Папка по самообразованию учителя физики и технологии Пархаевой Е. А

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГУ «Челгашинская средняя школа»

с. Челгаши

Карасуский район

Костанайской области



ПАПКА УЧИТЕЛЯ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ




Пархаева Екатерина Александровна

(Ф.И.О.)


учитель физики и технологии (по диплому)

(Должность)



Современные образовательные технологии на уроках физики и трудового обучения.

(Название темы)


2009-2010 учебный год

(Начало изучения темы)


2014-2015 учебный год

(Окончание изучения темы)



ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

Ф.И.О.педагога Пархаева Екатерина Александровна

Дата рождения 10.04.1973 г

Стаж работы в должности _22 года 8 месяцев

Образование (название учебного заведения и год окончания) высшее, Аркалыкский педагогический институт Им. И.Алтынсарина, 1995 г.

Квалификационная категория, год и № приказа о присвоении высшая, 2013 г. №

Курсы повышения квалификации за последние три года (указать вид, тему, где проходили) « Основные линии школьного курса физики на современном этапе и методика их изучения». (2010 г.) Регистрационный №0243251 (92 час). «Использование возможностей современных информационно-коммуникативных технологий в повышении качества обучения конкурентоспособного специалиста» (2012 г.) Регистрационный№032680 (36 часа)

Награждения (указать год, характер награды) грамоты Департамента образования за 2000г., 2002 г., 2005 г.; грамота отдела образования (премия) 2010 г., грамота отдела образования ( августовское совещание работников образования) 24 августа 2007 г., грамота акимаКарасуского района 2012 г.

Районная лицензия: серия КЭС № 12 «Методы решения физических задач» 28 января 2011 г.; серия КЭС № 24 «Технология» для неделимых классов (5-9)» 18 ноября 2011г.

Обобщение передового педагогического опыта 25 января 2013 г.






Работа по темам самообразования
как необходимое условие повышения
педагогического мастерства учителей.

В условиях массового перехода учебных заведений на использование современных технологий обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного процесса, корректируется работа по совершенствованию профессионального мастерства учителя. Большую роль играет работа по самообразованию учителя. Учителя активно работают по темам самообразования: выписывают и изучают необходимую литературу, используют ресурсы Интернет, повышают своё профессиональное мастерство на методических семинарах различных уровней. В учебном году годовым планом работы предусмотрено также взаимопосещение уроков учителей, выступления на педагогических чтениях, отчёты по темам самообразования. В качесте теоретической базы учителям членам инновационно-технологического МО предлагаются эти рекомендации.

Действия педагога в процессе самообразования:

  • принятие решения о необходимости самоизменения;

  • разработка программы самосовершенствования;

  • работа по реализации программы;

  • корректировка хода работы или самой программы при необходимости;

  • самоанализ выполнения программы;

  • постановка перед собой новых целей и задач.

Основным этапом в деятельности педагога является разработка программы собственного роста и совершенствования.

Принципы построения программы:

  • научность;

  • реалистичность;

  • прогностичность;

  • целостность;

  • актуальность;

  • оптимальность;

  • контролируемость.

  1. Учитель должен знать

    • историю возникновения технологии, по которой работает;

    • теоретическое обоснование новых результатов;

    • проблемы, которые могут быть решены с помощью данной технологии;

    • результаты, которые могут быть получены после ее применения на практике;

    • методы и приемы, использующиеся в данной технологии;

    • методы и приемы работы учащихся;

    • этапы освоения технологии учителем и учащимися.

  2. Учитель должен уметь разработать:

    • модифицированный вариант учебной программы;

    • календарно - тематическое планирование;

    • планы различных типов уроков, предусмотренных новой технологией, учебные модули и раздаточный материал к ним;

    • содержание учебных проектов;

    • задания для учеников к учебным проектам;

    • новые тексты разноуровневых заданий для рубежного и итогового контроля, тестовые контрольные задания и др.

  3. Учитель должен уметь применять на практике:

    • методы и приемы новой технологии;

    • проводить учебные занятия различных типов;

    • анализировать занятия и вскрывать недостатки;

    • обучать учащихся новым приемам учебной деятельности;

    • проводить самоанализ;

    • оценивать результативность использования новой технологии, применяя методы педагогической диагностики;

    • осуществлять контроль за самостоятельной работой учащихся и др.

В индивидуальном плане должны найти отражение следующие аспекты:

  • цели профессионального развития;

  • варианты распределения времени на изучение психолого-педагогической и методической литературы;

  • разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

  • получение консультаций;

  • обсуждение возникших проблем с коллегами;

  • взаимопосещение уроков;

  • работа по апробации полученных знаний на практике;

  • участие в системе школьной методической работы;

  • самообобщение результатов работы;

  • передача собственного опыта коллегам и другое.

Следующий этап - работа по реализации плана:

  • консультативная помощь;

  • коррекция и изменение плана, предусматривающая новые способы достижения запланированного;

  • анализ, оценка и самооценка эффективности выполненной работы;

  • обобщение и оформление материалов в методическую копилку гимназии;

Результаты:

  • выступление с творческим отчетом на конференциях, заседаниях «круглого стола»;

  • публикации в печати.

Памятка для учителя по самоанализу урока

  1. Каково место данного урока в системе уроков по теме? В чем специфика урока? Тип урока?

  2. Какие задачи решались на уроке: образовательные, воспитательные, развивающие? Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь?

  3. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли было выделено время для опроса, изучения нового, закрепления? Логичны ли связи между этапами урока? рационально ли было распределено время на уроке?

  4. На каком содержании делается главный акцент на уроке и почему? Выделено ли было главное?

  5. Какое сочетание методов обучения было выбрано для раскрытия нового материала? Дайте обоснование выбора методов обучения.

  6. Как осуществлялся дифференцированный подход на уроке?

  7. Как был организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами проводился? Почему?

  8. Как использовался на уроке учебный кабинет? Использование средств обучения.

  9. За счет чего обеспечивалась работоспособность учащихся?

  10. Были ли использованы воспитательные и стимулирующие функции отметки?

  11. Проводилась ли рефлексия?

  12. Удалось ли полностью реализовать поставленные цели, если нет, то почему? Как планируется выполнить нереализованное?







План работы
учителя Пархаевой Екатерины Александровны
над темой по самообразованию Современные образовательные технологии на уроках физики и трудового обучения.
на 2009-2010, 2010-2011 учебные года

Направление деятельности

Сроки

Отметка
о выполнении

1

Выбор темы и обоснование. Постановка целей и задач. Определение этапов работы.

Август

Выполнено

2

Составление плана работы над темой

Сентябрь

Выполнено

3

Составление списка литературы по теме

Сентябрь

Выполнено

4

Изучение методической и научной литературы, публикаций в журналах по теме

В течение года

Выполнено частично

5

Конспектирование статей научно-методической литературы, составление алгоритма деятельности

В течение года

Выполнено частично

6

Посещение уроков коллег с целью изучения опыта использования современных педагогических и компьютерных технологий в учебной деятельности

В течение года

Выполнено

7

Разработка плана подготовки учащихся к олимпиаде

Сентябрь

Выполнено

8

Подготовка экзаменационных материалов для профильных классов

Декабрь,
апрель

Выполнено

9

Мониторинг педагогической деятельности /анализ результатов успеваемости, олимпиад/

В течение года

Выполнено

10

Подготовка выступлений на заседания МО

По плану
работы МО

Выполнено

11

Участие в предметной неделе

Ноябрь

12

Систематизация материалов по теме «Современные образовательные технологии на уроках.

Апрель

План на пять лет

13

Самоанализ педагогической деятельности. Отчет о проделанной работе по самообразованию на заседании МО

Май

Анализ методической работы по годам.

План работы
учителя Пархаевой Екатерины Александровны
над темой по самообразованию Современные образовательные технологии на уроках физики и трудового обучения.
на 2011-2012, 2012-2013 учебные года

Направление деятельности

Сроки

Отметка
о выполнении

1

Конспектирование статей научно-методической литературы, составление алгоритма деятельности

В течение года

Выполнено частично

2

Посещение уроков коллег с целью изучения опыта использования современных педагогических и компьютерных технологий в учебной деятельности

В течение года

Выполнено

3

Разработка плана подготовки учащихся к олимпиаде

Сентябрь

Выполнено

4

Подготовка экзаменационных материалов для профильных классов

Декабрь,
апрель

Выполнено

5

Мониторинг педагогической деятельности /анализ результатов успеваемости, олимпиад/

В течение года

Выполнено

6

Подготовка выступлений на заседания МО

По плану
работы МО

Выполнено

7

Участие в предметной неделе

Ноябрь

8

Систематизация материалов по теме «Современные образовательные технологии на уроках.

Апрель

План на пять лет

9

Самоанализ педагогической деятельности. Отчет о проделанной работе по самообразованию на заседании МО

Май

Анализ методической работы по годам.

АНАЛИЗ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ЗА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД.

На протяжении всего года я старалась работать по теме самообразования, вовлекая в эту работу учащихся с высоким уровнем IQ. Уже третий год работы, я достигла высоких результатов. Мои учащиеся Пархаев максим и Андрущенко Роман дважды занимали призовые места в районном научном обществе учащихся в секции « Здоровая природная среда-стратегия Казахстан - 2030». В этом учебном году Андрущенко Роман с данной, завершающей работой «Влияние электромагнитных волн на здоровье человека», занял первое место и был направлен на областной тур научных проектов, который будет проходить в 2013-2014 учебном году.

Кроме данной работы, учащиеся нашей школы принимают активное участие по демонстрации проектной деятельности на уроках физики и трудового обучения. Все учащиеся, которые владеют данной спецификой работы, имеют навыки работать с художественной литературой, а также работой в интернете. Необходимо добиться 90% работы учащихся по работе самостоятельно с художественной и дидактической литературой, что главной проблемой я ставлю в этом учебном году.

Сама же я перед собой ставлю более высокую оценку в работе. Проходя курсы по обучению КУРСОВ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПЕРВОГО (ПРОДВИНУТОГО) УРОВНЯ, мне прежде всего необходимо пройти производственную практику по внедрению 7 модулей образования , которая включает не только проектную модель обучения, а еще и:

  1. Новые подходы в преподавании и обучении.

  2. Обучение критическому мышлению.

  3. Оценивание для обучения и оценивание обучению.

  4. Обучение талантливых и одаренных.

  5. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.

  6. Управление и лидерство в обучении.

Благодаря данным курсам, я не только поняла, как развивать учащихся, обучать их, но и поставила перед собой ряд новых задач: 1. Научить учащихся находить новые знания путем сбора информации при прочтении художественной и дидактической литературы; 2. Правильно применять литературу , выбранную с интернета, чтобы не развивать у учащихся плагиата, а лишь основываться терминологией; 3. Научить учащихся правильно излагать свои мысли.

По данной теме работы в этом году предстоит не просто учить учащихся, но предстоящая сдача профессиональных экзаменов по этим темам.


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ


Общешкольная тема «Повышение мотивации учащихся к получению качественного образования, функциональной грамотности, а педагогов - к постоянному повышению квалификации и педагогического мастерства».

  1. Индивидуальная тема самообразования Современные образовательные технологии на уроках физики и трудового обучения.

Задачи:

1.Овладение всеми обучаемыми стандартом образования по предмету.

2.Сотрудничество со специалистами из других учебных заведений.

3.Проведение подготовки к ЕНТ.

4.Изучение современных образовательных технологий.

5.Интеграции в обучении физики и трудового обучения.

Цели самообразования:

1.Обеспечение интенсивного, интеллектуального и личностного развития ребёнка.

2.Совершенствование форм работы с одарёнными детьми.

3.Индивидуальная работа с учащимися по подготовке к олимпиадам, ЕНТ, работа с неуспевающими.

4.Способствовать повышению качества успеваемости.

5.Повышение культурного уровня воспитанности обучающихся.

6.Формирование у обучающихся потребностей к саморазвитию и самообучению: пробуждение творческой активности, исследовательских интересов.

Основные вопросы для изучения в рамках самообразования:

1.Требования к современному уроку.

2.Вопросы проблемного обучения.

3. Методика формирования и развития у обучающихся ведущих понятий школьной физики и трудового обучения.

4.Методика проведения самостоятельных, контрольных, лабораторных работ.

5.Подготовка к ЕНТ.

6.Новые образовательные технологии.

2. Когда начата работа над темой 2009 - 2010уч.г

3. Когда предполагается закончить работу над темой 2012-2013 учебный год

4. Цели и задачи самообразования по теме научить учащихся современным образовательным технологиям, в частности проектной технологии (работе самостоятельно).

5. Основные вопросы, намечаемые для изучения. Этапы проработки материала правила организации проекта; выявление темы проекта и ресурсов изучения.

6. Литература по теме, по годам литература 1. _периодические издания « Физика в Казахстанской школе», « Воспитание школьника», «Учитель плюс». 2.Материалы сайтов: fipi.ru, openclass.ru, pedsovet.su, edu.tatar.ru, cerm.ru, spby.ru, 1september.ru, pedsovet.org.ru, zubrenok.ru. 3.Презентации. 4.Плакаты

5.Контрольные и проверочные работы по физике. 6.Электронные учебники, уроки физики и т.д.

7. Чей опыт предполагается изучить по данной теме Каштаевой Н.А. - новатора Алматинской области.А такжеизучение опыта других учителей:

1.Творческое сотрудничество с учителями школ района и области.

2.Изучение разработок ведущих учителей физики и трудового обучения.

3. Изучение опыта учителей физики и трудового обучения района, области.

8. Творческое сотрудничество по теме самообразования с учителями, кто изучает данную тему на ссылках в онлайн: Нуртазина А.К.,Кобденова Р.А., Каплун В.А., Алфутов Ю.Н. и др.

9. Практические выходы проекты по физике и трудовому обучению.

На методическом объединении и августовских педагогических чтениях учителем прочитаны доклады: «Дидактические требования к современному уроку», «Здоровъесберегающие технологии на уроках физики», «Содержание требований к уровню подготовки учащихся в профильных классах»( п. Карасу, 2007 г.), «Организация проведения предметных недель, олимпиад, интеллектуальных марафонов, конкурсов и научных проектов учащихся по предмету физика» естественно-математического цикла ( п. Карасу, 2010 г.). В соавторстве с Ахметовой Р.Б. на августовской конференции 2012 года был предоставлен доклад на секции директоров и завучей по теме «Инновационные подходы в работе школьного методического объединения».

10. Изучение передового опыта. Когда и где выступал с собственным опытом 2013 г. На семинаре учителей физики обобщался собственный передовой опыт по педагогической системе, а также рассматривались вопросы проектной деятельности. «УЧИТЕЛЬ ГОДА - 2013» -- рассматривались вопросы самообразования. На первых педагогических чтения «Профессиональный рост работников образования как условие обеспечения нового качества образования» в п. Карасу по направлению «Использование информационно-коммуникационных технологий» был прочитан доклад по работе темы самообразования.

11. Выводы по окончании работ работа продолжается, поэтому выводы еще делать рано. Проекты учащиеся защищают на школьных конференциях и на районном конкурсе научных проектов.

12.Инновационная деятельность учителя:

-Технологии (ИКТ)

-Элективные курсы

-Разработки программ

-Экспериментально-исследовательская деятельность.

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Этапы самообразования

Содержание работы

Сроки выполнения

Примечания

Организационно-диагностический


Менторинг «Работа с одаренными и талантливыми учащимися.»

12 августа 2013

Курсы квалификации педработников РК первого(продвинутого) уровня



Научно-методическая работа по теме «Использование проблемных ситуаций на уроках физики в развитии творческого мышления школьников».

22 августа 2013

Курсы квалификации педработников РК первого(продвинутого) уровня


Анкетирование «Профессиональное развитие учителей при достижений образовательных целей».



27 августа 2013

ЧСШ


«Лицом к лицу». Психологический климат учащихся среднего звена


2.09.2013

Учащиеся школы

Анкетирование учителей об образовании

5.09.2013

Педагоги школы, сообщество учитеей

Деятельность НОУ «Перспектива».


Октябрь 2013

Учителя МО, сайт педработников

Теоретический

«Профессиональное развитие учителей при достижений образовательных целей»

Повестка дня:

  1. 1. Изменения подходов в преподавании и обучений

  2. Профессиональный рост учителя как один из факторов достижений образовательных целей

29.08.2013

Педагоги школы

Использование подхода LESSONSTUDY с целью совместного содействия усовершенствованию процессов преподавания и обучения.

Сентябрь 2013

Педагоги школы, вынесение на образовательный портал педработников РК

«Эффективность урока - результат организации активной деятельности учащихся»

Октябрь 2013

Педагоги школы, вынесение на образовательный сайт РК

Коуч-сессия

«Развитие одаренной личности - расширение интеллектуальной и волевой сферы ребенка, активизация субъективности»

Рассматриваемые вопросы:

1. Работа с одаренными детьми.

2. Систематизация работы с олимпийским резервом.

Сентябрь

2014

Педагоги школы, вынесение на образовательный сайт РК


Коучинг - сессия. «Внедрение в учебный процесс проектной и исследовательской форм обучения .

Обучение: Кейс-стади.

Февраль 2014

Педагоги школы, вынесение на образовательный сайт РК


Участие в научно-исследовательских конференциях разного уровня.

В течение года

Ученики и Пархаева Е.А.


«Использование информационных технологий при подготовке к ВОУДу и ЕНТ по предметам естественно-математического цикла».

В течение года

Пархаева Е.А.

Практический

Коучинг- тренинг

«Оценивание для обучения и оценивание обучения»

  • стратегия применения ОО и ОдО

  • формативное оценивание

суммативное оценивание

декабрь 2013

Педагоги школы, вынесение на учебный портал сайта педработников РК

Создание сообщества «Физика в школе»

Сентябрь 2013

РТ

Публикация статьи теме «Формирование ключевых компетентностей при обучении физике через активные педагогические технологии»

Сентябрь

2013

На образовательном сайте педработников

Участие в интеллектуальном марафоне «Акбота»

2013-2014

Ученики одаренные и талантливые

Неделя математики, физики, информатики.

Январь 3 неделя

Вся школа по предметам

Итоговый

«Голос ученика», интервью учащихся школы о преобразовании новых подходов в обучении.

Октябрь 2013

Учащиеся школы

Тематические консультации «Организация самостоятельной работы на уроке по физике и технологии»

В течение года

педагоги

Самоанализ деятельности

В конце учебного года 2013-2014

Свой собственный нализ

РАБОТА ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ


ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП


НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Дата изучения

Перечень нормативных документов

Краткое содержание

Август 2013


ГОСО 2013-2014


Изучение инструктивно-методического письма по предметам физика и технология.

Август 2013

Изучение РУКОВОДСТВО УЧИТЕЛЯ ПЕРВЫЙ (продвинутый) уровень.


Изучить все технологии образовательного процесса и начать внедрение в практической части обучения обучающих.

Сентябрь 2013

Изучение приказа о начале 2013-2014 учебного года.

Основные содержательные факты начала учебного года































РАБОТА ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ


ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП


УЧЕБНАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Дата изучения

Название и краткое содержание

Автор, издательство, год издания




















































РАБОТА ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ


ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП


ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ (ГАЗЕТЫ, ЖУРНАЛЫ)

Дата изучения

Название статьи и краткое содержание

Издание, №, год, страница, автор

2010

периодические издания « Физика в Казахстанской школе»,

№ 2 подготовка ЕНТ

2012



« Воспитание школьника»,



№ 2 профилактика вредных привычек

2012


«Учитель плюс»




№4 разработка урока по физике 9 класса












РАБОТА ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ


ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП


СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Дата изучения

Название и краткое содержание

Автор, издательство, год издания, страницы

2011-2012 учебный год

«Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики». -С помощью данной книги я познакомилась с активными методами работы на уроках с учениками, в частности работе по проектированию.

Л. А. Иванова. Москва: Просвещение, 1983.


2012 год

«Активизация мышления учащихся на уроках физики». -в данной книге уделяется большое значение работы в группах с точки зрения критического мышления

Н. М. Зверева. Москва: Просвещение, 1980.


В течение 2011-2013 учебных годов

Сборник задач по физике 7-9 классы

Сборник задач по физике 7-9 классы

Сборник задач по физике 10-11 класс

ЕГЭ-2011 физика.

ГИА 9 класс физика.

Тесты по физике 8 класс.

Орлов. ЕГЭ физика (электронный учебник)

ЕГЭ физика (электронный учебник)

Учебники по ЕНТ

Лукашик

Пёрышкин А.В.

Рымкевич.

Грибов.

Л.М.Монастырский

А.В.Чеботарёва

Кабардин




РАБОТА ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

ИЗУЧЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Дата

Тема опыта

Автор опыта

Краткое содержание

25 января 2013 г

Активация познавательной

деятельности обучающихся

на уроках физики.

Пархаева Е.А.

На семинаре учителей естественно-математического цикла показала опыт своей работы, диагностический инструментарий, а также открытый урок с использованием интегрированной формы работы.

КОНСУЛЬТАЦИИ И СОБЕСЕДОВАНИЯ

Дата

Форма проведения

Вопрос

Рекомендации

Ф.И.О. проводившего консультацию (собеседование)

Сентябрь 2012

Совещание при директоре

Как правильно оформить документы на обобщение опытом работы?


При работе по обобщению опыта была показана презентация со всеми вытекающими фактами




Завуч школы Ахметова Р.Б.

Ноябрь 2012

Педагогический институт г. Костанай

Как правильно написать рецензию на научную работу учащегося по современному стандарту?

Профессор педагогических наук Демидова дала полную трактовку с поясняющими данными. При этом она наглядно показала, как правильно оформить на бумаге.





Демидова Л.И.






























РАБОТА ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ


ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП


ПРОХОЖДЕНИЕ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ,

ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Дата

Место прохождения и год

Вид курсов

Тема, вопросы

август

Г. Костанай, 2007

бюджет

«Особенности работы по учебникам нового поколения» 2007 год,


август


г. Костанай2008 г.

бюджет

«Использование новых технологий, инновационных методов в преподавании физики, как основы подготовки учащихся к ЕНТ»

22 ноября по 3 декабря

г. Костанай, 2010 г. № 0243251

бюджет

«Основные линии школьного курса физики на современном этапе и методика их изучения»

12 по 19 августа

г. Костанай, 2012 г. № 0326870


хозрасчет

«Использование возможностей современных информационно-коммуникативных технологий в повышении качества обучения конкурентоспособного специалиста

































РАБОТА ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ


ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП


ПОСЕЩЕНИЕ СЕМИНАРОВ, КОНФЕРЕНЦИЙ

Дата

Тема

Место проведения

Краткое содержание


Август

августовская конференция

«Содержание требований к уровню подготовки учащихся в профильных классах»

п. Карасу, 2007 г.

На секции учителей математики и физики


Август 2010, августовская конференция




«Организация проведения предметных недель, олимпиад, интеллектуальных марафонов, конкурсов и научных проектов учащихся по предмету физика» естественно-математического цикла

п. Карасу, 2010 г

На секции учителей математики и физики

на августовской конференции 2012

«Инновационные подходы в работе школьного методического объединения».


П. Карасу

В соавторстве с Ахметовой Р.Б. на секции директорского корпуса района



30.04 2013






Коучинг-сессия. «Новые планы на будущее»

П. Карасу

Участвовала в коучинге-сессии Малышевой Елены о внедрении новых технологий в образование Казахстана.













РАБОТА ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ


ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП


УЧАСТИЕ В МЕТОДИЧЕСКИХ ФОРМИРОВАНИЯХ

Дата

Наименование методического формирования

Место проведения

Тема

Краткое содержание

Ноябрь 2010

ЕМЦ

ЧСШ

«Дидактические требования к современному уроку»,

На методическом объединении учителей


Февраль 2011

Семинар учителей ЕМЦ

Октябрьская СШ

«Здоровъесберегающие технологии на уроках физики»



Обратить внимание на здоровье учащихся.

Январь

2012

Семинар учителей ЕМЦ

Карасуская СШ

Единая подготовка к ЕНТ. Пути решения

Небольшое сообщение с рекомендацией о подготовке учащихся к ЕНТ. Психологическая служба.

Январь 2013

Семинар учителей ЕМЦ

Челгашинская средняя школа



Был дан открытый урок с интегрированной формой работы в 11 классе по теме «Фотоэффект.применение фотоэффекта»





РАБОТА ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ


ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП


ПОСЕЩЕНИЕ УРОКОВ, МЕРОПРИЯТИЙ, ЗАНЯТИЙ

Дата

Тема

Место проведения

Форма проведения

Краткое содержание

28 ноября 2010 г.

Применение критического мышления на уроках физики.

8 школа г.Костаная

Показательный урок в 8 классе

Учителем и учениками была предложена модель урока, где учащиеся применили критическое мышление в работе.

23 января2011 г.

Новые подходы в подготовке к ЕНТ

Октябрьская средняя школа

семинар

Посещение урока по физике учителя Сергеева по фотоэффекту с демонстрациями.

Октябрь 2012 г.

Подготовка к ЕНТ, новые возможности подготовки .

Карасуская средняя школа

семинар

Посещение уроков по математике и физике. Примерное проведение и инструкции по работе с учащмися по ЕНТ.

Январь 2013 г

Показательные уроки по конкурсу «Учитель года-2013»

Целинная средняя школа

Конкурс учителей

Урок математики Зайцева Н.А. 8 класс

Урок по физике 7 класс

Урок по истории 8 класс

Урок по физике Пархаева Е.А. 11 класс
















РАБОТА ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ


ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП


МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ, МЕРОПРИЯТИЙ, ЗАНЯТИЙ

Дата

Тема разработки

Класс

Краткое содержание



































































РАБОТА ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ


ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП


РАЗРАБОТКА И ПОДБОР ДИДАКТИЧЕСКОГО И НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА

Дата

Тема

Вид работы

Название, автор, год издания, издательство

Класс











































































ВЫСТУПЛЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ И МЕТОДИЧЕСКОМ СОВЕТАХ,

МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ, СЕМИНАРАХ, СОВЕЩАНИЯХ,

КОНФЕРЕНЦИЯХ, ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЧТЕНИЯХ И ДР.


Дата

Тема

Где заслушивался вопрос

Категория педагогов

февраль 2011 г.

УМК «Методы решения физических задач» в 10-11 классе.

КЭС № 12

Лицензионный совет

районный





Ноябрь 2011 года

УМК по технологии «Трудовое обучение (для неделимых классов)» (5-9 кл).

КЭС № 24


Лицензионный совет

районный





Сентябрь 2012

Участие в Республиканском конкурсе « 100 славных имен педагогов образования»

республиканский

республиканский


Март 2013 г.

Конкурс «Учитель года -2013»

Открытые уроки, методическая программа в п. Карасу

районный

Апрель 2013 г.

Организация проектной деятельности учащихся.

Первые Республиканские педагогические чтения

районный


ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Самообразование является основой в повышении профессионального уровня педагога.

В содержание самообразования входит:

- психолого-педагогическая подготовка педагога;

- углубление знаний в области теории преподаваемого предмета и повышение методического мастерства;

- повышение культурного уровня и эрудиции учителя.

Определяя содержание работы по самообразованию, педагогу следует учитывать перспективы развития школы. Изменение учебных планов, совершенствование программ, использование нового учебника по предмету, освоение нового учебно-методического пособия требуют самообразования как по теории, так и по методике предмета.

Критериями для определения того или иного направления в самообразовании педагога являются: всесторонний и дифференцированный анализ его профессиональных запросов и потребностей, соответствие направления самообразования конкретным задачам и условиям работы школы; учет динамики задач и изменений в образовательном процессе школы (программы, учебники, новые требования и др.).

У каждого педагога и руководителя школы возникает необходимость в индивидуальных формах самообразования. Наиболее распространены следующие формы работы: работа с литературой, изучение передового педагогического опыта, анализ своей педагогической деятельности, научно-исследовательская работа и др.

Индивидуальное самообразование позволяет определить содержание, методы работы учителя в соответствии с его особенностями, методическими потребностями и конкретными условиями деятельности. Индивидуальное самообразование должно быть управляемым, функции управления им возложены на руководителей учреждений образования и общественные организации.

Цели работы по самообразованию конкретизируются в намеченной теме. Выбор темы делается на основании той проблемы, над изучением которой работает педагогический коллектив гимназии. Такой подход к определению темы очень важен, поскольку проблема для изучения всем педагогическим коллективом обсуждается на педагогическом совете гимназии, т. е. проходит апробацию через общественное мнение, имеет значение для гимназии, для тех конкретных условий, в которых гимназии работает. Например, педагогический коллектив школы работает над проблемой активизации познавательной деятельности учащихся. В рамках этой проблемы внимание педагогов следует сосредоточить на активизации познавательной деятельности учащихся на уроках, во внеклассной работе, в деятельности детских общественных организаций и объединений, в группах продленного дня, в семье и др. Все эти вопросы ориентируют педагога и руководителя школы на определение индивидуальной темы для самообразования.

При определении темы самообразования необходимо учитывать проблему, которая подлежит изучению в методическом объединении учителей. Отсутствие действенной связи между самообразовательной деятельностью педагога и методической работой ведет к перегрузке учителя, порождает формализм и субъективизм в определении темы по самообразованию. Для педагогов, повышающих свою квалификацию через курсовую подготовку, темой самообразования может стать тема реферата, который необходимо подготовить в соответствии с учебным планом курсов.

РУКОВОДСТВО САМООБРАЗОВАНИЕМ ПЕДАГОГОВ

В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ И КОНТРОЛЬ

Важным компонентом управления повышением квалификации педагогических кадров является организация индивидуального самообразования педагога, которая предполагает:

- определение направления, цели и индивидуальной темы;

- отбор основных вопросов, подлежащих изучению в процессе самообразования;

- отбор источников и средств самообразования;

- определение вопросов для самопроверки;

- установление связи с методическими объединениями;

- выбор формы завершения самообразования.

Руководство самообразованием педагогов предусматривает систему, которая включает формирование у педагогов положительных мотивов самообразования, оказание помощи в выборе тем и форм самообразования, создание необходимых условий для самообразования, осуществление постоянного контроля за работой по самообразованию педагогов.

Целесообразно ставить вопросы, связанные с самообразованием педагогов, на заседаниях методических советов и методических формирований, педагогических советах. Для пропаганды самообразования и формирования положительного отношения к нему должны привлекаться опытные педагоги с выступлениями по теме самообразования на МО школы. Администрации следует систематически разъяснять педагогам значение, задачи и содержание работы по самообразованию с целью сформировать у педагогов ответственность за совершенствование своего профессионального мастерства.

Большое значение в формировании положительных мотивов самообразования педагогов имеет правильно выбранная тема по самообразованию. Заместители директора школы должны помочь педагогу в выборе темы, которая бы соответствовала его потребностям и дальнейшему совершенствованию образовательного и воспитательного процесса. Осуществлять это возможно лишь при проведении четкого анализа итогов работы учреждения образования и каждого педагога. Проведенный администрацией учреждения образования анализ поможет каждому члену педагогического коллектива отчетливо увидеть слабые места и нерешенные вопросы в работе с детьми, наметить перспективы в повышении квалификации и совершенствовании образовательного процесса. Это даст возможность каждому педагогу определить тему для дальнейшего самообразования. Индивидуальная деятельность по самообразованию каждого педагога должна рассматриваться как органическая часть работы коллектива над изучением общей проблемы. Для этого необходимо проводить диагностический опрос педагогов по выявлению затруднений в организации образовательного и воспитательного процесса.

Приведем пример, допустим, в школе низкое качество знаний учащихся. Значит, внимание коллектива в процессе самообразования должно быть сосредоточено на этой проблеме. В связи с этим необходимо: изучить мотивы учебной деятельности учащихся; найти эффективные методы обучения; изучить психолого-педагогические условия предупреждения снижения успеваемости; провести анкетирование по выявлению склонностей и способностей детей; определить позиции детских общественных организаций и объединений в развитии познавательных интересов учащихся, роль родителей в организации контроля за учебной деятельностью своих детей и самоподготовкой.

При таком подходе в коллективе накопится богатый материал, а со временем и опыт работы по повышению качества знаний школьников. Педагоги смогут организовать обмен опытом, поднять свой профессиональный уровень.

В методический или свободный от уроков день педагог может заниматься самообразованием, участвуя при этом в семинарах, совещаниях, заседаниях методических формирований по теме самообразования, работать с материалами в библиотеке, посещать уроки, внеклассные занятия, мероприятия. Руководителям учреждений образования необходимо создавать условия для такой работы педагогов. Для этого в методическом кабинете можно оформить электронный банк данных психолого-педагогической и научно-методической литературы, периодических изданий на темы, по которым ведется самообразование; оформить стенд или уголок «В помощь по самообразованию»; организовать постоянно действующие выставки периодических изданий, составить аннотированную картотеку; создать банк адресов передового педагогического опыта; разработать рекомендации; организовать выпуск методических бюллетеней; обеспечить выход на сайты областных институтов развития образования, Академии последипломного образования, Национального института развития образования, Министерства образования Республики Казахстан; создать медиатеку, где будут размещены материалы из опыта работы педагогов по самообразованию.

Контроль по самообразованию педагога осуществляется руководителями в процессе анализа образовательного и воспитательного процесса. Результаты обучения и воспитания учащихся на уроках, занятиях, во внеклассной работе и внеурочное время являются действенным критерием оценки самообразовательной работы педагога.

РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОЙ В ПРОЦЕССЕ

САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА

Педагогу необходимо уметь работать с литературой. Изучение теоретических и методических источников, педагогического опыта, внедрение достижений педагогики и психологии в практику работы, научно- исследовательская деятельность - формы, которые педагог может использовать при работе с книгой и периодическими изданиями.

Книга является одной из основных форм работы по самообразованию педагога. Однако пользу приносит не всякое чтение, а только то, которое систематически и правильно организовано. Многие педагоги затрудняются в выборе литературы, так как не получают ответы на вопросы по теме самообразования. Происходит это потому, что педагоги недостаточно владеют умениями и навыками работы с литературой. Когда педагог работает с литературой, ему необходимо тезисноизложить прочитанное, систематизировать накопленный в процессе работы материал.

Когда педагогом будет определена тема по самообразованию, необходимо подобрать литературу. При подборе литературы по изучаемой теме могут оказать помощь каталоги библиотек. С этой целью можно использовать общепедагогические и предметные журналы.

Опытные педагоги составляют указатель литературы, а также внимательно относятся к ссылкам, встречающимся в книгах и статьях на работы других авторов, что дает возможность пополнить список литературы для темы по самообразованию. При накоплении необходимой литературы следует правильно оформить рекомендательный указатель. В дальнейшем этот указатель окажет действенную помощь другим педагогам по данной проблеме.

Педагогам, руководителям учреждений, методистам желательно оформить каталоги на все источники по изучаемой проблеме. В каталоге может быть два отдела: алфавитный и тематический. В каждом из них на отдельной карточке указывается источник. В первом отделе карточки распределяются в алфавитном порядке, во втором - по темам. Например, изучается тема «Организация работы заместителя директора по учебной работе».В каталоге по этой теме можно выделить следующие разделы: «Должностные функции и обязанности заместителя директора школы по учебной работе», «Деятельность заместителя директора школы по учебной работе по организации образовательного и воспитательного процесса», «Микроклимат в коллективе», «Осуществление заместителем директора школы по учебной работе руководства деятельностью педагогического коллектива», «Планирование работы заместителя директора школы по учебной работе» и др.

Педагоги, которые имеют опыт работы с личным каталогом, на каждой карточке, кроме источника, указывают следующие сведения: где хранится данная книга, когда она прочитана, тема, дается тезисная оценка источника. По своему усмотрению педагоги могут вносить дополнительную информацию, которая им необходима.

РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ПЕДАГОГОВ В РАЙОНЕ (области)

Работа по самообразованию педагогов на районном (областном) уровнях строится учебно-методическими кабинетами.

Для руководителей учреждений образования учебно-методический кабинет может организовывать специальный семинар-практикум по организации и содержанию работы по самообразованию и организации методической работы в учреждении образования.

Постоянно занимаясь в методических формированиях, педагоги и руководители учреждений образования получают не только новые теоретические знания в области психологии, педагогики и методики преподаваемого предмета, но и приобретают необходимые практические навыки, дающие возможность внедрить полученные знания в практическую деятельность.

Для повышения профессионального уровня руководителей методических объединений учебно-методический кабинет должен проводить систематическую работу по обогащению научно-методических знаний. В связи с этим необходимо организовывать опережающие семинары по темам, рассматриваемым на заседаниях методических объединений, с их руководителями. Своевременно знакомить с изменениями в учебных планах, программах, перечнем новых методических пособий, которые выходят в помощь педагогам, с новыми достижениями в области психологии, педагогики, методики преподавания дисциплин.

По сложным темам, которые должны рассматриваться на заседаниях методического объединения, можно приглашать лекторов Академии последипломного образования, Областного института развития образования и др. В районе могут создаваться опорные школы. Опыт их работы по определенным темам, вопросам изучается и используется в опорных школах педагогами через более эффективные формы работы: консультации, собеседования, открытые занятия, уроки, проблемные семинары, круглые столы, методический диалог, панорамы опыта, презентации и др. Учебно-методический кабинет руководителям опорных школ оказывает инструктивно-методическую помощь.

С целью анализа, контроля и руководства работой по самообразованию педагогов необходимо заслушивать вопросы о самообразовании на заседаниях педагогических советов, советов отделов образования, районных методических формированиях и методическом совете, научно-педагогических конференциях, педагогических чтениях.

При подведении итогов работы по самообразованию можно использовать следующие формы работы: открытые уроки, занятия, дискуссии, доклады, выступления, отчеты, лекции, планы, картотеки, выставки разработок и недели мастерства, презентации и др.

Все вышеуказанные направления в практике работы учебно-методического кабинета должны рассматриваться и реализовываться комплексно.

Изученный и обобщенный опыт работы педагогов необходимо вносить в электронный банк данных для дальнейшего ознакомления педагогами общеобразовательных учреждений и использования данного материала в работе по самообразованию. При учебно-методических кабинетах отдела образования и учреждениях образования можно создать медиатеки, где разместить информационно-справочный материал для педагогов по самообразованию.

Эффективность самообразования педагогов зависит от созданных условий для работы по самообразованию и роли методических объединений.

Таким образом, учебно-методические кабинеты района, города имеют возможность на основании анализа практической деятельности учреждений образования и диагностического опроса педагогов конкретно знать уровень профессиональной подготовки педагогов. Это позволит им дифференцировано осуществлять работу по повышению научно-теоретического и методического уровня педагогических кадров, через индивидуальные, групповые и коллективные формы работы, такие, как: наставничество, рекомендации, консультации, собеседования, советы по организации образовательного и воспитательного процесса.

© 2010-2022