• Преподавателю
  • Другое
  • Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

дополнительное образование детей

«Амгинская детская школа искусств им. А. Черемных»















Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искусства

«Хореографическое творчество»



Предметная область

ПО.01.Хореографическое исполнительство


Программа учебного предмета

ПО.01. УП.04

«Классический танец»
















2013 г.





«Одобрено»

Педагогическим советом

МБОУ ДОД «Амгинская ДШИ»

«___»_________________2013 г.

Утверждаю:

Директор МБОУ ДОД «Амгинская ДШИ»__________________

«____»___________________2013 г.


Разработчик: Яковлева Луиза Афанасьевна - преподаватель хореографического отделения.











Структура программы учебного предмета


  1. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе…………………………………………………………………………4

- Срок реализации учебного предмета………………………………………..4

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета…………4

- Форма проведения учебных аудиторных занятий………………………….5

- Цель и задачи учебного предмета……………………………………………5

- Обоснование структуры программы учебного предмета………………….6

- Методы обучения……………………………………………………………..6

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета………………………………………………………………………...6

II. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени……………………………………..8

- Годовые требования по классам…………………………………………….9


  1. Требования к уровню подготовки обучающихся………………….9

  2. Формы и методы контроля, системы оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание……………………..10

- Критерии оценки……………………………………………………10

  1. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам……..11

  1. Списки рекомендуемой методической литературы………………13

























Пояснительная записка


  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Классический танец» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»

Учебный предмет «Классический танец» направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения классического танца.

Содержание учебного предмета «Классический танец» тесно связано с содержанием учебных предметов «Ритмика», «Гимнастика», «Подготовка концертных номеров». Учебный предмет «Классический танец» является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных предметов, ориентирован на развитие физических данных учащихся, на формирование необходимых технических навыков, является источником высокой исполнительской культуры, знакомит с высщими достижениями мировой и отечественной хореографической культуры.

Данная программа приближена к традициям, опыту и методам обучения, сложившимся в хореографическом образовании, и к учебному процессу учебного заведения с профессиональной ориентацией.


  1. Срок реализации учебного предмета «Классический танец»

Срок реализации данной программы составляет 5 лет (при 5-летней образовательной программе «Хореографическое творчество») и 6 лет (при 8-летней образовательной программе «Хореографическое творчество») для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства, срок освоения может быть увеличен на 1 год (6 класс, 9 класс).


  1. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Классический танец».

Срок реализации образовательной программы «Хореографическое творчество» 8 (9) лет


Классы/количество часов

3-8 классы

9 класс

Кол-во часов (общее на 6 лет)

Кол-во часов (в год)

Максимальная нагрузка (в часах)

1023

165

Кол-во часов на аудиторную нагрузку

1023

165

Общее кол-во часов на аудиторные занятия

1188

Классы

3

4

5

6

7

8

9

Недельная аудиторная нагрузка

6

5

5

5

5

5

5

Консультации (для учащихся 3-8 классы)

48 (8 часов в год)

8




Срок реализации образовательной программы «Хореографическое творчество» 5 (6) лет


Классы/количество часов

1-5 классы

6 класс

Кол-во часов (общее на 5 лет)

Кол-во часов (в год)

Максимальная нагрузка (в часах)

924

165

Кол-во часов на аудиторную нагрузку

924

165

Общее кол-во часов на аудиторные занятия

1089

Классы

1

2

3

4

5

6

Недельная аудиторная нагрузка

4

6

6

6

6

5

Консультации (для учащихся 3-8 классы)

40 (8 часов в год)

8




4. Форма проведения учебных аудиторных занятий:

Мелкогрупповая (от 4до 10 человек), занятия с мальчиками по предмету «Классический танец» - от 3-х человек, рекомендуемая продолжительность урока - 40-50 минут.


  1. Цель и задачи учебного предмета «Классический танец».

Цель:

Развитие танцевально-исполнительских способностей учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения танцевальных композиций различных жанров и форм в соответствии с ФГТ, а также выявление наиболее одаренных детей в области хореографического исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего и высшего профессионального образования в области хореографического искусства.

Задачи:

  • Развитие интереса к классическому танцу и хореографическому творчеству;

  • Овладение учащимися основными исполнительскими навыками классического танца, позволяющими грамотно исполнять музыкальные композиции, как соло, так и в ансамбле;

  • Развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти и музыкальности;

  • Освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения классическим танцем в пределах программы;

  • Стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности в ансамбле;

  • Развитие чувства ансамбля (чувства партнерства), двигательно-танцевальных способностей, артистизма;

  • Приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

  • Формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства.

  1. Обоснование структуры учебного предмета «Классический танец»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

Распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

  1. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, разбор, анализ);

- наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития обучающегося);

- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);

- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);

- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.


  1. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Классический танец»

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Минимально необходимый для реализации программы «Классический танец» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

  • Балетные залы площадью не менее 40 кв.м (на 12-14 обучающихся), имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), балетные станки (палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трех стен, зеркала размером 7мх2м на одной стене;

  • Наличие музыкального инструмента (рояля/фортепиано) в балетном классе;

  • Учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;

  • Помещение для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал);

  • Костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;

  • Раздевалки и душевые для обучающихся и преподавателей.

  • В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов, содержания, обслуживания и ремонта балетных залов, костюмерной.











II. Содержание учебного предмета «Классический танец»


  1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Классический танец», на максимальную нагрузку обучающихся на аудиторных занятиях:

Срок обучения 8 (9) лет



Распределение по годам обучения

Классы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

-

-

33

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

-

-

6

5


5

5

5

5

Общее максимальное количество часов по годам (аудиторные занятия)

-

-

198

165

165

165

165

165

165

Общее максимальное количество часов на весь период обучения (аудиторные занятия)

-

-

1023

165

-

-

1188

Консультации (часов в год)

-

-

8

8

8

8

8

8

8/

Общий объем времени на консультации

48

8

56

Срок обучения 5 (6) лет



Распределение по годам обучения

Классы

1

2

3

4

5

6

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

4

6

6

6

6

5

Общее максимальное количество часов по годам (аудиторные занятия)

132

198

198

198

198

165

Общее максимальное количество часов на весь период обучения (аудиторные занятия)

924

165

1089

Консультации (часов в год)

8

8

8

8

8

8

Общий объем времени на консультации

40

8

48

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению образовательного учреждения. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.

Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

Учебный материал распределяется по годам - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.


  1. Требования по годам обучения

Настоящая программа составлена традиционно: включает основной комплекс движений - у станка и на середине зала и дает право преподавателю на творческий подход к ее осуществлению с учетом особенностей психологического и физического развития детей 9-15 лет.

Обучение по данной программе позволяет изучать материал поэтапно, в развитии - от простого к сложному.

Урок состоит из двух частей - теоретической и практической, а именно:

А) знакомство с правилами выполнения движения, его физиологическими особенностями;

Б) изучение движения и работа над движениями в комбинациях.

Урок для женского класса состоит из 4-х частей - экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, allegro, экзерсис на пальцах (на пуантах).

Урок для мужского класса состоит из 3-х частей - экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, allegro.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоение программы учебного предмета "Классический танец", который определяется формированием комплекса знаний, умений и навыков, таких как:

знание рисунка танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;

знание балетной терминологии;

знание элементов и основных комбинаций классического танца;

знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;

знание средств создание образа в хореографии;

знание принципов взаимодействие музыкальных и хореографических выразительных средств;

умение исполнять на сцене классический танец, произведения учебного хореографического репертуара;

умение исполнять элементы и основные комбинации классического танца;

умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок танца;

умение осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучиванию хореографического произведения;

умение выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств;

умение соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений;

навыки музыкально -пластического интонирования;

навыки сохранения и поддержки собственной физической формы;

навыки публичных выступлений;



IV. Формы и методы контроля, система оценок

1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

Оценка качества реализации программы "Классический танец" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и т.д.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренных на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов экзаменов.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.

Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются образовательным учреждениям на основании ФГТ.

Итоговая аттестация проводиться в форме выпускных экзаменов.

По итогам выпускного экзамена выставляется оценка "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно".

Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на контрольном уроке и экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивании выступления

5 («отлично»)

Технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения;

4 («хорошо»)

Отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом в плане так и в художественном);

3 (2удовлетворительно»)

Исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабое техническая подготовка, неумение анализировать свое исполнение, незнание методики исполнения изученных движений и комбинаций;

2 («неудовлетворительно»)

Комплекс недостатков, являющийся следствием нерегулярных занятий, невыполнение программы учебного предмета;

«зачет (без отметки)

Отражает достаточный уровень подготовки и исполнение на данном этапе обучения

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой "+", и "-", что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

Оценка годовой работы ученика;

Оценка на экзамене;

Другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончанию каждой четверти и полугодий учебного года.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

В работе учащимся следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения построен от простого к сложному и учитывается индивидуальные особенности ученика: интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.

Приступая к обучению, исходим из накопленных хореографических представлений ребенка , всесторонне расширяя его кругозор в области хореографического творчества, в частности, учебного предмета "Классический танец".

Особенно важен начальный этап обучения, когда закладываются основы хореографических навыков-правильная постановка корпуса, ног, рук, головы; развитие выворотности и натянутости ног, гибкости корпуса, укрепления физической выносливости; освоение позиций рук, элементарных навыков координаций движений; развития музыкальности, умения связывать движения с ритмом и темпом музыки.

С первых уроков ученикам рассказываем об истории возникновения хореографического искусства, о балетмейстерах, композиторах, выдающихся педагогах и исполнителях, наглядно демонстрировать качественный показ того или иного движения, использовать ряд методических материалов (книги, картины, гравюры видео материал), цель которых - способствовать восприятию лучших образцов классического наследия на примерах русского и зарубежного искусства, помочь в самостоятельной творческой работе учащихся. В развитии творческого воображения играют значительную роль посещение балетных спектаклей , просмотр видео материалов.

Следуя лучшим традициям русской балетной школы, в занятиях с учеником должны стремиться к достижению им поставленной цели, добиваясь грамотного, техничного и выразительного исполнения танцевального движения, комбинации движений, вариации, умения определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа, умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств; умения осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучивании хореографического произведения.

Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого танца, вариации, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над совершенствованием его исполнительской техники.

Особое место в работе занимают развитие танцевальности, которой отведено особое место в хореографии и методической литературе всех эпох и стилей. Поэтому, с первых лет обучения необходимо развивать умение слышать музыку и развивать творческое воображение у учащихся. Значительную роль в этом процессе играет музыкальное сопровождение во время занятий, где музыка помогает раскрывать характер, стиль, содержание.

Работа над качеством исполняемого движения в танце, вариации, над его выразительностью, точным исполнением ритмического рисунка, техникой, - важнейшими средствами хореографической выразительности - должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания ,

В работе над хореографическим произведением необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.

Правильная организация учебного процесса, успешное всестороннее развитие танцевально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом,.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащихся календарно-технический план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы данного класса. При составлении календарно - тематического плана следует учитывать индивидуально - личностные особенности и степень подготовки обучающихся. В календарно - тематический план необходимо включать те движения, которые доступны по степени технической и образной сложности. Календарно - тематические планы вновь поступивших обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки учеников.












VI. Список рекомендуемой литературы:

  1. Ваганова А.Я. «Основы классического танца» - СПб; «Лань», 2007 г.

  2. Блок Л.Д. «Классический танец» - М., «Искусство», 1987 г.

  3. Костровицкая В.С. «100 уроков классического танца» - Л., искусство, 1981.

  4. Костровицкая В.С. А.Писарев «Школа классического танца» - Л: искусство, 1986.

  5. Тарасов Н. «Классический танец» - М., искусство, 1981.












13

© 2010-2022