Воспитательский час Я сказал: Поехали!

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цели и задачи:

  • Обобщить и углубить представление детей о первом в мире космонавте Ю.А. Гагарине.

  • Развитие познавательного интереса и устной речи учащихся, коммуникативных способностей.

  • Воспитание духовно-нравственных качеств личности, самоуважения и национальной гордости за наш народ. Мотивация учения и чтения художественной литературы.

Тип мероприятия: Беседа с элементами показа

Оборудование: Компьютер, мультипроектор, диск (презентация),

Межпредметные связи: литература, история.









Ход занятия.

Вступительное слово воспитателя: Полет Юрия Гагарина - это великое завоевание, величайшая победа советского человека. Люди ликовали, радовались, но потом сказали: этого мало!

Ученые, космонавты и впредь будут вести наступление на тайны природы, "завоевывая все околосолнечное пространство", как предсказывал великий Циолковский.

Так устроен человек. Не может он остановиться на достигнутом. Он никогда не успокоится на своем желании познать весь окружающий мир, всю Вселенную.

Во имя этой мечты Юрий Гагарин жил, во имя этой мечты первый гражданин Вселенной совершил свой подвиг.

Основная часть.

Детство мальчика пришлось на тот удивительный период жизни нашей страны: первое радио, репродуктор на селе, вещание о победах людей на трудовых фронтах, о героях-летчиках Чкалове, Белякове, Байдукове, экипаже Михаила Громова и др. Именно тогда впервые были произнесены слова: Герой Советского Союза.

И дети того времени, в том числе и Юра, почти все до одного мечтали о том дне, когда вырастут и смогут повторить подвиги любимых героев.

С малых лет Юра тянулся к знаниям, обладал хорошей памятью. В семье Гагариных любили читать по вечерам книги. Прослушав пару раз стихотворение, мальчик начинал декламировать с выражением. В школе очень часто выступал в различных смотрах- конкурсах, в художественной самодеятельности.

Вообще Юра был увлекающейся натурой - чем только не увлекался. Например, вместе с друзьями соорудил театр теней. Ребята сами вырезали из картона фигурки всех действующих лиц, прикрепляли их к тоненьким палочкам, учились водить за натянутым полотном. Первой постановкой театра стала "Сказка о попе и его работнике Балде", где Юра исполнял роль Балды.

Потом было увлечение фотоаппаратом. Юра нашел вместе с другом старый фотоаппарат, который не как не хотел почему-то работать. После детальной разборки, чистки, замены деталей, реконструкции и конструирования новых приспособлений аппарат наконец-то заработал! На радостях фотографировали всех, кто попадался в этот день на пути, а на следующий день выпустили интересную стенгазету в школе со своими фотографиями. Все детские снимки Юрия Гагарина были сделаны этим фотоаппаратом.

Но это еще далеко не все увлечения. Однажды, узнав, что при Дворце пионеров создается духовой оркестр, мальчик сразу же записался и стал упорно заниматься.

Из воспоминаний матери Ю. Гагарина - Анны Тимофеевны Гагариной:

":первым не выдержал отец: "Марш из дома! Уши болят".

Юра, прихватив трубу, примостился за домом. Коровы привычные к тому, чтобы пастух по утрам их в стадо дудочкой собирал, услышав знакомый звук, заволновались, стали проситься в поле.

Рассмеявшись, отец пошел за Юрою:

- Нечего скотину нервировать. Ладно, возвращайся в дом, потерпим:"

Юра пошел в первый класс в 1941году, когда ему шел восьмой год. Эхо войны докатилось и до села, где жили Гагарины: стали приходить первые похоронки, слово "мобилизация" вошло в мирный деревенский быт. Все крестьяне работали для фронта за себя и за тех, кто ушел защищать Родину. Именно в это время произошло событие, которое произвело на Юрия неизгладимое впечатление и подтолкнуло его к осуществлению своей мечты.

"Однажды все услышали нарастающий шум мотора. Показался над селом самолет. Было ясно, что с ним что-то неладное: он летел так низко, что чудилось, вот-вот врежется в землю. Следом за ним показался второй самолет, сделав круг, он приземлился на сухом пригорке.

Первому летчику в последнюю минуту удалось выпрыгнуть из кабины, почти у самой земли. Он не поранился, ругался на гитлеровцев, кулаком им грозил. Подбежал летчик с другого самолета. Они стали договариваться, расстегнули плоские кожаные сумки, а там карты. Юра вместе со сверстниками стали свидетелями этого разговора, который повлиял на всю дальнейшую его жизнь.

Летчики спросили у ребят название деревни, почему те с портфелями. Узнав, что те идут из школы, похвалили: "Молодцы! Надо учиться! Нас не сломить!"

Солнце припекало, летчик расстегнул кожаную куртку, а на гимнастерке у него орден летчика-героя - орден Боевого Красного Знамени за сражение в Испании:

- А еще он мне дал подержать карту в кожаной сумке. Она планшеткой зовется. Мама! Вырасту - я тоже буду летчиком! - в волнении рассказывал сын матери о встречи с летчиками.

- Будешь, будешь! - говорила ему мама, а тем временем ставила в кошелку крынку молока и положила хлеб. - Отнеси, им сынок! Да пригласи их в дом.

Но летчики не покинули машины. Дотемна не возвращались и ребятишки. Только поздно ночью пришли домой. Юра все повторял фамилию, которую назвал ему первый летчик.

:Уже после первого космического полета к Юрию Гагарину пришло письмо из Горького. Бывший военный летчик Ларцев писал, что он хорошо помнит тяжелый воздушный бой в сентябре 1941 года, вынужденную посадку у смоленского села, помнит и группу ребят, которые рассматривали машину, а потом заботливо принесли поесть. И еще он писал: что припоминает мальчишку, который все повторял: "Буду летчиком дядя!"

Мог ли он, пилот военных лет, предположить, что на деревенском лугу в тяжелом сорок первом повстречался с будущем первым космонавтом планеты Земля?..."

Потом наступили тяжелые времена. В село вошли немцы. Угнали в Германию старших детей Гагариных - Валентина и Зою. Отец, подвергаясь большой опасности, передавал частям Красной Армии места заминирования. Младшие же дети - Юра и маленький Борис, вместе с другими детьми старались как могли вредить гитлеровцам: разбрасывали по дорогам гвозди, битые бутылки, прокалывали шину у машин, в выхлопные трубы заталкивали камни.

"Вскоре село было освобождено частями нашей армии, вспоминает Анна Тимофеевна Гагарина, - 9 марта, в Юрин день рождения, был сделан самый желанный подарок: возобновились занятия в школе.

Юра сразу же стал учиться старательно, все задания выполнял, был добрым, отзывчивым: понимал, что учительнице нелегко обучать одновременно ребят четырех классов, тем более без школьных пособий и учебников:

В первую весну после освобождения Юра и Бориска на скотном дворе раскопали из-под рухляди плуг. Хотели пахать, но мальчишкам не под силу было сдвинуть плуг с места. Вскапывали поле вручную, а уж бороновать решили предложенным мальчишками способом.

Огород весь вскопали, только тогда мальчики побежали играть: палки как автоматы, схватили, начали свои бесконечные бои, которые неизменно оканчивались нашей победой:"

Вместе со взрослыми, забыв о своих детских играх, расчищали ребята улицы от битого кирпича и мусора. На месте покореженных войной деревьев высаживали молодые саженцы, выезжали на уборку овощей. Разыскивали могилы погибших бойцов, украшали их цветами, устанавливали памятные доски.

В школе организовывался технический кружок. Вместе с ребятами смастерив летающую модель самолета с бензиновым моторчиком, Юра с восхищением наблюдал за полетом. Именно в то время руководитель кружка дал Юре почитать книгу о жизни К. Э. Циолковского которая произвела на мальчика неизгладимое впечатление.

"Любовь к этому человеку, восхищение его одержимостью, страстностью, бескорыстное служение идее космических полетов пронес сын через всю жизнь:" - писала в своих воспоминаниях о детских годах Юрия Гагарина его мать.

Вскоре, в 1949 году, Юра с отличием заканчивает 6 класс. Стремясь к независимости, чтобы как-то помочь семье материально, едет в Москву, и опять же сдав все экзамены на "отлично", поступает в ремесленное училище на литейщика.

Вскоре Юра поступает в вечернюю школу. Работать и учиться ему было тяжело, но он стремительно шел к намеченной цели. Он переводится в Саратовский индустриальный техникум, с блеском сдав все экзамены. В 1955 году поступает в аэроклуб и вскоре совершает свой первый полет на Як - 18.

С отличием закончив техникум, Юрий в этом же году получает направление от районного аэроклуба ДОСААФ для дальнейшего обучения в 1-е Чкаловское военно-авиационное училище.

Годы учения в Оренбурге совпали с первыми советскими успехами в завоевании космоса. После запуска искусственного спутника в Ленинской комнате училища у радио-приемника разгорались жаркие споры:

- Теперь скоро и человек полетит в космос:

- Скоро? Больно ты быстрый! Лет через пятнадцать - двадцать: Тебя к тому времени уже спишут из авиации!

Особенно поразило сообщение о запуске второго искусственного спутника с собакой на борту. "Раз живое существо уже поднялось в космос,- подумал Гагарин,- почему бы не полететь туда человеку?" И он присоединился к той группе спорщиков, которая считала запуск первого космонавта делом недалекого будущего.

А время шло. Настали и счастливые события. Гагарин надел форму лейтенанта авиации.

Одновременно с подготовкой Юрия Гагарина к полету готовился и космический корабль. Его впервые Гагарин увидел летом 1960 года за девять месяцев до старта. Будущий "Восток" всем понравился. Тогда же и узнали, что оболочка корабля нагревается при входе в плотные слои атмосферы до нескольких тысяч градусов:

- Гагарину хорошо - он литейщик, привык стоять у раскаленных печей, - пошутил кто-то из товарищей.

- Пожалуй, несколько тысяч градусов многовато и для Юры, - сказал другой.

- Как-нибудь не расплавимся! - ответил Гагарин.

Конечно, "Восток-1" отличается от последующих кораблей, но основные принципы те же. Космический корабль состоит из двух отсеков. Первый - "жилой". Это кабина пилота с рабочей аппаратурой. Второй отсек - с тормозной установкой, которая обеспечивает посадку корабля.

Самый большой предмет в кабине - кресло. В него вмонтирована катапульта, схожая с теми, что имеются на реактивных самолетах. По команде кресло с человеком отделяется от корабля. Кроме катапульты, в кресло вмонтирована спасательная лодка, запас провизии, рация для связи, аптечка.

День перед полетом был отведен для полного отдыха. Спать легли в девять вечера. В половине шестого утра разбудил врач.

Юрию Гагарину помогли надеть скафандр. У подножия ракеты - огромного, устремленного в небо сооружения - попрощался с провожаю-щими и на лифте поднялся к вершине ракеты.

Конечно, Гагарин волновался - только робот не волновался бы в такие минуты и в такой обстановке. Но вместе с тем был уверен, что полет завершится успешно, что ничего такого, что не предвидели бы наши ученые и техники, не случится.

"Мне предстояло снова стать пионером, - говорил Гагарин,- первым человеком, оторвавшимся от земли, преодолевшим власть ее тяготения. Из всех дерзких человеческих мечтаний это, конечно, испокон веков считалось самым несбыточным, самым сказочным".

Именно в этот решающий момент своей жизни Юрий выходит на финишную прямую: приложив неимоверные усилия, собрав в кулак всю свою силу воли, в 27 лет покоряет космическое пространство.-

Двигатели ракеты были включены в 9 часов 07 минут.

12 апреля 1961 года все радиостанции мира, прервав, свои передачи, возвестили: "В Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль с человеком на борту. Командир космического корабля - Юрий Гагарин:"

"Сразу же начали расти перегрузки, - вспоминал Юрий Алексеевич, - я буквально был вдавлен в кресло. Как только "Восток" пробил плотные слои атмосферы, я увидел Землю. Корабль пролетал над широкой сибирской рекой. Отчетливо были видны островки на ней и освещенные солнцем лесистые берега.

Смотрел то в небо, то на Землю. Четко различались горные хребты, крупные озера. Видны были даже поля.

Самым красивым зрелищем был горизонт - окрашенная всеми цветами радуги полоса, разделяющая Землю в свете солнечных лучей от черного неба. Была заметна выпуклость, округлость Земли. Казалось, что вся она опоясана ореолом нежно-голубого цвета, который через бирюзовый, синий и фиолетовый переходит к иссиня-черному:"

Заранее разработанный график полета соблюдался точно. До самого спуска шло

примерно так, как и рассчитывали на Земле.

В 10 часов 25 минут автоматически было включено тормозное устройство. Корабль вошел в плотные слои атмосферы. Сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, Гагарин увидел багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля.

"Невесомость исчезла, нарастающие перегрузки вновь прижали меня к креслу. Они увеличивались и были сильнее, чем при взлете" - рассказывал после полета Гагарин.

Первый полет человека в космос продолжался всего 108 минут. Именно столько понадобилось времени космонавту, чтобы облететь Землю и доказать всему миру и, в первую очередь, себе: человеческие возможности безграничны:

В 10 часов 55 минут "Восток" благополучно опустился на поле колхоза "Ленинский путь" у деревни Смеловки на саратовской земле, в 27 километрах от центра Энгельса, в 45 километрах к югу от Саратова. С тех пор место приземления стали называть гагаринским полем.

В первом же интервью после приземления Юрий Алексеевич сказал: "Я хочу посвятить свою жизнь, свою работу, свои мысли и чувства новой науке, занимающейся завоеванием космического пространства. Мне хочется побывать на Венере, увидеть Марс: полететь на Луну:". Он продолжал, не останавливаясь на достигнутом, идти к своей цели. С блеском окончил академию имени Жуковского, упорно работал над своим профессиональным мастерством. Очередной учебно-тренировочный полет в 1868 году на истребителе МИГ - 15 по непонятным до сих пор причинам закончился трагически: погибли два летчика-испытателя Юрий Гагарин и Владимир Серегин. На месте гибели истребителя близ владимирской деревеньки Новоселово стоит памятный обелиск.

Гагарину, в силу трагической случайности, так и не суждено было увидеть Марс, побывать на Луне - вместо него это сделали другие космонавты. Но именно Гагарин проложил дорогу во млечном пространстве, об этом человечество будет помнить всегда.

Заключительная часть.

Творческое задание - рисунок « Твоя заветная мечта»

Вопросы к заданию:

Какие черты характера помогли мальчику осуществить свою мечту стать летчиком?

Есть ли у тебя заветная мечта, кем бы ты хотел стать? Твои первые шаги к осуществлению задуманного?



Список использованной литературы:

  1. Арсенина Е.Н. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Волгоград: Учитель, 2005г.

  2. Гагарин Ю.А. Вижу Землю: - М.: Детская литература, 1976г.

  3. Гагарина А.Т. Слово о сыне. - М.: Молодая гвардия, 1986.

  4. Голованов Я. Впервые в мире. Комплект открыток. - М.: Плакат, 1987г.

  5. Титов Г.С. Голубая моя планета. - Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1988г.






















































ГОУ Дзержинский санаторный детский дом



Конспект занятия

« Первый гражданин Вселенной»





Выполнили:

воспитатели 12 группы

Смирнова Н.А., Дубова Е.А.

Дзержинск, 2011 г.



© 2010-2022