Методическая разработка на тему: Хранители воинской славы - Дети войны

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Стычновская средняя общеобразовательная школа»






Методическая разработка

на тему:

«Хранители воинской славы-

ДЕТИ ВОЙНЫ»







Егорова Елена Алексеевна

МБОУ «Стычновская СОШ»

библиотекарь

Ростовская область,

Константиновский район,

х.Вифлянцев, ул.Первомайская 25

Содержание


I. Пояснительная записка

II. Хранители воинской славы-Дети войны

1.Знать и помнить

2.Труженики тыла - «Воспоминания»

III. Заключение

IV. Список литературы

V. Приложение







I. Пояснительная записка

У каждого человека есть свой родной край, где он родился и вырос - это есть его малая Родина. Для него здесь все родное, здесь даже воздух чище, а солнце светит ярче, чем в другом месте на земле. Прикоснуться к ее истории, значит стать сопричастным ко всем событиям, которые с ней произошли.

Говорят, что Родину себе не выбирают, то место, где родились наши земляки, стало для них родным краем на всю жизнь. Здесь прошло их детство, тяжелейшее испытание войны, и каждый житель был готов отдать свою жизнь за родной край. Сейчас в каждом уголке нашей страны есть мемориалы и воинские братские захоронения, за которыми ухаживают местные жители и обучающиеся школ. Это вечная память о том, какой ценой нам досталась победа, чистое небо и мирная жизнь. Поэтому в настоящее время, когда остро встала задача воспитания у молодежи гражданственных и патриотических качеств, необходимо начать его с изучения своих корней, познания истории и героического прошлого Родной земли. Для этого создаются в школах музеи, музейные уголки, экспозиции. Так и в нашей школе создана силами педагогов и обучающихся музейная комната боевой славы «Память жива».

Сохранять и изучать - это значит воспитывать в себе уважение и любовь к своему родному Отечеству. Данная методическая разработка по музееве-дению поможет решить следующие задачи: воспитывать уважение к старшему поколению, расширять знания обучающихся о детстве тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.; развивать познавательный интерес к героическому прошлому родной земли, глубокие чувства патриота и гражданина ответственного за все происходящее; привлекать к изучению и познанию событий прошлых лет; формировать личность на примере героического прошлого.

Данная методическая разработка предназначена для проведения обзорной экскурсии по разделу музея «Хранители воинской славы. Дети войны» для обучающихся 1-11 классов и гостей школы. Для активизации познавательной деятельности используются различные формы и методы: лекция, беседа, сообщения, интервью, музыкальное и мультимедийное сопровождение, прослушивание и исполнение военных песен. Собранный материал в разработке может быть использован классными руководителями для проведения тематических классных часов, уроков Мужества с приглашением ветеранов ВОВ, тружеников тыла. Через все мероприятие проходит целенаправленная ориентировка обучающихся на восприятие военных событий, связанных с историей родного края и сопереживание людям, на долю которых выпали такие испытания, гордость за проявленный ими героизм, знакомство обучающихся с поисковым и исследовательским материалом, привлечение обучающихся к продолжению ведения поисковой и краеведческой работы.

II. Хранители воинской славы-Дети войны

1.Знать и помнить

Я считаю своим долгом рассказать о суровых и страшных судьбах тех, чье детство затронула война, и спустя много лет их воспоминания тревожат и ранят их душу. Вспомним сегодня земляков, на долю которых выпала самая тяжелая и кровопролитная война в истории человечества. Как легенды вошли в историю рассказы ветеранов о далеком, но близком их прошлом. Юношам и девушкам той военной поры не пришлось познать радостей, которые дарит юность. Война ломала судьбы, отнимала близких, и рано заставляла взрослеть. Дети фронтовиков не посрамили отцовского имени. Вместе со взрослыми ковали Победу в тылу, потом восстанавливали народное хозяйство. У каждого труженика тыла Великой Отечественной войны своя история, свой жизненный путь. Чем дальше уходят в историю годы Великой Отечественной войны, тем глубже осознается важность этих дней, величие подвига народа и наших земляков.

21 июня 1941 года без объявления войны Гитлеровская Германия напала на нашу Родину. Война стала тяжелейшим и трагическим временем для всего народа. Защищать Отечество, свой родной край, ушёл каждый четвертый житель нашего района.

В начале июля, в разгар уборки урожая, наши хутора были оккупированы фашистскими захватчиками. Первыми в небе появились немецкие самолеты, потом на горизонте показались мотоциклы, машины. Сильный гул и шум повис над землёй, ужас объял жителей хутора. Немцы расположились в жилых домах, а жители спрятались в погребах. В некоторых домах были образованы штабы и госпитали для раненых. У селян отбирали все продукты питания. Эти события оставили след в душе подростков на всю жизнь, по зову сердца и из патриотических побуждений в годы Великой Отечественной войны они брали на себя ответственность за семью, становились помощниками матерей, заменяли отца в доме.

Время бежит быстро и сегодня с нами уже мало тех, кто завоёвывал Победу на фронте и в тылу. Мы с гордостью говорим о жизни ветеранов внесших вклад в Великую Победу.

2.Труженики тыла - «Воспоминания»

Мирно течет сейчас жизнь в поселках, хуторах: по дорогам мчатся гружёные зерном машины, на полях работают комбайны, на пастбище пасутся стада, в своих огородах заняты женщины. Дети беззаботно катаются на велосипедах, с воодушевлением запускают в небо воздушного змея, ловят рыбу, а старики все чаще сидят на лавочках у своих домов и задумчиво перелистывают в памяти воспоминания о прожитой жизни, о своей молодости.

В грозные годы войны на этих полях шли ожесточенные сражения. Солдаты отдали свои жизни, шли под пули, чтобы прогнать врага, чтобы победить. Потому что на этой родной земле остались жены, матеря, дети. На плечи женщин и стариков выпало немало и большую помощь им оказывали дети - подростки. Они и в поле, и в мастерской, на ферме …

Через много лет спустя, те детские воспоминания тружеников тыла помогут нам восстановить в памяти их суровые и страшные судьбы, ту обстановку и те тяготы жизни которые пережили они в свои детские годы. Нынешнему поколению нужно знать о детстве своих дедов, земляков, и нельзя забывать какой ценой выжил и выстрадал наш народ в годы оккупации. Давным - давно была война, и что же мы будем знать о той войне? Не дай бог такому повториться. Забыть прошлое - значит предать память о людях, погибших за счастье каждого из нас.

Акулиничев Филипп Иванович - родился 23 октября 1930 года в х. Вербовке Николаевского района (сейчас Константиновского). Отец был председателем колхоза, потом председателем совета. В 1941 году ушел на фронт. Мать осталась одна с двумя детьми, чтобы материально помочь матери, Филипп пошел с детства работать в колхоз чабаном. Работал подпаском у старенького дедушки. Весь день пасли в поле овец, к ночи подгоняли к хутору, а если не успеют, то ночевать приходилось - где ночь захватит.

В 1953 г. в мае пошел служить в Советскую Армию. Тогда служили 3.5 года. Провожали всей деревней. Пришел осенью в 1956 году и вскоре женился. Работал в колхозе «Заря» чабаном 45 лет. Перед пенсией 2 года сторожем. Здесь построил дом, с супругой вырастили 3 детей. 7 ноября 2012 года отпраздновали 55- летие совместной жизни.

Вифлянцева Александра Дмитриевна (Тимченко) - родилась 21 ноября 1928 года в х. Вифлянцеве. Отец работал в администрации, мать в колхозе. В семье было 3 детей. До войны ходила в школу, училась в 6 классе. Когда началась война, отец и старший брат ушли на фронт. Брат погиб. В 1943 году объявили помочь стране, всех женщин, детей брали копать окопы. Всем кому было по 14 лет, наравне со взрослыми возили за Дон копать окопы. Все лето (апрель, июль) работали. Норма взрослых - 8 метров в день, а детям 4 метра. Работали с ними и военные солдаты. За выработку нормы награждали отрезом на юбку. Сколько радости, то было! Одежды не было, с дому кушать взять было нечего. Повара варили из необмолоченного проса кашу. Спали в палатках.

После войны 40 лет работала в колхозе: на ферме дояркой, на птичнике, на плантации, на току - куда пошлют. В 1946 году вышла замуж. Сейчас живет в х. Вифлянцеве, имеет 3 детей. Награждена юбилейными медалями.

Егоров Василий Григорьевич - родился 20 января 1931 года. Воспитывался с матерью, отца не было. Мать работала в колхозе. В хуторе была школа до 4 класса. Учился хорошо, даже получал грамоты, но когда в хутор пришли немцы и стали делать обыски, мать из-за страха за жизнь, документы сожгла. В колхозе много было работы, для каждого находилось дело. Пололи сорняки на хлебных полях, глядели телят на ферме, кормили их и пасли. Женщины работали на плантации, доили коров. Ребята на быках возили корм скоту, на быках пахали, вывозили навоз. Весь день в работе, а ночью домой. В 1943 году немцы заняли х. Кухтачев. Василию Григорьевичу было 12 лет. Однажды играя с ребятами на улице, они услышали незнакомый шум и гул, на горизонте появились немецкие машины, все окутанные пылью, до них доносился незнакомый запах бензина, вся детвора побежала к машинам, вдыхая запах бензина. А видно главный немец, стоя в машине, отгоняя нас от машины, кричал, показывая рукой вперед: « Александров, Александров…». После того, как немцы заняли хутор, в школе, наша учительница, Валентина Петровна учила нас читать молитвы, чтобы побыстрее закончилось это страшное время.

После войны проработал электриком 40 лет в колхозе «Заря»

Сейчас проживает в х. Вифлянцеве.

Кондаков Александр Никонович - родился 15 марта 1928 года в х.Вифлянцеве. Отец - был кузнецом, мать работала в колхозе на ферме. В семье было 5 детей. В хуторе была школа - 4 класса, и все дети туда ходили. В 1941 году отец ушел на фронт. Надо было что-то кушать, одной матери всех не прокормить, поэтому старшие пошли работать в колхоз. Пасли коней по очереди все лето, помогали сеять хлеб в поле. Было голодно, ловили сусликов и на костер. В колхозе каждому на паек давали горсть семечек, вместо зерна. Большую часть голодали. Первое время пацанами, возили горючее для тракторов на быках из с. Николаевской, потом учились на трактористов. После войны в 1948 году, в декабре пошел в армию. Потом женился, вырастил 3 детей. 52 года проработал шофером в колхозе, перед пенсией работал слесарем на мехдойке. Сейчас живет в родном хуторе Вифлянцеве.

Синявцева (Костина) Валентина Ефимовна - родилась 7 февраля 1926 года в х. Крюкове, Константиновского района. Отец - Костин Ефим Егорович, мать - Костина Екатерина, воспитывали троих детей. Когда объявили войну, отец и старшие братья, Алексей и Михаил ушли на фронт. Назад никто не вернулся. Жить было тяжело, голодно. Когда хутор был занят немцами, у них на квартире жил немец, иногда он угощал детей едой, часто показывал свои фотографии со своей семьей. После освобождения родного села от немецких захватчиков, Валентина в 16 лет стала работать в колхозе трактористкой. Ей, как и другим подросткам, приходилось не только работать на тракторе, но и дежурить в бригаде, в степи, охранять сельхозтехнику. Дежурили по двое, спали в землянке, было холодно и страшно. Так во время дежурства, одна женщина, спускаясь в землянку, потянула тряпку, которая торчала из-под земли, то обнаружилось, что это нога человека. Когда на следующее утро стали откапывать, то обнаружили захороненных двух русских солдат: у одного не было головы, а у другого - пол туловища, которое было стянуто шинелью. Оказалось, что это было солдатское захоронение, после кровавых боев при освобождении хутора. Их похоронили в хуторе Крюкове. При одном из них было письмо, которое он писал сестренке и обещал разбить фашистов и скорее вернуться домой. После войны Валентина Ефимовна вышла замуж, с мужем вырастили троих детей, была домохозяйкой, летом работала на плантации. Сейчас на пенсии.

Трушкина Вера Васильевна - родилась 25 сентября 1924 года в х. Новороссошка, Тацинского района. В семье было 2 детей. Отец с матерью работали в поле. Жить было трудно. В 1941 году перед войной переехали на 4 ферму Стычновского поселения, там отец устроился скотником. Но объявили войну. Родителей забрали. Остались дети с бабушкой и дедушкой. С фронта отец прислал открытку, что везут их по черному морю на Кавказ. А второй раз прислал весточку его друг, что ранен отец в голову. Больше вестей не было. В колхозе работать было некому, и поэтому всех распре-деляли на работу. Всех, девчат и ребят посылали на сев, учили управлять сельхозтехникой, а также ее ремонтировать. Кормили похлебкой. Детство было тяжелое.

После войны уезжала на заработки на Украину. Потом вернулась в родные места, вышла замуж, работала на ферме дояркой, а затем телятницей.

Сейчас проживает в х. Вифлянцеве с дочерью Любовью.

Подлесный Николай Ефимович - родился 14 июня 1927 года в ст. Чертково, Ростовской области. Окончил 7 классов. До армии работал в колхозе. До освобождения ст. Чертково находился на оккупированной территории. В Красную Армию призван 27 ноября 1944 года. Служил в городе Львове, в 63 стрелковом полку, 22 дивизии. По окончанию войны, занимался транспортировкой военных судов из Германии в Россию.

Служил в г. Мурманск на десантном корабле. Демобилизован в 1951г. В совхозе Стычном стал работать с 1978 года. Имеет награды: орден «Отечественной войны» II степени, медаль «За победу над Германией», юбилейные награды.

III. Заключение

Время, отдаляет от нас военные годы, позволяет глубже и полнее оценить бессмертный подвиг народа, воинов. Память о прошлом - это не только свойство человеческого сознания, но и его способность сохранять следы минувшего. Память - это связующее звено между прошлым и будущим.

Сколько бы лет ни прошло с того трагического дня, когда началась война, в памяти народной всегда будут живы безмерное страдание военных лет и огромное мужество народа. Вспомним наших земляков, на долю которых выпало самое тяжелое испытание в истории человечества, и мы по праву будем ими гордиться.

В годы Великой Отечественной войны происходили ожесточенные бои. Населенные пункты бомбили, население уменьшалось почти вдвое, большинство из них - это дети. Дети умирали от голода, болезней, полученных ран. Они полной чашей испили и горечь в жизни, и радость побед. Эти события никогда не изгладятся из памяти, навсегда останутся живыми и близкими. Война - не только история, это факт нравственного подвига людей, принявших на себя главную тяжесть, достойно и мужественно исполнивших свою священную долю.

Низкий поклон и глубокая благодарность Вам, дорогие наши ветераны!

Мы гордимся тем, что родились на этой земле в Ростовской области. Там, где и сегодня, в начале третьего тысячелетия, наши односельчане не утратили того жизненного уклада, который был заложен предками.
Я верю, что у моего хутора есть будущее, так как в нем живут люди, небезразличные к судьбе своей Родины, любящие свой родной край, в который хочется возвращаться. Мы склоняем головы перед светлой памятью отцов, дедов, родных, и будем достойны их: «Это надо не мёртвым, это надо живым».

Идут годы, сменяют друг друга весны, растут новые поколения, но память о народном подвиге не меркнет. Она живет в фотографиях, письмах, воспоминаниях ветеранов, тружеников тыла. Каждый третий дом тихих деревень не дождался своего сына, отца, брата после окончания Великой Отечественной войны. Чтобы не угасла память о войне, о подвиге народа, в нашей школе стала доброй традицией о проведении мероприятий направленных на защиту, оказание помощи и внимания ветеранам войны, труженикам тыла, престарелым людям. Каждый год осенью и весной, обучающиеся нашей школы ходят к ветеранам, очищают от мусора и сорняков приусадебные участки, вскапывают грядки, собирают урожай, поздравляют с праздниками. Пусть доброта и взаимопомощь молодого поколения окружает всех в наши мирные дни.

IV. Список литературы

  1. «Дорогами подвига» Махненко С.Г., Ростов - на Дону, 2005г.

  2. «Отважные сыны Дона» Н.Е.Сычков, Ростовское книжное издательст-во, 1963г.

  3. «Подвиг народа» В.А. Голикова, Политиздат, 1980г.







V. Приложение

1.Экспозиция «Труженики тыла»

Методическая разработка на тему: Хранители воинской славы - Дети войны

2.Фото «Рассказы очевидцев о своем детстве в годы войны»

Методическая разработка на тему: Хранители воинской славы - Дети войныМетодическая разработка на тему: Хранители воинской славы - Дети войны



Методическая разработка на тему: Хранители воинской славы - Дети войны


3.Презентация «Труженики тыла - дети войны» на DWD диске

Методическая разработка на тему: Хранители воинской славы - Дети войны




© 2010-2022