Рабочая программа по дисциплине Основы менеджмента

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 151901 Технология машиностроения Министерства образования и науки РФ от « 12 » ноября2009г. № 582 Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образо...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по дисциплине Основы менеджмента

Министерство образования и науки Самарской области

государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СПО ТМК

____________М.В. Оборин

«____» ____________ 20___г.



Рабочая программа учебной дисциплины

МДК 02.01 Менеджмент


«Профессиональный цикл»

основной профессиональной образовательной программы


по специальности 151901 Технология машиностроения



г.о. Тольятти 2014



Согласовано

Предметной методической комиссией

специальност 151901 Технология машиностроения

Председатель

__________И.В.Назайкинская

«___»__________20___



Составитель: _________Мутовалова Е.В., преподаватель ГБОУ СПО ТМК


Эксперты:

Внутренняя экспертиза

Техническая экспертиза: __________ Е.Н.Кучеренко, старший методист ГБОУ СПО ТМК

Содержательная экспертиза: __________А.Н.Молокоедова, преподаватель ГБОУ СПО ТМК


Внешняя экспертиза: __________


Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 151901 Технология машиностроения

Министерства образования и науки РФ от « 12 » ноября 2009г. № 582


Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утверждёнными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.




Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности 151901 Технология машиностроения , в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.



СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ 4


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ 5


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ 9


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11


5. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 12


6. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 15


7. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ 16













1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Менеджмент

1.1 Область применения программы

Программа учебной дисциплины является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО: 151901 Технология машиностроения


1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл основной профессиональной образовательной программы


1.3 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины

В результате изучения учебной дисциплины МДК 02.01 «Менеджмент» обучающийся должен:

уметь:

- принимать и реализовывать управленческие решения;

- мотивировать работников на решение производственных задач;

- управлять конфликтными ситуациями, стрессами и рисками

знать:

- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

- принципы делового общения в коллективе


1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студентов 95 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студентов 46 часа;

самостоятельной работы студентов 49 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

95

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

46

в том числе:


практические занятия

16

Самостоятельная работа студента (всего)

49

подготовка докладов

10

подготовка рефератов

24

подготовка сообщений

3

подготовка презентаций

12

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета






2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

Менеджмент

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1

Менеджмент: сущность и характерные черты

Содержание:

8




1-2

Понятие и сущность менеджмента. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм. Зарубежный опыт менеджмента. Специфика менеджмента в России.

2

Самостоятельная работа

Подготовить доклад на тему: «Особенности американского менеджмента»

Подготовить реферат на тему: «История развития менеджмента как науки»

6

Тема 2

Функции менеджмента

Содержание:

10



1-2

Функции менеджмента. Цикл менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль). Характеристика функций цикла. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла.

2

Практическая работа №1

Распределение функций менеджмента

2

Самостоятельная работа

Подготовить доклад на тему: «Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла»

Подготовить презентацию на тему: «Функции менеджмента»

6

Тема 3

Организация как объект менеджмента

Содержание:

10



1-2

Внешняя среда организации. Факторы среды прямого воздействия :поставщики, потребители

конкуренты, профсоюзы, законы и государственные органы. Факторы среды косвенного воздействия: состояние экономики, политические факторы, социально-культурные факторы, международные события, научно-технический прогресс. Внутренняя среда организации: структура, кадры, внутриорганизационные процессы, технология,организационная структура. Производственный и технологический процесс

4

Самостоятельная работа

Подготовить доклад на тему: «Значение внешней среды для организации»

Подготовить презентацию на тему: «Влияние внешней среды на деятельность организации»

6

Тема 4

Основные теории принятия управленческих решений

Содержание:

10


1-2

Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Методы принятия решений. Матрицы принятия решений. Уровни принятия решений: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный. Этапы принятия решений: установление проблемы, выявление факторов и условий, разработка решений, оценка и принятие решений.

2

Практическая работа №2

Выбор вариантов управленческих решений в конкретных ситуациях

2

Самостоятельная работа

Подготовить доклад на тему: « Управленческие решения и порядок их разработки»

Подготовить реферат на тему: «Основные модели принятия решений»

6

Тема 5

Стратегический

менеджмент

Содержание:

12



1-2

Формы планирования. Виды планов. Основные стадии планирования. Процесс стратегического планирования.: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернатив и выбор стратегии, управление реализацией стратегии, оценка стратегии.

2

Практическая работа №3

Анализ сильных и слабых сторон предприятия методом SWOT

2

Самостоятельная работа

Подготовить реферат на тему: «Структура и уровни процесса стратегического управления»

Подготовить презентацию на тему: «Стратегическое планирование и его значение»

8

Тема 6

Система мотивации

труда

Содержание:

11




1-2

Мотивация и критерии мотивации труда. Индивидуальная и групповая мотивация. Ступени мотивации. Правила работы с группой. Мотивация и иерархия потребностей. Первичные и вторичные потребности. Потребности и мотивационное поведение. Процессуальные теории мотивации. Сущность делегирования. Правила и принципы делегирования.

4

Практическая работа №4

Разработка системы мотивации труда

2

Самостоятельная работа

Подготовить сообщение на тему: «Особенности мотивации труда социального характера»

Подготовить реферат на тему: «Мотивация персонала: виды и значение для деятельности фирмы»

5

Тема 7

Управление рисками

Содержание:

6



1-2

Виды рисков: предпринимательский, коммерческий и финансовый. Методика оценки капиталовложений и выбор наименее рискованного варианта: по средней арифметической и по коэффициенту вариации.

2

Практическая работа №5

Разработка мероприятий по управлению рисками

2

Самостоятельная работа

Подготовить сообщение на тему: «Системный подход в управлении рисками»

2

Тема 8

Управление конфликтами

Содержание:

8




1-2

Сущность и классификация конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Причины возникновения конфликтов. Стадии развития конфликтов. Типичные конфликтные ситуации. Правила поведения в конфликте. Методы управления конфликтами. Последствия конфликтов: функциональные и дисфункциональные.

4

Практическая работа №6

Решение конфликтных ситуаций

2

Самостоятельная работа

Подготовить доклад на тему: «Природа возникновения конфликта»

2

Тема 9

Психология менеджмента

Содержание:

10



1-2

Понятие о психике. Индивидуально-типологические особенности личности. Психологические аспекты малых групп и коллективов: классификация и стадии развития групп, формальные и неформальные группы. Социально-психологический климат в коллективе. Власть и лидерство. Понятие имиджа, его составные компоненты.

4

Практическая работа №7

Проведение сравнительного анализа типов характеров

2


Самостоятельная работа

Подготовить реферат на тему: « Личность и ее структура»

4


Тема 10

Этика делового общения.

Содержание:

8


1-2

Деловое общение, его характеристика. Условия эффективного общения. Фазы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументирование, опровержение доводов. собеседника, принятия решения.

2

Практическая работа №8

Разработка плана мероприятий по подготовки и проведению делового совещания

2


Самостоятельная работа

Подготовит реферат на тему: «Характеристика деловой этики»

4


Тема 11

Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

Содержание:

2



1-2

Понятие руководства и власти. Организация работы и условий для профессионального и личностного совершенствования исполнителей. Управление человеком и управление группой. Планирование работы менеджера. Затраты и потери рабочего времени. Организация рабочего дня, рабочей недели, рабочего места.

1


Дифференцированный зачет

1


Всего по дисциплине

95



3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по экономическим дисциплинам.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

  • рабочие места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-методической документации

Информационных технологий в профессиональной деятельности:

  • компьютеры;

  • мультимедийные средства;

  • программное обеспечение общего и профессионального назначения;

  • учебники, учебное пособие;

  • нормативно-методическая литература (федеральные законы, положения,постановления);

  • комплект учебно-методической документации.



3.2 Информационное обеспечение обучения

Основная литература

1. Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

2. Менеджмент организации: А.В. Тебекин, Б.С. Косарев. - М.: КНОРУС, 2010.

3. Основы менеджмента: Л.В. Плахова, Т.М. Анурина, С.А. Легостаева. - М.: КНОРУС, 2010.

5. Переверзев М.П., Шайденко Н.А. Менеджмент: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008.


Дополнительная литература:

6. Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. Практикум: Учеб. пособие для студ.

учреждений сред. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.

7. Набиев Р.А.Менеджмент. Практикум: Учеб. пособие. - М.: «Финансы и статистика», 2008.

8. Управление персоналом организации. Практикум: учеб. пособие/ под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2011.

9. «Российский журнал менеджмента». Научно-исследовательский журнал. Издан по инициативе Высшей школы менеджмента СПбГУ. 2011.

10. «Новый менеджмент».Научно-практический журнал. Издательство:

«Новый издатель». 2012.


Интернет-ресурсы:

11. mevriz.ru/

12. economicus.ru

13. ecsocman.edu.ru









4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

  • применять методику принятия эффективного решения;

  • организовывать работу и обеспечивать условия для профессионального и личностного совершенствования исполнителей;



Экспертная оценка по тестированию


Знания

  • организацию производственного и

технологического процессов;

  • условия эффективного общения

Экспертная оценка по выполнению самостоятельных заданий

Экспертная оценка по выполнению проверочных работ

Дифференцированный зачет



















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

ВПД 1. Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем.

Умения:

  • применять методику

принятия эффективного решения;

- организовывать работу и обеспечивать условия для профессионального и личностного совершенствования исполнителей;

Перечень практических занятий:

- Семинар на тему: «Основные теории принятия управленческих решений»

- Семинар на тему: «Организация как объект менеджмента»

Знания

  • организацию производственного и

технологического процессов;

  • условия эффективного общения

Перечень тем:

- Менеджмент: сущность и характерные черты

- Функции менеджмента

- Организация как объект менеджмента

- Основные теории принятия управленческих решений

- Стратегический менеджмент

- Система мотивации труда

- Управление рисками

- Управление конфликтами

- Психология менеджмента

- Этика делового общения.

- Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

Самостоятельная работа

Доклад на тему: «Особенности американского менеджмента»

Доклад на тему: «Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла»

Доклад на тему: «Значение внешней среды для организации»

Доклад на тему: « Управленческие решения и порядок их разработки»

Реферат на тему: «Структура и уровни процесса стратегического управления»

Сообщение на тему: «Особенности мотивации труда социального характера»

Сообщение на тему: «Системный подход в управлении рисками»

Доклад на тему: «Природа возникновения конфликта»

ВПД 2. Разработка и администрирование баз данных.

Умения:

  • применять методику

принятия эффективного решения;

- организовывать работу и обеспечивать условия для профессионального и личностного совершенствования исполнителей;

Перечень практических занятий:

- Семинар на тему: «Основные теории принятия управленческих решений»

- Семинар на тему: «Организация как объект менеджмента»

Знания

  • организацию производственного и

технологического процессов;

  • условия эффективного общения

Перечень тем:

- Менеджмент: сущность и характерные черты

- Функции менеджмента

- Организация как объект менеджмента

- Основные теории принятия управленческих решений

- Стратегический менеджмент

- Система мотивации труда

- Управление рисками

- Управление конфликтами

- Психология менеджмента

- Этика делового общения.

- Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

Самостоятельная работа

Доклад на тему: «Особенности американского менеджмента»

Доклад на тему: «Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла»

Доклад на тему: «Значение внешней среды для организации»

Доклад на тему: « Управленческие решения и порядок их разработки»

Реферат на тему: «Структура и уровни процесса стратегического управления»

Сообщение на тему: «Особенности мотивации труда социального характера»

Сообщение на тему: «Системный подход в управлении рисками»

Доклад на тему: «Природа возникновения конфликта»

ВПД 3. Участие в интеграции программных модулей.

Умения:

  • применять методику

принятия эффективного решения;

- организовывать работу и обеспечивать условия для профессионального и личностного совершенствования исполнителей;

Перечень практических занятий:

- Семинар на тему: «Основные теории принятия управленческих решений»

- Семинар на тему: «Организация как объект менеджмента»

Знания

  • организацию производственного и

технологического процессов;

  • условия эффективного общения

Перечень тем:

- Менеджмент: сущность и характерные черты

- Функции менеджмента

- Организация как объект менеджмента

- Основные теории принятия управленческих решений

- Стратегический менеджмент

- Система мотивации труда

- Управление рисками

- Управление конфликтами

- Психология менеджмента

- Этика делового общения.

- Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

Самостоятельная работа

Доклад на тему: «Особенности американского менеджмента»

Доклад на тему: «Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла»

Доклад на тему: «Значение внешней среды для организации»

Доклад на тему: « Управленческие решения и порядок их разработки»

Реферат на тему: «Структура и уровни процесса стратегического управления»

Сообщение на тему: «Особенности мотивации труда социального характера»

Сообщение на тему: «Системный подход в управлении рисками»

Доклад на тему: «Природа возникновения конфликта»





















ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОК

Название ОК

Технология формирования ОК (на учебных занятиях)

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Поиск в Интернете и оформление заданной информации в рамках изучаемой дисциплины

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Имитационная деловая игра

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Анализ и разработка предложений по заданной ситуации.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Подготовка рефератов, докладов

Конспектирование текста

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Выполнение практических работ

Выполнение самостоятельной работы

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Коллективное обсуждение вместе с обучающимися выполненных профессиональных ситуаций

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Решение вариативных задач и упражнений

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Выполнение самостоятельной работы

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Оценка степени профессиональной подготовки при изучении законодательства, регулирующего трудовые отношения

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Решение вариативных задач и упражнений




7. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В

РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ



№ изменения, дата внесения; № страницы с изменениями

БЫЛО

СТАЛО

Основание:


Подпись лица внешнего изменения


© 2010-2022