия и термины, используемые в Правилах.
-
Обязанности пешеходов и пассажиров.
-
Значения сигналов светофора и регулировщика, отдельных дорожных знаков.
-
Как распознать и предвидеть опасность.
-
Как оказать первую помощь пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии.
-
Причины и последствия дорожно-транспортного происшествия.
-
Конфликтные ситуации на дороге и пути их решения.
-
Историю развития дорог, светофора.
-
Рубрики газеты «Добрая дорога детства»
Должны уметь:
-
Самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог с регулируемым и нерегулируемым движением транспортных средств.
-
Ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации.
-
Определять безопасные места для игр и езды на велосипеде.
-
Соблюдать требования правил безопасности на остановках маршрутного транспорта, при посадке и высадке из него.
-
Оказывать первую медицинскую помощь при ранах, кровотечениях.
2 год обучения.
Учащиеся должны знать:
- основные сведения и требования к безопасности, предъявляемые к транспортным средствам.
-
Типы светофоров и их сигналы. Методы и системы управления светофорами.
-
Группы знаков и их назначение.
-
Требования к безопасности и правила движения для велосипедистов.
-
Расположение транспортных средств на проезжей части.
-
Проезд перекрестков.
-
Сложные ситуации на дороге и перекрестке.
-
Правила оказания первой помощи в пути, при дорожно-транспортном происшествии.
-
Историю ГАИ-ГИБДД, «ЮИД», автомобиля.
Должны уметь:
- Ориентироваться в дорожных ситуациях (распознавать опасности и принимать адекватные решения).
-
Управлять велосипедом с соблюдением Правил и требований безопасности движения.
-
Решать ситуационные и другие задачи по Правилам дорожного движения с применением макетов и без них.
-
Применять приемы оказания первой (доврачебной) медицинской помощи.
-
Применять приемы самосохранения при возможном попадании в дорожно-транспортное происшествие и чрезвычайную ситуацию в качестве пассажира транспортных средств.
-
Управлять велосипедом с соблюдением Правил и требований безопасности движения
-
Проводить игры, беседы с учащимися.
-
Работать с газетой «Добрая дорога детства»
Учебно-тематический план.
1 год обучения
№ п/п
Тема
Общее
кол-во
часов
В том числе
Теоретические
Практические
Знакомство с образовательной программой, Уставом, лицензией, правилами внутреннего распорядка учреждения. Общие правила техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены. Пожаробезопасность.
1
1
Правила движения - закон улиц и дорог
48
20
28
Основные понятия и термины ПДД. Что мы видим на дороге и на улице.
2
0,5
1,5
Движение транспортных средств и пешеходов по сигналам светофора и регулировщика.
4
2
2
Перекрёстки и их виды. Граница перекрёстка. Переход проезжей части на перекрёстках.
6
3
3
Три «закона» безопасности пешехода на дороге. Дорожные ловушки.
11
5
6
Мы - пассажиры.
5
3
2
Группы дорожных знаков. Назначение дорожных знаков.
9
4
5
3
Правила для велосипедистов.
5
3
2
Остановочный путь автомобиля.
1
0,5
0,5
Практические занятия по ПДД на специально размеченной площадке.
6
-
6
4
Странички истории.
4
3
1
5
Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему в ДТП.
4
2
2
6
Наш друг - газета «Добрая дорога детства»
4
2
2
7
Мастерская «Зелёный огонёк»
7
7
Отслеживание степени усвоения программного материала.
4
4
Всего
72
28
44
Содержание первого года обучения.
1.Введение в изучаемый курс. Знакомство с образовательной программой, Уставом, лицензией, правилами внутреннего распорядка учреждения. Общие правила техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены. Пожаробезопасность
2.Правила движения - закон улиц и дорог
Основные понятия и термины ПДД. Пояснение отдельных понятий и терминов, используемых в «Правилах дорожного движения»
Что мы видим на дороге и на улице. Элементы улиц и дорог. Проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина, кювет. Их назначение. Назначение пешеходных ограждений. Элементы загородных дорог. Работа с плакатами «Элементы улиц и дорог». Занятие - тест с использованием рисованных карточек.
Сигналы светофора и регулировщика. Движение транспортных средств и пешеходов по сигналам светофора и регулировщика.
Практическое занятие на площадке «Действуем по сигналам регулировщика»
Конкурсная программа «Три чудесных цвета»
Нерегулируемый и регулируемый перекрёстки. Перекрёстки и их виды. Граница перекрёстка. Переход проезжей части на регулируемом перекрёстке. Разбор возможных ситуаций. Особенности перехода проезжей части на пересечениях: а) главной и второстепенной дорог, б) двух равнозначных. Три «закона» безопасности пешехода на дороге. Разводка транспорта и пешеходов на макете.
Экскурсия к перекрёстку.
Отработка правил перехода проезжей части пешеходами на детской площадке. Сюжетно-ролевая игра «Пешеходы, водители, велосипедисты».
Дорожные ловушки. Закрытый обзор. Отвлечение внимания при переходе проезжей части. Ситуация «пустынная улица». Остановки автобуса. Пешеходные переходы. Анализ дорожных ситуаций.
Цена нарушений. Статистические данные о погибших и раненых в мире, стране, крае, районе. Встреча с инспектором ОГИБДД, врачом травматологом.
Обучение наблюдению во время целевых экскурсий на улице. Обучение оценивать обстановку, скорость и направление движения машин, скрытую опасность.
Особенности безопасного поведения в осенне-зимний период. Особенности движения транспорта и пешеходов по скользкой дороге. Лужи, грязь, снег, гололёд - препятствия для движения. Плохая видимость в дождь, туман, снегопад, пургу. Опасность катания с горок. Инструктаж о безопасном поведении во время осенних и зимних каникул.
Мы - пассажиры. Где разрешается ожидать общественный транспорт. Как надо обходить стоящий транспорт. Правила поведения в маршрутном транспорте, правила посадки и выхода пассажиров из транспорта.
Работа с карточками заданиями. Конкурс знатоков песен о транспорте. Инсценировка «В автобусе».
Чрезвычайные ситуации на транспорте.
Захват террористами. ДТП. Стихийное бедствие. Криминальная обстановка.
Ситуационные задачи.
Дорожные знаки.
Назначение дорожных знаков. Группы. Знакомство с отдельными знаками. Нарисовать знаки, встречающиеся по дороге в школу.
Игра «Знак дорожный знать ты должен»
3.Правила для велосипедистов.
Устройство велосипеда, снаряжение. Сигналы, подаваемые велосипедистами об изменении направления движения.
Игра - викторина «Лучше знаешь - дальше едешь»
Остановочный путь автомобиля.
Зависимость остановочного пути от массы, скорости, состояния шин автомобиля; от реакции водителя, состояния дороги. Тормозной путь.
Практические занятия по ПДД на специально размеченной площадке
Ориентируясь на дорожные знаки, линии дорожной разметки, сигналы регулировщика и светофора воспитанники выполняют правила для пешеходов, велосипедистов. На площадке, где расставлены препятствия, велосипедисты выполняют фигурное вождение велосипеда.
-
Странички истории
Колесницы, повозки, кареты. Всё началось с колеса. Движимые ветром. От пара к газу. Изобретатели «безлошадной повозки». Первые автомобили и …автомобилистки. Кто построил первый в России автомобиль.
Дорога древних.
Дороги, созданные руками римских солдат и рабов. Аппиева дорога. Троянова дорога. Без камней в Санк-Петербург не пускали.
Почему машины идут по правой стороне.
А светофор переключали вручную.
Что такое светофор. «Язык» светофоров. Первый светофор в Ставрополе.
Конкурсная программа «Колесо истории»
Автомобиль на конвейере
Секрет «японского чуда» Грузовики завода АМО. Чем знаменит автомобиль «Победа»
Автомобиль моей мечты
Конкурсная программа фантастических проектов «Чудо на колёсах»Разгадывание кроссворда «Автоэрудит»
-
Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему в ДТП.
Оказание первой помощи при ранениях. Понятие о ране, классификация ран. Опасности, связанные с загрязнением ран, меры их предупреждения.
Практическая работа: наложение стерильных повязок.
Первая медицинская помощь при ожогах.
Термические, химические, радиационные ожоги. Ожоги различных степеней, первая помощь.
Практическая работа: вскрытие пакета перевязочного индивидуального.
Солнечный удар, обморок.
Тепловой удар, его симптомы, первая помощь. Симптомы обморока, первая помощь при обморочном состоянии. Почему возникают солнечный и тепловой удары.
-
Наш друг - газета «Добрая дорога детства»
Читаем и обсуждаем статьи.
Из жизни отрядов «Юные инспекторы движения»
Коротко о главном.
«Загадочные странички».
Занимательные задачки, ребусы, загадки.
Участвуем в конкурсах.
Подготовка материалов для участия в конкурсах, объявляемых газетой.
Игротека ДДД
Весёлые игры для веселой компании.
-
Мастерская «Зелёный огонёк»
Мастерская «Зелёный огонёк» Изготовление для проведения игровых конкурсных программ: дорожных знаков (из папье-маше, картона) ; светофора (из спичечных коробок, папье-маше), автомобилей. Конкурс рисунков «Я за мир на дороге»
Отслеживание степени усвоения программного материала.
Диагностические срезы по темам «Правила движения для пешеходов», «Дорожные знаки», «Оказание доврачебной помощи пострадавшим»
Промежуточная аттестация воспитанников с целью определения степени усвоения пройденного материала за 1 полугодие. Итоговая аттестация знаний и умений.
Учебно-тематический план.
2 год обучения
тема
общее
кол-во
часов
в том числе
теоретические
практические
Введение в образовательную область
2
2
Правила движения - закон улиц и дорог
90
48
42
Повышение интенсивности
движения транспорта и пешеходов.
14
8
6
Типы светофоров. Дорожные знаки. Дорожная разметка.
36
18
18
На загородных дорогах. Движение группы пешеходов
8
4
4
Игры и соревнования на размеченной площадке
6
6
Дорожные «ловушки»
6
2
4
Обучение наблюдению во время целевых экскурсий.
4
4
Чрезвычайные ситуации на транспорте.
4
2
2
Правила для велосипедистов.
6
2
4
Настольные игры.
6
6
Странички истории.
6
6
Автомобиль
6
2
4
Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему в ДТП.
12
4
8
Наш друг - газета «Добрая дорога детства»
8
4
4
Мастерская «Зелёный огонёк»
8
8
Отслеживание степени усвоения программного материала.
6
2
4
Вождение велосипеда
6
6
Всего
144
62
82
Содержание второго года обучения.
-
Вводное занятие.
-
Правила движения - закон улиц и дорог
Повышение интенсивности движения транспорта и пешеходов.
Статистические данные о транспортных средствах города. Какие меры принимаются для обеспечения безопасности пешеходов.
Как ты знаешь правила дорожного движения.
Тестирование. Конкурсная программа.
Причины дорожно-транспортных происшествий.
Нарушения правил дорожного движения участниками движения, которые приводят к дорожно-транспортным происшествиям. Их последствия.
Типы светофоров.
Транспортные - с дополнительной секцией, для регулирования движения в определённых направлениях, реверсивные. Светофоры для велосипедистов.
Дорожные знаки.
Продолжить знакомство с дорожными знаками. Правила установки предупреждающих знаков. Зона распространения действия знака. Игра «Собери дорожный знак» из разрознённых и разрезанных частей. Игра «Каждому знаку своё место»
Дорожная разметка
Горизонтальная разметка, наносимая белыми и жёлтыми линиями.
На загородных дорогах
Правила поведения на загородных дорогах. Обязанности пешеходов при движение по загородным дорогам
Движение группы пешеходов
Движение организованных пеших колонн. Движение группы детей.
Игры и соревнования на размеченной площадке
«Тише едешь - дальше будешь», «Тот примерный пешеход, кто по правилам идёт», «Что нам знаки говорят».
Дорожные «ловушки»
Ситуация на углу перекрёстка и возле дома. Переход, оборудованный светофором. Как надо себя вести, стоя на середине улицы.
Обучение наблюдению во время целевых экскурсий.
Обучение оценивать обстановку. Обучение оценивать скорость и направление движения машин. Обучение предвидеть скрытую опасность.
Цена нарушений ПДД.
Статистические данные о погибших и раненых в мире, стране, крае, районе. Встреча с инспектором ОГИБДД, врачом травматологом.
Чрезвычайные ситуации на транспорте.
Захват террористами. ДТП. Стихийное бедствие. Криминальная обстановка. Пожар в автомобиле. Правила пользования огнетушителем.
Ситуационные задачи
Правила для велосипедистов.
Дополнительные требования к движению велосипедистов. Ситуации, встречающиеся при движении по улицам и дорогам.
Практические занятия по ПДД на специально размеченной площадке.
Ориентируясь на дорожные знаки, линии дорожной разметки, сигналы регулировщика и светофора воспитанники выполняют правила для пешеходов, велосипедистов. На площадке, где расставлены препятствия, велосипедисты выполняют фигурное вождение велосипеда.
Встреча с инспектором ОГИБДД
Причины ДТП с детьми в крае, районе. Нарушения, допускаемые пешеходами-детьми
Проведение игровых программ в детских садах.
«По дорогам старухи аварии», «Красный вагон по рельсам бежит»
-
Странички истории
История ГАИ-ГИБДД
История полиции. За шаг до рождения. Взвод регулирования уличного движения. ГАИ нашего края, района.
История отрядов «ЮИД»
Первые отряды в стране, крае, районе. Слёты отрядов. Конкурсы «Безопасное колесо». Наши победители.
Кто изобрёл велосипед
Железный самокат Артамонова. Изобретения Драйса, Мишо.
Колесо истории «Наш друг - велосипед»
История дорожных знаков
Как помечали дорогу в древнем мире. Верстовые столбы. Первые международные знаки. Новый государственный стандарт.
Как появилась «зебра» на дороге
Переход типа «зебра»
-
Автомобиль
Экология и автомобиль.
Источник загрязнения воздуха - транспортные средства. Воздействие выхлопных газов на организм человека. Конкурсная программа «Автомобили, автомобили буквально всё заполонили» Автомобиль - не роскошь
Мода и правила. Авто разные нужны. Автомобили для всех. Автомобиль на войне.
Автомобиль на дороге в будущее.
Каким должен быть современный автомобиль. Можно ли обойтись без бензина. Будет ли меняться форма автомобиля. Всемирный автомобиль.
Конкурсная программа «Музыка в автомобиле»
Автомобиль на конвейере
Секрет «японского чуда» Грузовики завода АМО. Чем знаменит автомобиль «Победа».
Автовикторина.
-
Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему в ДТП.
Понятие о ранах. Классификация и их осложнения. Профилактика осложнения ран, понятие об асептике и антисептике, повязке и перевязке. Практическая работа: наложение повязок.
Виды кровотечений и их характеристика. Первая медицинская помощь при кровотечении. Практическая работа: остановка капиллярного, венозного и артериального кровотечений.
-
Наш друг - газета «Добрая дорога детства»
Читаем и обсуждаем статьи.
Из жизни отрядов «Юные инспекторы движения»
Коротко о главном.
«Загадочные странички».
Занимательные задачки, ребусы, загадки.
Участвуем в конкурсах.
Подготовка материалов для участия в конкурсах, объявляемых газетой.
Игротека ДДД
Весёлые игры для веселой компании.
-
Мастерская «Зелёный огонёк»
Мастерская «Зелёный огонёк»
Изготовление для проведения игровых конкурсных программ:
дорожных знаков (из папье-маше, картона) ; светофора (из спичечных коробок, папье-маше), автомобилей
Конкурс рисунков «Я за мир на дороге»
-
Отслеживание степени усвоения программного материала.
Отслеживание степени усвоения программного материала. Диагностические срезы по темам «Правила движения для пешеходов», «Дорожные знаки», «Оказание доврачебной помощи пострадавшим» Промежуточная аттестация воспитанников с целью определения степени усвоения пройденного материала за 1 полугодие.
Итоговая аттестация знаний и умений.
-
Вождение велосипеда
Отработка элементов фигурного вождения «велосипеда. Езда на велосипеде в автогородке с расставленными дорожными знаками, светофорами, регулировщиком по заданному маршруту
Методическое обеспечение
Организация процесса образования по программе строится с использованием теории проблемно-развивающего обучения. Дети участвуют в обсуждении и решение выдвигаемых проблемных ситуаций, сами пытаются найти ответ на вопрос, разрешить проблемное задание. Глубоко анализировать проблемную ситуацию позволяют компьютерная программа «Экзаменационные билеты и тематические задачи ГИБДД». Стремление самому искать и предлагать варианты решения различных ситуаций рождает высокую познавательную активность, приучает мыслить самостоятельно.
Все занятия проводятся с использованием наглядных пособий, которые отображают средства регулирования движением (знаки, разметку, сигналы регулировщика, светофора) и правила их применения
Для закрепления знаний, для применения их на практике дети выполняют тренировочные упражнения на схемах, макетах, в автогородке. Приемами наглядного метода обучения занятия по ПДД приближаются как можно ближе к реальной дорожной обстановке.
Формы и методы, используемые при проведении занятий:
Занятия-тесты с использованием рисованных карточек.
Разбор ситуаций на макете.
Отработка правил поведения в общественном транспорте.
Практические занятия «Действуем по сигналам регулировщика».
Конкурсная программа «Три чудесных цвета».
Конкурсная программа на знание дорожных знаков.
Работа с компьютерной программой.
Отработка правил в автогородке.
Ситуационные задачи.
Все занятия проводятся с использованием наглядных пособий, которые отображают средства регулирования движением (знаки, разметку, сигналы регулировщика, светофора) и правила их применения
Для закрепления знаний, для применения их на практике дети выполняют тренировочные упражнения на площадке, в автогородке. Приемами наглядного метода обучения занятия приближаются к реальной дорожной обстановке. ПДД приближаются как можно ближе к реальной дорожной обстановке.
Практически на каждом занятии используются игровые моменты, которые так необходимы данной возрастной категории. Отработка элементов фигурного вождения «Круг», «Слалом», «Восьмёрка», «Перестроение с одной полосы на другую», «Наклонная доска», «Прицельное торможение», «Качели» «Прямая дорожка». Проводится в соревновательной форме.
Большое внимание уделяется интеллектуальным играм. В эти игры включаются познавательные элементы различных разделов правил и не только. Оперировать вложенными в игру знаниями дети учатся непреднамеренно, непроизвольно, играя.
Насыщенные занимательностью задачи, головоломки, вопросы и упражнения углубляют понимание детьми тем, вовлекают их в активное сотрудничество с педагогом и детьми, будят любознательность, повышают наблюдательность. В основе всех проводимых мероприятий лежит принцип интерактивности, т.е. вовлечённость и включённость всех в данную проблему.
Конкурсные программы позволяют каждому сравнивать уровень своего мастерства с уровнем обученности других и являются мощным стимулом к развитию ребёнка, к совершенствованию его навыков.
При составлении заданий учитываются индивидуальные качества обучающихся, подбираются варианты различной степени сложности. Для каждого ребёнка создаётся ситуация успеха. Глубоко анализировать проблемную ситуацию позволяют компьютерная программа «Экзаменационные билеты и тематические задачи ГИБДД».
Тестирование. Конкурсная программа. Конкурс «Знаки знать обязан всякий, назовите эти знаки». Работа с компьютерной программой. Работа на учебно-практическом пособии «Безопасность на дорогах»
Основной упор на занятиях делается на освоение практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения, привитие навыков быстрой и точной оценки ситуации на дороге, оказании своевременной помощи.
Для закрепления знаний, для применения их на практике дети выполняют тренировочные упражнения на схемах, макетах, в автогородке. Приемами наглядного метода обучения занятия по ПДД приближаются как можно ближе к реальной дорожной обстановке.
Отработка элементов фигурного вождения «Круг», «Слалом», «Восьмёрка», «Перестроение с одной полосы на другую», «Наклонная доска», «Прицельное торможение», «Качели» «Прямая дорожка», «Узкий проезд», «Перенос предмета», «Проезд под перекладиной», «Езда по квадрату». Езда на велосипеде в автогородке с расставленными дорожными знаками, светофорами, регулировщиком по заданному маршруту.
Промежуточная и итоговая аттестации
Для оценки эффективности проводимой по программе работы проводятся контрольные срезы, итоговые занятия по темам и по полугодиям.
Литература
-
Архипов Е.М., Седов А.В. Велосипедный спорт, М., Физкультура и споот,1990г.
-
Бабаев А. 58651 погибли за год. Выживем ли в автомобильной войне. За рулем.1990г. №6 с.1-3.
-
Боровский Б.Е. Безопасность движения автомобильного транспорта, Л.: Лениздат,1984г.
-
Газета «Добрая дорога детства»
-
За поворотом - новый поворот, ГАИ УВД Администрация Ставропольского края. Управление образованием администрации Ставропольского края, г. Ставрополь, 1996г.
-
Зигуненко С.Н. «Транспорт»
-
Жерондо К. Безопасность движения: прошлое, настоящее, будущее: Пер. с Французского (Под ред. В.И.Жулева). М., Юридический материал 1983г.
-
Долматовский Ю.А., Автомобиль за 100 лет, М.Знание ,1986г.
-
Клебельсбеог Д. Транспортная психология.- М. Издательство Транспорт, 1987г.
-
Комментарий к Правилам дорожного движения РФ. Под общей редакцией начальника Главного управления ГИБДД МВД РФ генерал-лейтенанта В.А.. Федорова, М.: Изд. «За рулем», 1996г. И последующие издания.
-
Котик М.А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения.-Изд.2-е, испр. и пополн. М.: Транспорт,1990г.
-
Лукошявиченко О.В., Моделирование дорожно-транспортных происшествий. М., Транспорт, 1988г.
-
Малов В.И. «Автомобили», 2002 г.
-
Методические указания, УГАИ УВД Ставропольского крайисполкома Краевой ОНО, Ставрополь 1987г.
-
Обучаем безопасности дорожного движения УГАИ УВД Ставропольского края, комитет по общему и профессиональному образованию правительства Ставропольского края, Ставрополь 1997г.
-
Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановлением СоветаМинистров Правительства РФ от 23.10.1993г. №1090. Введены в действие с 01.04.2001г.
-
Психология пешехода и безопасность движения. Методические указания по групповой и индивидуальной воспитательно-профилактической работе с пешеходами. Л. Изд. УГАИ УВД Леноблгорисполкомов: Ленинградский Политехнический институт им. М.И.Калинина,1987г.
-
Саулина Т.Ф., 3 сигнала светофора,"Просвещение",1989г.
-
Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом: Учт-метод. пособие по Правилам дорожного движения для учителей начальной школы. СП 6:Изд. дом МиМ,1997г.
-
Три сигнала светофора. Составитель Саулина М. Просвещение 1989г.
-
Учащимся о безопасности дорожного движения ГИБДД УВД Ставропольского края, министерство общего профессионального образования, г. Ставрополь 1998г.
-
Федеральный закон "О безопасности дорожного движения",1995г.
-
Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В. Пешеход на дороге. Обучающий минимум по Правилам и безопасности дорожного движения. СП б, 2001г.
-
Школьный учебным кабинет по Правилам дорожного движения. Информационный уголок по безопасности дорожного движения. Методические рекомендации ЦБ "Автоград" Комитета по образованию Администрации СПб и Управления ГИБДД ГУВД СПб, и Лен. обл. - 2000г.
-
Экзаменационные билеты категории «А-В», утверждены Главным управлением ГИБДД МВД России, Москва, 2001г.