Элективный курс по физкультуреЗа здоровый образ жизни

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Коваленко Светлана Владимировна

Учитель физической культуры МБОУ СОШ№1 города Сельцо


Предпрофильная подготовка. Элективный курс «За здоровый образ жизни»

(авторская программа).



Содержание

1. Паспорт программы «За здоровый образ жизни»

2. Вступление. Обоснование программы.

3. Содержание программы.

4. Учебно-тематический план.

5. Методическая часть.

6. Список литературы для учителя и учащихся.


I. Паспорт программы «За здоровый образ жизни»


Цель и задачи программы: создание педагогических условий для сохранения и развития здоровья учеников на основе выработки и закрепления навыков здорового образа жизни.




II. Вступление. Обоснование программы.


Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности.

Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием - забота о здоровье. физическом воспитании и развитии учащихся. Обучение в школе увеличивает нагрузку на организм ребенка. Дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности, увеличивается статическое напряжение, возрастает необходимость усвоения и переработки разнообразной информации. Эти факторы оказывают предпосылки для развития у учащихся отклонений в состоянии здоровья: нарушения осанки, зрения, повышения артериального давления, накопления избыточной массы тела, предрасположения к различным заболеваниям сердечно-сосудистой, дыхательной систем, нарушения обмена веществ и т.д. Вместе с тем в период обучения в школе происходит интенсивное развитие организма, который чутко реагирует как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на оздоравливающие меры. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса, что может вызвать неадекватные формы поведения.

Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения эффективных навыков, направленных на здоровый образ жизни учащихся.


III. Содержание программы.


Выполнение программы обеспечивает решение следующих основных задач физического воспитания в школе:

1. укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности учащихся

2. развитие основных двигательных качеств

3. обучение жизненно-важным и спортивным двигательным навыкам и умениям

4. приобретение знаний в области гигиены, основ физической культуры, спорта и здорового образа жизни

5. воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

6. воспитание нравственных и волевых качеств

7. борьба с вредными привычками: табакокурением, наркоманией, алкоголизмом.

Для удовлетворения естественной потребности детей и подростков в движениях применяется наряду с основной формой физического воспитания - уроком физической культуры, также гимнастика до учебных занятий, физкультминутки на общеобразовательных уроках (преимущественно в младших классах), игровые упражнения, подвижные игры, эстафеты, во второй половине дня, занятия в различных спортивных и оздоровительных кружках. Предлагается дифференцированный подход с учетом работы с детьми разного возраста. Вся работа по физическому воспитанию учащихся направлена против утомления их на общеобразовательных уроках , на обеспечение активного отдыха детей после занятий, укрепление здоровья и совершенствование физической подготовленности посредством систематических занятий на уроках физической культуры и других формах физкультурной работы в соответствии с возможностями каждой возрастной группы и учетом условий конкретной сельской школы.

IV. Учебно-тематический план к

программе «За здоровый образ жизни»


п.п


Название темы

Кол-во часов

Форма

проведе-ния


Образо-вательный

продукт




всего


лекции

прак-тика



1.

Особенности проведения утренней гигиенической гимнастики


3


2


1


Написать конспект утренней гимнастики

2.

Подвижные игры и эстафеты в распорядке дня учащихся


3


1

2


Описать 1 игру и 3 эстафеты

3.

Беседа «О вреде табакокурения»

2

2

-


Нарисовать

4.

Беседа «О вреде наркомании»

2

2

-


плакат или

5.

Беседа «О вреде употребления алкоголя»


2


2


-


составить частушку, стих, слоган о вредных привычках

6.

Методика самостоятельных занятий оздоровительным бегом


2


2


-


Составить примерный

7.

Практическое занятие «Техника оздоровительного бега»


2


-


2


план заня-тий на 1 месяц

8.

Зачетное занятие

1






Итого

17









V. Методическая часть.


При изучении курса «Здоровый образ жизни» весь материал разбит на 3 блока:

В первом блоке школьникам даются знания и умения по физкультурно-оздоровительной работе в режиме дня школьников (помимо уроков физической культуры из программы школы). Для предупреждения утомления и поддержания умственной работоспособности на оптимальном уровне в течении дня, недели, месяца и учебного года даются рекомендации по проведению утренней гигиенической гимнастики до учебных занятий продолжительностью 10-15 минут ежедневно. Приводятся различные комплексы гимнастических упражнений. На практическом занятии изучаются эти комплексы и дается задание школьникам самостоятельно написать конспекты нескольких вариантов утренней гимнастики. Также рассматриваются игровые упражнения, подвижные игры, эстафеты, которые можно использовать на удлиненных переменах, на прогулках, при играх во второй половине дня для обеспечения активного отдыха детей после занятий, укрепления здоровья и совершенствования физической подготовленности при последующих занятий на уроках физической культуры. На практических занятиях изучаются различные варианты игр и эстафет, после чего школьники получают задание: самостоятельно описать одну игру и три разные эстафеты в виде красочно оформленного конспекта или схемы.

Во втором блоке школьникам в виде беседы дается материал о воздействие на детский организм таких вредных привычек, как табакокурение, наркомания, употребление алкоголя. По мере изучения материала школьники получают задание: самостоятельно нарисовать плакат, рисунок или составить частушку, стих, слоган о борьбе с вредными привычками.

В третьем блоке путем лекций и практических занятий рассматривается методика самостоятельных занятий оздоровительным бегом, организация занятий, гигиенические основы оздоровительного бега, борьба с травматизмом, правильный подбор одежды и обуви, классификация и содержание частных методик оздоровительного бега, методы самоконтроля при занятиях, основы правильной техники бега. На основе всего пройденного материала школьникам дается задание: самостоятельно, каждый для себя с учетом своих индивидуальных особенностей и физической подготовленности, составить примерный план тренировок на 1 месяц.

На зачетном занятии учитываются знания, умения, навыки, полученные учащимися в результате обучения и выполнения заданий, полученных в процессе изучения курса.









Календарное тематическое планирование по

элективному курсу предпрофильного обучения

«Здоровый образ жизни» 9 класс


урока


Дата


Содержание

Домашнее

задание


Примечание

1.


Ознакомление с курсом.



2.


Лекция «Утренняя гигиеническая гимнастика». Различные комплексы упражнений.

Составить комплекс упражнений УГГ


3.


Практическое занятие. Показать комплекс УГГ и проведение упражне-ний согласно конспекта. Обсуждение комплекса, исправление ошибок.

Составить комплекс УГГ с учетом выявлен-ных ошибок.


4.


Лекция «Подвижные игры и эстафеты в распорядке дня школьников»

Написать конспект

подвижной игры


5.


Практическое занятие. Разучивание различных вариантов подвижных игр.

Написать конспек-ты разных эстафет


6.


Практическое занятие. Составление из конспектов эстафет сценария спортивного праздника



7.


Беседа «О вреде табакокурения»

Составить часту-шку, слоган, стих о вреде табакоку-рения


8.


Обсуждение выполнения домашнего задания: стихов, частушек, слоганов о вреде табакокурения



9.


Беседа «О вреде употребления наркотиков».

Составить часту-шку, слоган, стих о вреде наркотиков


10.


Обсуждение выполнения домашнего задания: стихов, частушек, слоганов о вреде употребления наркотиков



11.


Беседа «О вреде употребления алкоголя»

Составить часту-шку, слоган, стих о вреде алкоголя


12.


Обсуждение выполнения домашнего задания: стихов, частушек, слоганов о вреде употребления алкоголя



13.


Лекция «Методика самостоятельных занятий оздоровительным бегом»

Составить план занятий на 1 месяц


14.


Обсуждение составленных планов, исправление характерных ошибок

Составить план занятий на 1 месяц с учетом итогов обсуждения


15.


Практическое занятие. Техника оздоровительного бега. Специальные беговые упражнения для исправления характерных ошибок



16.


Практическое занятие. Работа над индивидуальными ошибками. СБУ.



17.


Зачетное занятие.




VI. Список литературы для учителя и учащихся.


1. Подписка журнала "ОБЖ.. Основы безопасности жизнедеятельности"

2. Интернет.

3. Физическая культура. 9-й класс. Подготовка к экзамену. Саратов: "Лицей", 2001г.

4. Ю.А.Янсон "Физическая культура в школе".Ростов н/Д: "Феникс", 2004г.

5. Т.И.Магомедова, Л.Н.Канищева. "Формирование здорового образа жизни" 5-11кл. Волгоград: "Учитель", 2007г.

6. Ю.А.Орешкин "К здоровью через физкультуру" Москва, 1990г.

7. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Ю.А.Янсон. Ростов-на-Дону "Феникс" 2004г.

8. Настольная книга учителя физкультуры. Г.И.Погодаев. Москва "Физкультура и спорт" 2000г.

9. Чудеса физкультуры. Е.Лагутина. Москва "Физкультура и спорт" 1968г

1.


© 2010-2022