Рабочая программа по предмету изобразительное искусство. ФГОС

            Настоящая рабочая     программа  разработана  на  основе  Федерального государственного  образовательного стандарта  общего  образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания  личности  гражданина  России, авторской  программы «Изобразительное искусство» под редакцией Б. М. Неменского. М., Просвещение, 2011 Структура.   Рабочая программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка (место курса в учебном плане, цели и задачи, общая характеристика учебного к...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждаю

Директор МОУ «Малынская ОШ №36»
_____________ Г.В.Григорьева
приказ от___________ 201__ г. № ___



Департамент образования администрации Тульской области

Комитет по образованию администрации МО Щекинский район

МОУ «Малынская основная общеобразовательная школа № 36»





Рабочая программа

по предмету

изобразительное искусство

1 класс



Учитель: Панькина Е.М.



Рассмотрена на заседании педагогического совета

протокол №____ от «____» ___________ 201__ года


2013/2014 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы «Изобразительное искусство» под редакцией Б. М. Неменского. М., Просвещение, 2011

Структура. Рабочая программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка (место курса в учебном плане, цели и задачи, общая характеристика учебного курса, ценностные ориентиры, образовательные технологии, методы и формы, формы контроля);

содержание учебного курса; планируемые результаты; учебно-материальное оснащение учебного процесса; календарно-тематическое планирование

Место курса «Изобразительное искусство» в учебном плане

На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс - 133ч.

В соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", п.10.10

«использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый)» количество часов изобразительного искусства в 1 классе уменьшается на 2 часа (вместо 33 часов - 31 час).

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения: развитие способностей к художественно - образному, эмоционально - ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.

Общая характеристика учебного курса.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных - живопись, графика, скульптура; конструктивных - архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства - традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах - искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выра­зительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирова­ние у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че­ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в вос­питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсед­невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз­витии каждого ребенка - главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Изменения в авторскую программу предусмотрены.

В связи с требованиями СанПина № 2.4.2.2821-10 о проведении в 1 классе в течение сентября и октября трёх уроков в день внесены следующие изменения в почасовом прохождении программы:

1 класс:


Название раздела программы

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения


8

8

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения

8

8

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки


12

10

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.


5

5




Всего

33

31

Особенности содержания и организации учебной деятельности школьников.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных про­странственных искусств:

- изобразительная художественная деятельность;

- декоративная художественная деятельность;

- конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Образовательные технологии, методы и формы.

1. Проблемно - поисковый метод.

2. Наблюдения.

3. Исследования.

4. Практические работы

5. Проектная деятельность.

6. Экскурсии.

7. ИКТ.

8. Коллективная творческая работа.

9. Организация выставок.

Формы контроля.

Творческие работы.

Организация выставок.



Содержание курса.

1 класс (31 час)

ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ


Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8 часов)

Изображения всюду вокруг нас. Изображения в жизни человека. Предмет «Изобразительное искусство». Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства. Знакомство с Мастером Изображения. Изобразить то, что каждый хочет, умеет, любит.

Мастер Изображения учит видеть. Знакомство с понятием «форма». Сравнение по форме различных листьев и выявление ее геометрической основы. Изображение сказочного леса, где все деревья похожи на разные по форме листья.

Изображать можно пятном. Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна. Превращение произвольно сделанного краской и кистью пятна в изображение зверушки.

Изображать можно в объеме. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Изображать в объёме птиц способами вытягивания и вдавливания. Лепка птиц.

Изображать можно линией. Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Рисунок линией на тему «Расскажи нам о себе».

Разноцветные краски. Знакомство с цветом. Краски гуашь. Навыки работы с гуашью. Создание красочного коврика с помощью красок

Изображать можно и то, что невидимо. Выражение настроения в изображении. Изображение радости и грусти.

Художники и зрители (обобщение темы). Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Итоговая выставка детских работ по теме. Беседа. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Художественный музей.

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8часов)

Мир полон украшений. Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Знакомство с Мастером Украшения. Цветы - украшение Земли. Разнообразие цветов: их форм, окраски, узорчатых деталей. Коллективная работа: составление букета из вырезанных сказочных цветов.

Красоту надо уметь замечать. Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе. Декоративное изображение птиц.

Узоры на крыльях. Ритм пятен. Соотношение пятна и линии. Любование красотой бабочек и рассматривание узоров на их крыльях. Ритмический узор пятен и симметричный повтор. Украшение крыльев бабочки.

Красивые рыбы. Монотипия. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна). Украшение рыбок узорами чешуи (в технике монотипии).

Украшения птиц. Объёмная аппликация. Изображение нарядной птицы в технике объёмной аппликации, коллажа.

Узоры, которые создали люди. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека. Создание своего орнаментального рисунка на основе полученных впечатлений.

Как украшает себя человек. Изображение любимых сказочных героев и их украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки).

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). Создание украшения для новогодней ёлки или карнавальных головных уборов.

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (10 часов)

Постройки в нашей жизни. Знакомство с архитектурой и дизайном. Знакомство с мастером Постройки. Построение на бумаге дома с помощью печаток («кирпичиков»).

Дома бывают разными. Многообразие архитектурных построек и их назначение. Составные части дома. Изображение сказочного дома для себя и своих друзей

Домики, которые построила природа. Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнёзда, соты), их форма и конструкции. Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов, грибов

Дом снаружи и внутри. Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Изображение фантазийного дома в виде буквы алфавита, их вид снаружи и внутри.

Строим город. Развитие конструктивной фантазии. Архитектура. Архитектор. Приёмы работы в технике бумагопластики. Коллективный макет игрового городка.

Все имеет свое строение. Конструкция предмета. Создание из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображений зверей в технике аппликации.

Строим вещи. Конструирование предметов быта. Конструирование упаковок или сумок, украшение их.

Город, в котором мы живем (обобщение темы). (3 ч) Экскурсия по родному городу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки. Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением. Разнообразие городских построек. Зарисовки города по впечатлениям после экскурсии. Коллективная работа. Панно-коллаж «Город, в котором мы живём».

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу . (5часов)

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Изображение, украшение и постройка - три стороны работы художника при создании произведения. Рассматривание произведений разных видов искусства. Выставка лучших работ учащихся.Праздник весны. Праздник птиц. Разноцветные жуки. Зарисовка: прилёт птиц. Конструирование и украшение божьих коровок, стрекоз. Сказочная страна. Создание панно к сказке «Колобок».Времена года. Создание коллажей и объёмных композиций на основе смешанных техник. Коллаж «Здравствуй, лето!».

Здравствуй, лето! (обобщение темы). Урок любования. Умение видеть. Экскурсия в природу. Наблюдение живой природы с точки зрения трёх Мастеров.




Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство:

- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

- сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- формирование умения понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно - нравственном развитии человека;

- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

- понимание образной природы искусства;

- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази­тельных средствах;

- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;

- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.




Планируемые результаты


В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у обучающихся:

- будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;

- начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;

- сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности - способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощённых в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, -любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;

- появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьётся трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;

- установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество»,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьётся принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии;

- будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности.

Обучающиеся:

- овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;

- смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать своё отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;

- научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ- средств;

- получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства;

- смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно - творческих ситуаций в повседневной жизни



Материально-техническое обеспечение

1.Нормативно-правое обеспечение образовательного процесса

- Федеральный государственный стандарт начального общего образования

- Авторская программа «Изобразительное искусство» под редакцией Б. М. Неменского. М., Просвещение, 2011

- Рабочая программа по курсу изобразительное искусство в 1-3 классах

2. Учебно-методическая литература для учителя и учащихся

Учебники:

1. Неменская Л.А. «Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь»,1 класс, Москва, «Просвещение», 2013 год.

2. Коротеева Е.И. «Искусство и ты: 2 класс» / Под. Ред. Б. М. Неменского. М., Просвещение», 2012.

3. Коротеева Е.И. Учебник «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. М., «Просвещение», 2013.

Методические пособия.

1. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 2001

2. Виноградова Г.Г. Уроки рисования с натуры/ пособие для учителей. М.Просвещение, 1989

3. Питерских А.С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. М.: Просвещение, 2011

4. Предметные недели в школе. Изобразительное искусство. Беседы. Викторины. Олимпиады. Конкурсы. Необычные уроки. Сост. О.В.Свиридова. Волгоград: Учитель - АСТ, 2007

5. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М.: академия, 1999

3. Учебно-наглядные пособия.

Альбомы по искусству:

- Портреты русских художников;

- Третьяковская галерея - 4 экз.;

- Жанровая живопись русских художников - 2 экз.;

- Изобразительное искусство в 5 классе;

- Эрмитаж;

- Скульптура

Таблицы: по цветоведению, перспективе, построению орнамента, народным промыслам, декоративно-прикладному искусству

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

Дидактический раздаточный материал:

- Дымковская игрушка (наглядное пособие);

- Хохлома (наглядное пособие);

- Городецкая роспись (наглядное пособие);

- Урало-сибирская роспись (наглядное пособие);

- Полхов-Майданская роспись (наглядное пособие);

- Жостовская роспись (нагладное пособие);

- Гжель (наглядное пособие);

- Русский народный костюм (набор открыток);

- Тульский самовар (набор открыток);

- Набор открыток с репродукциями художественных произведений

Тематические папки:

- Животный и растительный мир;

- Натюрморт;

- Пейзаж;

- Скульптура. Архитектура;

- Декоративно-прикладное искусство;

- Фигура человека (статика и динамика);

- Портрет;

- Беседы по ИЗО;

- Региональный компонент на уроках ИЗО

4. Технические средства обучения и ЭОР

- Ноутбук

- Мультимедийный проектор

- Магнитная доска

- Экран

- CD-диск «Шедевры русской живописи»;

- CD-диск Детская энциклопедия. Искусство»;

- CD-диск «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»;

- CD-диск «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»

5. Учебно-практическое оборудование

- Краски акварельные, гуашевые.

- Тушь

- Бумага А4

- Бумага цветная

- Фломастеры, маркеры

- Восковые мелки

- Кисти беличьи, кисти из щетины

- Емкости для воды

- Пластилин

- Клей

- Ножницы

- Папка для черчения школьная, формат А3 (297х420)

- Ватман формата А2, А1

- Карандаши простые KOH-I-NOOR HARDMUTH 1500 - В, НВ

- Файлы для бумаг - А4

- Картон белый, цветной формат А4

6. Модели и натуральный фон

5.1 Муляжи фруктов и овощей

5.2 Гербарии

5.3 Изделия ДПИ

5.4 Геометрические тела

5.5 Керамические тела

4.6 Предметы быта




3.Календарно - тематическое планирование

к рабочей программе по ИЗО в 1 классе



Кол-во часов в неделю: 1

Кол-во часов в год: 31

УМК учащихся:

1.Учебник Л.А. Неменская «Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь»,1 класс, Москва, «Просвещение», 2013 год.

УМК учителя:

1. «Изобразительное искусство». Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией

Б.М. Неменского. 1 - 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений», Москва, « Просвещение», 2011

2. Учебник Л.А. Неменская «Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь»,1 класс, Москва, «Просвещение», 2013 год

№ урока

Дата

Наименование раздела,


Темы уроков. Содержание.

Характеристика деятельности учащихся

Кол-во часов

1 Тема: Ты учишься изображать.

8 ч.

1.

Изображения всюду вокруг нас. Предмет «Изобразительное искусство». Знакомство с Мастером Изображения. Изобразить то, что каждый хочет, умеет, любит. (По желанию).

Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.

Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

1

2

Мастер Изображения учит видеть. Знакомство с понятием «форма». Изображение сказочного леса, где все деревья похожи на разные по форме листья.

Находить, рассматривать красоту (интересное, эмоционально-образное, необычное) в обыкновенных явлениях (деталях) природы (листья, капли дождя, паутинки, камушки, кора деревьев и т. п.) и рассуждать об увиденном (объяснять увиденное). Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. Создавать, изображать на плоскости графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья

1

3

Изображать можно пятном. Пятно как способ изображения на плоскости. Превращение произвольно сделанного краской и кистью пятна в изображение зверушки.

Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть зрительную метафору - находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки. Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской. Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы).

1

4

Изображать можно в объеме. Изображение в объёме птиц способами вытягивания и вдавливания. Лепка птиц.

Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.). Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова).

Овладевать первичными навыками изображения в объеме. Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).

1

5

Изображать можно линией. Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Рисунок линией на тему «Расскажи нам о себе».

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). Находить и наблюдать линии и их ритм в природе. Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни.

1

6

Разноцветные краски. Знакомство с цветом. Навыки работы гуашью. Создания красочного коврика с помощью красок.

Овладевать первичными навыками работы гуашью.

Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков.

1

7

Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Выражение настроения в изображении. Изображение радости и грусти.

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.).

Изображать радость или грусть (работа гуашью).

1

8

Художники и зрители. Итоговая выставка детских работ. Беседа. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Художественный музей.

Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.).

1

2.Тема:Ты украшаешь. Знакомство с мастером Украшения.

8 ч

9

Мир полон украшений. Цветы - украшение Земли. Знакомство с Мастером Украшения. Коллективная работа: составление букета из вырезанных сказочных цветов.

Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице). Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы. Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью). Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу).

1

10

Красоту нужно уметь замечать. Узоры на крыльях. Ритм пятен. Соотношение пятна и линии. Декоративное изображение птиц.

Украшение крыльев бабочки.

Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления. Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д.

Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы.

Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.

1

11

Красивые рыбы. Монотипия. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Украшение рыбок узорами чешуи (в технике монотипии).

Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Осваивать простые приёмы работы в технике монотипии.

1

12

Украшения птиц. Объёмная аппликация. Изображение нарядной птицы в технике объёмной аппликации, коллажа.

Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д.

1

13

Узоры, которые создали люди. Разнообразие орнаментов в предметном окружении человека. Создание своего орнаментального рисунка на основе полученных впечатлений.

Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы.

Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.

1

14

Как украшает себя человек. Изображение любимых сказочных героев и их украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки).

Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.).

1

15

Мастер Украшения помогает сделать праздник. Создание украшения для новогодней ёлки или карнавальных головных уборов.

Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий. Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений.

1

Ты строишь Знакомство с Мастером Постройки (10 часов)

16

Постройки в нашей жизни. Знакомство с архитектурой и дизайном. Знакомство с мастером Постройки. (беседа)

Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм.

1

17

Дома бывают разными. Составные части дома. Построение на бумаге дома с помощью печаток («кирпичиков»).

Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализировать, из каких основных частей состоят дома. Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков») (работа гуашью).

1

18

Домики, которые построила природа. (стручки, орешки, раковины, норки, гнёзда, соты), их форма и конструкции. Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов, грибов.

Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции.

Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п.

1

19

Дом снаружи и внутри. Взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Изображение фантазийного дома в виде буквы алфавита.

Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.

Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону).

1

20-21

Строим город. Развитие конструктивной фантазии. Архитектура. Архитектор. Приёмы работы в технике бумагопластики. Коллективный макет игрового городка.

Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка.

2

22

Всё имеет своё строение. Конструкция предмета. Создание из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображений зверей в технике аппликации.

Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции.

Составлять и конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации

1

23

Строим вещи. Конструирование предметов быта. Конструирование упаковок или сумок, украшение их.

Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть.

Конструировать из бумаги различные простые бытовые предметы, а затем украшать их

1

24

Город (село), в котором мы живём. Экскурсия по родному селу с целью наблюдения реальных построек. Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением.

Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает каким быть городу.

Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления.

Делать зарисовки города (по памяти)

Овладевать навыками коллективной творческой деятельности

Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности

2

25

Город (село), в котором мы живём. (обобщение темы). Зарисовки города (села) по впечатлениям после экскурсии.

4. Тема Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. (5 час)

26

Три Брата - Мастера всегда трудятся вместе. Изображение, украшение и постройка - три стороны работы художника при создании произведения.. Выставка лучших работ учащихся.

Различать три вида художественной деятельности по предназначению произведения, его жизненной функции: украшение, изображение, постройка.

Анализировать, в чем состояла работа Мастеров Изображения, Украшения, Постройки, их участие в в создании произведений искусства.

Воспринимать и обсуждать выставку детских работ, выделять в них знакомые средства выражения; определять задачи, которые решал автор в своей работе.

1

27

Праздник весны. Праздник птиц.. Зарисовка: прилёт птиц. Анализ пространственных форм

Наблюдать и анализировать природные пространственные формы.

Овладевать художественными приемами работы с бумагой, графическими материалами, красками.

Фантазировать, придумывать декор на основе заданной конструкции.

Придумывать, как достраивать простые заданные формы.

1

28

Разноцветные жуки. Сюжет: пробуждение жучков, стрекоз, букашек. Работа с бумагой, красками, графическими материалами.

1

29

Сказочная страна. Иллюстрация к сказке «Колобок». Коллективное панно.

Творчески играть в процессе работы с художественными материалами

Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы.

Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя

1

30-31

Времена года. Здравствуй, лето! Поэтическое видение мира. Творческая работа: создание композиции на тему «Здравствуй, лето!»

Учиться поэтическому видению мира, развивая фантазию и творческое воображение.

Участвовать в создании коллективного панно-коллажа

Выделять этапы работы в соответствии с поставленной целью

Создавать композицию на тему«Здравствуй, лето!»

2


Литература:

1. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 2001

2. Виноградова Г.Г. Уроки рисования с натуры/ пособие для учителей. М.Просвещение, 1989

3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М.: академия, 1999

4. Трофимова М.В. И учеба и игра. Изобразительное искусство/ пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997






© 2010-2022