- Преподавателю
- Другое
- Выступление на методическом объединении учителей и классных руководителей школы Профориентационная работа в школе-интернате VIII вида
Выступление на методическом объединении учителей и классных руководителей школы Профориентационная работа в школе-интернате VIII вида
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бекмеметьева О.Н. |
Дата | 10.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Профориентационная работа в школе-интернате VIII вида
Задачи профориентационной работы педагогов школы - интерната:
-
Формирование у воспитанников системы трудовых умений и навыков, умения планировать свою трудовую деятельность.
-
Ознакомление с миром профессий.
-
Помощь и содействие в адекватном профессиональном самоопределении.
Основными направлениями профориентационной работы педагога в школе-интернате являются:
-
Трудовое воспитание.
-
Профессиональное информирование.
-
Профессиональное консультирование.
Трудовое воспитание.
Цель трудового воспитания: формировать у воспитанников основы трудовой деятельности, понимание необходимости трудовой деятельности.
Задачи педагога:
-
Воспитывать уважение к своему труду и труду других людей.
-
Формировать трудовые умения и навыки по самообслуживанию.
-
Развивать трудовое умение, умение планировать и организовывать свою работу.
-
Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду, чувство долга и ответственности, честности.
-
Воспитывать умение сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку.
-
Формировать понятие о труде, как единственном источнике благосостояния общества и условии развития и становления личности.
Положительное отношение к процессу труда имеет большое значение для формирования таких личностных качеств, как: терпение, старание, внимательность, справедливость, добросовестность, организованность, целеустремлённость, трудолюбие, дисциплинированность, самокритичность.
Формами трудового воспитания являются:
- индивидуальная (выполнение посильных трудовых поручений);
- коллективная (общественно-полезный труд во внеурочное время);
- групповая (классные и воспитательские часы, праздники на тему труда).
Методы работы по трудовому воспитанию для каждого занятия зависят от воспитательных задач, содержания, возрастных особенностей учащихся и уровня их трудовой подготовки. Наиболее характерными методами трудового воспитания являются объяснение и инструктаж.
Объяснение. Этот метод используется для сообщения воспитанникам, например, правил проведения и последовательности выполнения различных трудовых приёмов и операций.
Инструктаж. Применяется для сообщения правил техники безопасности перед различными видами работ, например, при уборке территории, дежурстве по столовой. Инструктаж необходимо проводить с воспитанниками непосредственно перед началом работы.
Виды труда:
-
Самообслуживающий и хозяйственно-бытовой труд.
Возрастные категории
Задачи воспитателя
Воспитанник должен уметь:
1-5 класс
Формировать элементарные навыки по уходу за собой, поддержанию чистоты и порядка в классе, спальне, бытовках.
-
Уметь одержать свое рабочее место, спальню, шкаф в аккуратном состоянии
-
Ухаживать за одеждой и обувью.
-
Владеть навыками уборки класса, спальни, постели.
-
Ухаживать за комнатными растениями.
-
Соблюдать правила техники безопасности при пользовании электроприборами, режущими инструментами.
6-9 класс
Формировать готовность к самообеспечению на основе самообслуживающего и хозяйственно-бытового труда.
-
Уверенно владеть навыками ухода за одеждой, обувью.
-
Проводить качественную регулярную уборку помещений, мебели, ухаживать за инвентарем.
2.Общественно-полезный труд.
Виды общественно-полезного труда:
-
Дежурство по содержанию чистоты в спальных комнатах, классе.
-
Дежурство по школе и столовой.
-
Уборка закрепленной территории.
-
Ремонт школьной мебели.
-
Работа на пришкольном участке .
-
Уход за растениями в комнатах, коридорах.
-
Участие в оформлении учебных кабинетов и жилых помещений.
-
Выполнение работ для школьной библиотеки.
Возрастная категория
Задачи воспитателя
Воспитанник должен уметь
1-5 класс
Формировать у воспитанников навыки трудовой деятельности, направленной на поддержание порядка в школе.
-
Осуществлять дежурство по классу, спальне, столовой.
-
Убирать территорию школы.
-
Соблюдать технику безопасности при выполнении всех видов работ.
6-9 класс
Воспитывать умение осуществлять доступные виды работ по жизнеобеспечению школы.
-
Осуществлять дежурство по школе, столовой.
-
Умееть правильно планировать свой труд.
-
Соблюдать технику безопасности при уборке территории школы, при ремонте школьной мебели, при работе на пришкольном участке.
-
Выращивать и ухаживать за растениями на пришкольном участке.
3.Ручной прикладной труд.
На занятиях прикладного ручного труда воспитатели раскрывают способности детей, прививают им тягу к творчеству, способность к пространственному анализу, совершенствуется мелкая и крупная моторика пальцев рук. Дети овладевают разными техниками работы с различными материалами. При этом развивается стремление преодолевать трудности, волевые качества, навыки коммуникативного поведения.
Профессиональное информирование
Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
Возрастные
категории
Задачи воспитателя
Методы работы
1-4 класс
Формировать у воспитанников представление о мире профессий.
Формировать понятие об учебной деятельности как трудовой.
-
Беседа о значении труда в жизни людей.
-
Беседы, викторины игры о профессиях, с представителями которых чаще всего сталкивается человек в жизни.
-
Сюжетно-ролевые игры, связанные с деятельностью работников конкретных профессий(магазин,больница, почта, школа,стройка).
-
Экскурсии.
-
Встречи с людьми разных профессий.
-
Знакомство с работой школьных мастерских.
-
Выставки рисунков «профессии моих родителей
5-7 класс
Развивать представления о мире профессий.
Формирование установки на труд и позитивного отношения к трудовой деятельности в целом.
-
Беседы о профессиях, о специальностях в рамках одной профессии, о типах профессий.
-
Встречи с представителями различных профессий.
-
Конкурс рисунков и сочинений «Моя будущая профессия».
-
Просмотр фильмов о профессиях.
8-9 класс
Формирование установки на труд и позитивного отношения к трудовой деятельности в целом;
Формирование способности соотносить свои индивидуальные особенности и возможности с требованиями профессии.
Познакомить с правилами выбора профессии.
Осуществлять информирование о рынке труда, о востребованности профессий, об учреждениях, где можно получить выбранные профессии.
-
Беседы о профессиях, о специальностях в рамках одной профессии, о типах профессий.
-
Встречи с представителями различных профессий.
-
Просмотр фильмов и передач о профессиях.
-
Экскурсии на предприятия.
-
Экскурсии в профессиональные заведения.
-
Экскурсия в Центр занятости населения.
-
Практикум по заполнению и сбору документов для принятия в ПТУ, на работу.
Профессиональное консультирование.
Профессиональное консультирование - изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация носит индивидуальный характер.
-
выявление структуры интересов и склонностей учащихся;
-
осуществление психофизиологической диагностики способностей;
-
выявление отклонений в состоянии здоровья учащихся и определение профпригодности по медицинским показаниям.
Профессиональное консультирование должны осуществлять педагог- психолог, медработник.
Воспитатель же может в результате наблюдений выявить склонности воспитанника к той или иной профессии, уровень сформированности навыков, требуемых для той или иной профессии.
Методы, которые может применять воспитатель в своей работе -это наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование.
В результате успешной профориентационной работы воспитанник школы-интерната должен знать и уметь:
-
Иметь представление о ряде некоторых профессий.
-
Владеть общими трудовыми умениями.
-
Владеть знаниями о профессиях, которые доступны для них.
-
Уметь соотносить свои качества с определённой профессией.
-
Знать основные статьи Трудового кодекса РФ, как основном документе, регулирующем трудовые отношения.
-
Быть адаптированными к профессиональной жизни.
-
Владеть информацией о профессиональных образовательных учреждениях нашего города.
-
Уметь оформлять соответствующие документы при устройстве на работу.