- Преподавателю
- Другое
- Урок и презентация по ОРКСЭ Искусство в религии
Урок и презентация по ОРКСЭ Искусство в религии
Раздел | Другое |
Класс | 4 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Ловягина С.А. |
Дата | 02.08.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Департамент образования
администрации г.Липецка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 40 г.ЛИПЕЦКА
Искусство в религиозной
культуре
Урок и презентация.
«Основы религиозных культур и светской этики»
Выполнила учитель музыки, МХК и ПДО Ловягина С. А.
Модуль: Основы мировых религиозных культур.
Урок.
Тема: Искусство в религиозной культуре (Слайд№1)
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: Осмыслить и усвоить новый материал.
Задачи урока:
1.Познакомить учащихся с архитектурными сооружениями искусства разных религий.
2.Усвоить новые понятия.
3.Создать условия для осознания и осмысления нового материала. 4.Дать детям представление о том, что в большинстве случаев предметы искусства, находящиеся в священных сооружениях разных религий, связаны с данными религиями
5.Развивать коммуникативные навыки, формировать умение работать в группе.
6. Воспитывать потребность к расширению своего кругозора. 7. Способствовать восприятию чувства прекрасного
Межпредметные связи: история, МХК, ИЗО, музыка.
Технология: развивающего обучения, деятельного подхода, ИКТ.
Оборудование: мультимедийная установка демонстрации презентационного материала), учебное пособие для учащихся, тетрадь , MP 3 проигрыватель (на фоне слайдов звучит музыка).
Прогнозируемый результат:
Учащиеся должны помнить:
- как называются сооружения культа в различных религиях
- какие еще существуют объекты культа, кроме священных сооружений,
- какое влияние оказали религии на развитие общей культуры человечества
- «яркие» особенности искусства различных религий (запрет на изображение живых существ в исламе, нимбы в изображении святых и т.п.).
Ход урока:
1. Организационный момент. Введение в тему.
Вступительное слово учителя:
- На уроке мы поговорим о священных сооружениях традиционных религий наиболее распространённых в нашей стране - христианство, ислам и буддизм. Познакомимся с искусством в этих храмах.
2.Понятия: культура, искусство, религия, архитектура.
(Слайд №2 )Культура- самовыражение человека, проявление его субъективности (характера, навыков, умений и знаний), является предметом изучения
(Слайд№3) Рели́гия - особая форма осознания мира, связанная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
(Слайд№4) Иску́cство -процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в художественном образе; один из способов познания в религиозной картине восприятия мира.
(Слайд №5) Архитекту́ра,- искусство проектировать и строить здания и сооружения Архитектурные работы часто воспринимаются как культурные символы и произведения искусства.
3.Религиозные архитектурные сооружения: Православный храм, Католическая церковь, Мечеть, Ступа. (Слайд №6)
4.Храм в православии - православное богослужебное религиозное сооружение, имеющее алтарь и престол. (Слайд№7,8)
(Слайд№9) Традиционно христианские храмы в плане имеют крест - символ креста Христова как основы вечного спасения, круг (тип храма ротонда) - символ вечности, квадрат (четверик) - символ земли, где народы сходятся в храм с четырёх сторон света, либо восьмиугольник (восьмерик на четверике) - символ путеводной Вифлеемской звезды.
(Слайд №10) Каждый храм посвящен какому-либо христианскому празднику или святому, день памяти которого называется храмовым (престольным) праздником. Согласно традиции, храм обычно строится алтарём на восток По распространённой традиции, православные храмы могут иметь: (Слайд №11, 12)
- 1 купол - символизирует Господа Иисуса Христа;
- 2 купола - два естества Христа (божественное и человеческое);
- 3 купола - Святая Троица;
- 5 куполов - Христос и четыре евангелиста;
Другими структурными частями православного храма являются:
- Колокольня перед входом в храм символизирует свечу Господу Богу.
- Искусство внутри храма (икона) (Слайд №13, 14)
Внутреннее оформление христианского храма составляют иконы.
Ико́на (образ)- в христианстве изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания.
Слова учителя: Иконы чаще всего пишут на деревянных досках из липы, ели, сосны. Раньше доску покрывали специальным составом, изготовленным из мела и рыбьего клея. На подготовленной поверхности выполнялась первая прорисовка изображения, а затем вторая, более подробная. После этого начиналось собственно письмо иконы. Сначала золотили всё, что требовалось: поля иконы, свет, складки одежд. Затем красками писали одежды, строения, пейзаж. И только в самом конце - лики Христа, Божьей Матери, святых.
Прочитайте материал в учебнике и найдите информацию о том, что такое иконы и кому верующие кланяются при молитве
Работа с учебником.
5. Религиозные архитектурные сооружения (Католический храм)
(Слайд №15)Католический храм имеет в целом то же устройство, что и православный. Отличается отсутствием иконостаса. Мужчины при входе в храм обязательно должны снимать головные уборы. Для женщин косынки не требуются. Не существует также особых норм в одежде или использовании косметики. При входе в храм располагается сосуд с освященной водой, или кропильница, в которую окунают пальцы правой руки и затем крестятся.
(Слайд №16)Крестятся католики в отличном от православных порядке - сначала левое плечо, потом правое. В храме стоят ряды молитвенных скамеек, а внизу - низеньких скамеечек (на них преклоняют колени во время богослужения). Исповедь в католическом храме совершается в специальных исповедальнях - небольших кабинках для священника и исповедующегося.
Главой католической церкви является Папа Римский.
- Искусство внутри храма (скульптура) (Слайд№17, 18)
Внутри католического храма много скульптур религиозной направленности
6. Физкультминутка.
7. Религиозные архитектурные сооружения (Мусульманский храм - Мечеть)
Мечеть (араб. مسجد- «место поклонения») - мусульманское богослужебное архитектурное сооружение. Представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом, иногда мечеть имеет внутренний двор. К мечети пристраиваются башни-минареты числом от одного до девяти. (Слайд№ 20, 21)
- Искусство внутри храмов: арабески, каллиграфические изображения.
(Слайд №22)Молитвенный зал мусульманского храма лишен изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском.
(Слайд № 23) В некоторых мечетях стены украшены арабеской. Арабеска -сложный восточный орнамент, состоящий из геометрических элементов и растительных фигур.
8. Религиозные архитектурные сооружения - буддистский храм - пагода и ступа. Тип культового и мемориального буддийского сооружения представляет собой башнеобразную, часто многоярусную постройку, внутри которой обычно хранились буддийские реликвии. (Слайд № 24, 25)
- Искусство внутри храмов: в храмах обычно находится множество живописных изображений божеств, а также картин религиозного содержания, исполненных на бумаге, на коже, а чаще всего на грунтованном полотне. Эти плоские изображения развешиваются по боковым стенам или свисают на шнурах с потолка.(Слайд №26)
9. Работа с учебником Учитель: Ребята, несмотря на разность у народов много общего и объединяющим началом служат похожие нравственные ценности и эти ценности крыша человечества.
Найдите в тексте выделенные слова и запишите их значение в тетради.
10 Рассказ учителя
Религия от лат. слова - "связывать". Мировые религии осуществляют живую и насущную связь между созданиями и Создателем, между человеком и мирозданием, связь Неба и Земли, жизни и смерти, слова и дела... Если эти связи пресечь и разорвать, человек вновь превратится в зверя, - весь XX век тому свидетель.
14. Тренажёр. Выберите правильный ответ из списка.( Слайд №26, 27)
1) Молясь перед иконой, православные христиане:
- любуются иконой, как произведением искусства;
- поклоняются тому, кто изображен на иконе (Иисусу Христу, Богоматери, святым);
- поклоняются изображению.
2) Стены молитвенного зала в мечети украшают:
- изображениями животных;
- изображениями людей.
- орнаментом из геометрических элементов.
3) Полушарие из земли и камня это:
- мечеть,
- ступа,
- пагода.
Что символизирует шпиль пагоды?
- драгоценности, которые хранятся в храме;
- прах Будды;
- лестницу на небеса.
15.Домашнее задание - творческий проект «Мой храм» (рисунок или небольшое сочинение).(Слайд №28)
16.Подведение итогов.
Используемый учебный материал
Список специальной литературы для учителя
Поисковый сервер (яндекс, google и др.) либо википедия (свободная он-лайн энциклопедия).
Учебные пособия для учеников
Учебное пособие «Основы мировых религиозных культур»