- Преподавателю
- Другое
- План внеурочной деятельности по изучению правил дорожного движения Юный пешеход
План внеурочной деятельности по изучению правил дорожного движения Юный пешеход
Раздел | Другое |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дружиненко И.К. |
Дата | 17.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Русская средняя общеобразовательная школа
Имени Героя Советсктго Союза М.Н.Алексеева
Утверждаю Директор МБОУ РСОШ
_______________Г.В.Колинько
Приказ №____ от______________
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Юный пешеход»
Уровень основное общее образование , класс __5__
Учитель Дружиненко Ирина Кондратьевна
Количество часов:
33 часа, 1 раз в неделю
Программа составлена на основе Правил дорожного движения, Программы правил дорожного движения для общеобразовательных школ и внешкольных учреждений I - V классов. Методических рекомендаций по обучению школьников правилам безопасности движения
Рабочую программу составила ___________И.К.Дружиненко
2015-2016 учебный год
1. Пояснительная записка
Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть учебно-воспитательной работы школы. На данных занятиях учащиеся: приобретают знания и навыки поведения на улице; усваивают правила движения по дороге; учатся понимать сигналы светофора и жесты регулировщика; усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках; учатся пользоваться автобусом; знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, указателей и линий разметки проезжей части дороги.
Знания и навыки, полученные учащимися на первом году обучения, расширяются в последующие годы обучения. Даётся дополнительный материал, обучение связывается с наблюдениями самих учеников на примерах из повседневной жизни. Данные занятия помогут детям систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей.
Детей младших классов трудно привлечь к предмету только тем, что им это нужно будет в дальнейшем для нормальной жизни в обществе. Эти перспективы для младшего школьника не играют ведущей роли. Поэтому программа нацелена на формирование целостной системы знаний, на обеспечение психологического и интеллектуального развития учащихся.
Цель данной программы - вооружить младших школьников знаниями правил дорожного движения, привить навыки повседневно использовать данные знания на практике и тем самым предупредить детский травматизм на дорогах.
Задачи программы:
- помочь учащимся усвоить требования разделов ПДД для пешеходов, пассажиров и велосипедистов;
- развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- воспитывать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
- выработать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
- сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
-привлечение школьников к участию в пропаганде среди сверстников правил безопасного поведения на улицах и дорогах.
2. Общая характеристика.
Программа внеурочной деятельности «Юный пешеход» предназначена для учащихся 5класса. Основная идея - формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Изучение правил дорожного движения должно обеспечить: формирование и развитие установок активного здорового и безопасного образа жизни; понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; установление связей между жизненным опытом обучающихся и знаниями из разных предметных областей.
3.Место курса в учебном плане
Программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 35 часов в год..В связи с праздничными днями 02.05 и 09.05 , в рабочую программу внесены изменения: количество часов с 35 уменьшено до 33ч.
4.Универсальные учебные действия
Личностные
-принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
-самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
-уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
-осознание ответственности человека за общее благополучие;
-этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
-положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Основы безопасности дорожного движения»;
-способность к самооценке;
-начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;
Метапредметные
-навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
-умение ставить и формулировать проблемы;
-навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
-установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
-использование речи для регуляции своего действия;
-адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
-умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
-умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
-работать в группе, учитывать мнения партнеров;
-ставить вопросы;
-обращаться за помощью;
-формулировать свои затруднения;
-предлагать помощь и сотрудничество;
-слушать собеседника;
-договариваться и приходить к общему решению;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-осуществлять взаимный контроль;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные
учащиеся должны знать:
-название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;
-значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;
-виды автомашин специального назначения;
-положения регулировщика;
-виды перекрёстков;
-значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств;
-наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП;
должны уметь:
-выбирать безопасные места при переходе проезжей части дороги;
-определять виды перекрёстков;
-пользоваться общественным транспортом;
-выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.
5. Содержание программы
№
Тема
Кол-во часов
1
Безопасность пешеходов
1
2
Детский дорожно - транспортный травматизм
1
3
Остановочный путь.
1
4
Скорость движения.
1
5
Нерегулируемые перекрестки
1
6
Поездка в общественном транспорте
1
7
Перевозка детей в транспорте
1
8
Игра
1
9
Проектная работа по теме: « Культура поведения в транспорте и на улице».
1
10
Дорожная разметка и ее предназначение.
1
11
Труд водителя. За рулем - хороший человек.
1
12
Оборудование автомобилей спец.приборами.
1
13
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.
1
14
Безопасность на дорогах ради безопасности жизни.
1
15
Урок-экскурсия по улицам села
1
16
Пусть утро будет ясным.
1
17
Конкурс рисунков и сочинений по теме: « Заглянем в будущее».
1
18
Современный транспорт.
1
19
Современный транспорт.
1
20
Виды транспорта.
1
21
Значение номерных знаков
1
22
Правила поведения в транспорте. Мероприятие «Я пассажир».
1
23
Железная дорога.
1
24
Что такое ДТП?
1
25
Причины возникновения ДТП
1
26
Создание буклета «Помни, пешеход!»
1
27
В стране дорожных знаков
1
28
История возникновения дорожных знаков
1
29
Дорожные знаки и их группы
1
30
Мероприятие: «Я знаток дорожных знаков»
1
31
Государственная инспекция безопасности дорожного движения
1
32
Дорожно-патрульная служба
1
33
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.
1
6. Календарно-тематическоле планирование.
-
Дата
№
Тема урока
Количество часов
Элементы содержания урока
Виды деятельности обучающихся.
УУД
По плану
Фактически
сентябрь
07
1.
Безопасность пешеходов
1
Презентация «На пути в школу», набор табличек «Дорожные знаки»;
рабочие тетради, цветные карандаши
Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах дорожного движения.
Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.
Описывать увиденные дорожные ситуации.
Характеризовать поведение участников дорожного движения.
Формы контроля:
- устный опрос;
- письменная самостоятельная работа;
- творческая работа
Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП.
Проводить групповые наблюдения во время практических занятий.
Различать дорожные знаки и дорожную разметку.
Группировать дорожные знаки по назначению.
Анализировать дорожную обстановку.
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте).
Формы контроля:
- устный опрос;
- письменная самостоятельная работа;
- творческая работа;
- доклад
Оценивать конкретные примеры поведения на дороге.
Приводить примеры различных дорожных ситуаций.
Определять виды перекрёстков.
Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств.
Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог.
Составлять рассказ по итогам практического занятия (тренинга).
Формы контроля:
- устный опрос;
- письменная самостоятельная работа;
- творческая работа
Проводить групповые наблюдения во время экскурсий по микрорайону и в тренажёрный класс.
Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на дороге ив транспорте.
Различать формы поведения, которые допустимы на дороге и в транспорте.
Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, взрослыми.
Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения.
Формы контроля:
- устный опрос;
- доклад;
- письменная самостоятельная работа;
- творческая работа;
- контрольная работа
Личностные
-
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
-
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
-
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
-
осознание ответственности человека за общее благополучие;
-
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
-
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Основы безопасности дорожного движения»;
-
способность к самооценке;
-
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
-
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
-
умение ставить и формулировать проблемы;
-
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
-
установление причинно-следственных связей.
Регулятивные
-
использование речи для регуляции своего действия;
-
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
-
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
-
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями задачи.
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
-
работать в группе, учитывать мнения партнеров;
-
ставить вопросы;
-
обращаться за помощью;
-
формулировать свои затруднения;
-
предлагать помощь и сотрудничество;
-
слушать собеседника;
-
договариваться и приходить к общему решению;
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
осуществлять взаимный контроль;
-
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные
учащиеся должны знать
-
название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;
-
значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;
-
виды автомашин специального назначения;
-
положения регулировщика,;
-
виды перекрёстков;
-
значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств;
-
наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП;
должны уметь
-
выбирать безопасные места при переходе проезжей части дороги;
-
определять виды перекрёстков;
-
пользоваться общественным транспортом;
-
выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.
14
2.
Детский дорожно - транспортный травматизм
1
Презентация «Дорожные знаки», набор табличек «Дорожные знаки»;
рабочие тетради, цветные карандаши
21
3.
Остановочный путь.
1
Презентация «Дорожная разметка», рабочие тетради, цветные карандаши
28
4.
Скорость движения.
1
Презентация «Правила для пассажиров», набор табличек «Дорожные знаки»;
рабочие тетради, цветные карандаши
октябрь
05
5.
Нерегулируемые перекрестки
1
Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши
12
6.
Поездка в общественном транспорте
1
Презентация «Наш друг - светофор»; рабочие тетради, цветные карандаши
19
7.
Перевозка детей в транспорте
1
26
8.
Игра
1
ноябрь
09
9.
Проектная работа по теме: « Культура поведения в транспорте и на улице».
1
Рабочие тетради, цветные карандаши
16
10.
Дорожная разметка и ее предназначение.
1
Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши
23
11.
Труд водителя. За рулем - хороший человек.
1
Маршрутные листы с заданиями для групп
30
12.
Оборудование автомобилей спец.приборами.
1
Презентация с фотографиями опасных мест города;
рабочие тетради, цветные карандаши
декабрь
07
13.
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.
1
Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши
14
14.
Безопасность на дорогах ради безопасности жизни.
1
21
15.
Урок-экскурсия по улицам села
1
28
16.
Пусть утро будет ясным.
1
январь
11
17.
Конкурс рисунков и сочинений по теме: « Заглянем в будущее».
1
Работа с доской «Азбука пешехода»
18
18.
Современный транспорт.
1
Презентация «История транспорта»
25
19.
Современный транспорт.
1
февраль
01
20.
Виды транспорта.
1
08
21.
Значение номерных знаков
1
15
22.
Правила поведения в транспорте. Мероприятие «Я пассажир».
1
Рабочие тетради, цветные карандаши
27
23.
Железная дорога.
1
29
24.
Что такое ДТП?
1
Работа с доской «Азбука пешехода»
март
05
25.
Причины возникновения ДТП
1
14
26.
Создание буклета «Помни, пешеход!»
1
Рабочие тетради, цветные карандаши.
21
27.
В стране дорожных знаков
1
апрель
04
28.
История возникновения дорожных знаков
1
Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши
.11
29.
Дорожные знаки и их группы
1
Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши
18
30.
Мероприятие: «Я знаток дорожных знаков»
1
Встреча с инспектором дорожного движения.
25
31
Государственная инспекция безопасности дорожного движения
1
Рабочие тетради, цветные карандаши
май
16
32
Дорожно-патрульная служба
1
Сводка о ДТП в городе за последний год, карточки для групп с примерами дорожных ситуаций, выставка плакатов, изготовленных учащимися.
23
33.
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.
1
Сводка о ДТП в городе за последний год, карточки для групп с примерами дорожных ситуаций, выставка плакатов, изготовленных учащимися
-
7.Результаты освоения программы
Личностные результаты - отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данного курса. Это:
- понимание необходимости личного участия в обеспечении собственной безопасности;
- готовность и способность к саморазвитию, самообучению и личностному самоопределению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- овладение навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками;
- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
- положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями в различных нестандартных ситуациях и условиях;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- навыки формирования собственной культуры безопасного образа жизни;
- навыки творческого подхода в решении любых задач, к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим, умение находить с ними общий язык и общие интересы в преодолении определённых трудностей.
Метапредметные результаты - характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, которые проявляются в познавательной и практической деятельности. Это:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи, акцентировать мотивы и развивать интересы своей познавательной деятельности;
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- самостоятельно оценивать уровень сложности ситуации и определять наиболее эффективные способы выхода из неё, корректировать свои действия, если ситуация изменяется;
- умение определять способы и варианты действий в рамках предложенных (создавшихся) условий и требований;
- умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, умение вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Предметные результаты изучения программы - отражают приобретённый опыт обучающихся в вопросах обеспечения собственной безопасности жизнедеятельности, а также обеспечивают успешное применение на практике полученных знаний и навыков. Это:
- навыки наблюдения за окружающим миром с позиции собственной безопасности;
- знание правил безопасного поведения в различных аспектах жизнедеятельности;
- умение самостоятельно оценить уровень сложности конкретной опасной ситуации и составить алгоритм собственных действий выхода из неё;
- обнаружение ошибок при постановке и выполнении учебных заданий с позиции безопасности жизнедеятельности, отбор способов и вариантов их исправления;
- навыки общения с взрослыми людьми и сверстниками по правилам основ безопасности жизнедеятельности;
- умение выявлять в окружающем пространстве индикаторы опасности и оценивать уровень возможного личного риска;
- анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности, поиск возможностей и способов их улучшения;
- оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и действий по их устранению.
8. Материально-техническое обеспечение.
-
Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности.
-
Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом»: Учебно-методическое пособие по Правилам дорожного движения для учащихся нач.шк. - СПб.: Изд. Дом «МиМ», 1997.
-
Правила дорожного движения для детей. /Сост. В.Надеждина. - М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006.
-
5. Набор дорожных знаков.
14