- Преподавателю
- Другое
- Программа художественно – педагогической направленности для обучающихся 1 – 9 классов объединения «Народные промыслы» 4 год обучения
Программа художественно – педагогической направленности для обучающихся 1 – 9 классов объединения «Народные промыслы» 4 год обучения
Раздел | Другое |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Росоха Н.И. |
Дата | 21.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное казённое учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества г. Лузы Кировской области
УТВЕРЖДЕНО:
Приказом и.о. директора МОКУ ДОД
ДДТ г. Лузы Кировской области
______________Н.В.Попова
Приказ № 01 - 013/126 от 13.09.2013г.
Рабочая программа
художественно - педагогической направленности
для обучающихся 1 - 9 классов
объединения «Народные промыслы»
Автор программы:
Росоха Наталья Ивановна,
педагог дополнительного образования
МОКУ ДОД Дома детского творчества г. Лузы
2013 - 2014 уч. год
Пояснительная записка
В наше время заметно возрос интерес к художественному творчеству. Работа, образцом для которой служит традиционное национальное искусство, приносит особое удовлетворение. Труд, направленный на создание полезных в быту вещей, тесно связан с творчеством, что важно для эстетического и трудового воспитания.
В эпоху технического прогресса особенно необходимо приводить детей к традиционной культуре. Заинтересовывать старинными праздниками, обычаями, обрядами, прикладными ремёслами. В любой цивилизованной стране мира государство заботится, оберегает традиции своего народа. Невозможно полноценное и здоровое развитие цивилизации без изучения, сохранения и использования опыта предков каждой конкретной местности. Частью такого культурного наследия является роспись доски, лепка и роспись глиняной игрушки, плетение.
В связи с небольшими финансовыми возможностями образовательного учреждения и недостатка средств у родителей используем на занятиях большое количество бросового материала, ненужного, а значит нетрадиционного. Но тем и ценен опыт, сделать из ничего - произведение художественного искусства.
Мастерская «Народные промыслы» позволяет познакомить детей с ремёслами, пришедшими из глубины веков, познакомить с историей возникновения, развития и обучить простейшим приёмам работы по каждому предложенному промыслу, даёт возможность научиться использовать в работе природный материал. Форма проведения занятий может быть различной: занятие, творческая мастерская, посещение и участие в выставках, посещение музеев.
В мастерскую приходят дети с разным характером и разной степенью одаренности. Отношение взрослого должно быть предельно доброжелательным. Необходимо отмечать каждое, даже маленькое, достижение ребенка. Чрезвычайно важно правильно относиться к неумению, неуспеху, ошибкам, чтобы ребенок не переносил замеченную взрослым ошибку, свое неумение, на оценку своих способностей в целом, а научился, совместно с педагогом, анализировать, понимать, в чем у него трудности.
Занятия построены таким образом, что теоретические и практические знания даются всей группе. Дальнейшая работа ведется с каждым учеником индивидуально, учитывая его возможности, возрастные и личностные особенности.
Теоретическая часть занятия включает в себя:
- постановку целей и объяснение задач (анализ образцов, подбор материалов, инструментов, пособий);
- изложение нового материала (проводится в форме беседы на основе уже пройденного материала и полученных ранее знаний, с показом новых технологических приемов);
- инструктаж о соблюдении правил техники безопасности.
Практическая часть занятий строится на основе следующих принципов:
В зависимости от способностей ученика используются различные методы, в основе которых лежит деятельность ребенка: подражательная (репродуктивная), частично-подражательная, творческая.
Процесс обучения построен от простого к сложному.
На простых и малых формах отрабатываются приемы работы, что позволяет постепенно почувствовать материал, его теплоту, увидеть многообразие форм, цветов, оттенков, побуждает детей к творчеству, дает возможность поверить в свои силы, полюбить этот вид творчества и пробудить желание заниматься дальше. Необходимо развивать личность ребенка, уверенность в его силах, предоставлять ему возможность показать лучшие, наиболее удачные работы на выставках: отчетных, городских, районных.
По каждой выполненной работе все члены мастерской высказывают свое мнение: разбираются достоинства и недостатки, что помогает всем ученикам еще раз закрепить полученные знания и учесть возможные ошибки. Детям, выполнившим задание быстрее других, даются дополнительные задания. Требования к качеству работ повышаются медленно и постепенно. Большое внимание уделяется созданию работ, требующих коллективного участия. В гимназии имеется коллекция интересных работ.
Программа «Народные промыслы» имеет художественно-эстетическую направленность.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она позволяет решить важные педагогические задачи: формирование гуманистического мировоззрения у детей, воспитание коммуникабельных, разносторонне-развитых, образованных членов общества, строителей будущей жизни по законам прекрасного, независимо от будущей профессии. Красота преображает и тех, кто ее создает, и тех, кто ее воспринимает. Под ее воздействием меняется и сам облик людей, нравственный мир, психология.
Данная рабочая программа базируется на знаниях и умениях, полученных учащимися на уроках изобразительного искусства, трудового обучения в школе, реализует их связь с литературой, историей.
Цели и задачи образовательной программы
Цель: создание условий для развития творческого потенциала учащихся в процессе изготовления художественных изделий из природного материала.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с историей народных промыслов, как частью национального наследия;
- познакомить с искусством обработки природного материала, его использование, замена на нетрадиционные;
- научить правильной и безопасной организации труда;
- обучить приемам и методам работы с природным и нетрадиционным материалом;
- познакомить с основными свойствами используемых материалов;
- обучить заготавливать, хранить и экономно расходовать материал;
- познакомить с основными законами композиции;
- обучить технологическим приемам в изготовлении изделий декоративно - прикладного искусства.
Развивающие:
- развивать индивидуальные творческие способности детей;
- развивать воображение, пространственное мышление детей;
- способствовать развитию мелкой моторики;
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности человека;
- развивать художественно-эстетический вкус и творческий подход к выполнению заданий различной сложности;
- воспитывать коммуникативные навыки;
- формировать чувство патриотизма и национальной гордости через знакомство с культурным прошлым России
Условия реализации образовательной рабочей программы
Рабочая программа адресована учащимся 6 -15 лет, желающим создавать изделия народных промыслов.
Учащиеся занимаются два раза в неделю по полтора академических часа, в форме творческой мастерской. Форма проведения занятий - групповая. Наполняемость групп - 15 человек в первый год обучения, 12 - во второй год обучения, 10- человек в третий год обучения.
Ожидаемые результаты реализации рабочей программы:
К концу четвёртого года обучения учащийся должен:
- освоить основные законы композиции;
- ориентироваться в цветоведение;
- освоить технологические приемы плетения, при плетении изделий с изменением формы дна, формы предмета;
- совершенствование умений работы с глиной;
- освоить простые приёмы росписи по доске;
- владеть теоретическими знаниями о промыслах, различать и называть виды росписи;
- владеть простыми приёмами бисероплетения из проволоки;
- владеть простыми приёмами работы по ткани - батик;
-владеть приёмами аппликации, а также декупажем;
- улучшится пространственное воображение и мышление.
- улучшится художественно-эстетический вкус;
- проявится уважительное отношение к трудовой
деятельности человека.
- у учащихся улучшится художественно-эстетический вкус, формируется чувство патриотизма, через знакомство с культурным прошлым России.
К концу обучения по программе, у учащихся проявятся аккуратность, прилежание, терпение, умение доводить начатую работу до конца, бережное отношение к материалу.
Результативность освоения учащимися рабочей программы осуществляется через использование разнообразных способов проверки:
- текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
- тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
- самоконтроль.
Основными критериями оценки работ учащихся являются:
-
внешний вид изделия (аккуратность, плотность плетения),
-
правильность выполнения основных приемов плетения.
У обучающихся улучшается мелкая моторика. Развиваются коммуникативные навыки, дети становятся доброжелательными по отношению друг к другу и к педагогу, развивается их художественно-эстетический вкус, формируется чувство патриотизма через знакомство с культурным прошлым России. Появляется аккуратность, прилежание, терпение, умение доводить начатую работу до конца, бережное отношение к материалу. Детей объединяет сам творческий процесс, обсуждение результатов, проведение выставок. Взаимоотношения в коллективе заметно меняются: дети становятся более терпимыми, добрыми. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности и степень овладения мастерством каждого ученика. Постепенно создавая работы и малых, и больших форм сами ребята, педагоги видят качественный и творческий рост от работы к работе. Все удачи поощряются, все недочеты мягко исправляются на практике. Анализируя творческий процесс каждого ребенка и созданные им работы, педагог вырабатывает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся. Очень важен в мастерской элемент творческого соревнования. Учитываются результаты каждого занятия. Разработана система поощрения. На протяжении всего процесса обучения дети учатся правильно анализировать и оценивать свою работу. Их оценочная деятельность предусматривает следующие этапы: оценка педагога, совместная оценка учащегося и педагога, самооценка.
Учебно-тематический план
4-й год обучения
№
Занятия (часы)
Тема занятия
Элементы содержания
Информационное
сопровождение
Дата по плану
Дата фактически
1-2
Вводное занятие.
1. Знакомство с основными видами работ объединения «Народные промыслы»
2. Инструктаж по технике безопасности
Иллюстрации, демонстрационный материал.
14/09
16.09
3 -4
Знакомство с традициями народа на Руси. Оберег. Беседа.
1.Расширить представление детей о традициях на Руси.
2. Символика.
Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Е. Рубцова.
Иллюстрации, демонстрационный материал.
16/09
17.09
5 - 6
Домовой.
Подбор необходимого материала.
Работа с бросовым материалом.
Лицо из синтепона.
Иллюстрации, демонстрационный материал. Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Е. Рубцова.
21/09
23.09
7 - 8
Домовой.
Тело домового.
Иллюстрации, демонстрационный материал. Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Е. Рубцова.
23/09
24.09
9 - 10
Домовой.
Одежда.
Домашние обереги своими руками. Е Шептуля.
Иллюстрации, демонстрационный материал.
28/09
30.09
11 -12
Домовой.
Одежда.
Домашние обереги своими руками. Е Шептуля.
Иллюстрации, демонстрационный материал
30/09
1.10
13 -14
Домовой.
Использование у Домового элементов символов.
Иллюстрации, демонстрационный материал
5/10
7.10
15 - 16
Кукла - берегиня
Подготовка основы.
Иллюстрации, демонстрационный материал
8/10
8.10
17 - 18
Кукла - берегиня
Выполнение частей тела.
Иллюстрации, демонстрационный материал
12/10
14.10
19 - 20
Кукла -берегиня
Одежда.
Иллюстрации, демонстрационный материал
14/10
15.10
21-22
Плетение ободка.
Подготовка материала
19/10
21.10
23-24
Плетение ободка.
Плетение из трёх шнурков с добавлением бусин. Звено.
Ободки и заколки + МК (Страна мастеров)
21/10
22.10
25-26
Плетение ободка.
Плетение из трёх шнурков с добавлением бусин.
Ободки и заколки + МК (Страна мастеров)
26/10
28.10
27-28
Ткань.
Беседа
28/10
29.10
29-30
Цветы из ткани
Изготовление цветка - заколки из шифона, атласа, креп - сатина.
Подготовка ткани.
Работа с шаблоном. Простой круговой.
Ободки и заколки + МК (Страна мастеров)
2/11
5.11
31-32
Цветы из ткани
Изготовление цветка - заколки из шифона, атласа, креп - сатина.
Инструктаж.
Обжиг.
Ободки и заколки + МК (Страна мастеров)
9/11
11.11
33-34
Цветы из ткани
Изготовление цветка - заколки из шифона, атласа, креп - сатина.
Сборка.
Ободки и заколки + МК (Страна мастеров)
11/11
12.11
35-36
Цветы из ткани
Изготовление цветка - заколки из шифона, атласа, креп - сатина.
Сборка. Украшение бусинами, бисером.
Ободки и заколки + МК (Страна мастеров)
16/11
18.11
37-38
Лилия
Изготовление цветов из бумажного шпагата.
Нарезка.
Расправление шпагата.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»
18/11
19.11
39-40
Лилия
Изготовление цветов из бумажного шпагата.
Тычинки.
Сборка.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»
23/11
25.11
41-42
Лилия
Изготовление цветов из бумажного шпагата.
Сборка.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»
25/11
26.11
43-44
Фенечка - браслет.
Приёмы косого плетения из двух полосок.
В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.
2.12
45-46
Фенечка - браслет.
Приёмы косого плетения из двух полосок.
В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.
30/11
3.12
47-48
Фенечка - браслет.
Приёмы косого плетения из двух полосок.
В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.
2/12
9.12
49-50
Фенечка - браслет.
Приёмы косого плетения из двух полосок.
В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.
7/12
10.12
51-52
Картины из ткани.
Озеро осенью.
Подбор тканей.
К. Митителло Аппликация. Дом из ткани.
9/12
16.12
53-54
Картины из ткани.
Озеро осенью.
Составление композиции.
К. Митителло Аппликация. Дом из ткани.
14/12
17.12
55-56
Картины из ткани.
Озеро осенью.
Составление композиции.
К. Митителло Аппликация. Дом из ткани.
16/12
23.12
57-58
Работа с бисером.
Беседа.
Инструктаж.
Материалы, инструменты, приспособления, используемые в работе с бисером.
В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.
21/12
24.12
59-60
Цветы.
Технология плетения. Плетение на проволоке.
Изготовление лепестков.
В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.
23/12
30.12
61-62
Цветы.
Технология плетения. Плетение на проволоке.
Изготовление лепестков.
В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.
28/12
13.01
63-64
Цветы.
Технология плетения. Плетение на проволоке.
Изготовление лепестков.
В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.
30/12
14.01
65-66
Цветы.
Технология плетения. Плетение на проволоке.
Изготовление тычинок.
В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.
11/01
20.01
67-68
Цветы.
Технология плетения. Плетение на проволоке.
Монтаж изделия.
В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.
13/01
21.01
69-70
Береста.
Беседа.
Инструктаж.
Материалы, инструменты, приспособления, используемые в работе с берестой. Заготовка.
В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.
18/01
27.01
71-72
Береста.
Техника изготовления аппликаций из слоевой бересты.
В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.
20/01
28.01
73-74
Закладка из бересты.
Техника изготовления аппликаций из слоевой бересты. Нарезка.
В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.
25/01
3.02
75-76
Закладка из бересты.
Техника изготовления аппликаций из слоевой бересты. Сборка.
В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.
27/01
4.02
77-78
Закладка из бересты.
Техника изготовления аппликаций из слоевой бересты. Сборка.
В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.
1/02
10.02
79-80
Бусины из бересты.
Технология изготовления.
Разметка и нарезка.
В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.
3/02
11.02
81-82
Бусины из бересты.
Технология изготовления.
Изготовление бусин.
В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.
8/02
17.02
83-84
Бусины из бересты.
Технология изготовления.
Изготовление бусин.
В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.
10/02
18.02
85-86
Бусины из бересты.
Технология изготовления.
Изготовление бусин.
В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.
15/02
24.02
87-88
Бусины из бересты.
Изготовление бус.
В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.
17/02
25.02
89-90
Бусины из бересты.
Изготовление бус.
В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.
22/02
3.03
91-92
Мешковина.
Беседа. Материалы, инструменты. Изготовление, использование.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»
24/02
4.03
93-94
Мешковина.
Подготовка мешковины к работе.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»
1/03
10.03
95-96
Аппликация из мешковины.
Разработка эскиза.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»
3/03
11.03
97-98
Аппликация из мешковины.
Подготовка основы.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»
10/03
17.03
99-100
Аппликация из мешковины.
Сборка аппликации.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»
15/03
18.03
101-102
Аппликация из мешковины.
Сборка аппликации.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»
17/03
24.03
103-104
Лесная скульптура.
Работа с природным материалом.
Композиция из шишек.
Подбор материала.
К. Г. Яковлева Лесная скульптура.
Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала.
22/03
25.03
105-106
Лесная скульптура.
Работа с природным материалом.
Композиция из шишек.
Эскиз.
К. Г. Яковлева Лесная скульптура.
Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала.
24/03
31.03
107-108
Лесная скульптура.
Работа с природным материалом.
Сборка композиции.
К. Г. Яковлева Лесная скульптура.
Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала.
29/03
1.04
109-110
Лесная скульптура.
Работа с природным материалом.
Панно на срезе дерева.
Подбор, подготовка материала.
К. Г. Яковлева Лесная скульптура.
Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала.
31/03
7.04
111-112
Лесная скульптура.
Работа с природным материалом.
Панно на срезе дерева.
Эскиз.
К. Г. Яковлева Лесная скульптура.
Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала.
5/04
8.04
113-114
Лесная скульптура.
Работа с природным материалом.
Панно на срезе дерева.
Составление, сборка композиции.
К. Г. Яковлева Лесная скульптура.
Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала.
7/04
14.04
115-116
Макраме.
Беседа.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»
12/04
15.04
117-118
Макраме.
Подготовка к работе. Основные приёмы плетения узлов.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»
14/04
21.04
119-120
Макраме.
Подготовка к работе. Основные приёмы плетения узлов.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»
19/04
22.04
121-122
Фенечка.
Выполнение фенечки в технике Макраме. Подбор материала.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»
21/04
28.04
123-124
Фенечка.
Выполнение фенечки в технике Макраме. Технология плетения.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»
26/04
29.04
125-126
Фенечка.
Выполнение фенечки в технике Макраме. Плетение.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»
28/04
5.05
127-128
Фенечка.
Выполнение фенечки в технике Макраме. Плетение.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»
5/05
6.05
129-130
Фенечка.
Выполнение фенечки в технике Макраме. Плетение.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»
12/05
12.05
131-132
Макраме. Сова.
Технология плетения.
Подбор материала.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»
17/09
13.05
133-134
Макраме. Сова.
Технология плетения.
Плетение.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»
19/05
19.05
135-136
Макраме. Сова.
Технология плетения.
Плетение.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»
24/05
20.05
137-138
Макраме. Сова.
Технология плетения.
Плетение.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»
26/05
26.05
139-140
Макраме. Сова.
Технология плетения.
Плетение.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»
31/05
27.05
141-142
Выставка
28.05
143-144
Выставка
29.05