Дополнительная общеобразовательная (обшеразвивающая) программа Фитодизайн

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования администрации г. Сургута



Утверждена

на научно-методическом совете

МОУ ДОД СЮН

Протокол № 9 от 22.05.2001 года

Сертификат на реализацию городского конкурса культурно-образовательных инициатив

«Образование Сургута - XXI веку»

регистрационный №182 шифр СК 0308



Дополнения и изменения утверждены на научно-методическом совете

Протокол № 7 от 22.03.2007


Победитель конкурсного отбора

На получение премии

Губернатора ХМАО-Югры

Приказ ДОиН Ханты-Мансийского автономного округа

от 12.09.2007 года № 1333




ФИТОДИЗАЙН

Образовательная программа художественно-эстетического направления

для обучающихся 8-11 классов


Срок реализации программы: три года




Автор: Зорина Ольга Леонидовна,

педагог дополнительного образования


Сургут

2007 год


ОГЛАВЛЕНИЕ


Пояснительная записка

1

Учебно-тематический план

8

Содержание изучаемого курса

9

Материально - техническое обеспечение и оснащение

17

Список литературы

19

Приложение

20

План социально - профильной практики

Примерное содержание «Соглашения»

Лексика флориста

Символика языка цветов в искусстве аранжировки

Список декоративно - комнатных растений

Список декоративных растений для букетов и композиций

Список используемых сухоцветов

Примерная тематика учебных проектов

Методические рекомендации по организации учебных проектов

Тестовые задания к программе

Методические разработки занятий, практических работ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа «Фитодизайн» разработана и апробируется в рамках проекта предпрофильной подготовки и профильного обучения по направлению «Экология и искусство» в соответствии с Программой развития муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей станции юных натуралистов.

Трёхгодичная программа рассчитана на старшеклассников (8-11 класс), с продолжительностью занятий 3 и 6 часов в неделю и летней социально-профильной практикой в объеме 80 часов.

Актуальность программы связана с введением профильного обучения - одного из ключевых направлений модернизации российской школы. В рамках концепции профильного обучения предполагается создание гибкой системы кооперации старшей ступени школы и системы дополнительного образования. Это позволит создать эффективный комплекс, обеспечивающий логичный переход от профильного к профессиональному образованию.

Актуальность, значимость и практическая необходимость реализации дополнительной образовательной программы «Фитодизайн» также связана с опытно-экспериментальной деятельностью нашего учреждения по «Формированию экологических ориентаций школьников в системе дополнительного образования при внедрении регионального компонента образовательного стандарта «Экология» в модель образовательного процесса станции юных натуралистов».

Новизна программы заключается в:

  • познании законов природы посредством творческого восприятия и создания элементов дизайна с использованием природного материала Северного региона и традиций народов мира;

  • сочетании форм и методов, направленных на формирование черт современного человека, среди которых - готовность и умение непрерывно учиться: способность к разным видам мышления, принятие ответственных решений, умение общения и сотрудничества, ответственность, толерантность, продуктивность, физическая и психическая выдержка;

  • постоянном обновлении содержания программы (связано с темпом прироста новых знаний в данной предметной области), технологиям обучения соответствующим требованиям современного общества, которое стало возможным благодаря совершенствованию нормативно-правовой базы, кадрового обеспечения, расширению информационного поля и материально-технического обеспечения сферы образования.

Судьба любого общества зависит, прежде всего, от свойств его людей. Поэтому на современном этапе в процессе обучения необходимо развивать личностный потенциал ребенка, раскрывать заложенные в нем возможности, предоставить возможность самореализации. Философ А.С. Арсеньев полагает, что основная задача обучения и воспитания - развивать в человеке способность к поиску самого себя, помочь ему раскрыть свои потенциальные возможности в отношениях с миром и другими людьми. Таким образом, педагогическая целесообразность данной программы лежит в основе стратегии современного образования и заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения обучающимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность самореализации.

Занятия творчеством - это путь непосредственного приобщения к прекрасному. Это сфера чувств, переживаний, которая может дать человеку рецепты правильных эмоций, а значит научить пониманию.

Основная цель программы - создание условий для более полного удовлетворения индивидуальных потребностей школьников и творческого развития личности; соединение обучения с процессом социализации обучающихся в реальных условиях рыночных отношений и повышения их конкурентоспособности на рынке труда.

Реализация программы направлена на решение следующих задач:

  • расширение возможности образования по выбору, его индивидуализация;

  • выявление и развитие творческих способностей обучающихся;

  • знакомство с традиционными и трендовыми направлениями в фитодизайне;

  • повышение адаптивной способности выпускников к современным рыночным условиям;

  • формирование общей и экологической культуры личности,

  • развитие информационных и коммуникативных компетенций обучающихся.

Предполагаемую модель выпускника можно представить как, человека культуры, адаптированного к условиям современной жизни, свободно применяющего знания, умения и навыки в незнакомых ситуациях, использующего их для решения творческих задач; обладающего желанием жить в гармонии с внешним миром.

Особенностью реализации программы является внедрение новейших педагогических технологий. Учитываются возрастные и индивидуальные возможности и особенности воспитанников. Это очень важно, потому что, именно сформированность таких представлений и установок, способствует гуманизации взаимоотношений между детьми и педагогом и формирует комфортность образовательной среды.

Именно в особой психологической атмосфере проявляется специфика учреждений дополнительного образования, в основе деятельности которых лежит полная добровольность, интерес и доминирует неформальное общение. Поэтому ведущим принципом управления в достижении образования высокого качества является мотивация или «вдохновение». Это важнее функций планирования, организации и контроля. Для осуществления эффективного руководства применяется система по созданию мотивационной среды, основанная на содержательных и процессуальных теориях мотивации (А.Маслоу, Ф. Херцберг, В. Врум и др.).

Программа может быть рассмотрена как интегрированная (по содержанию: биология, экология с включением регионального компонента, литература, история, география, изобразительное искусство, информатика, технология), комплексная (по видам деятельности: предметно репродуктивная, творческая, креативная), уровневая (по способам освоения). Содержание программы тесно связано с реальной жизнью, включает в себя оригинальный и современный материал, что способствует формированию интереса и положительной мотивации к изучению данного направления.

Курс достаточно динамичен, практико-ориентирован, о чем свидетельствуют разнообразные виды и формы проведения занятий: практические работы, творческие задания, свободная дискуссия, работа со специальной литературой, составление мультимедийных презентаций, экскурсии разной направленности, защита и презентация выполненных работ, работа в группах, организация выставок. Для проведения тематического и итогового контроля выбрана необычная форма - разработка и защита тематической мультимедийной презентации. Это современная, интересная форма, которая направлена на развитие информационных и коммуникативных компетенций обучающихся. Созданный продукт пополнит «портфолио» обучающихся. Знакомство с компьютерным дизайном и работа в группе расширит возможности социализации обучающихся.

При отборе содержания программы учитывались следующие факторы:

  • доступность изучаемого материала;

  • связь содержания с творческой деятельностью обучающихся;

  • создание ситуации «успеха» для защиты здоровья и психики ребенка, проживающего в условиях Крайнего Севера.

Ведущими принципами программы являются: принцип от простого к сложному, наглядность, доступность, обоснованность, последовательность, систематичность.

Методы моделирования, экспериментирования, наблюдения и исследования обосновали данное структурирование программы, в которое при желании и полном владении материалом можно вносить определенные корректировки. Они могут быть обусловлены: изменением актуальности выбранных объектов, новыми находками в этом направлении, составом учебного объединения, изменениями материально-технической базы.

Содержание программы состоит из двух блоков: общетехнологического и специального технологического.

В общетехнологический блок включены вопросы: сущности и содержания технологической культуры; технологии производства и основных видов жизнедеятельности человека; технологической культуры и профессиональной деятельности.

Специальный технологический блок составлен на основе: современных положений об искусстве цветочной композиции, теоретически обоснованных методиками и техниками исполнения наиболее популярных стилей цветочной композиции европейской и восточной школ. Материал систематизирован с учетом традиций учреждения, сезонных особенностей региона, памятных и праздничных дат, народным календарем и календарем конкурсных программ разного уровня.

Изучение курса начинается с основ технологической культуры, которая в настоящее время выступает в качестве основного фактора прогрессивного развития общества и производства, позволяющего снизить отрицательные воздействия техносферы на природу, человека и общество, обеспечивая их гармоничное взаимодействие и существование.

Содержание специального блока основывается на базисных понятиях, знаниях и навыках западной и восточной школ аранжировки цветов. Знакомство с культурой и традициями разных народов позволяет формированию толерантного отношения к народам другой культуры. Знакомство с новыми тенденциями в фитодизайне направлено на формирование интереса к мировым тенденциям в мире моды и дизайна. Социально-профильная практика позволяет организовать практическую деятельность и создать условия для формирования ключевых компетенций за рамками стен образовательного учреждения и учебного процесса. В летний период обучающиеся имеют возможность реализовать свои дизайн-проекты по оформлению территории и здания станции юннатов, других социальных объектов, внося свою лепту в создание эстетического облика и улучшения экосистемы города. Профильная практика в студии салоне «Флореаль» способствует развитию коммуникативных и предметных компетенций у обучающихся. Наиболее конкурентоспособные обучающиеся получают предложения по дальнейшему трудоустройству с повышением квалификации. Летнее задание включает в себя заготовку растительного материала, необходимого для дальнейшего обучения.

Обучаясь по данной программе, школьники получают следующие знания:

  • основы технологической культуры;

  • основы жизненного и профессионального самоопределения;

  • краткой истории аранжировки цветов;

  • теоретических основ флористики;

  • общих положений теории аранжировки;

  • основных стилей во флористике;

  • видов флористических работ;

  • цветочного этикета;

  • истории букета, композиции, венка;

  • организации выставок;

  • по работе с объектом;

  • приемов озеленения интерьеров;

  • традиций в японской культуре аранжировки цветов;

  • влияния европейской культуры на восточную;

  • основных направлений искусства изготовления искусственных цветов;

  • ассортимента сухоцветов, дикорастущих растений (используемых в аранжировке);

  • ассортимента цветочно-декоративных и декоративно-комнатных растений;

  • трендовых направлений в фитодизайне по ландшафтному дизайну, по оформлению интерьеров модными комнатными растениями, аксессуарам, материалам и цветовых решений каждого времени года;

  • экологическим факторам роста растений;

  • современным технологиям по выращиванию растений в замкнутом пространстве;

  • подбора материалов для проведения презентаций;

  • по созданию и оформлению проектов, мультимедийных презентаций.

В процессе выполнения практической части, обучающиеся овладевают следующими технологиями:

  • сбора и обработки растительного материала;

  • выполнения флористических работ разных стилей (например: коллаж, панно, гирлянда, европейское дерево, настенные и настольные композиции и т.д.);

  • выполнение эскизов работ;

  • выполнения работ с соблюдением законов аранжировки;

  • подбора цветовых сочетаний в зависимости от назначения композиции;

  • составления и оформления букета;

  • упаковки и оформления подарка;

  • сохранения срезанных цветов;

  • изготовления аксессуаров;

  • калькуляции флористических работ;

  • оформления выставок;

  • агротехнических приемов;

  • разработки дизайн-проектов и мультимедийных презентаций;

  • подбора декоративно-комнатных растений по экологическим группам, с учетом назначения и условий помещений;

  • определения комнатных растений;

  • создания условий, необходимых для нормального роста и развития растений;

  • выполнения флористических работ;

  • работы с инструментом;

  • изготовления искусственных цветов;

  • оформления подарка;

  • изготовления аксессуаров.

Особенностью организации учебно-воспитательного процесса является свобода выбора, реализация ценностного взаимодействия «педагог-воспитанник» и конструирование ситуаций проектной деятельности. Это позволяет обеспечить возможность познания и усвоения школьниками системы знаний, ценностей, нравственно-этических и правовых норм поведения в окружающей среде.

В педагогической деятельности отдается приоритет личностно-ориентированным технологиям. Используются такие педагогические технологии как технология сотрудничества, сотворчества, технология создания ситуации успеха. Применение технологии современного проектного обучения позволяет строить образовательный процесс в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающегося, и обеспечивать выход каждого на свой уровень развития в индивидуальном темпе работы над творческими проектами.

С целью организации и выполнения творческих проектов обучающихся применяется алгоритм организации дифференцированного обучения, при котором учитываются индивидуальные, типологические особенности личности, учебные возможности, особенности интеллектуальной деятельности.

Психологическое сопровождение позволяет создать условия для осознанного выбора профессии, развития способностей адекватного и наиболее полного познания себя и других людей, адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям, способностям, интересам каждого обучающегося, использовать дифференцированный подход.

Для повышения качества образовательного процесса используется комплексная психолого-педагогическая диагностика, с использованием следующих аналитико-оценочных методов: наблюдение, анкетирование, тестирование, собеседование (с обучающимися, родителями, психологом). При этом оцениваются такие показатели как уровень экологической обученности, готовность школьников к экологической деятельности, субъективное отношение к природе, сохранность контингента учащихся, анализ по годам обучения, устойчивость интереса обучающихся к изучаемому предмету, уровень творческих достижений воспитанников. Что, в итоге, позволяет определять ту или иную степень сформированности элементов экологической культуры обучающихся, и позволяет вносить коррективы и более оптимально организовывать учебно-воспитательный процесс. Диагностика позитивных изменений позволяет определить для каждого обучающегося индивидуальную образовательную траекторию. Создание условий и факторов, влияющих на течение творческой деятельности, применение методов диагностики творческих способностей, использование приемов развития творческого воображения, фантазии, абстрактного мышления способствует развитию у обучающихся веры в свои силы, стремлению к самостоятельной деятельности и к самореализации. Разработанный воспитанниками нашего учебного объединения кодекс «Соглашение», ориентирующий каждого обучающегося на собственное самосовершенствование, уменьшает число внутренних и внешних конфликтов и способствует укреплению здоровья.

Тематический контроль осуществляется в форме проведения защиты проектов, рекламы выполненной флористической работы, слайд-шоу, тестирования, зачетов, организации сменных выставок по определенным тематикам, анализа выполненных работ. Итоговый контроль проводится в форме участия в городских, областных, всероссийских конкурсах и выставках, итоговой аттестации, защиты дизайн-проекта, тренд-шоу, выставки «портфолио», сдачи экзамена. По окончанию выдается свидетельство установленного образца.

Важными показателями качества учебно-воспитательного процесса можно считать участие обучающихся в конкурсах, фестивалях разного уровня, выбор обучающимися своего предмета для прохождения итоговой государственной аттестации, результаты сдачи экзамена, поступление выпускников в специальные и высшие учебные заведения по профилю, приглашение обучающихся к участию в межведомственных проектах.

Использование активных форм обучения в форме дискуссий, практических и самостоятельных работ, видео-семинаров, мастер-классов, фито-шоу, дефиле творческих работ, презентаций выполненных работ, экскурсий, ролевых игр, постановку проблемных ситуаций, выполнение и защиту творческих проектов помогает сделать процесс обучения интересным и плодотворным.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Учебный план первого года обучения


№ п\п


Название разделов

Всего часов


Из них:

Формы контроля

теория

практика

1.

Введение в программу

6

3

3

Тестирование

2.

Основы профессионального и жизненного самоопределения

12

6

6

Тестирование

3.

Основы технологической культуры

12

6

6

Тестирование

4.

Азбука флориста

30

12

18

Практическая работа

5.

Общие положения теории аранжировки

24

8

16

Выставка,

практическая работа,

тестирование

6.

Основные стили во флористике

24

9

15

Выставка,

фито-шоу

7.

Флористические работы

66

16

50

Выставка,

практическая работа, защита проекта,

дефиле творческих работ

8.

Основы ландшафтной архитектуры

24

6

18

Защита проекта

9.

Социально-профильная практика

80

-

80

Практическая работа

ИТОГО:

278

66

212


Учебный план второго года обучения


№ п\п


Название разделов

Всего часов


Из них:

Формы контроля

теория

практика

1

Специальные формы во флористике

24

3

21

Фито-шоу,

выставка

2

Предметный дизайн

24

3

21

Выставка,

конкурс

3

Оформление подарков

12

3

9

Защита творческого проекта

4

Интерьерное озеленение

66

12

54

Защита дизайн-проекта

5

Восточная школа аранжировки цветов

30

12

18

Выставка

6

Цветы из ткани

24

6

18

Практическая работа

7

Организация и оформление выставки

30

3

27

Выставка

8

Итоговое занятие

6

6

-


ИТОГО:

216

48

168


Учебный план третьего года обучения


№ п\п


Название разделов

Всего часов


Из них:

Формы контроля

теория

практика

1

Все оттенки года

3

3

-


2

Основные тенденции в фитодизайне. Осень

33

6

27

Защита мультимедийной презентации,

практическая работа

3

Основные тенденции в фитодизайне. Зима

33

12

21

Защита мультимедийной презентации,

практическая работа

4

Основные тенденции в фитодизайне. Весна

30

3

27

Защита мультимедийной презентации,

практическая работа

5

Тренд-шоу

9

-

9

Защита творческих проектов


ИТОГО:

108

24

84


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

1. Введение в программу (6 ч.)

Ознакомление с программой. Анкетирование и тестирование обучающихся. Инструктаж по технике безопасности.

Практическое обучение.

  • Экскурсия: Архитектурно-пространственная организация интерьера станции юных натуралистов.

2. Основы профессионального и жизненного самоопределения (12 ч.)

Самоопределение личности. Жизненное самоопределение. Самопознание и самооценка. Структура личности. Способности. Ощущения. Восприятие. Память. Мышление. Внимание. Темперамент. Характер. Здоровье. Сущность профессионального самоопределения. Ситуация выбора профессии.

Практическое обучение.

  • Тестирование.

  • Психологические тренинги.

3. Основы технологической культуры (12 ч.)

Технологическая культура: ее становление и сущность. Структура. Технологический процесс. Технологии основных видов жизнедеятельности человека. Технологическая культура и профессиональная деятельность. Классификация профессий. Предпринимательская деятельность. Культура труда. Профессиональный этикет.

Практическое обучение.

Самостоятельная работа.

  • Составление характеристики основных компонентов технологической культуры.

  • Определение основных направлений защиты от опасностей технологической среды.

Практическая работа.

  • Составление технологической цепочки изготовления цветочной композиции.

  • Реклама готовой продукции.

4. Азбука флориста (30 ч.)

Значение цветов в жизни человека. Краткая история аранжировки цветов. Религиозные обычаи. Античная флористическая культура. Флористика Средневековья. Флористика Ренессанса. Флористика барокко. Флористика рококо. Флористика классицизма. Флористика бидермейера. Флористика викторианского периода. Флористика модерна. Этапы становления цветочного маркетинга в России. Знакомство с профессиями. Искусство мастеров аранжировки. Материалы и оборудование. Инструменты и аксессуары. Технологии флористической работы (Втыкание, связывание, тейпирование, ваттирование, нанизывание, склеивание, плетение, обвивание, пришпиливание). Способы крепления растительного материала.

Практическое обучение.

Практическая работа.

  • Классификация оазисов.

  • Технологии флористической работы в объемных композициях.

  • Технология составления настольной композиции разных форм из декоративных растений.

  • Технология составления настенной композиции .

  • Составление интерьерной настенной композиции.

Видеосеминар.

  • За ширмой праздников (видеозарисовки с конкурсов флористов).

  • Техника составление настольной композиции.

Экскурсия.

  • Цветочный салон принимает гостей.

Выставка.

Осенняя палитра.

Тематический контроль. Тестирование.

5. Общие положения теории аранжировки (24 ч.)

Симметрия. Асимметрия. Группа. Пропорции. Динамика. Ряды. Ступенчатость. Суммирование. Редуцирование. Среда обитания. Акцент (Цветовой акцент. Акцент, созданный фактурой или структурой. Акцент, созданный формой. Усиление акцента с помощью света). Формация. Напряжение. Распределение по поверхности и создание глубины. Цвет. Цветовая гармония. Цветовой круг.

Практическое обучение.

Практическая работа.

  • Цветовой круг.

  • Декалькомания.

  • Составление цветочных композиций из искусственных цветов.

  • Составление технологической цепочки асимметричной и симметричной цветочной композиции.

Тематический контроль. Зачетная работа «Настольная композиция треугольной формы из искусственных цветов».

6. Основные стили во флористике (24 ч.)

Четыре основных стиля флористики.

Вегетативный стиль

Основные положения. Композиция из декоративно-комнатных растений. Композиция с мнимой и действительной точкой роста. Венок. Букет. Основные характеристики вегетативного стиля.

Декоративный стиль.

Основные положения. Букет. Свадебный букет. Композиция. Венок. Композиция из декоративно-комнатных растений. Основные характеристики декоративного стиля.

Форма - линейный стиль.

Основные положения. Композиция. Букет. Свадебный букет. Венок. Композиция из декоративно-комнатных растений. Основные характеристики форма - линейного стиля.

Параллельный стиль.

Основные положения. Графические работы. Композиция. Пространственное решение. Букет. Венок. Композиция из декоративно-комнатных растений. Основные характеристики параллельного стиля.

Практическое обучение.

Практическая работа.

  • Основные характеристики стилей.

  • Составление композиций в разных стилях.

  • Этапы организации и оформления выставки.

Слайд-шоу.

  • Парад стилей.

Выставка.

  • Новогодняя коллекция.

Тематический контроль. Тестирование. Конкурс творческих работ на тему «Новый год и Рождество» в рамках участия в городском фестивале «Щедрый вечер».

7. Флористические работы (66 ч.)

Букет. История букета. Цветочный этикет. Язык цветов. Основные группы растительного материала. Классификация букетов. Формы букетов. Стафаж. Свадебный букет. Техника сборки букета (по спирали, правило трех треугольников, свободная постановка, постановка на портбукетнице). Коммерческий букет. Виды упаковок букетов. Аксессуары. Цветочный ассортимент. Совместимость цветов. Технология сохранения срезанных цветов. Технология выгонки луковичных цветов. Календарь цветения некоторых растений.

Практическое обучение.

Самостоятельная работа.

  • Составление мини-энциклопедии растений, использующихся при составлении букетов.

Практическая работа.

  • Сборка букетов по разной технологии.

  • Упаковка букетов.

  • Изготовление аксессуаров.

  • Составление карты растений, реализующихся в цветочных салонах города.

  • Калькуляция букета.

Экскурсия.

  • Мастер-класс в цветочном салоне.

  • Выращивание цветов для срезки в условиях закрытого грунта.

  • Декоративно-лиственные растения, использующиеся для составления букетов, в оранжерее станции юннатов.

Видеозанятие.

  • Луковичные растения.

  • Однолетники и многолетники.

Выставка.

  • К Дню святого Валентина.

Тематический контроль. Видео-зачет «Ассортимент растений, используемых в срезке». Зачет-практикум «Сборка круглого букета из искусственных цветов по технике спирали».

Композиция. Композиции с мнимой и действительной точкой роста. Классификация композиций. Формы композиций. Технология составления композиции.

Практическое обучение.

Практическая работа.

  • Составление композиций разных стилей.

  • Весенние композиции.

  • Композиции в корзинках.

  • Настенные композиции.

  • Композиции в тубусах.

  • Композиции-миниатюры.

  • Праздничные композиции.

Выставка.

  • «Мал золотник, да дорог».

  • Весеннее настроение.

  • Фантазии закрытого пространства.

Тематический контроль. Зачет-практикум «Составление праздничной композиции».

Венок. Классификация венков. Технология изготовления. Аксессуары. Технология обработки фруктов для использования в аранжировке.

Практическое обучение.

Практическая работа.

  • Составление пасхального венка.

  • Венок и гирлянда из сухоцветов и фруктов.

Выставка.

  • Весна в народных традициях.

Тематический контроль. Зачет. Выставка «Весна в народных традициях».

8. Основы ландшафтной архитектуры (24 ч.)

Городской ландшафт. Дизайн-проект «Краски северного города». Ассортимент цветочно-декоративных растений для озеленения города.

Практическое обучение.

Самостоятельная работа.

  • Разработка дизайн - проекта «Краски северного города».

  • Составление мини-энциклопедии цветочно-декоративных растений, используемых в озеленении города.

Практическая работа.

  • Агротехника выращивания цветочно-декоративных растений.

Тематический контроль. Защита дизайн-проекта.

9. Социально-профильная практика (80 ч.)

Практическое обучение.

Практическая работа.

  • Профильная практика в студии-салоне «Флореаль» (погружение в профессию продавца-флориста).

  • Реализация дизайн - проектов.

  • Оформление учебно-опытного участка и территории станции юных натуралистов.

  • Оформление интерьера здания станции юных натуралистов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ


1. Специальные формы во флористике (24 ч.)

Плоскостные работы. Формы, линии, контраст и группы. Флористические коллажи. Коллажи по технике Питера Раффела. Классификация коллажей. Технология обработки и заготовки растений. Технология составления плоскостного и объемного коллажа.

Практическое обучение.

Практическая работа.

  • Выполнение плоскостного коллажа.

  • Выполнение объемного коллажа.

  • Картины из трав.

  • Выполнение работ по тематике областного фестиваля.

  • Композиции из бытовых отходов.

Выставка.

  • Триптих на тему.

  • Вернисаж коллажей.

  • К Дням защиты от экологической опасности.

Экскурсия.

  • В выставочный зал краеведческого музея.

Тематический контроль. Выполнение конкурсных работ в рамках программы областного фестиваля экологических искусств.

2. Предметный дизайн (18 ч.)

Эскизы. Создание эскизов и практическое выполнение работы. Стиль модерн. Предметный дизайн.

Практическое обучение.

Практическая работа.

  • Выполнение эскизов работ.

  • Выполнение работ по эскизам.

  • Выполнение работ по предметному дизайну.

Выставка.

  • Выставка работ по предметному дизайну.

  • «Что за чудо эти шляпки».

Тематический контроль. Выполнение флористических работ в рамках участия во Всероссийском конкурсе по предметному дизайну.

3. Оформление подарков (12 ч.)

Цветы и подарок. Оформление подарков. Технология упаковки подарков. Технология изготовления разных видов бантов. Этикет преподношения подарков.

Практическое обучение.

Практическая работа.

  • Флористическое оформление подарков.

  • Виды упаковок подарков.

  • Технология изготовления банта.

Выставка.

  • Подарок другу.

Мастер-класс.

  • Упаковка подарков.

Тематический контроль. Зачет-практикум «Флористическое оформление подарков».

4. Интерьерное озеленение (60 ч.)

Дизайн интерьера. Интерьерное озеленение. Эстетическое и психофизиологическое действие растений. Принципы подбора ассортимента растений. Основные принципы создания композиций из декоративных растений. Приемы размещения растений. Содержание растений. Ассортимент декоративных горшечных растений, используемых в озеленении интерьеров. Дизайн-проект озеленения помещений разного назначения. Виды взаимодействия с клиентом.

Практическое обучение.

Самостоятельная работа.

  • Составление мини-энциклопедии декоративных растений, используемых в озеленении интерьеров.

  • Разработка дизайн - проекта оформления декоративными растениями помещения

Практическая работа.

  • Агротехнические приемы.

  • Составление карты декоративных растений, реализуемых в цветочных салонах города.

Экскурсия.

  • Ассортимент декоративных растений и пространственная организация интерьера станции юннатов.

  • Путешествие с растениями (многообразие декоративно-комнатных растений оранжереи станции юннатов).

Тематический контроль. Защита дизайн-проектов.

5. Восточная школа аранжировки цветов (30 ч.)

В стиле бонсаи.

Знакомство с Японией. Традиции японского народа. Взгляд на природу. История бонсаи. Поэзия бонсаи. Классификация бонсаи. Современные направления в бонсаи. Контейнер для бонсаи. Европеизация бонсаи. Искусственные «бонсаи» - европейские деревья. Стабили и стамобили. Технология изготовления европейского дерева.

Практическое обучение.

Практическая работа.

  • Изготовление контейнера для европейского дерева.

  • Изготовление европейского дерева.

Выставка.

  • Почти бонсаи.

Тематический контроль. Зачет-практикум «Фантастическое путешествие по странам и континентам».

Вселенная, запечатленная в цветке.

Икэбана как феномен японской культуры. История икэбаны. Ведущие школы икэбаны в Японии. Эстетика икэбаны. Семантика икэбаны. Язык цветов в Японии. Уроки икэбаны по школе Согэцу. Технические приемы в икэбане. Установка растений в сосудах. Принципы новой икэбаны.

Практическое обучение.

Практическая работа.

  • Символика и терминология.

  • Чтение схем.

  • Постановка основных учебных форм по школе Согэцу.

  • Технические приемы.

  • Постановка композиций с использованием нескольких принципов новой икэбаны.

  • Постановка икэбаны на темы: «Настроение», «Времена года».

Видеосеминар.

  • В гостях у мастера икэбаны.

Выставка.

  • Первые шаги в икэбане.

  • В стиле икэбаны.

Тематический контроль. Зачет. Зачет-практикум «Постановка основных учебных форм икэбаны по школе Согэцу».

6. Цветы из ткани (24 ч.)

Основные направления в изготовлении искусственных цветов. Основные и прикладные материалы. Инструмент. Технология подготовки ткани. Технология окраски деталей. Основные приемы изготовления искусственных цветов. Строение цветка. Многообразие цветов. Декоративные и отделочные цветы. Современные возможности оформления интерьеров искусственными цветами. Экостиль - полевой букет.

Практическое обучение.

Практическая работа.

  • Подготовка ткани.

  • Окраска деталей.

  • Изготовление цветов: ромашка, василек, мак, незабудка, фиалка.

  • Составление композиции.

Видеопутешествие.

  • Цветы мира.

Выставка.

  • «Простые, милые для глаз».

Тематический контроль. Тестирование.

7. Организация и оформление выставки (30ч.)

Этапы организации и оформления выставки. Выставочная скамья. Регламент выставки. Технологическая цепочка выполнения демонстрационной композиции. Как оценивают композиции.

Практическое обучение.

Практическая работа.

  • Оформлене этикетки.

  • Подбор материала для композиции.

  • Составление композиций по тематике, определенной для итоговой аттестации.

Итоговая выставка.

  • «Я красотой цветов пленяться не устал...»

Тематический контроль. Презентация флористической работы.

8. Итоговое занятие (6 ч.)

Защита проекта.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

1. «Все оттенки года».

Ознакомление с программой. Краткий экскурс в вопрос развития основных трендовых направлений года. Знакомство с основными сезонными трендами. Понятия тренд, модные растения.

Презентация «Все оттенки года».

2. Основные тенденции в фитодизайне. Осень.

Трендовые направления в осенних аксессуарах, материалах и цветовых гаммах.

«Оранжевый сентябрь». Октябрь - «Песочные часы». Ноябрь «... Назад в будущее».

Модные растения осени. Флористическое дефиле.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:

  • «Составление флористической работы в основных направлениях осеннего тренда из декоративных растений учебно-опытного участка»;

  • «Разработка и составление презентации модного растения месяца»;

  • «Выполнение плоскостной флористической работы в основных направлениях тренда осенних месяцев»;

  • «Описание крупномеров оранжереи станции юных натуралистов»;

  • Составление мультимедийной презентации «Гулливеры страны комнатных растений».

ЭКСКУРСИИ:

  • «Краски осени» по экологической тропе и дендрарию станции юных натуралистов;

  • «Природа в творчестве художников, фотографов, поэтов» экскурсия в выставочный зал краеведческого музея.

ВЫСТАВКИ:

  • «Краски осени».

3. Основные тенденции в фитодизайне. Зима.

Трендовые направления в зимних аксессуарах, материалах и цветовых гаммах. Декабрь - «Старая, старая сказка». Январь - «прозрачный воздух». Февраль - «Тающая карамель». Модные растения зимы. Искусственная среда. Гидропоника. Аэропоника. Садик в бутылке. Флорариум. Технология создания искусственной среды для растений. Растения, дарящие здоровье. Тренд встречи нового года. Трендовые направления в оформлении букета к Дню Святого Валентина.

Мастер-класс: «Мини-букет с любовью».

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:

  • «Разработка эскиза и выполнение флористической работы в основных направлениях тренда встречи нового года»;

  • оформление выставки;

  • «Оформление садика в «бутылке»»;

  • «Оформление «валентинки»»;

  • «Составление мультимедийной презентации трендов зимних месяцев».

ЭКСКУРСИИ:

  • «Тренды сезона» экскурсия в оранжерею станции юных натуралистов;

  • «Сургутский тренд» рождественская прогулка по городу;

  • «Растения - целители» экскурсия в оранжерею станции юных натуралистов.

ВЫСТАВКИ:

  • «В ожидании новогоднего чуда».

4. Основные тенденции в фитодизайне. Весна.

Трендовые направления в весенних аксессуарах, материалах и цветовых гаммах. Март - «Фиалковые сумерки». Апрель - «Взгляд из нутрии». Май - «Легкие шаги». Модные растения весны. Современные трендовые направления пасхальной аранжировки. Трендовые направления в ландшафтном дизайне.

Слайд-шоу: «Праздник весны и торжества жизни».

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:

  • «Новые тенденции в упаковке букета»;

  • «Составление мультимедийной презентации трендов весенних месяцев»;

  • работа с периодическими изданиями;

  • «Разработка эскиза и выполнение флористической работы в основных направлениях тренда пасхальной аранжировки»;

  • оформление выставки;

  • «Составление мультимедийной презентации трендов ландшафтного дизайна»;

  • «Составление мультимедийной презентации «Все оттенки года» по темам: «Модные растения», «Трендовые направления в тематическом дизайне», «Трендовые направления в ландшафтном дизайне», «Мой тренд года в ….».

ЭКСКУРСИИ:

  • «Тренды сезона» экскурсия в оранжерею станции юных натуралистов».

ВЫСТАВКИ:

  • «Праздник света и тепла».

5. Тренд-шоу

Защита проекта - презентации «Все оттенки года».

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОСНАЩЕНИЕ


Оборудование кабинета-мастерской «Фитодизайн»:

  • учебный кабинет-мастерская с зеркальной стенкой, рабочие места на 12 обучающихся;

  • лаборантская комната (для хранения оборудования и материалов);

  • техническая комната;

  • специально оборудованный выставочный зал;

  • рабочее место педагога.

Технические средства обучения.

  • телевизор;

  • домашний кинотеатр;

  • ноутбук;

  • компьютеризированное рабочее место;

  • мультимедиапроектор;

  • сканер;

  • принтер;

  • цифровая фотокамера с подставкой;

  • музыкальный центр;

  • экран;

  • СВЧ - печь.

Наглядные средства.

  • буклеты;

  • образцы работ;

  • декоративно-комнатные растения.

Дидактический раздаточный материал.

Библиотека:

  • специальная литература по аранжировке;

  • литература по комнатному цветоводству;

  • атласы и определители;

  • периодические издания по профилю.

Видеотека, медиатека и фонотека.

Оборудование:

многофункциональные ножницы, флористические ножи, пинцеты, кусачки, пистолеты-склейки, электрический инструмент для изготовления искусственных цветов, паяльники, проволока разная, краски-аэрозоли разные, краски акварельные и гуашевые, контейнера и емкости разные, лейки, распылители, крепежный материал, оазис разный, кендзаны, разнообразные сосуды, вазы, корзины, рамки, пластмассовые изделия, порт-букетницы, декоративная лента разная, аксессуары, ткань разная, клей разный, кисти, клеенки на столы, щетки для уборки рабочих мест, фартуки, аптечка.

Цветочно-декоративный материал:

  • искусственные цветы и стафаж;

  • растительный материал.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для педагога

  1. Асманн Петер «Современная флористика», изд. Культура и традиции, 1998

  2. Ба Женевьева «Как сушить цветы и составлять букеты», изд. М. «Интербукбизнес», 2001

  3. Барнетт Фиона «Цветы к праздникам и композициям», изд. М. «Росмэн», 1997

  4. Барнетт Фиона «Сухие цветы», изд. М. «Росмэн», 1997

  5. Барнетт Фиона «Искусство составления букета. Практическая энциклопедия», изд. М. «Росмен», 2001

  6. Белоусова Т.П. «Энциклопедия комнатного цветоводства», изд. М. «Колос», 1993

  7. Блэклок Джудит «Шелковые цветы», изд. Лондон «Кварто», 1995

  8. Блэклок Джудит «Аранжировка цветов», изд. М. «Торговый дом гранд», 2000

  9. Буш Вернер «Бонсай в вашем доме», изд. М. Интербук, 1995

  10. Ванькова О.М. «Цветы в вашем доме», изд. М., общество «Знания», 1992

  11. Ватерман Гизела «Дизайн вашей квартиры», изд. ФРГ «Фалькен», 1992

  12. Верзилин Н.Н. «Путешествие с домашними растениями», изд. М. «Педагогика-пресс», 1995

  13. Вестланд Памела «Букеты из живых цветов», изд. М. «Аст-пресс», 2000

  14. Виверз-Картер «Засушенные цветы», изд. М. Крон-пресс, 1998

  15. Володина Н.Э. «К цветку цветок», изд. Лениздат, 1993

  16. Готье Моник «Букеты», изд. М. «Интербукбизнес», 1997

  17. Готье Моник «Букеты на праздничном столе», изд. М. «Интербукбизнес», 2001

  18. Громан Герберт «Жизнь растений», изд. М. «Парсифаль», 1995

  19. Задворная Т.Д. «Аранжировка цветов», изд. М. «Эллис Лак», 1994

  20. Капранова Н.И. «Комнатные растения в интерьере», изд. Московский университет, 1989

  21. Клевенская Т.М. «Цветы в интерьере», изд. М. «Агропромиздат», 1989

  22. Козинкина Е.А. «Цветы из ткани», изд. М. Легпромбытиздат, 1990

  23. Корниенко Г.Р. «Искусство цветов», изд. К. «Компьютерные системы», 1992

  24. Макареев О.А. «Первый букет», изд. Яр. «Академия развития», 1999

  25. Моложавенко В.С. «Тайна красоты», изд. М. «Педагогика-пресс», 1993

  26. Наумова Н.В. «Цветов, таинственная сила», изд. М. «Панорама», 1993

  27. Николаенко Н.П. «Икэбана», изд. М. «Вагриус», 1996

  28. Нирманн Бурглинд «Как красиво упаковать подарок», изд. М. «Аст-пресс», 1999

  29. Новикова Е.Ф. «Аранжировка цветов», изд. Минск «Мэт», 1994

  30. Ньюдик Джейн «101 идея составления букета», изд. М. «Интербук-бизнес», 1996

  31. Осипова Н.В. «Искусство флориста-дизайнера», изд. М., 1996

  32. Осипова Н.В. «Дизайн интерьера», изд. М. , 1994

  33. Осипова Н.В. «Современный цветочный дизайн», изд.М. «Олма-пресс», 2002

  34. Рошаль И.В. «Азбука цветов», изд. М. «Кристалл», 1998

  35. Рэворт Дженни, Берри Сьюзен «Аранжировка цветов», изд. М. «Внешсигма», 2000

  36. Рукавчук Л.Н. «Волшебный мир цветов», изд. СПб, «МиМ-Экспресс», 1997

  37. Роуворт Дженни «Букеты из сухих цветов», изд. М. «Аст-пресс», 1997

  38. Семенова А.Н. «Комнатные растения», изд. СПб, «Невский проспект», 1999

  39. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. «Основы технологической культуры», изд. М. «Вентана - Гроф», 2000

  40. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. «Технология», учебник для учащихся 10 класса , изд. М. «Вентана - Гроф», 2000

  41. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. «Технология», учебник для учащихся 11 класса , изд. М. «Вентана - Гроф», 2000

  42. Сквайр Девид «Уход за комнатными растениями», изд. М. «Крон-пресс», 1997

  43. Смирнов Ю.И. «Популярная энциклопедия растений», изд. СПб. «МиМ-Экспресс», 1996

  44. Суханова Н.П. «Вторая жизнь цветов», изд. М. «Колос», 1994

  45. Сухорукова Е.П. «Искусство делать цветы», изд. М. «Культура и традиции», 1994

  46. Утенко И.С. «Цветы в букетах и композициях», изд. Лениздат, 1988

  47. Федотов Г.К. «Сухие травы», изд. М. «Аст-пресс», 1997

  48. Федотова М.П. «Цветы из ткани», изд. М. «Культура и традиции», 2001

  49. Холл Ян «Букеты», изд. Калининград, «Янтарный сказ», 1999

  50. Хошушцев Ю.Л., Симоненко В.Д. «Технология. Трудовое обучение», изд

  51. Хессайон Д.Г. «Все об аранжировке цветов», изд. М. «Кладезь»,1996

  52. Штробель-Шульце «Флористика», изд. М. «Внешсигма», 1997

  53. Шевырева Н.А., Коновалова Т.Ю. «Уроки флористики. Сухоцветы», изд. М. «Фитон», 2002

  54. Янтра Гельмут «Комнатные растения», изд. М. «Внешсигма», 1997

  55. Янтра Гельмут «Цветы в вашем доме», изд. М. «Интербук-бизнес», 1994

Периодические издания:

  1. Журнал «Цветы» - годовая подписка

  2. Журнал «Цветоводство» - годовая подписка

  3. Журнал «Флора» - годовая подсписка с приложениями

Литература для обучающихся

  1. Блэклок Джудит «Аранжировка цветов», изд. М. «Торговый дом гранд», 2000

  2. Клевенская Т.М. «Цветы в интерьере», изд. М. «Агропромиздат», 1989

  3. Хессайон Д.Г. «Все об аранжировке цветов», изд. М. «Кладезь»,1996

  4. Белоусова Т. Энциклопедия комнатного цветоводства. - М.: Колос, 1993

  5. Семенова А. Комнатные растения. - СПб.: Невский проспект, 1999

  6. Янтра Г. Комнатные растения. - М.: Внешсигма, 1997

  7. Янтра Г. Цветы в вашем доме. - М.: Интербук-бизнес, 1994

Периодические издания:

  1. Журнал «Цветы» - годовая подписка

  2. Журнал «Цветоводство» - годовая подписка

  3. Журнал «Флора» - годовая подсписка с приложениями

ПРИЛОЖЕНИЕ


ПЛАН СОЦИАЛЬНО-ПРОФИЛЬНОЙ ПРАКТИКИ


  • Агротехника декоративных цветочных культур:

  1. Приготовление почвенных смесей

  2. Посев семян

  3. Пикировка рассады

  4. Высадка рассады в открытый грунт по плану дизайн - проекта

  5. Уход за растениями открытого грунта

  6. Подкормка растений открытого грунта


  • Агротехника комнатно-декоративных растений:

  1. Уход за комнатно-декоративными растениями

  2. Перевалка и пересадка комнатных растений

  3. Подкормка

  4. Обработка от вредителей

  5. Расстановка в помещении

  6. Размножение растений разными способами


  • Технология флористических работ:

  1. Сбор и обработка растительного материала

  2. Хранение растительного материала

  3. Сохранение срезанных цветов

  4. Предпродажная подготовка растений для аранжировки

  5. Составление композиций разных стилей из живых цветов


  • Трудовые взаимоотношения

  • Этикет профессиональных отношений

  • Этикет взаимоотношения с клиентом

  • Прием заказа по телефону

  • Размещение цветочных аранжировок на выставочной скамье

  • Составление калькуляции флористической работы

  • Ассортимент декоративных растений, реализуемых в цветочных салонах города


  • Оформление интерьера станции юных натуралистов с использованием композиций из сухоцветов, искусственных цветов и декоративно-комнатных растений.

  • Работа со справочной литературой.

  • Оформление мини-энциклопедии сухоцветов, декоративных цветочных культур, декоративно-комнатных растений, цветочных культур, использующихся в срезке.

  • Оформление выставки.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ «СОГЛАШЕНИЯ»

«Соглашение» способствует созданию ситуации успеха, комфортного психологического климата в учебном объединении.

Принимается в каждом учебном объединении. Его содержание зависит от состава объединения.

Соглашение.


  • Уважаем чужое мнение.

  • Умеем слушать.

  • Закон «00».

  • Закон творчества.

  • Закон вежливости.

  • Каждая минута со смыслом.

  • Ни дня без идей.

  • Закон сюрпризов.

  • Живем весело и интересно.

  • Один - за всех, все за одного.

  • В здоровом теле - здоровый дух.

  • Не жалеем добрых слов.

  • Научился сам - научи другого.

  • ...................................................

  • ...................................................

  • ...................................................




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ

Учебный проект - это творческая, в значительной мере самостоятельная деятельность обучающихся, включающая в себя:

  • поиск информации, необходимой для реализации проекта или вспомогательных задач, анализ и обобщение собранного материала;

  • выработку собственных мнений, экспериментальную проверку или теоретическое обоснование выдвигаемых идей;

  • социально значимую практическую деятельность.

ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

(Советы для участников проекта)


  1. Формулировка проекта.

Определите:

  • чего Вы хотите достичь в результате реализации этого проекта;

  • ресурсы, имеющиеся в Вашем распоряжении, такие как деньги, материалы, люди и т.д.;

  • ограничения - например: сроки окончания работы, особые пожелания заказчика и т.д..

Сформулируйте:

  • цель проекта;

  • задачи, которые должен решить проект;

  • какое воздействие имеет данный проект на Вас или на организацию, в которой Вы работаете.


  1. Процесс планирования действий.

Каковы цели?

  1. Чего Вы хотите достичь?

  2. Почему Вы это делаете?

  3. Каковы Ваши задачи?

Задачи должны быть:

  • конкретными;

  • измеряемыми (то есть Вы должны знать, добились Вы успеха или нет);

  • согласованными (с людьми, которые с Вами работают);

  • реалистичными;

  • распланированными (по времени);

  • проверяемыми (достигли Вы их или нет).

Каким будет результат этого вида деятельности - как он должен выглядеть?

Как Вы узнаете, что достигли этого результата?

Как Вы собираетесь анализировать и оценивать этот вид деятельности?

Как Вы собираетесь достичь своих целей?

  • Кто будет выполнять определенные виды работ?

  • Что он будет делать?

  • Когда должен завершить?

III. Составление плана действий в общих чертах.

!!! Самый лучший способ определения основных пунктов - это мозговой штурм.

Основные пункты могут включить в себя:

  • бюджет - сколько потребуется денег для выполнения проекта;

  • сроки - когда проект должен быть завершен;

  • отчеты - когда и кому;

  • проблемы.

План в общих чертах.

  1. Составьте список основных видов деятельности, которыми Вам придется заниматься в ходе проекта.

  2. Определите, как они зависят друг от друга.

  3. Установите временные рамки.

  4. Определите, какими ресурсами Вы располагаете.

Детальное планирование.

  1. Разбейте крупные виды деятельности на более мелкие.

Вид деятельности - это общее описание работы, которая может включать в себя несколько более мелких работ или заданий.

Составление графика работ включает в себя определение:

  • когда следует выполнить то или иное задание, и сколько времени это займет;

  • кто будет его выполнять.


  1. Анализ потенциальных проблем.

Заранее продумайте:

  • какие неприятности могут случиться с Вашим планом;

  • какова вероятность того, что все пройдет не так, как запланировано (высокая, средняя, низкая);

  • каковы будут последствия того, что дела пошли не по плану (очень плохие для проекта, средние, незначительные).

!!! Для каждого неприятного события необходимо разработать план того, как предотвратить это событие и разработать план, как свести к минимуму вред, нанесенный этим событием.

Анализ выполнения плана.

Успех проекта оценивается путем анализа хода выполнения проекта.

Для этого надо:

  • сравнить результаты с поставленными целями ;

  • дать субъективную оценку всем этапам выполнения проекта;

  • выработать рекомендации на будущее (включить эти рекомендации в отчет).

Проводя анализ с субъективной точки зрения, помните:

  • избегайте обвинений и неконструктивной критики, иначе разговор уйдет в сторону - люди начнут опровергать Ваши обвинения и забудут о деле;

  • всегда приводите веские доказательства в поддержку своей точки зрения;

  • будьте конструктивны - выдвигайте предложения, как улучшить работу.

Результатом анализа должны стать рекомендации о том, какие действия следует предпринимать в будущем. Они должны быть включены в отчет, состоящий из следующих разделов:

  • анализ результатов в сравнении с целями;

  • процесс управления проектом;

  • выводы и рекомендации.

ПОМНИТЕ, ЧТО ВЫ ДОЛЖНЫ:


  • подготовить людей к переменам, чтобы они смогли их принять - для этого нужно определить, кого затронут перемены, и подготовить людей к этому;

  • получить поддержку в деле перемен - для этого нужно определить, кто может обеспечить успех проекта;

  • проявить заботу о своих союзниках!


ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ

ПО ПРОГРАММЕ «ФИТОДИЗАЙН»


Тема. Основы ландшафтной архитектуры


Дизайн-проект «Краски северного города»


  1. Флористические идеи на тему «Оформление рабаток территории станции юных натуралистов».

  2. Флористические идеи на тему «Оформление рокария станции юных натуралистов».

  3. Флористические идеи на тему «Оформление розария станции юных натуралистов».

  4. Флористические идеи на тему «Оформление территории моей школы».

  5. Флористические идеи на тему «Оформление моего двора».

  6. Флористические идеи на тему «Оформление дачного участка».

  7. Флористические идеи на тему «Оформление территории православного собора».

  8. Флористические идеи на тему «Оформление территории автозаправочной станции».

  9. Флористические идеи на тему «Оформление ….. (обьект по социальному заказу).

Тема. Интерьерное озеленение


Дизайн-проект «Интерьерное озеленение»


  1. Проект озеленения школьного кабинета.

  2. Проект озеленения школьной рекреации.

  3. Проект озеленения детской комнаты.

  4. Проект озеленения кухни.

  5. Проект озеленения гостиной.

  6. Проект озеленения рабочего кабинета.

  7. Проект озеленения группы детского сада.

  8. Проект озеленения библиотеки.

  9. Проект озеленения комнаты отдыха на производстве.

  10. Проект озеленения по социальному заказу.


ЛЕКСИКА ФЛОРИСТА


  • Акцент. Подчеркивание чего-либо. Акцент обычно образуется небольшим количеством материала, относительно своей работы и может быть создан формой или цветом.

  • Асимметрия. Порядок расстановки (свободный порядок).

  • Аранжировка цветов. Процесс составления цветочной композиции.

  • Ахроматические цвета. Черный и белый, и все оттенки серого между ними.

  • Базис. Основание или исходный пункт флористической работы.

  • Бидермейер. Направление в немецком и австрийском искусстве 30-40-х годов XIX в.

  • Бонсай. Карликовые деревья, выращенные в сосуде.

  • Букет. Связанные цветы.

  • Букет бидермейер. Замкнутый по контуру плотный букет, в котором материал собран концентрическими кругами.

  • Букет декоративного стиля. Букет с плотным заполнением, замкнутый или незамкнутый по контуру.

  • Букет для невесты. Специальное флористическое украшение для невесты в виде букета.

  • Букет форма - линейного стиля. В основе создания такого букета лежит контраст форм и линий.

  • Бутоньерка. Мини-букетик из живых или искусственных цветов для украшения одежды, прически, банкетных столов.

  • Вегетативный букет. Связанная флористическая работа преимущественно из срезанных цветов и зелени. Особое внимание уделяют индивидуальным особенностям растений, их форме роста, среде обитания и принадлежности к растительному сообществу.

  • Вегетативный стиль. Стиль флористики. Работы в этом стиле выглядят естественно.

  • Венок. Форм - работа в виде круга с символическим значением:

  • Гармония. В аранжировке цветов сочетание форм и цвета, наиболее благоприятных для зрительного восприятия.

  • Главные цвета. Желтый - красный - синий - зеленый. Главные цвета состоят из трех основных и одного смешанного цвета (зеленого).

  • Дзюси. В искусстве икэбана понятие, определяющее аранжировочную зелень.

  • Декоративный стиль. Стиль флористики.

  • Декорировать. Украшать, оформлять.

  • Доминанта. Важнейшая составная часть чего-либо.

  • Дополнительные цвета. Цвета, лежащие в цветовом круге друг против друга. Например, красный и зеленый (противоположные цвета).

  • Законы композиции. Общие и специальные знания о построении композиции и о цветоведении.

  • "Золотое сечение". Деление отрезка на неравные части, например в соотношении 3:5:8 или 1:1,5.

  • Исторический стиль. Особенности искусства какой-либо эпохи и культуры.

  • Икэбана. В Японии искусство составления композиций из цветов, ветвей, трав.

  • Композиция. Построение (структура) художественного произведения, расположение и взаимосвязь его частей, обусловленное идейным замыслом и назначением произведения.

  • Кендзан. Металлическая основа с иглами для установки растений.

  • Колорит. Особенность цветового и тонального строя произведения.

  • Контраст. В искусстве аранжировки цветов прием, состоящий в сопоставлении противоположных качеств, способствующих их усилению (формы).

  • Корсаж (бутоньерка). Маленькое флористическое украшение (головное украшение, либо украшение на платье и т.д.).

  • Линии Хогарта. Уильям Хогарт (1697-1764г.) - английский художник. Разработанная им "линия красоты" в искусстве цветов получила широкое применение.

  • "Оазис". В искусстве аранжировки цветов - синтетический пенопласт для установки растений.

  • Параллельный букет. Флористическая связанная работа из срезанных цветов и зелени. Большая часть растительного материала ставится параллельно. В отличие от других букетов связка (она может быть не одна) играет и декоративную роль.

  • "Перлит". В искусстве цветов - порошкообразная, увлажненная масса для установки растений.

  • Плато. В искусстве цветов - основание для построения цветочных композиций.

  • Пропорция. Соотношение частей с целым, в определенном соотношении к какой-либо величине.

  • Портбукетница. Держатель для букета.

  • Порядок. Определенное расположение элементов, как исходный принцип построения.

  • Расстановка. Определенный принцип, по которому строится порядок

  • Равновесие. В аранжировке цветов - принцип расположения элементов, обеспечивающий устойчивость вазы и цветов.

  • Растения доминирующих форм. Доминанты - растения большого значения.

  • Растения массовых форм. Растения, которые проявляют свои лучшие декоративные формы, будучи собранными, не отдельно, а массой, например мох. Формы малого значения.

  • Растительный материал. Все растения и части растений, например, листья, цветы, стебли.

  • Ритм. Равномерное чередование или повторение частей, элементов, форм, цветовых пятен.

  • Ряды. Во флористике различают простые и ритмические ряды. Их выполняют следующими друг за другом одинаковыми или неодинаковыми элементами, повторяющимися в определенном ритме.

  • Стафаж. Общеевропейское понятие, обозначающее аранжировочную зелень.

  • Светотень. Градации светлого и темного.

  • Спрей. Цветная жидкость в аэрозольной упаковке для декоративного покрытия растений.

  • Стиль. Единство основных идейно-художественных особенностей.

  • Секатор. Инструмент для срезки цветов, деревянистых растений.

  • Строгий порядок. Симметрия.

  • Свободный порядок. Асимметрия.

  • Свойства материала. Характер материала с точки зрения его фактуры и структуры. Например, стекло прозрачно, а керамика непрозрачна.

  • Связующие цвета. Цвета, которые оптически связывают между собой другие цвета, - зеленый и коричневый, а также белый и серый.

  • Структура поверхности. Впечатление, которое производит поверхность растительного и нерастительного материала. Влияние свойств поверхности на цвет.

  • Структурный букет. Как правило, выполняется в декоративном стиле. Букет собирают так, чтобы на его поверхности получились разные по высоте и размерам площадки в виде пятен, линий и т.д. Главное, что подчеркивается в материале, - это структуры и фактуры поверхностей. Из групп растительных элементов могут создаваться новые фактуры и структуры.

  • Ступенчатость. Пространственное распределение одинаковых форм при разной их постановке по высоте и глубине работы.

  • Теория флористики. Систематизированное представление основных законов и понятий флористики, таких, например, как порядок расстановки, стиль и т.д.

  • Техника. Способы обработки и работы с растительным и нерастительным материалом.

  • Тональный контраст. Сопоставление светлого и темного цвета.

  • Флорист. Профессионал, работающий в направлении искусства аранжировки цветов.

  • Фитодизайн. Жанр декоративно-прикладного искусства, поиск новых конструктивных и художественных решений в искусстве цветов, ландшафтной архитектуре и т. д.

  • Флористика. Совокупность видов растений, встречающихся на определенной территории; вид декоративно-прикладного искусства, основанного на использовании природного засушенного материала.

  • Форма - линейный. Стиль флористики.

  • Формация. Большое количество одинаковых частей, собранных вместе.

  • Фурнитура. В искусстве цветов - сопутствующий материал для усиления художественно-декоративного воздействия.

  • Цвет. Свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения.

  • Цвета 1-го порядка. Первичные, или основные цвета. Желтый - красный - синий. Это чистые, несмешанные цвета.

  • Цвета 2-го порядка. Вторичные цвета. Смешанные цвета, полученные смешиванием равных частей (по 50%) двух основных цветов. Оранжевый - фиолетовый - зеленый. Например, 50% желтого и 50% красного дают оранжевый цвет.

  • Цвета 3-го порядка. Смешанные цвета, полученные смешиванием равных частей (по 50%) основного цвета и цвета 2-го порядка. Например, 50% желтого и 50% оранжевого дают желто-оранжевый цвет. Так же получают и другие цвета 3-го порядка: красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-зеленый, желто-зеленый.

  • Цветовая гармония. Цветовую гармонию создают разные цвета, близко или далеко отстоящие друг от друга в цветовом круге и взятые в определенных количественных соотношениях.

  • Цветоведение. Систематизированное представление о цвете. Например, цветовой круг, цветовая звезда, гармония цвета.

  • Цветовая звезда. Звезда, построенная на основе цветового круга и созданная при смешивании его цветов с цветами ахроматического ряда - белым и черным, то есть при осветлении и затемнении цвета.

  • Цветовой контраст. Различные цвета или различные оттенки одного цвета, противопоставленные друг другу.

  • Цветовой круг. Систематизированное представление цветов в форме круга. Исходными являются три основных или четыре главных цвета.

СИМВОЛИКА ЯЗЫКА ЦВЕТОВ В ИСКУССТВЕ АРАНЖИРОВКИ

Красный - активный, возбуждающий.

Символизирует - жизнь, любовь, свободу, огонь, страсть.

Желтый - жизнеутверждающий, теплый.

Символизирует - солнечный свет, тепло, радость.

Зелено-желтый - холодный, неприступный.

Символизирует - ревность, злобу, ложь, измену.

Зеленый - соединяющий, уравновешенный.

Символизирует - плодородие, спокойствие, мир, рождение.

Оранжевый - жизнерадостный, теплый.

Символизирует - солнце, власть, тщеславие.

Фиолетовый - торжественный.

Символизирует - величие, роскошь, достоинство.

Голубой - холодный, чистый.

Символизирует - чистоту, верность, нежность, небо,

бесконечность.


Синий - холодный, печальный

Символизирует - верность, доверие, тоску.

Белый - чистый, нейтральный.

Символизирует - чистоту, невинность, целомудрие.

Черный - нейтральный.

Символизирует - печаль, траур, элегантность.




СПИСОК ДЕКОРАТИВНО-КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ,

НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ОЗЕЛЕНЕНИИ ИНТЕРЬЕРОВ



  1. Абутилон

  2. Асплениум

  3. Антуриум

  4. Араукария

  5. Аспарагусы

  6. Аспидистра

  7. Агава

  8. Аглаонема

  9. Алоказия

  10. Алоэ

  11. Аукуба

  12. Бегонии

  13. Бересклет

  14. Гибискус

  15. Диффенбахия

  16. Дизиготека

  17. Драцена

  18. Каладиум

  19. Калатея

  20. Кливия

  21. Кодиеум

  22. Колеус

    1. Кордилина

    2. Клеродендрон

    3. Маранта

    4. Монстера

    5. Пальмы

    6. Пассифлора

    7. Плющ

    8. Папоротники

    9. Сансевиера

    10. Сингониум

    11. Спатифиллюм

    12. Толстянка

    13. Традесканция

    14. Фатсия

    15. Фикусы

    16. Филодендрон

    17. Хлорофитум

    18. Циссус

    19. Цикламен

    20. Циперус

    21. Шефлера

    22. Юкка





СПИСОК ДЕКОРАТИВНЫХ РАСТЕНИЙ,

НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ

БУКЕТОВ И КОМПОЗИЦИЙ

(В климатических условиях Среднего Приобья)


ЦВЕТОЧНЫЕ РАСТЕНИЯ

  1. Алльстремерия.

  2. Антуриум.

  3. Астильба.

  4. Астра.

  5. Вероника.

  6. Ворсовальная шишка.

  7. Гвоздика.

  8. Георгина.

  9. Гербера.

  10. Гиацинт.

  11. Гиппеаструм.

  12. Гипсофила.

  13. Гладиолус.

  14. Гортензия.

  15. Дельфиниум.

  16. Ирис.

  17. Калла.

  18. Кермек.

  19. Лаванда.

  20. Ландыш.

  21. Лилия.

  22. Мимоза.

  23. Нарцисс.

  24. Орхидея.

  25. Пион.

  26. Подсолнечник.

  27. Роза .

  28. Сирень.

  29. Солидаго.

  30. Спатифиллум.

  31. Статице.

  32. Стрелиция.

  33. Тюльпан.

  34. Фрезия.

  35. Хризантема.

СТАФАЖ

  1. Адиантум.

  2. Аспарагус (разные виды).

  3. Аспидистра.

  4. Бамбук.

  5. Бересклет.

  6. Иглица.

  7. Монстера.

  8. Пальма (разные виды).

  9. Нефролепис.

  10. Плющ.

  11. Самшит.

  12. Хоста.

  13. Циперус.

  14. Эвкалипт (разные виды).


СПИСОК СУХОЦВЕТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ВО ФЛОРИСТИКЕ

(необходимый минимум ассортимента)



  1. Амарант.

  2. Аммобиум.

  3. Анютины глазки.

  4. Бархатцы.

  5. Василек.

  6. Ворсовальная шишка.

  7. Гелихризум.

  8. Гипсофила.

  9. Гомфрена.

  10. Гортензия.

  11. Заячий хвост.

  12. Ива.

  13. Иглица.

  14. Кермек.

  15. Ксерантемум.

  16. Кукуруза.

  17. Лаванда.

  18. Лавр.

  19. Лагурус.

  20. Лен.

  21. Лотос.

  22. Лук.

  23. Лунник.

  24. Мак.

  25. Манжетка.


  1. Мимоза.

  2. Молуцелла.

  3. Мордовник.

  4. Мыльнянка.

  5. Незабудка.

  6. Нигелла.

  7. Овес.

  8. Пижма.

  9. Подсолнечник.

  10. Полынь.

  11. Пшеница.

  12. Рогоз.

  13. Роза.

  14. Рябина.

  15. Самшит.

  16. Синеголовник.

  17. Статице.

  18. Тимофеевка.

  19. Трясунка.

  20. Тысячелистник.

  21. Фалярис.

  22. Физалис.

  23. Целозия.

  24. Эвкалипт.

  25. Ячмень.




ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА


«Классификация оазисов»


Цель. Познакомить с основными характеристиками оазисов и способами выбора оазиса для флористической работы.

Оборудование. Иллюстрированный каталог фирмы «Оазис», оазис для сухоцветов и живых растений, образцы оазисов, флористические ножи, емкости для воды, вода, бумажные салфетки, клеенки на столы, дневники флориста, инструктивная карточка.

Ход работы

  1. Самостоятельная работа (по инструктивным карточкам).

  2. Обобщение характеристик оазисов. Несколько советов по работе с оазисами.

  3. Ознакомление с иллюстрированным каталогом фирмы «Оазис».

  4. Упражнения по выбору оазиса.

  5. Выводы.

1. Самостоятельная работа

Инструктивная карточка

  1. Подготовь рабочее место.

  2. Составь в рабочей тетради таблицу «Классификация оазисов».

Характеристика оазиса

Оазис № 1

Оазис № 2

Цвет



Структура



Прочность



Способность впитывать воду



Выводы:




  1. Внимательно рассмотри образцы оазисов. Опиши их цвет, структуру.

  2. Нажми на каждый оазис с одинаковой силой и определи их прочность.

  3. Налей в емкость небольшое количество воды и положи на поверхность воды небольшие кусочки каждого образца. Понаблюдай за тем, что происходит.

  4. Занеси все данные в таблицу.

  5. Ответь на вопрос: Для каких растений можно использовать, как крепление, оазис № 1 и оазис № 2.


Несколько советов по работе с оазисами


При работе с оазисами для сухоцветов необходимо соблюдать следующие правила:

  • Если нет оазиса нужной формы или размера, то ее можно создать из «кирпича» с помощью флористического ножа.

  • При формировании оазиса соблюдать осторожность, избегая попадания мелких частичек в глаза.

  • Закрепив оазис, необходимо протереть рабочее место влажной тряпкой и вымыть руки. Излишки оазиса убрать со стола.

При работе с оазисами для живых цветов необходимо соблюдать следующие правила:

  • Если нет оазиса нужной формы или размера, то ее можно создать из «кирпича» с помощью флористического ножа.

  • Перед использованием оазиса, его необходимо «напоить».

  • Уровень воды в емкости должен превышать высоту оазиса на 5-10 см.

  • Оазис положить на поверхность воды маркировкой вверх!

  • Никогда не пытайтесь приложить силу для погружения оазиса в воду!!!

  • Оставьте оазис в воде на 20-30 минут.

  • При погружении в воду нескольких оазисов одновременно необходимо оставлять между ними пространство.

  • Помните, что при постановке растительного материала в оазис, будут выделяться излишки воды.

  • Ежедневно поливайте оазис (лучше приготовить питательный раствор для продления жизни срезанных растений).

  • Если намоченный оазис не был использован и высох, использовать повторно его нельзя (он теряет свои свойства).

  • Неиспользованный влажный оазис поместите в полиэтиленовый пакет и плотно завяжите (в таком виде его можно хранить несколько месяцев).

3. Ознакомление с иллюстрированным каталогом фирмы «Оазис»


Задание. При работе с каталогом, обрати внимание на формы оазисов и дополнительные приспособления. Подумай, для чего может быть использован каждый из видов оазисов.


4. Упражнения по выбору оазиса


Продолжи предложения

  1. В День святого Валентина для композиции из живых растений я использовала бы оазис ……………………………………. .

  2. Для составления рождественской композиции из сухоцветов в форме месяца я использовала бы оазис ………………………………….. .

  3. Для настенной композиции из живых цветов я использовала бы оазис ………………………………….. .

  4. Для украшения автомобиля композицией из живых цветов я использовала бы оазис …………………………………..

  5. Для свадебного букета из живых цветов я использовала бы оазис …………………………………..

  6. Для составления пасхального венка из живых цветов я использовала бы оазис …………………………………..

  7. Для украшения подарка небольшой композицией из сухоцветов я использовала бы оазис …………………………………..

Правильные ответы

  1. Оазис сердце (3093, 3094); сердце (8112, 8113, 8114).

  2. БиоСек Гирлянда (2064, 2065).

  3. Флоретта (3022, 3023).

  4. Автокорс, Мини - Автокорс, Авто - Ронделла.

  5. Портбукетница (3000, 3002, 3003, 3007, 3001, 3016, 3017).

  6. Оазис Венок (3065, 3066).

  7. БиоСек Мини - деко (3231).

5. Выводы

Оазисы делятся по способности впитывать и удерживать воду. В связи с этим одни могут быть использованы для закрепления в них живых растений, другие - сухоцветов. Выбор формы и размера оазиса зависит от назначения композиции.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА


«Технология составления настольной круговой композиции»


Цель. Познакомить с технологической цепочкой постановки круговой композиции; отработать основные приемы постановки данной композиции.

Оборудование: образцы работ, инструктивные карточки, оазис для сухоцветов, округлые емкости, держатель «лягушка», фиксатор, проволока, флористические ножи, кусачки, искусственные растения, бумага для этикеток, фломастеры.


Ход работы:

  1. Некоторые особенности круговой композиции.

  2. Выполнение композиции по инструктивной карточке.

  3. Дефиле флористических работ.

  4. Рефлексия.


  1. Некоторые особенности круговых композиций


  • Круговая композиция предназначена для оформления стола.

  • Высота композиции для стола, за которым сидят гости, не должна превышать 28 см.

  • Композиция не должна занимать более одной пятой поверхности стола.

  • Растительный материал должен гармонировать по цвету со скатертью и посудой.

  • Ассортимент растений должен соответствовать назначению мероприятия.

  • Для оформления обеденного или фуршетного столов нельзя использовать цветочные растения с выраженными ароматами.


  1. Выполнение композиции по инструктивной карточке

Инструктивная карточка

  1. Подготовь рабочее место к работе.

  2. Поместите оазис в емкость и прочно закрепите его. Края оазиса должны выступать на 5 см над краем емкости.

  3. Распределите растительный материал по группам: контурный материал, маскировочный, фокусировочный, материал-наполнитель.

  4. Поместите стебель а контурной листвы в центр оазиса (высота стебля над оазисом примерно 12 см).

  5. Поместите в оазис нечетное число стеблей б контурного материала. Стебли должны выходить из боковой поверхности оазиса на равном расстоянии друг от друга и составлять каждый примерно две трети от длины первого стебля, то есть 8 см от кончика пересечения с поверхностью оазиса. Оптимальное количество стеблей 5-7.

  6. Поместите нечетное число стеблей в такой длины, как и стебли б, в верхнюю поверхность оазиса. Не втыкайте стебли над материалом, который вы уже поставили в боковую поверхность оазиса, втыкайте над промежутками. Убедитесь, что впечатление, будто все стебли исходят из одной точки Х внутри оазиса, не нарушено.

  7. Добавьте маскировочные листья, чтобы частично прикрыть оазис и край емкости.

  8. Добавьте контурные цветы, размещая их до намеченных границ композиции.

  9. Разместите фокусировочные цветы на некотором расстоянии друг от друга по окружности композиции. Чем крупнее цветок, тем ниже он располагается - с целью сохранить впечатление равновесия композиции. Расположите цветы так, чтобы они выглядели естественно.

  10. Добавьте материал-наполнитель для завершения композиции.

  11. Продумайте название вашей композиции (название может отражать время года, настроение, чувства, движение, контраст чего-либо, время суток, отрезок жизни и т.д.).

  12. Оформите этикетку по установленному образцу. Размер этикетки 5х 10 см.





«На волнах моей памяти»

Настольная композиция

Автор - Дунаева Наталья

МОУ ДОД станция юных натуралистов

Учебное объединение «Фитодизайн»

Преподаватель - Зорина О.Л.

Город Сургут, 2007 год



  1. Продумайте презентацию вашей работы для дефиле.


  1. Дефиле флористических работ


Презентация выполненных работ.


  1. Рефлексия


  • Какие трудности Вы испытали сегодня?

  • Что доставило Вам сегодня удовольствие?

  • Что понравилось в своей работе?

  • Что понравилось в работах других обучающихся?

  • Что нового Вы открыли для себя в сегодняшней практической работе?

  • …………..

  • ………….

  • ………….

  • ………….


© 2010-2022