Анализ работы школьной библиотеки за 2014-2015 год

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анализ библиотечной работы за 2014-15 учебный год.

«Школа - это, прежде всего слово,
книга и живые человеческие отношения»
(В.А.Сухомлинский)

В течение прошедшего учебного года школьная библиотека всё содержание работы строила согласно намеченным целям и задачам. Новое содержание учебных программ, расширение и углубление традиционных дисциплин, программ, методов, методик, форм обучения предполагают новый уровень использования различного рода источников информации, способствуют изменению содержания учебно-воспитательного процесса.

Материально-техническое оснащение библиотеки:

Библиотека расположена на первом этаже образовательного учреждения. Она занимает изолированный приспособленный класс - комнату площадью 35 кв.м.

Библиотека оборудована: столами (6 шт.) для читателей, двумя демонстрационными библиотечными стеллажами, столом барьерным библиотечным.

Под стеллажи используются шкафы.

Библиотека оснащена переносным ПК, с выходом в интернет.

Читальный зал в библиотеке совмещён с абонементом, где 12 посадочных мест для работы.

Освещение библиотеки соответствует санитарно-гигиеническим требованиям

Имеется дополнительное помещения 17 кв.м для хранения учебников. Помещение оборудовано деревянными стеллажами(12шт.).

Школьная библиотека работает по плану, утвержденному администрацией школы.

Основными направлениями деятельности библиотеки являются:

  • содействие учебно-воспитательному процессу путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания учащихся и педагогов.

  • приобщение детей к ценностям мировой и отечественной культуры.

  • формирование навыков независимого библиотечного пользователя, обучение поиску, отбору и критической оценке информации.

  • привитие любви к родному краю.

  • овладение новыми технологиями работы.

  • формирование комфортной библиотечной среды.

Библиотека укомплектована:

  • научно-популярной, справочной, художественной литературой для детей:

  • педагогической и методической литературой для педагогических работников;

  • учебниками и учебными пособиями.

Расстановка осуществлена в соответствии с таблицами ББК для школьных библиотек.

Литература для учащихся 1- 2 классов расставлена по тематическим рубрикам. Отдельно выставлены журналы для детского чтения, которые пользуются большим спросом.

Ценная литература, а также книги, имеющиеся в единственном экземпляре, расставлены в отдельном шкафу для пользования в читальном зале.

Основные показатели работы библиотеки:

Общий фонд - 10083

Фонд учебников -3282

Для начальных классов-945

Для средней классов-1829

Для старших классов-508


Электронные издания - 105

Количество читателей всего - 282, из них

  • учащихся -241

  • педагогов -29

  • прочие - 12


Работа с книжным фондом библиотеки:

Работа с фондом художественной литературы.

Поступило- 6 экз.

Отремонтировано книг - 106 экз.

В течении года с фондом литературы ведется определённая работа:

  • по изучению состава фонда и анализ его использования;

  • по формированию фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации.

  • прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений (учет библиотечного фонда).

  • прием, оформление документов и обработка полученных книг в дар.

  • выявление и списание ветхих, морально устаревших и неиспользуемых документов по установленным правилам и нормам.

  • выдача документов пользователям библиотеки.

  • расстановка документов в фонде в соответствии с ББК.

  • оформление фонда (организация и изготовление по необходимости полочных, буквенных разделителей, индексов).

  • проверка правильности расстановки фонда.

  • обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации.

Работа по сохранности фонда:

  • организация особо ценных изданий и проведение периодических проверок сохранности;

  • систематический контроль за своевременным возвращением в библиотеку выданных изданий;

  • обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном порядке;

  • организация работы по мелкому ремонту и переплету изданий с привлечением библиотечного актива;

Работа с фондом учебной литературы.

Поступило учебников -487 экз.(Крутоярская СОШ)

- 128экз. (Токаревская ООШ)

Фонд учебников расположен в отдельном помещении. Расстановка произведена по классам. Все учащиеся обеспечены учебниками из фонда библиотеки.

В течении года проводилась работа:

  • по формированию заказа на учебники федерального перечня, согласование с заместителем директора по учебно-воспитательной работе, руководителем ШМО.

  • по приему фонда учебников на хранение;

  • учет учебного фонда;

  • инвентаризация учебного фонда, исключение морально устаревших и ветхих учебников;

  • организация работы по сохранности учебного фонда (ремонт учебников, организация рейдов по сохранности, беседы и т.д.);

  • анализ учебного фонда, определение потребности в учебниках к новому учебному году;

  • выдача учебников, в конце учебного года по графику прием учебников

  • осуществление обмена учебниками между школами.

Работа с читателями.

Индивидуальная работа:

  • обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов, технический персонал, родителей.

  • обслуживание читателей в читальном зале: учащихся и учителей.

  • рекомендательные беседы при выдаче книг.

  • беседы о прочитанном.

Школьная библиотека в течении года оказывала помощь учителям:

  • в проведении массовых мероприятий, классных часов;

  • проводился подбор литературы, сценариев, стихов в помощь проведению предметных недель и общешкольных мероприятий, для проведения родительских собраний, педсоветов;

  • информировала педагогов о новых поступлениях учебной литературы;

  • совместно с педагогами формировался заказ на учебную литературу;

  • организация обслуживания по МБА (получение литературы во временное пользование из других библиотек).

Библиотека пропагандировала чтение, применяя различные формы работы (выставки, викторины, беседы, конкурсы, библиотечные плакаты, рекомендательные списки литературы, громкие чтения и т. д.

Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки. В библиотеке оформляются разнообразные выставки как к юбилейным и знаменательным датам, и проведению предметных недель. Также имеются постоянно действующие книжные выставки. Подбирая материал к выставкам, библиотека старалась раскрыть не только историю праздника, сообщить интересные факты, но и предложить литературу с выставки и побеседовать с читателями

Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям - юбилярам. Читателям предлагается краткая биография писателя, выставляются его книги, проводятся мини-викторины. Оформлена выставка «Книги - юбиляры».

Деятельность библиотек неразрывно связана с духовно-нравственным, эстетическим и патриотическим воспитанием. В честь празднования 70летия победы в Великой Отечественной войне библиотекарем были проведены библиотечные уроки и у/журнал, книжные обзоры на всех школьных мероприятиях, чтение и обсуждение детской литературы, посвященной событиям Великой Отечественной войне. Совместно с поселковой библиотекой организована встреча с ветераном труда Якуниной Н.Т., которая во время войны была ребёнком, но она отчетливо помнит все тяготы и трудности работы. Надежда Тимофеевна рассказала об этом тяжелом времени, о помощи детей взрослым и ответила на вопросы учащихся. Спрос на литературу о Великой Отечественной войне повысился.

Были проведены экскурсии в школьный музей и зал боевой славы, экскурсии в Касимовский краеведческий музей, экскурсия в музей Лашманской модельной библиотеки, что расширяло знание ребят о родном крае, воспитывало любовь к малой родине. В рамках проведения года культуры учащиеся 5 классов также совершили виртуальную экскурсию в Эрмитаж.

Что бы ни делала библиотека, главная ее цель - приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни нашей страны.

Традиционно школьная библиотека проводит «Неделю детской книги», задачей, которой является, расширять кругозор, прививать любовь к чтению, к книгам. Каждый день для учащихся начальных классов проходило библиотечное мероприятие, была выпущена школьная газета.

Проведены ежегодные конкурсы «Лучший чтец», «Лучший читающий класс» , «Юный иллюстратор», «Лучшая закладка для книги», в каждом классе проведена литературная викторина, подведены итоги. Прошло награждение победителей.

Справочно-библиографическая работа.

Ежегодное проведение уроков по формированию информационной грамотности учащихся:

  1. Первое посещение библиотеки - 1 класс

  2. Правила общения с книгой - 1 класс

  3. Роль и назначение библиотеки - 2 класс

  4. Структура книги - 2 класс

  5. Структура книги - 3 класс

  6. Выбор книги в библиотеке - 2 класс

7. Выбор книги в библиотеке - 3 класс

8. Газеты и журналы для детей - 3 класс

9. Структура книги - 3 класс

10. Твои первые энциклопедии и словари - 4 класс

11. Научно-познавательная литература-4 класс

12. История книги.-5класс

13. Как построена книга?-5 класс

14. История книги-6 класс

15. Библиография и её назначение-7 класс

16. Справочно-библиографический аппарат школьной библиотеки-8класс.

Работа с активом:

Проводится постоянная работа по вовлечению актива в работу библиотеки:

  • совместно с активом проводятся рейды по сохранности учебников;

  • работа по расстановке книг на стеллажах;

  • один из самых любимых этапов работы - обслуживание читателей на абонементе (учатся записывать книги в формуляр, помогают в выборе книг учащимся 1-х классов);

  • принимают активное участие во многих мероприятиях школьной библиотеки;

  • проводится оформительская деятельность к мероприятиям и в библиотеке;

  • работа с читателями - задолжниками;

  • ремонт книг;

  • при поступлении новых изданий учебной и художественной литературы - штемпелевание.

Взаимодействие с другими библиотеками .

Для повышения интереса детей к книгам школьная библиотека тесно сотрудничает с Крутоярской поселковой библиотекой и Лашманской модельной библиотекой. Совместно с библиотеками проводятся мероприятия для учащихся.

Библиотекарь школы посетила библиотечные занятия в различных школах района и участвовала в работе РМО библиотекарей, являясь его руководителем.

участвовала в вебинаре « Организация эффективной работы библиотеки в составе образовательного комплекса»

Посещение семинаров, открытых мероприятий, участие в конкурсах, индивидуальные консультации, посетилагородских методических объединения школьных библиотекарей. Мои выступления:

«Воспитательная система школьной библиотеки: опыт работы».

Регулярно изучаю профессиональную периодику (журнал «Школьная библиотека», газета «Библиотека в школе», методические журналы по педагогике).

Выявлены основные проблемы, над которыми необходимо работать в 2015-20116 учебном году. Школьная библиотека играет важную роль в достижении целей образования и задач школы. Образовательной частью работы школьной библиотеки является планомерное, в сотрудничестве с педагогами, обучение детей навыкам работы с информацией. Но, к сожалению, качественный состав основного фонда не совсем соответствует современным требованиям образовательно-воспитательного процесса. Снижается читательская активность у обучающихся, книгу заменил Интернет.


Задачи школьной библиотеки на 2015-2016 учебный год:

  1. Активизировать читательскую активность в 3 - 4 классах. Вести более тесную работу с учителями для привлечения учащихся в библиотеку.

  2. Продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания пользователей, оказывать всестороннюю помощь педагогическому коллективу в формировании духовной и творческой личности учащихся; воспитания у детей читательской культуры.

  3. Уделить большее внимание информационной работе размещать больше информации о библиотеке на школьном сайте.

  4. Принять активное участие в проведении в Российской Федерации Года литературы.

Библиотекарь Л.В. Демина.

© 2010-2022