• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка программы внеурочной деятельности ПОЗНАЁМ ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ

Методическая разработка программы внеурочной деятельности ПОЗНАЁМ ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ

Раздел Другое
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №79 г.Сочи


УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от ______20__ года

Председатель педсовета

_____________ Л.С. Гогорян











ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Кружок

(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)

«Познаём законы природы»

(наименование курса)

1 год

(срок реализации программы)

7- 8 лет

(возраст обучающихся)

учитель начальных классов МОУ СОШ №79

Алексанян Гаянэ Самвеловна






ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

Учреждение: МОУ СОШ №79

Направленность: Общеинтеллектуальная

Автор: учитель начальных классов МОУ СОШ №79 Алексанян Гаянэ Самвеловна

Тип (вид)программы : авторская

Программа утверждена: педагогическим советом-30.08.2015

Режим занятий первого года обучения:

1-й год обучения-1 раз в неделю по 1 часу

Количество учащихся в учебной группе:

1-й год обучения-12 человек

Количество часов в год

33 часа.

Цель программы:

Приобщение младших школьников к поисково-исследовательской деятельности; создание для них условий, способствующих развитию их исследовательских умений, выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Оценка эффективности реализации программы:

- практическая работа, эксперименты;

- наблюдения, опыты;

- тестовые работы;

- экологические акции, семинар, дискуссии;

- конкурсы рисунков, фотографий;

- защита проектов;

- презентации учебных и творческих достижений учащихся.

-участие в городских научно-исследовательских конференциях

-участие в районных конкурсах


  1. Пояснительная записка

1.1.Нормативно-правовая база:

Нормативно-правовыми документами программы являются:

1.Закон «Об образовании» Российской Федерации (ст.9,п.8)

2.Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г.№06-1844).

3.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

4.Примерная программа воспитания и социализаця обучающихся.

5.Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное образование) под редакцией В.А.Горского-М.,Просвещение,2010

6.Д.В.Григорьев,П.В.Степанов.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор//пособие для учителя-М.,Просвещение,2010

7.Национальная образовательная инициатива «наша новая школа»

8.Программа разработана на основе программы по руководству теоретических сведений двух комплектов лабораторного оборудования «Cornelsen Experimenta » для организации экспериментальной деятельности и естественно- научного практикума по окружающему миру.

-Рабочая программа разрабатывается в соответствии с п.2 ст.32 Закона РФ «Об образовании» и примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г.№06-1844).

-Рабочая программа-это учебная программа, разработанная на основе примерной программы(ст.28 Закона РФ «Об образовании»)определяющая содержание, последовательность изучения тем и количества часов на их усвоение. К рабочим программам в системе дополнительного образования детей относят типовые, модифицированные, экспериментальные и авторские образовательные программы. Рабочие программы составляются на основе:

примерных (типовых) программ по направлениям деятельности: авторских, модифицированных, экспериментальных образовательных программ; учебной литературы при отсутствии авторских программ.

1.2.Актуальность и перспективность дополнительной образовательной программы:

Программа «Познаём законы природы» для учащихся 1 классов,разработана на 1 год обучения. В программу «Познаём законы природы» входит два раздела «Наблюдение за погодой» и «Прорастание», разработана на основе программы по руководству теоретических сведений комплекта лабораторного оборудования « Cornelsen Experimenta » для организации экспериментальной деятельности и естественно- научного практикума по окружающему миру.

Экспериментальная и практическая исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели - установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Актуальность программы курса обусловлена тем, что универсальные учебные действия, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы.

Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Данная программа нацелена на организацию деятельности школьников по изучению ближайшего природного окружения и их участие в реальной природоохранной деятельности своего города, края, страны.

При составлении рабочей программы учтены требования к результатам усвоения внеурочной деятельности начального общего образования и программы универсальных учебных действий.

Основные принципы реализации программы - научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

1.3.Возрастная группа учащихся

Программа ориетирована на детей и подростков 7-8 лет

1.4 Количество часов

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования курс «Познаём законы природы » изучается в 1классе (1-й год обучения) по 1 часу в неделю. Общий объём учебного времени в год составляет 33 часа.

1.5.Цели и задачи реализации программы:

-приобщение младших школьников к поисково-исследовательской деятельности;

-создание для них условий, способствующих развитию их исследовательских умений.

- построение научной картины мира через создание моделей природных и технологических явлений

- выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Задачи программы:

1. Пробуждение интереса к экспериментально -исследовательской деятельности.

2. Освоение специального лабораторного оборудования и методики проведения простых наглядных опытов

3. Углубление и уточнение научных знаний учащихся в области естествознания

4. Обогащение деятельностным путем знаний о природе как целостной системе.

5.Заложить знания краеведческого материала о природе Краснодарского края.

6.Освоение навыков измерения, чтения, записей, построения диаграмм погодных условий

2.Тематическое распределение часов.

№ п/п

Наименование разделов , модулей, тем

Всего, час

Количество часов

аудиторные

внеаудиторные

Общее кол-во часов за год

33

I

Основы исследовательской деятельности

6

2

2

II

Раздел 1. «Прорастание»

14

7

7

III

Раздел 2. « Наблюдение за погодой»

13

6

7

3.Содержание программы.

I. Основы исследовательской деятельности -6 ч.

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Что такое исследование? Как выбрать тему исследования?

Развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы. Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.

Знакомство с понятием « источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета).Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку).

II .Раздел 1. «Прорастание» -14 ч.

Знакомство с лабораторным оборудованием и инструкциями по его применению. Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения Кубани. Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения Кубани, условия жизни растений. Откуда появляются семена. Проверяем качество семян. Проведение эксперимента №1. Проращивание различных растений из семян. Эксперимент №2.Влияние загрязнённой воды на семена и растения. Эксперимент №3.Рост частей растений; корни и ростки (геотропизм). Эксперимент №4.Различные факторы, определяющие рост растений. Наблюдение фототропизма растений. Эксперимент №5. Наблюдение за вьющимися растениями. Эксперимент №6.Исследование силы набухания семян. Эксперимент №7. Влияние света, воды, тепла, почвы на проращивание бобовых. Эксперимент №8. Наблюдение фототропизма растений. Эксперимент №9.Проращивание семян, высаженных в грунт на различную глубину . Организация выставки « Природа и фантазия». Презентации и защита проекта «Дикорастущие и культурные растения Кубани».

III .Раздел 2. « Наблюдение за погодой» -13

Знакомство с лабораторным оборудованием и инструкциями по его применению .Таблица наблюдения за погодой ;условные обозначения .Из чего складывается погода? Наблюдение за осенними изменениями в природе. Экскурсия в парк. Измерение дневной температуры. Регистрация температуры. Максимальная и минимальная температура. Построение графика температуры. Знакомство с компасом и флюгером. Определение направления ветра по флюгеру. Анемометр. Устройство для измерения силы ветра. Измерение силы ветра. Анализ исследовательской деятельности в таблицах наблюдений.

3.1 тематический план программы.

№ п/п

Содержание тем

Кол-во часов

Характеристика деятельности

Основы исследовательской - деятельности

6

1

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся.

1

систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах

2

Что такое исследование?

1

3

Как выбрать тему исследования?

1

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

4

Развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.

1

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

5

Правила совместной работы в парах.

1

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

6

Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку).


1

использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе


Прорастание .

14


7

Знакомство с лабораторным оборудованием и инструкциями по его применению.

1

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

8

Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения Кубани.

1

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

9

Откуда появляются семена. Проверяем качество семян.

1

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

10

Проведение эксперимента №1. Проращивание различных растений из семян.

1

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

11

Эксперимент №2.Влияние загрязнённой воды на семена и растения.

1

Наблюдать влияние различных факторов на рост растений

12

Эксперимент №3.Рост частей растений; корни и ростки (геотропизм).

1

использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе

13

Эксперимент №4.Различные факторы, определяющие рост растений.

1

Наблюдать влияние различных факторов на рост растений

14

Эксперимент №5. Наблюдение за вьющимися растениями.

1

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

15

Эксперимент №6.Исследование силы набухания семян.

1

Наблюдать рост растений

16

Эксперимент №7. Влияние света, воды, тепла, почвы на проращивание бобовых.

1

Наблюдать влияние различных факторов на рост растений

17

Эксперимент №8. Наблюдение фототропизма растений.

1

Наблюдать фототропизм растений

18

Эксперимент №9.Проращивание семян, высаженных в грунт на различную глубину .

1

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

19

Организация выставки « Природа и фантазия».

1

Организовывать выставку по теме

20

Презентации и защита проекта «Дикорастущие и культурные растения Кубани».


1

систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах


Наблюдение за погодой. - 13 часов



21

Знакомство с лабораторным оборудованием и инструкциями по его применению .

1

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

22

Таблица наблюдения за погодой;условные обозначения .

1

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

23

Из чего складывается погода?

1


24

Наблюдение за осенними изменениями в природе. Экскурсия в парк.

1

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

25

Измерение дневной температуры.

1

Измерять дневной температуры и вносить в журнал

26

Регистрация температуры.

1

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

27

Максимальная и минимальная температура.

1

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

28

Построение графика температуры.

1

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

29

Знакомство с компасом и флюгером.

1


30

Определение направления ветра по флюгеру.

1

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

31

Анемометр. Устройство для измерения силы ветра.

1

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

32

Измерение силы ветра.

1

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

33

Анализ исследовательской деятельности в таблицах наблюдений.

1

Анализировать полученные результаты исслед.деятельности


Итого: 33 ч.



4.Предполагаемые результаты реализации программы по внеурочному занятию «Познаём законы природы»

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;

  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;

  • получат возможность осознать своё место в мире;

  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего - речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

5.Формы контроля

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику программы необходимо использовать такие формы контроля занятий как:

- творческие работы учащихся;

- практическая работа, эксперименты;

- наблюдения, опыты;

- тестовые работы;

- экологические акции, семинар, дискуссии;

- конкурсы рисунков, фотографий;

- защита проектов;

- презентации учебных и творческих достижений учащихся.

-участие в городских научно-исследовательских конференциях

-участие в районных конкурсах

Такие формы работы позволяют детям почувствовать причастность к культурному наследию народа, его ценностям, ощутить себя юным исследователем окружающего мира.

Систематизация и обобщение знаний детей по курсу «Познаём законы природы» в 1 классе. Рефлексия изученного за год. Создание гербариев «Корни и ростки». Отбор творческих работ из высушенных растений.(Геотропизм). Организация выставки« Природа и фантазия». Презентация работ учащихся.Таблица результатов построения температурных кривых. Журнал наблюдений за развитием и проростанием семян, наблюдением влияния загрязнённой воды на семена и растения ,наблюдением фототропизма.

6.Методические рекомендации

Формирование навыков работы с информацией во внеурочной проектной деятельности требует дополнительных организационных усилий.

Дело в том, что работа над исследованиями, доступными детям, зачастую не предполагает у них тех навыков информационной деятельности, которые понадобятся при работе над сложными проектами и которые желательно сформировать у школьников. Поэтому для включения информационной деятельности в проектную деятельность в полном объеме необходимо предусматривать специальные организационные приемы.

К таким приемам относятся: 1) одновременная работа над разными проектами по одной теме (это позволяет создать мотивацию для поиска разнообразных сведений по одной и той же теме); 2) включение в перечень этих проектов одного коллективного информационного проекта - создание тематических вопросов и рабочих бланков.

На первом занятии каждого года обучения проводится диагностика исследовательских умений младших школьников:

- умения организовать свою работу (организационные);

- умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые);

- умения работать с информацией, текстом (информационные);

-умения оформить и представить результат своей работы.

- умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные).

Оценить сформированность исследовательских умений обучающихся позволяют критерии:

1. Практическая готовность к осуществлению исследовательской деятельности проявляется в том, что ребенок самостоятельно выбирает значимую для него тему исследования, намечает шаги работы по данной теме, применяет разные методы исследования (работа с источниками, наблюдение, проведение опытов и т.д.), оформляет и представляет результат (продукт) своей работы.

2. Мотивированность исследовательской деятельности рассматривается, как стремление ребенка узнавать новое, совершать определенные действия для поиска интересующих знаний, участвовать в учебном исследовании. Обучающийся проявляет познавательную активность в процессе решения учебных проблем, интерес к новым темам и способам работы. Критерий просматривается в динамике у детей мотивов, связанных с ведением исследовательской деятельности: от узких социальных мотивов (добиться похвалы) к широким познавательным (желание найти новое знание, научиться способам нахождения информации).

3. Проявление креативности в исследовательской деятельности детей учитывалось в подходах к выбору темы, определению задач исследования, в продуктивности при нахождении решений проблем; по оригинальности подходов к выбору путей исследования, созданию нового продукта, оформлению и представлению результатов, умению с разных сторон и позиций видеть исследуемый предмет.

4. Степень проявления самостоятельности. Особенностью младшего школьного возраста является то, что в учебно-познавательной деятельности руководящая роль принадлежит педагогу или другим взрослым. Как правило, предмет детского исследования лежит в пределах зоны ближайшего развития ребенка, и ему сложно справиться с исследованием без посторонней помощи.

Оценка каждого из данных критериев соотносилась с уровнями сформированности умений исследовательской деятельности обучающихся:

1. Исходный уровень - низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Обучающийся редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе.

2. Начальный уровень характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью учителя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое.

3. Продуктивный уровень обладает следующими характеристиками: устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) исследование. Обучающийся имеет определенные знания об исследовательской деятельности, владеет многими умениями осуществления учебного исследования (может определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками информации); демонстрирует возможность оригинального подхода к решению проблемы, представлению результата своей деятельности.

4. Креативный уровень можно определить следующим образом: проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности.

Для определения уровня сформированности исследовательских умений обучающихся используются следующие диагностические методы:

-педагогическое наблюдение, осуществляемое педагогом на занятиях исследовательской деятельностью;

-анализ продуктов исследовательской деятельности детей (исследовательских работ);

-тесты, позволяющие выявить и оценить сформированность конкретных умений, наличие знаний об исследовательской деятельности, проявления креативности, степень самостоятельности в исследовательской работе, мотивационное отношение к учебному исследованию младших школьников.





7.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Литература для педагога:

  1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.

  2. Европейская исследовательская программа KINT «Дети изучают естественные науки и технику», 2011 г.

  3. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся /Авт.-сост. Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк - Волгоград: Учитель- 2009. - 138 с.39

  4. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / (М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Кабанова и др.) ; под. Ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.

  5. Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) ; под. ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.


1



1


1



1



1


Технические средства обучения


Компьютер

Мультимедийная установка

Интерактивная доска

Колонки

Принтер

Фотокамера

1

1

1

2

1

1

Оборудование класса


Школьные переносные лаборатории немецкой фирмы CORNELSEN : «Прорастание»

Школьные переносные лаборатории немецкой фирмы CORNELSEN : «Погода. Наблюдение за погодой»

«Электронный микроскоп».

2



1

Электронный ресурс


  1. Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] mirknig.com/

  2. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html

  3. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] kodges.ru/dosug/page/147/

  4. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] fsu-expert.ru/node/2696

  5. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс]pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/nachalka.com/proekty



СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания методического объединения

учителей начальных классов СОШ № 79

от ___________ 20__ года № 1

___________ ____________

подпись руководителя МО



СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

_______________ _____________

Ф.И.О. подпись

______________ 20__ года




Календарно-тематический план-1 класс «Познаём законы природы»

№ урока

Дата

Содержание тем

кол-во часов

Характеристика деятельности

план

факт

аудиторные

внеаудиторн


Основы исследовательской - деятельности - 6 часов




1

03.09


Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся.

1


систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах

2

10.09


Что такое исследование.


1

3

17.09


Как выбрать тему исследования.

1


адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

4

24.09


Развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.

1


планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

5

01.10


Правила совместной работы в парах.


1

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

6

08.10


Учимся выбирать дополнительную литературу Экскурсия в библиотеку.



1

использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе




Прорастание . - 14 часов




7

15.10


Знакомство с лабораторным оборудованием и инструкциями по его применению.

1


проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

8

22.10


Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения Кубани.


1

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

9

29.10


Откуда появляются семена. Проверяем качество семян.

1


планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

10

12.11


Проведение эксперимента №1. Проращивание различных растений из семян.


1

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

11

19.11


Эксперимент №2.Влияние загрязнённой воды на семена и растения.

1


Наблюдать влияние различных факторов на рост растений

12

26.11


Эксперимент №3.Рост частей растений; корни и ростки (геотропизм).


1

использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе

13

03.12


Эксперимент №4.Различные факторы, определяющие рост растений.

1


Наблюдать влияние различных факторов на рост растений

14

10.12


Эксперимент №5. Наблюдение за вьющимися растениями.

1


устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

15

17.12


Эксперимент №6.Исследование силы набухания семян.


1

Наблюдать рост растений

16

24.12


Эксперимент №7. Влияние света, воды, тепла, почвы на проращивание бобовых.


1

Наблюдать влияние различных факторов на рост растений

17

14.01


Эксперимент №8. Наблюдение фототропизма растений.

1


Наблюдать фототропизм растений

18

21.01


Эксперимент №9.Проращивание семян, высаженных в грунт на различную глубину .


1

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

19

28.01


Организация выставки « Природа и фантазия».

1


Организовывать выставку по теме

20

04.02


Презентации и защита проекта «Дикорастущие и культурные растения Кубани».



1

систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах




Наблюдение за погодой. - 13 часов




21

11.02


Знакомство с лабораторным оборудованием и инструкциями по его применению .

1


адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

22

25.02


Таблица наблюдения за погодой;условные обозначения .


1

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

23

03.03


Из чего складывается погода?

1



24

10.03


Наблюдение за осенними изменениями в природе. Экскурсия в парк.


1

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

25

17.03


Измерение дневной температуры.


1

Измерять дневной температуры и вносить в журнал

26

07.04


Регистрация температуры..


1

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

27

14.04


Максимальная и минимальная температура.

1


планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

28

21.04


Построение графика температуры.

1


проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

29

28.04


Знакомство с компасом и флюгером.


1


30

05.05


Определение направления ветра по флюгеру.


1

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

31

12.05


Анемометр. Устройство для измерения силы ветра.

1


планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

32

19.05


Измерение силы ветра.


1

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

33

24.05


Анализ исследовательской деятельности в таблицах наблюдений.

1


анализировать полученные результаты исслед.деятельности




Итого: 33 ч.




© 2010-2022