Библиотечный урок на тему: Журнальный калейдоскоп (1-2 класс)

Раздел Другое
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
















Библиотечный урок

«Журнальный калейдоскоп»

1-2 класс















БОУ «Знаменская средняя школа»

педагог-библиотекарь

Казакова Вера Дмитриевна







( урок рассчитан на 2 часа)

Цель:

  • Познакомить с журналами для детей.

  • Заинтересовать школьников чтением периодики.

Задачи:

  • Научить ориентироваться в многообразии периодических изданий и находить необходимую информацию.

  • Расширить кругозор учащихся.

  • Развивать творческие способности детей.

  • Формировать коммуникативные способности учащихся

Оборудование:

  1. Презентация в программе Power Point

  2. Проектор, ноутбук

  3. Выставка детских журналов из школьной библиотеки.

  4. Набор журналов для индивидуальной работы учащихся.

  5. Листы с заданиями, оценочные листы.

  6. Толковые словари на каждую группу.

Тип урока:

Урок самостоятельного поиска знаний

Ход урока:


Этапы урока

Методы, приемы

Библиотекарь

Ученики

Время

1

Орг.момент.

Вступительное слово библиотекаря

Слушают

3 мин

2

Объяснение нового материала

Фронтальная беседа

Проблемный вопрос:

В чем особенность журнала?

Чем он отличается от книг?

Отвечают на поставленные вопросы

5 мин.

3

Презентация журнала

«А почему?»

Знакомство с номерами журнала

Рассказ.

Исследование

Образец презентации

Слушают.

изучают журнал, знакомятся с рубриками

12мин.

4

Проведение самостоятельного исследования

Исследование

Консультирует

Самостоятельная работа в группах

20 мин.

5

Представление результатов своей работы. Журнальный аукцион

Слушает.

Оценивает

Отвечают на поставленный вопрос. Презентация своих журналов.

Остальные оценивают.

20 мин.

6

Результат аукциона.

Работа с оценочными листами

Подведение итогов урока.

Заключительное слово библиотекаря.

Как читать периодику.

5 мин.

5 мин.

1 этап урока

  • Что, по-вашему, можно достать из сумки почтальона?

Тема нашего урока «Журнальный калейдоскоп».

Сегодня на уроке мы познакомимся с разнообразными изданиями для школьников вашего возраста. Мы вместе с вами должны будем разобраться, чем же журналы отличаются от книг. Чем журналы отличаются друг от друга. Вам придется много работать самостоятельно.

Но прежде давайте обратимся к истории. Когда же появились первые газеты и журналы?

А что такое журналы?

2 этап урока

  • Пожалуйста, выдвигайте ваши версии.

- «тонкая книжка», «книжка с картинками», «книжка с комиксами», «маленькая книжка», «склеенная книжка с интересными материалами» и т.д.

(Если не поступает от детей подходящая версия, например, «книжка, которая выходит каждый месяц» или «издание, которое выходит периодически», библиотекарь задает наводящие вопросы)

  • «Чем журнал отличается от книги?»

- он «маленький» - НЕТ ,библиотекарь показывает книжку- малютку,

- он «тонкий» - НЕТ, библиотекарь показывает книжку - «лапшу». При этом называет автора и название книжек.

При таком разглядывании книг дети вспомнят структуру книги и увидят на титульном листе цифры, обозначающие год и номер издания.

Выясняется, что книга издалась, например, в 1998 году, а журнал - 2009, №3.

  • Выдвигается еще одна версия: журнал - «издание, которое выходит периодически, т. е. в определенный период».

Итак, журнал - это печатное периодическое издание, имеющее постоянные рубрики и содержащее статьи по различным вопросам, отраслям знаний, литературно-художественные произведения.

Журналы различаются по читательскому назначению, тематике ит.д.

Сегодня вам предстоит внимательно изучить только 2 журнала. Журнал « А почему?» - вместе со мной. А один из представленных на выставке журналов - самостоятельно в группе.

Но прежде, чем начать работу, давайте посмотрим на доску. Вы видите следующие слова:

ПЕРИОДИКА, ПРЕССА, ПЕРИОДИЧЕСКИЙ, ЖУРНАЛИСТ, РЕДАКТОР, РЕДКОЛЛЕГИЯ, ТИРАЖ, НОМЕР, ЭКЗЕМПЛЯР, рубрика

Подумайте, зачем я их написала. Если вы не знаете их значения, можно заглянуть в словарь (он на столе). Это подсказка для ваших отчетов. Постарайтесь использовать эти слова при представлении своих работ.

3 этап урока

Библиотекарь представляет журнал «А почему?»

Я хочу представить вашему вниманию свой любимый журнал. И мне хочется надеяться, что он вас обязательно заинтересует. Этот журнал смело можно «Копилка знаний» или «Спутник любознательных»

Почему у собаки четыре ноги?
Почему в темноте мы не видим ни зги?
Почему так похож на яйцо абрикос?
"А почему?" - чем же он так уж хорош?
А тем, что ответы ты в нем быстро найдешь!

Если ты любознателен, если у тебя на каждом шагу возникают множество вопросов, то этот журнал для тебя!
Это научно-популярный, исторический журнал для младшего школьного возраста. «А почему?» издается с января 1991 г. Перелистывая страницы, читатель совершает вместе с журналом увлекательные путешествия в мир обыкновенных вещей, явлений природы, получает знания во всех областях науки, техники, искусства, учится мастерить и помогать старшим. Этот журнал поможет найти ответы на сто тысяч «почему».

Ты прочтешь о путешественниках, удивительных изобретениях, музеях мира, любопытных фактах. Разгадаешь ребусы, кроссворды, раскроешь секреты фокусов известных иллюзионистов.

Школьник Тим и компьютерный всезнайка Бит, постоянные герои комиксов, покажут тебе путь в загадочный мир истории. С ними ты побываешь на стройке пирамид царя Хаммурапи, прокатишься на колеснице с Юлием Цезарем, попируешь за столом с Карлом Великим, посидишь на троне Наполеона Бонапарта. А вместе со специальным корреспондентом ты удивишься красоте достопримечательностей какой-нибудь далекой страны.

Сказки, комиксы, игротека помогут приятно и творчески провести досуг.
Имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в учебно-воспитательном процессе различных образовательных учреждений.

( раздаю по одному журналу на группу)

Давайте посмотрим, каких только рубрик нет в этом журнале! ( 2010 г. № 5,11.9.) Найдите и назовите рубрики журнала.

  • Рубрика «Сто тысяч «Почему?» Отчего пронырливых людей называют «шельмами»? № 5

  • «Наш мультик» - О марафонцах. №9

  • Все цвета радуги - Сколько миллионов лет школьному мелу - №9

  • Музеи мира - Дом Суворова.

  • Когда прадедушки были маленькими - Батискаф и батисфера - №9.

  • Игротека. С днем парикмахера!

  • Настенька. Данила-мастер № 11

  • Память в камне и бронзе. Царевна-лягушка. № 9

  • Поле жизни Перец. №11

  • Теплоходом, самолетом… _ Путешествие к мертвому морю № 5.

4 этап урока.

На каждый стол выдаются журналы (за разные годы)

  • 1 стол- « В мире животных»,

  • 2 стол - «Пионер»,

  • 3 стол - «Сибирячок»,

  • 4стол - « Коллекция идей»,

  • 5 стол - « Детская энциклопедия».

А теперь, внимание, задание: через 20 минут, используя все эти журналы, вы должны рассказать о них так, чтобы заинтересовать как можно больше ребят своим изданием. Представьте себя … членом редколлегии, главным редактором, распространителем и т.д. Придумайте слоган. Таким образом, у нас начнется журнальный аукцион. Постарайтесь использовать слова, с которыми мы сейчас познакомились. ( Памятка со словарем имеется на ваших столах).

Во время отчета группы, остальные оценивают выступление по 5-то бальной системе по следующим критериям:

  • Четкость, краткость, полнота

  • Смогли ли заинтересовать «своим журналом»

  • Оригинальность презентации журнала

5 этап урока.

Аукцион. Выступления групп. Презентация «своих» журналов.

  1. Название журнала. Его тематика.

  2. Кому он адресован?

2. С какого года выходит журнал?

3. Как часто выходит журнал (ежемесячно, 1 раз в 2 месяца и т. д.)?

4. Кто участвует в создании журнала? Люди каких профессий создают журнал?

5. Назовите основные рубрики?

6. Познакомьте нас с интересными материалами, посоветуйте, на что обратить внимание.

7. Кому, по вашему мнению, будет интересен ваш журнал.

(Напечатанные вопросы лежат на каждом столе)

6 этап.

Подведение итогов.

Рейтинг журналов (по итогам представлений групп).

Выставление оценок.

Заключительное слово библиотекаря.

Приложения:

Памятка для участников журнального аукциона.


В ответе должна содержаться следующая информация:

1.Название журнала.

2. С какого года выходит журнал?

3. Как часто выходит журнал (ежемесячно, 1 раз в 2 месяца и т. д.)?

4. Кто участвует в создании журнала? Люди каких профессий создают журнал?

5. Назовите основные рубрики?

6. Познакомьте нас с интересными материалами, посоветуйте, на что обратить внимание.

7. Кому, по вашему мнению, будет интересен ваш журнал.

Постарайтесь придумать рекламный слоган или стихотворение о вашем журнале и представить его оригинальным способом.


Оценочный лист


Название журнала

5б.

5б.

5б.

Итог

Критерии

Четкость, краткость, полнота

Смогли ли заинтересовать журналом?

Оригинальность представления


Пионер





В мире животных





Сибирячок





Детская энциклопедия





Коллекция идей






Победитель -


Как читать журнал.

  • При чтении журналов отмечай материалы, необходимые тебе для раскрытия тех или иных вопросов, вырезай и складывай их в конверты, на которых обозначишь соответствующую проблему.

  • Прочитанное тобой должно непременно сработать - на уроке, в сочинении, в разговоре.

  • Нет ни одного номера журнала, в котором бы не рассказывалось о чем-то нужном, интересном. Надо уметь увидеть эти материалы, прочитать их. Систематическое чтение газет и журналов позволит тебе быть знающим человеком, который всегда может рассказать о том, что происходит в мире, в нашей стране.

  • Как же приучить себя к чтению периодики? На первых порах заставляй себя прочитать хотя бы все заголовки в номере журнала. Наверняка один - два из них привлекут твое внимание. Прочти статьи под этими заголовками. Вот уже есть одна - две темы, с которыми ты знаком. Если ты сумеешь и в дальнейшем заставлять себя следить за ними, то не только познакомишься с мнениями других по заинтересовавшему тебя вопросу, но сможешь сформировать и своё.

  • Есть одно - единственное, обязательное условие развития интереса к журналу. Это последовательность, регулярность чтения.


Список использованных источников:


  1. Журналы « А почему?» .2011.№ - 1-12.

  2. Журналы « В мире животных» 2011. -№ 1-12.

  3. Журналы «Детская энциклопедия».2011.- № 1-12, 2012.- № 1-4

  4. Журналы «Коллекция идей» 2011. № 1-12

  5. Журналы «Пионер». 2011. -№ 1-12, 2012.- № 1-3.

  6. Журналы «Сибирячок» 2011.-№ 1-6

  7. Куликова Е. В. Познавательные детские журналы в помощь учителю! / Е. В. Куликова // Первое сентября. - 2003. -18 окт. - С. 6.

  8. Лукина С.И. Периодические издания для детей: библиотечный урок// .openclass.ru/node/15122

  9. Одинцова В.А. Планета периодика // Праздник в школе. - 2008. - № 4. -С.3-14

  10. lib63,narod,ru/uch/pdm.htm

  11. Рудишина Т. Солнечные зайчики знакомых названий//1september.ru/1999/08/5-1.htm

  12. sibiryachok.net/?cat=29

  13. ru.wikipedia.org/wiki




© 2010-2022