Коррекционно-развивающая основа уроков ручного труда в начальных классах

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на педагогическом совете на тему «Особенности организации уроков ручного труда в начальных классах».

Трудовое обучение, как и другие учебные дисциплины в специальной (коррекционной) школе VIII вида, решает задачи всестороннего развития и коррекции личности учащихся с нарушением интеллекта.

Слайд Как обычный урок сделать необычным? Как неинтересный материал представить интересным? Эти вопросы являются актуальными ежедневно. Новые образовательные технологии приходят на помощь учителю.

Среди многообразия современных образовательных технологий я для себя выбрала те, которые, на мой взгляд, наиболее эффективны в работе с учащимися начальной школы на уроках ручного труда.

Технология дифференцированного обучения. Заключается в создании особых педагогических условий в зависимости от индивидуальных психофизических особенностей учащихся. Слайд

Дифференцированный подход в классно-урочной системе обучения предусматривает как фронтальную работу, проводимую согласно возрастным и учебным возможностям всего класса, так и групповую, основанную на учете особенностей каждой группы детей, работу в паре, а также индивидуальную, осуществляемую с учетом личностных возможностей каждого ученика. В связи с этим обучение предполагает оптимальное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы.

Соблюдение дифференцированного подхода предполагает применение дополнительных методических приемов, наглядности, практических заданий, различных приспособлений. Например, при обучении школьников большое место занимают вопросы, активизирующие мыслительную деятельность учащихся, особенно операции анализа и сравнения. Ребята учатся умению ориентироваться в задании, планировать ход работы над изделием и осуществлять текущий и заключительный самоконтроль.

при планировании хода выполнения работы на своих уроках мы используем предметно-операционные, графические и словесные планы изготовления изделий. (Напомню что это такое.)

Слайд Предметно-операционный план - это расположенные в определенной последовательности полуфабрикаты изделия. При оформлении предметно-операционных планов соблюдается ряд требований:

  • единообразное изображение операций;

  • размеры деталей на плане должны точно соответствовать размерам образца;

  • метки, линии, цифры надо обозначать отчетливо и достаточно крупно;

  • цвет бумаги, ниток, фактура ткани полуфабрикатов предметно-операционного плана подбираются в точном соответствии с образцом и с заготовками, которые раздаются учащимся;

  • приспособления, фон карточки плана должны значительно отличаться от материалов, применяемых для изготовления поделки, чтобы не затруднять восприятие демонстрируемого пособия.

Слайд Графический план - последовательность выполнения работы представлена в виде графических рисунков. Его мы применяем при изготовлении изделий из пластилина, природного материала. При составлении графического плана необходимо учитывать следующее:

  • рисунки даются несколько увеличенными по сравнению с образцом и обязательно в объемном и четком изображении;

  • цвет деталей на плане обязательно должен совпадать с цветом материалов, из которых ученики будут выполнять изделие;

  • каждый рисунок должен соответствовать одной операции.

Слайд Словесный план - это объяснение последовательности изготовления изделия в виде надписей. Такие планы используют в конце второго, в третьем классе, когда ученики уже в достаточной степени овладели навыком чтения целыми словами. К словесному плану также предъявляются свои требования:

  • каждый пункт пишется на полосках бумаги крупными буквами, чтобы любой ученик с места мог прочитать написанное;

  • предложения должны быть короткими и содержать названия необходимых операций и приемов, иногда инструментов;

  • построение предложений должно быть единообразным, состоять из знакомых детям слов (если применяются новые слова, то обязательно проводится словарная работа).

Предвидя возможные трудности учеников при выполнении того или иного задания, следует планировать адекватную помощь, чтобы обеспечить продвижение учащихся в процессе обучения, повысить их самостоятельность.

Слайд При изготовлении открытки в 3 классе дети выполняли разноуровневые задания, одни учащиеся только собрали снеговика из деталей, другие в дополнении к снеговику декорировали открытку снегом из ваты, а третьи ещё и оформляли оборотную сторону ёлочкой.

«Игра Слайд - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Замечательные слова В.А.Сухомлинского

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Занимательность игры положительно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка.

Вместе с тем, игра учит. Слайд Проведение уроков в начальной школе диктует целесообразность использования игровых технологий, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний.

Особенность педагогической игры в том, что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом, «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Многие дидактические игры построены на необходимости обнаружить ту или иную закономерность, на способности выдвигать гипотезы, на соревновании в знаниях. Слайд

Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход.

Вывод: Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала. Если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики - проблему мотивации учебной деятельности.

В последнее время игровые технологии часто пересекаются с технологиями ИКТ.

Слайд Использование ИКТ технологий на уроках ручного труда в начальной школе позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала, является одним из эффективных способов повышения мотивации учения, развития творческих способностей и повышения качества обучения.

Использование компьютерных технологий выигрывает по сравнению с традиционным обучением по ряду причин:

  • На уроке создаётся положительный эмоциональный настрой: красивая графика, элементы сказки, «волшебства», так например, при изготовлении рыбки мы погружаемся в подводный мир и изучаем его многообразие, дети вовлекаются в атмосферу творчества. В итоге повышается мотивация обучения.

  • Игровая цель выходит на первый план по сравнению с учебной, поэтому удаётся организовать такое обучение, которое даёт прочные знания и не утомительно для учащихся. Ребёнок строит домик, а на самом деле решается задача совершенствования навыков построения и измерения деталей. Ребенок ищет выход из лабиринта, а между тем развиваются его память, внимание и т. п.

  • Параллельно у ребёнка формируется потребность использовать компьютер как инструмент, который помогает ему учиться (находить нужную деталь, составлять из частей целое).

  • Однако. Следует помнить, что компьютер не заменяет учителя, а только дополняет!

Технология проблемного обучения Слайд

- При построении современного уроке сложно обойтись без технологии проблемного обучения. В чем его актуальность?

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.


  • Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

На этапах обучения ручного труда в 1, 2 классах данная технология не используется, но мы постепенно внедряем элементы уже в 3 классе, для подготовки детей к работе в среднем и старшем звене. Слайд

Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных участников. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде, а то, что открыли сами и выразили по-своему.

Прежде чем приступить к изготовлению открытки снеговика, мы изучили свойства снега и выбрали какой материал лучше передаст цвет и структуру снега, остановились на вате.

Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами. Опять же повторюсь, использование технологии частичное и приемлемо в более старших классах.

Подводя итог выше сказанному могу сказать что использование педагогических технологий на уроках ручного труда: игровой, дифференцированного, проблемного обучения, ИКТ - дают возможность учащимся приобретать знания, умения, навыки, осваивать способы самостоятельной работы, развивать творческий потенциал, познавательную активность, поддерживать высокую учебную мотивацию, и как результат этого способствовать повышению качества знаний.

Результатом такой работы служат участия не только в классных, Слайд внутришкольных Слайд выставках, но и участие во всероссийском конкурсе Слайд

В номинации «Декоративно-прикладное искусство». 3 работы учащихся 2 класса заняли призовые места.

Это, я считаю, достойные показатели работы наших учителей.

Всем желаю творческих успехов, спасибо за внимание.


© 2010-2022