• Преподавателю
  • Другое
  • Выступление на методическом объединении учителей и классных руководителей школы Профориентационная работа в школе-интернате VIII вида

Выступление на методическом объединении учителей и классных руководителей школы Профориентационная работа в школе-интернате VIII вида

В выступлении раскрываются основные направления профориентационной работы в школе-интернате, задачи которые решаются педагогом, формы и методы профориентационной работы.Профориентационная работа в школе-интернате VIIIвида.Задачи профориентационной работы педагогов школы – интерната:1. Формирование у воспитанников системы трудовых умений и навыков, умения планировать свою трудовую деятельность.2. Ознакомление с миром профессий. 3. Помощь и содействие ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профориентационная работа в школе-интернате VIII вида

Задачи профориентационной работы педагогов школы - интерната:

  1. Формирование у воспитанников системы трудовых умений и навыков, умения планировать свою трудовую деятельность.

  2. Ознакомление с миром профессий.

  3. Помощь и содействие в адекватном профессиональном самоопределении.

Основными направлениями профориентационной работы педагога в школе-интернате являются:

  • Трудовое воспитание.

  • Профессиональное информирование.

  • Профессиональное консультирование.

Трудовое воспитание.

Цель трудового воспитания: формировать у воспитанников основы трудовой деятельности, понимание необходимости трудовой деятельности.

Задачи педагога:

  1. Воспитывать уважение к своему труду и труду других людей.

  2. Формировать трудовые умения и навыки по самообслуживанию.

  3. Развивать трудовое умение, умение планировать и организовывать свою работу.

  4. Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду, чувство долга и ответственности, честности.

  5. Воспитывать умение сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку.

  6. Формировать понятие о труде, как единственном источнике благосостояния общества и условии развития и становления личности.

Положительное отношение к процессу труда имеет большое значение для формирования таких личностных качеств, как: терпение, старание, внимательность, справедливость, добросовестность, организованность, целеустремлённость, трудолюбие, дисциплинированность, самокритичность.

Формами трудового воспитания являются:

- индивидуальная (выполнение посильных трудовых поручений);

- коллективная (общественно-полезный труд во внеурочное время);

- групповая (классные и воспитательские часы, праздники на тему труда).

Методы работы по трудовому воспитанию для каждого занятия зависят от воспитательных задач, содержания, возрастных особенностей учащихся и уровня их трудовой подготовки. Наиболее характерными методами трудового воспитания являются объяснение и инструктаж.

Объяснение. Этот метод используется для сообщения воспитанникам, например, правил проведения и последовательности выполнения различных трудовых приёмов и операций.

Инструктаж. Применяется для сообщения правил техники безопасности перед различными видами работ, например, при уборке территории, дежурстве по столовой. Инструктаж необходимо проводить с воспитанниками непосредственно перед началом работы.

Виды труда:

  1. Самообслуживающий и хозяйственно-бытовой труд.

Возрастные категории

Задачи воспитателя

Воспитанник должен уметь:

1-5 класс

Формировать элементарные навыки по уходу за собой, поддержанию чистоты и порядка в классе, спальне, бытовках.

  • Уметь одержать свое рабочее место, спальню, шкаф в аккуратном состоянии

  • Ухаживать за одеждой и обувью.

  • Владеть навыками уборки класса, спальни, постели.

  • Ухаживать за комнатными растениями.

  • Соблюдать правила техники безопасности при пользовании электроприборами, режущими инструментами.

6-9 класс

Формировать готовность к самообеспечению на основе самообслуживающего и хозяйственно-бытового труда.

  • Уверенно владеть навыками ухода за одеждой, обувью.

  • Проводить качественную регулярную уборку помещений, мебели, ухаживать за инвентарем.

2.Общественно-полезный труд.

Виды общественно-полезного труда:

  1. Дежурство по содержанию чистоты в спальных комнатах, классе.

  2. Дежурство по школе и столовой.

  3. Уборка закрепленной территории.

  4. Ремонт школьной мебели.

  5. Работа на пришкольном участке .

  6. Уход за растениями в комнатах, коридорах.

  7. Участие в оформлении учебных кабинетов и жилых помещений.

  8. Выполнение работ для школьной библиотеки.

Возрастная категория

Задачи воспитателя

Воспитанник должен уметь

1-5 класс

Формировать у воспитанников навыки трудовой деятельности, направленной на поддержание порядка в школе.

  • Осуществлять дежурство по классу, спальне, столовой.

  • Убирать территорию школы.

  • Соблюдать технику безопасности при выполнении всех видов работ.

6-9 класс

Воспитывать умение осуществлять доступные виды работ по жизнеобеспечению школы.

  • Осуществлять дежурство по школе, столовой.

  • Умееть правильно планировать свой труд.

  • Соблюдать технику безопасности при уборке территории школы, при ремонте школьной мебели, при работе на пришкольном участке.

  • Выращивать и ухаживать за растениями на пришкольном участке.

3.Ручной прикладной труд.

На занятиях прикладного ручного труда воспитатели раскрывают способности детей, прививают им тягу к творчеству, способность к пространственному анализу, совершенствуется мелкая и крупная моторика пальцев рук. Дети овладевают разными техниками работы с различными материалами. При этом развивается стремление преодолевать трудности, волевые качества, навыки коммуникативного поведения.

Профессиональное информирование

Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

Возрастные

категории

Задачи воспитателя

Методы работы

1-4 класс

Формировать у воспитанников представление о мире профессий.

Формировать понятие об учебной деятельности как трудовой.


  • Беседа о значении труда в жизни людей.

  • Беседы, викторины игры о профессиях, с представителями которых чаще всего сталкивается человек в жизни.

  • Сюжетно-ролевые игры, связанные с деятельностью работников конкретных профессий(магазин,больница, почта, школа,стройка).

  • Экскурсии.

  • Встречи с людьми разных профессий.

  • Знакомство с работой школьных мастерских.

  • Выставки рисунков «профессии моих родителей

5-7 класс

Развивать представления о мире профессий.

Формирование установки на труд и позитивного отношения к трудовой деятельности в целом.

  • Беседы о профессиях, о специальностях в рамках одной профессии, о типах профессий.

  • Встречи с представителями различных профессий.

  • Конкурс рисунков и сочинений «Моя будущая профессия».

  • Просмотр фильмов о профессиях.

8-9 класс

Формирование установки на труд и позитивного отношения к трудовой деятельности в целом;

Формирование способности соотносить свои индивидуальные особенности и возможности с требованиями профессии.

Познакомить с правилами выбора профессии.

Осуществлять информирование о рынке труда, о востребованности профессий, об учреждениях, где можно получить выбранные профессии.


  • Беседы о профессиях, о специальностях в рамках одной профессии, о типах профессий.

  • Встречи с представителями различных профессий.

  • Просмотр фильмов и передач о профессиях.

  • Экскурсии на предприятия.

  • Экскурсии в профессиональные заведения.

  • Экскурсия в Центр занятости населения.

  • Практикум по заполнению и сбору документов для принятия в ПТУ, на работу.

Профессиональное консультирование.

Профессиональное консультирование - изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация носит индивидуальный характер.

  • выявление структуры интересов и склонностей учащихся;

  • осуществление психофизиологической диагностики способностей;

  • выявление отклонений в состоянии здоровья учащихся и определение профпригодности по медицинским показаниям.

Профессиональное консультирование должны осуществлять педагог- психолог, медработник.

Воспитатель же может в результате наблюдений выявить склонности воспитанника к той или иной профессии, уровень сформированности навыков, требуемых для той или иной профессии.

Методы, которые может применять воспитатель в своей работе -это наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование.

В результате успешной профориентационной работы воспитанник школы-интерната должен знать и уметь:

  1. Иметь представление о ряде некоторых профессий.

  2. Владеть общими трудовыми умениями.

  3. Владеть знаниями о профессиях, которые доступны для них.

  4. Уметь соотносить свои качества с определённой профессией.

  5. Знать основные статьи Трудового кодекса РФ, как основном документе, регулирующем трудовые отношения.

  6. Быть адаптированными к профессиональной жизни.

  7. Владеть информацией о профессиональных образовательных учреждениях нашего города.

  8. Уметь оформлять соответствующие документы при устройстве на работу.



© 2010-2022