Рабочая программа по Экономике 10-11 класс

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, программы для 10 - 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень), автор программы — И. В. Липсиц, 2013 г. Рабочая  программа по экономике представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методическо...
Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия

муниципального района город Нерехта и Нерехтский район

Костромской области


Рассмотрено и принято

на заседании методического объединения

«____»__________20____г

Руководитель МО

___________

Согласовано

Заместитель

директора по УВР

_____________________

«____»__________20____г

Утверждаю

Директор МОУ

гимназия

___________

Степаничев С.Ю.





Рабочая программа по предмету

«Экономика» 10-11 класс (34 час.)

на 2014-2016 у.г.


Составил: учитель истории и обществознания

высшей категории Рыжаков А.А.

















Нерехта 2014


Статус программы

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, программы для 10 - 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень), автор программы - И. В. Липсиц, 2013 г.

Структура программы

Рабочая программа по экономике представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно - тематическое планирование.

П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А

Актуальность проблем школьного экономического образования обусловлена как изменениями в политической и экономической жизни России, так и возрастанием значения экономики как учебной дисциплины в школьном образовании. Рабочая программа предназначена для учащихся старшей школы, не занимающихся по программе профильного курса экономики. Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере.

Программа ориентирована на изучение базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

Изучение экономики в старшей школе направлено на достижение следующих задач:

  • развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;

  • воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

  • освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства, об экономике России для последующего изучения экономических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

Общая характеристика предмета

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере.

Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения прежде всего экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществоведения, с курсами математики, истории, географии, литературы и др.

Место предмета в базисном учебном плане

Учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 36 часов для обязательного изучения учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования или раздела экономики в предмете «Обществоведение».

Цель и задачи курса

Главной целью данного курса является формирование базового уровня экономической грамотности. Необходимого для ориентации и социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни российского и мирового общества, а также для профессиональной ориентации выпускников.

Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:

- развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин;

способности к личному самоопределению и самореализации;

- воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и

предпринимательской деятельности;

- освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

- овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую

информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования из расчета 0,5 учебного часа в неделю.

СТАНДАРТ УСТАНАВЛИВАЕТ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ освоения обучающимися основной образовательной программы:

Личностные результаты освоения образовательной программы среднего общего образования должны отражать:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и

извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное,

просмотровое, поисковое и др.);

- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы

программы по экономике являются:

- понимание роли экономики в человеческой истории, особенно в истории XX-XXI вв.: экономика как условие воплощения мечты человечества о свободном времени; противоречие между экономическими и социальными интересами общества; глобализация экономики и еѐ возможные последствия для России; место этики и нравственных категорий в экономике;

- владение логикой основных разделов экономической науки и навигацией по еѐ предметному полю с помощью различных информационных ресурсов; усвоение основных идей, принципов и закономерностей этой науки;

- критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

- умение самостоятельного поиска вспомогательной информации из отечественных и зарубежных источников (специализированных газет и журналов, справочников и т.д.) для выполнения заданий, проектных работ, написания эссе, рефератов;

- способность анализировать экономические события на уровне мировоззренческих идей и абстрактных обобщений, касающихся долгосрочных тенденций развития обществ, государств, коалиций стран, глобальной экономики и глобальных институтов;

- понимание особой важности правового порядка для успешного функционирования экономики, фактора доверия в экономических взаимодействиях, открытости и ответственности бизнеса перед социумом и государством, обеспечивающим правопорядок, права частной собственности, свободы экономики от государства и подчинѐнности её праву;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

- освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (в школе, общественных местах и т.п.);

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:

Экономика как наука и сфера деятельности человека.

Что изучает экономическая наука. Потребности. Ограниченность ресурсов.

Свободные и экономические блага. Выбор и альтернативная стоимость. Факторы производства и факторные доходы. Главные вопросы экономики. Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем. Собственность. Конкуренция. Экономическая свобода.

Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Рынок одного товара. Спрос. Кривая спроса. Факторы спроса и сдвиги кривых

спроса. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы предложения и сдвиги кривых и предложения. Рыночное равновесие.

Мир денег. Банковская система

Деньги и их функции. Банковская система. Роль центрального банка. Основные

операции коммерческих банков. Процент. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.

Рынок труда и безработица

Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.

Фирма и ее деятельность

Роль и цели фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Менеджмент. Маркетинг.

Затраты производства

Экономические и бухгалтерские затраты. Прибыль фирмы. Постоянные, переменные, средние и предельные издержки фирмы. Амортизационные отчисления. Издержки фирмы в долгосрочном периоде.

Конкуренция и типы рынков

Сущность и роль конкуренции в экономике. Рынки с интенсивной и ослабленной конкуренцией.

Рынки факторов производства

Рынок труда. Рынок земли. Рынок капитала.

Личные доходы и проблемы их распределения

Семейный бюджет. Источники доходов. Расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Неравенство доходов и его причины. Меры социальной поддержки.

Государство и его роль в экономике

Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в

экономике. Понятие ВВП и его структура. Экономические циклы. Виды налогов. Государственные доходы и расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы фискальной политики государства.

Макроэкономический анализ: измерения и моделирование

Предмет макроэкономики. Основные макроэкономические проблемы. Изменение объема национального производства. Экономический рост. Научно-технический прогресс как фактор экономического роста. Экономические циклы.

Современная международная экономика

Глобальные экономические проблемы. Экономические причины международной торговли. Государственная политика в области

международной торговли. Курсы валют. Эволюция экономических систем.

Становление современной рыночной экономики России. Экономическая политика Росси . Проблемные ситуации.






ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

• функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста;

уметь

приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и

стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• получения и оценки экономической информации;

• составления семейного бюджета;

• оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

Формы и средства контроля:

- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;

- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

- участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции, оппонирование иному мнению;

- осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике,

разработка индивидуальных и групповых ученических проектов;

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. УМК:

1. Учебник «Экономика». Думная Н.Н. и др. - М.: «Интеллект-Центр»

2. Рабочая тетрадь по экономике № 1-4. Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. - М.: « ВИТА-ПРЕСС»

3. Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по экономике к учебнику Липсица И.В.М.»Вако» 2011

4. Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. «Уроки экономики в школе: в 2-х книгах». Пособие для учителя - М.: « ВИТА-ПРЕСС»

2. Библиотека методической, справочно-информационной и научно-

популярной литературы

3.Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, телевизор, DVD

4.Коллекция медиа-ресурсов:

Электронные приложения к учебникам, обучающие программы, электронные

энциклопедии, DVD-диски

5.Наглядные пособия: Таблицы, схемы

6.Дидактические материалы:

Тесты, задания для проведения самостоятельных, практических и контрольных работ, раздаточный материал

Учебно- тематическое планирование по экономике 10 класс (19 час)


№ п/п

Наименование тем

Всего часов

1

Главные вопросы экономики

2

2

Типы экономических систем

2

3

Силы, которые управляют рынком

2

4

Как работает рынок

2

5

Мир денег

2

6

Банковская система

3

7

Человек на рынке труда

2

8

Социальные проблемы рынка труда

2

9

Экономические проблемы безработицы

2


Всего

19 час


Учебно - тематическое планирование по экономике 11 класс (17 час)


№ п/п

Наименование тем

Всего часов

1

Что такое фирма и как она действует на рынке

3

2

Как семьи получают и тратят деньги

1

3

Неравенство доходов и его последствия

2

4

Экономические задачи государства

2

5

Государственные финансы

2

6

Экономический рост

2

7

Организация международной торговли

2

8

Экономическое устройство России

2

9

Контрольная работа

1

Всего

17 час





Календарно-тематическое планирование курса «Экономика»

в 10 - 11классе (36 часов)

Тема, количество часов

п/п

Темы уроков

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

1. Главные вопросы

экономики (2ч.)

1

Что такое экономика

Вопросы к параграфу

§ 1

Сент.2014

2

Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею

проблемы

Дискуссия, решение теста

§ 2, эссе

Сент.2014

2. Типы экономических

систем (2ч.)

3

Традиционная и рыночная экономические системы.

Сравнит. Таблица,

§ 3, 4

Сент.2014

4

Командная и смешанная экономические системы

Задания к параграфу

§ 5, тест

Сент.2014

3. Силы, которые

управляют рынком (2ч.)

5

Что такое спрос

Эссе

§ 6

Окт.2014

6

От чего зависит предложение товаров

Графики

§ 7

Окт.2014

4. Как работает рынок (2ч.)

7

Формирование рыночных цен

Задания к параграфу

§ 8

Окт.2014

8

Рынок на практике, или Как реально организована торговля

Деловая игра

§ 9

Окт.2014

5. Мир денег (2ч.)

9

Причины возникновения и формы денег

Задания к параграфу

§ 10

Нояб.2014

10

Функции денег в современной экономике

§ 11

Нояб.2014

6. Банковская система

(3 ч.)

11

Причины появления и виды банков

Задания к параграфу

§ 12

Нояб.2014

12

Принципы кредитования

Индивид. задания

§ 13

Нояб.2014

13

Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны

Эссе

§ 14

Декаб.2014

7. Человек на рынке труда

(2ч.)

14

Экономическая природа рынка труда

Работа с текстом

§ 15

Декаб.2014

15

Что такое заработная плата и от чего она зависит

Задания к параграфу

§ 16

Декаб.2014

8. Социальные проблемы

рынка труда (2ч.)

16

Профсоюзы и трудовые конфликты

Индивидуал. задания

§ 17

Декаб.2014

17

Социальные факторы формирования заработной платы

§ 18

Янв.2015

9. Экономические

проблемы безработицы (2ч)

18

Причины и виды безработицы

Решение заданий

§ 19

Янв.2015

19

Как можно сократить безработицу

§ 20

Янв.2015

10. Что такое фирма и как

она действует (3 ч)

20

Зачем создаются фирмы

Задания к параграфу, эссе

§ 21

Сент.2015

21

Экономические основы деятельности фирмы

§ 22

Сент.2015

22

Предприниматель и создание фирмы. Условия создания

успешного бизнеса

§ 23

Сент.2015

11. Как семьи получают и тратят деньги. Неравенство

доходов и его последствия

(3 ч.)

23

Доходы и расходы семей

Деловая игра

§ 24

Сент.2015

24

Влияние инфляции на семейную экономику

§ 25

Окт.2015

25

Неравенство благосостояния граждан и возможности его

сокращения

§ 26

Окт.2015

12. Экономические задачи

государства (2ч.)

26

Причины и формы участия государства в регулировании

экономики

Задания к параграфу

§ 27

Окт.2015

27

Макроэкономические процессы в экономике страны

§ 28

Окт.2015

13. Государственные

финансы (2ч.)

28

Налоги как источник доходов государства

Задания к параграфу

§ 29

Нояб.2015

29

Как формируется и расходуется государственный бюджет

§ 30

Нояб.2015

14. Экономический рост

(2ч.)

30

Что такое экономический рост и как можно его ускорить

Задания к параграфу

§ 31

Нояб.2015

31

Какие экономические проблемы тревожат человечество в XXI в

§ 32

Декаб.2015

15. Организация международной торговли (2ч.)

32

Международная торговля и ее влияние на экономику страны

Задания к параграфу

§ 31

Декаб.2015

33

Валютный рынок и конвертируемость валют

§ 32

Декаб.2015

16. Экономическое

устройство России (2ч.)

34

К какой категории относится экономика России

Задания к параграфу

§ 31

Декаб.2015

35

Формирование экономики переходного типа в Российской Федерации

§ 32

Янв.2016

17. Итоговая работа

36

Обобщение пройденного материала

Задания типа А,В,С

-

Янв.2016


© 2010-2022