Документ Ознакомление дошкольников с живописью

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ознакомление дошкольников с живописью

Программные задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду можно условно разделить на четыре группы.

Первая группа - содержательная, объединяющая задачи, ставящие целью обучение детей умению понимать, что изображено на картине, о чем рассказал художник в своем произведении, что хотел выразить.

Вторая группа - изобразительно-выразительная. Реализуя задачи этой группы, педагог учит дошкольников воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем (как он изобразил действующих лиц, выразил замысел, раскрыл содержание произведения).

Третья группа - эмоционально-личностная. В нее входят задачи, решая которые воспитатель формирует у детей умение давать эстетическую оценку произведению. В этом ему могут помочь такие вопросы: «Каково отношение самого художника к замыслу? Что вам понравилось в картине? Что в ней заинтересовало? Какое она вызывает настроение?»

Четвертая группа - воспитательная. Задачи направлены на то, чтобы педагог мог наметить, какие нравственно-эстетические качества, познавательные интересы формировать, какие чувства воспитывать в процессе обучения детей восприятию искусства.

В соответствии с требованиями региональной программы «Тосхол» дети дошкольного возраста должны правильно понимать, воспринимать, объяснять художественные образы в произведениях изобразительного искусства. Дошкольников рекомендуется знакомить со следующими работами яутских художников: "Эhэ уонна собо" М.Г.Старостин иллюстрация; "Кырачаан балтым" М.Гуляева-Карим; "Сурэ5э суох чыычаах" М.Г.Старостин; "Кыыллар" Е.М.Шапошников; "Таал-Таал эмээхсин" И.И.Попов, Г.И.Попов; "Дьулуруйар Ньургун Боотур" В.Карамзин, И.Корякин; Э.Сивцев "Тэллэйдээх кыыс"; "Туннук" М.Рахлеева - литография; "Саха бе5естере", "Муус аннынан балыктааЬын бырааЬынньыга - мун,ха" А.Н.Осипов - живопись: "Уолан сугуннэрэн иьэр кыыЬынаан" П.Романов - живопись; "Ырыа" П.Романов - мозаика; "Сэргэ аттыгар турар саха дьахтара" В.П.Попов - скульптура; "Чэй иhиитэ" Э.Сивцев - графика; "ХоноЬо", "Летящий шаман" М.Федулова- гобелен; "КуЬун", "КыЬын", "Саас", "Сайын" В.Д.Иванов; "Аал луук мас", "Олонхо сурун геройдара" Т.А. Степанов - живопись; "Золотая осень" Левитан - живопись; "Аленушка", "Бухатыырдар" В.Васнецов - живопись; "Сарсыарда бэс чагда5а" И.Шишкин - живопись.[30].

Единство приемов и методов, используемых в работе с детьми на занятиях и в других формах и видах педагогической деятельности, обеспечивает формирование у дошкольников устойчивого интереса к искусству, глубины, яркости впечатлений, эмоциональности их отношений к содержанию живописи.

В старшей группе дошкольников знакомят с новым видом искусства - живописью. Продолжая обучать детей пониманию содержательной и выразительной стороны произведения, стараются дифференцировать в их представлении такие понятия, как «содержание» и «выразительные средства» (что изображено на картине и как выражено), учат понимать взаимосвязь между содержанием, изобразительными и выразительными средствами (цвет, форма, композиция, движение, мимика, поза, жест). Дети пытаются не только называть, что и как изображено на картине, но и определять, какие отношения в ней выражены, как относятся друг к другу люди, соотносятся ли предметы, изображенные художником, с реальными, каково отношение художника к содержанию произведения.

Дети шестого года жизни могут уже определять личностное избирательное отношение к произведению, мотивировать выбор понравившейся картины, иллюстрации, игрушки, скульптуры, а также рассказывать об эмоциональных ассоциациях, возникающих от восприятия произведения искусства. При этом решаются и нравственно-эстетические задачи. Так формируют понятия «хороший» и «красивый». Хорошие поступки людей, изображенных в произведении, выступают одновременно и красивыми, так как художник подчеркивает это цветом, расположением, мимикой.

В старшей группе решаются и новые задачи: у детей развивают интерес к живописи, скульптуре, художественный вкус, умение «читать» произведение, способность эстетически воспринимать действительность.

В подготовительной к школе группе детей побуждают к самостоятельному рассматриванию картин, учат различать специфику и своеобразие каждого жанра и вида произведений искусства, формируют умение воспринимать содержание картины, различные средства выразительности (ритм, цвет, форма), чувствовать и понимать настроение, переданное художником, характер, взаимосвязь жизненных явлений и художественных образов, развивают эстетические чувства, суждения, эмоциональную отзывчивость на художественный образ.[32,c.23-44].

Как видно, дошкольники постепенно совершенствуют умение анализировать содержание и выразительные средства картины, а также углубляют, уточняют знания, полученные в предыдущих возрастных группах. Если в младшей возрастной группе детей учат понимать содержание иллюстрации, отвечая на вопрос, что (кто) изображено на картине, то в средней группе дошкольников знакомят с характерными особенностями персонажей, изображенных художником, их взаимоотношениями. В старшей и подготовительной к школе группах формируются умения воспринимать картину на основе единства содержания и выразительных средств, понимать значимость содержания произведения.



© 2010-2022