Урок и презентация по ОРКСЭ Искусство в религии

В данной работе я предлагаю детям через искусство познакомиться с опытом разных народов, их религиями, особенностями, традициями и нравственными позициями. Моя задача заключается и в том, чтобы сформировать у детей через знания осознанное уважение к культурным и религиозным традициям, представителям других культур и мировоззрений.
Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Департамент образования

администрации г.Липецка


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 40 г.ЛИПЕЦКА







Искусство в религиозной

культуре

Урок и презентация.

«Основы религиозных культур и светской этики»


Выполнила учитель музыки, МХК и ПДО Ловягина С. А.

Модуль: Основы мировых религиозных культур.

Урок.

Тема: Искусство в религиозной культуре (Слайд№1)

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: Осмыслить и усвоить новый материал.

Задачи урока:

1.Познакомить учащихся с архитектурными сооружениями искусства разных религий.

2.Усвоить новые понятия.

3.Создать условия для осознания и осмысления нового материала. 4.Дать детям представление о том, что в большинстве случаев предметы искусства, находящиеся в священных сооружениях разных религий, связаны с данными религиями

5.Развивать коммуникативные навыки, формировать умение работать в группе.

6. Воспитывать потребность к расширению своего кругозора. 7. Способствовать восприятию чувства прекрасного

Межпредметные связи: история, МХК, ИЗО, музыка.

Технология: развивающего обучения, деятельного подхода, ИКТ.

Оборудование: мультимедийная установка демонстрации презентационного материала), учебное пособие для учащихся, тетрадь , MP 3 проигрыватель (на фоне слайдов звучит музыка).

Прогнозируемый результат:

Учащиеся должны помнить:

- как называются сооружения культа в различных религиях

- какие еще существуют объекты культа, кроме священных сооружений,

- какое влияние оказали религии на развитие общей культуры человечества

- «яркие» особенности искусства различных религий (запрет на изображение живых существ в исламе, нимбы в изображении святых и т.п.).

Ход урока:

1. Организационный момент. Введение в тему.

Вступительное слово учителя:

- На уроке мы поговорим о священных сооружениях традиционных религий наиболее распространённых в нашей стране - христианство, ислам и буддизм. Познакомимся с искусством в этих храмах.

2.Понятия: культура, искусство, религия, архитектура.

(Слайд №2 )Культура- самовыражение человека, проявление его субъективности (характера, навыков, умений и знаний), является предметом изучения

(Слайд№3) Рели́гия - особая форма осознания мира, связанная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

(Слайд№4) Иску́cство -процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в художественном образе; один из способов познания в религиозной картине восприятия мира.

(Слайд №5) Архитекту́ра,- искусство проектировать и строить здания и сооружения Архитектурные работы часто воспринимаются как культурные символы и произведения искусства.

3.Религиозные архитектурные сооружения: Православный храм, Католическая церковь, Мечеть, Ступа. (Слайд №6)

4.Храм в православии - православное богослужебное религиозное сооружение, имеющее алтарь и престол. (Слайд№7,8)

(Слайд№9) Традиционно христианские храмы в плане имеют крест - символ креста Христова как основы вечного спасения, круг (тип храма ротонда) - символ вечности, квадрат (четверик) - символ земли, где народы сходятся в храм с четырёх сторон света, либо восьмиугольник (восьмерик на четверике) - символ путеводной Вифлеемской звезды.

(Слайд №10) Каждый храм посвящен какому-либо христианскому празднику или святому, день памяти которого называется храмовым (престольным) праздником. Согласно традиции, храм обычно строится алтарём на восток По распространённой традиции, православные храмы могут иметь: (Слайд №11, 12)

- 1 купол - символизирует Господа Иисуса Христа;

- 2 купола - два естества Христа (божественное и человеческое);

- 3 купола - Святая Троица;

- 5 куполов - Христос и четыре евангелиста;

Другими структурными частями православного храма являются:

- Колокольня перед входом в храм символизирует свечу Господу Богу.

- Искусство внутри храма (икона) (Слайд №13, 14)

Внутреннее оформление христианского храма составляют иконы.

Ико́на (образ)- в христианстве изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания.

Слова учителя: Иконы чаще всего пишут на деревянных досках из липы, ели, сосны. Раньше доску покрывали специальным составом, изготовленным из мела и рыбьего клея. На подготовленной поверхности выполнялась первая прорисовка изображения, а затем вторая, более подробная. После этого начиналось собственно письмо иконы. Сначала золотили всё, что требовалось: поля иконы, свет, складки одежд. Затем красками писали одежды, строения, пейзаж. И только в самом конце - лики Христа, Божьей Матери, святых.

Прочитайте материал в учебнике и найдите информацию о том, что такое иконы и кому верующие кланяются при молитве

Работа с учебником.

5. Религиозные архитектурные сооружения (Католический храм)

(Слайд №15)Католический храм имеет в целом то же устройство, что и православный. Отличается отсутствием иконостаса. Мужчины при входе в храм обязательно должны снимать головные уборы. Для женщин косынки не требуются. Не существует также особых норм в одежде или использовании косметики. При входе в храм располагается сосуд с освященной водой, или кропильница, в которую окунают пальцы правой руки и затем крестятся.
(Слайд №16)Крестятся католики в отличном от православных порядке - сначала левое плечо, потом правое. В храме стоят ряды молитвенных скамеек, а внизу - низеньких скамеечек (на них преклоняют колени во время богослужения). Исповедь в католическом храме совершается в специальных исповедальнях - небольших кабинках для священника и исповедующегося.
Главой католической церкви является Папа Римский.

-
Искусство внутри храма (скульптура) (Слайд№17, 18)

Внутри католического храма много скульптур религиозной направленности

6. Физкультминутка.

7. Религиозные архитектурные сооружения (Мусульманский храм - Мечеть)

Мечеть (араб. مسجد‎‎- «место поклонения») - мусульманское богослужебное архитектурное сооружение. Представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом, иногда мечеть имеет внутренний двор. К мечети пристраиваются башни-минареты числом от одного до девяти. (Слайд№ 20, 21)

- Искусство внутри храмов: арабески, каллиграфические изображения.

(Слайд №22)Молитвенный зал мусульманского храма лишен изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском.

(Слайд № 23) В некоторых мечетях стены украшены арабеской. Арабеска -сложный восточный орнамент, состоящий из геометрических элементов и растительных фигур.

8. Религиозные архитектурные сооружения - буддистский храм - пагода и ступа. Тип культового и мемориального буддийского сооружения представляет собой башнеобразную, часто многоярусную постройку, внутри которой обычно хранились буддийские реликвии. (Слайд № 24, 25)

- Искусство внутри храмов: в храмах обычно находится множество живописных изображений божеств, а также картин религиозного содержания, исполненных на бумаге, на коже, а чаще всего на грунтованном полотне. Эти плоские изображения развешиваются по боковым стенам или свисают на шнурах с потолка.(Слайд №26)

9. Работа с учебником Учитель: Ребята, несмотря на разность у народов много общего и объединяющим началом служат похожие нравственные ценности и эти ценности крыша человечества.

Найдите в тексте выделенные слова и запишите их значение в тетради.

10 Рассказ учителя

Религия от лат. слова - "связывать". Мировые религии осуществляют живую и насущную связь между созданиями и Создателем, между человеком и мирозданием, связь Неба и Земли, жизни и смерти, слова и дела... Если эти связи пресечь и разорвать, человек вновь превратится в зверя, - весь XX век тому свидетель.
14. Тренажёр. Выберите правильный ответ из списка.( Слайд №26, 27)

1) Молясь перед иконой, православные христиане:

- любуются иконой, как произведением искусства;

- поклоняются тому, кто изображен на иконе (Иисусу Христу, Богоматери, святым);

- поклоняются изображению.

2) Стены молитвенного зала в мечети украшают:

- изображениями животных;

- изображениями людей.

- орнаментом из геометрических элементов.

3) Полушарие из земли и камня это:

- мечеть,

- ступа,

- пагода.

Что символизирует шпиль пагоды?

- драгоценности, которые хранятся в храме;

- прах Будды;

- лестницу на небеса.

15.Домашнее задание - творческий проект «Мой храм» (рисунок или небольшое сочинение).(Слайд №28)

16.Подведение итогов.

Используемый учебный материал

Список специальной литературы для учителя

Поисковый сервер (яндекс, google и др.) либо википедия (свободная он-лайн энциклопедия).

Учебные пособия для учеников

Учебное пособие «Основы мировых религиозных культур»


Урок и презентация по ОРКСЭ Искусство в религии

© 2010-2022