Мы этой памяти верны ль?

Сначала небольшое предисловие. Эта статья была опубликована ровно 10 лет назад в авторитетном на тот момент украинском еженедельнике «2000». Дальнейшие события на Украине подтвердили тот тезис, что власть придержащим всё-таки следует более внимательно относиться к тому, что пишут в СМИ. Статья перепечатана лишь с небольшими правками. Колесо истории неумолимо движется вперед. Не так уж много осталось времени до 60-летия Великой Победы. Немногочисленные ветераны той страшной войны опять неумолимо ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Губин Геннадий Александрович,

учитель истории

МБОУ «Ромашкинская средняя школа»

ул. Дружбы, 39, с. Ромашкино,

Сакский р-он, Респ. Крым, 296516


Мы этой памяти верны ль?..

(покаяние школьного учителя истории)

Нет будущего у того народа,

который не чтит отеческие гробы.

Сначала небольшое предисловие. Эта статья была опубликована ровно 10 лет назад в авторитетном на тот момент украинском еженедельнике «2000». Дальнейшие события на Украине подтвердили тот тезис, что власть придержащим всё-таки следует более внимательно относиться к тому, что пишут в СМИ.

Статья перепечатана лишь с небольшими правками.


Колесо истории неумолимо движется вперед. Не так уж много осталось времени до 60-летия Великой Победы. Немногочисленные ветераны той страшной войны опять неумолимо окажутся в зоне мимолетного внимания цинично-равнодушной рати сладкоголосых чиновников.

Вдумайтесь в это: прошло уже 60 лет с той трагически - героической поры, а социально-бытовые проблемы ветеранов не решены до сих пор. Невероятный в человеческом сообществе цинизм и кощунство. Однако не станем задавать наших извечно любимых вопросов: « Кто виноват? » и « Что делать? »

Как это ни отвратительно звучит, но не бытовые неурядицы более всего волнуют седовласых ветеранов. Воистинне сердечной болью для них является оболганная и изуродованная историческая память, носителями и хранителями которой именно они и являются, а не наши профессиональные историки и политики.

Лицемерие власти и общества по отношению к ветеранам привело меня к мысли о необходимости проведения небольшого исследования среди учащихся старших классов (9-11 классы) и попытаться выяснить насколько глубоко в их сознание проникли ядовитые семена беспамятства. Мини исследованием были охвачены старшеклассники только одной школы, но в их ответах, как в капле воды, отчетливо проявилось историческое фарисейство современного украинского общества. В прессе и СМИ все чаще начинает мелькать выражение «потерянное поколение». И это вовсе не расхожий журналистский штамп, а суровая реальность. Если ранее били тревогу по поводу возможной деградации основой массы молодежи, то сегодня эта деградация уже свершившийся факт. Изгадив и отравив душу нашей молодежи весьма сомнительными «достижениями» западной цивилизации хозяева жизни хотят отнять у молодежи и ее историческое прошлое.

В свое время Чингиз Айтматов назвал историческое беспамятство «манкуртизмом ». (Манкурт - человек, не помнящий своего прошлого). Так вот этот самый манкуртизм пышным цветом расцвел в наше время. В результате опроса выяснилось, что почти 25 % старшеклассников толком не знают даже даты начала и окончания Великой Отечественной войны. И это еще не вся беда: 43% опрошенных не совсем ясно представляют себе кто против кого воевал в этой войне, а 10% - вообще не смогли ответить на этот вопрос. А можно ли было ожидать другого результата, если в многомиллионных тиражах школьных учебников истории эта воистину народная война была названа «советско-германской»? Несуразица подобного исторического «модернизма» была столь очевидна, что холуйствующих авторов учебников срочно пришлось «поправлять» и название «Великая Отечественная» снова вернулось в учебники. Вопрос: во все ли? И на долго ли?

Поразительно, но внуки того народа, который вынес на своих плечах и костях основную тяжесть этой страшной войны плохо знают истинного победителя этой войны: советский народ. Так 27% опрошенных неверно, либо неточно ответили на этот вопрос, а 6% вообще не смогли назвать победителя. Как такое могло произойти?

Откуда нынешние старшеклассники черпают свои знания о ВОВ? 31%

опрошенных знают о ней, в основном, из рассказов родственников, 54%- от учителей и лишь 15% из прессы и электронных СМИ.

Носителем и хранителем исторических и народных традиций, как известно, является первичная ячейка общества: семья. Именно в семье ребенок получает первые фундаментальные основы исторической памяти и народных традиций. О том, что Великая Отечественная постепенно уходит из памяти общества говорит тот факт, что только для 65% опрошенных старшеклассников День Победы является не только официальным, но и семейным праздником. Этот же вывод подтверждает и то, что только 50% старшеклассников знают о том, что их родственники (естественно старших поколений) участвовали в этой войне. Но ведь хорошо известно, что Великая Отечественная не обошла стороной ни одну советскую семью. Только 17% ребят знают о погибших на этой войне родственниках. А остальные? Но ведь жертвы и немалые были в каждой советской семье. Выходит, жертвы были напрасны?

Решающая роль в формировании нравственных, семейных традиций, памяти народной принадлежит женщине, матери. Какие традиции и какую память о ВОВ могут привить и сохранить наши старшеклассницы - будущие матери, если 35% из них вообще не хотят читать книги о подвиге советского народа в военное лихолетье.

Можно было бы еще и еще перечислять эти, прямо скажем, шокирующие цифры. Что-то от этого изменится? Еще живы ветераны этой войны, а о них молодежь (да разве только молодежь?) уже и не помнит. Где первопричина и корни этого беспамятства? Кто упорно «засевает» историческую память юного поколения чертополохом беспамятства? Разве только лишь неумолимое время? Если бы это было так!

Начинается изучение курса беспамятства со школьной скамьи. Содержание нынешнего курса школьной истории (особенно 10 и 11 классов) к истории имеет отдаленное отношение. Школьные учебники истории до предела политизированы. Сверх всякой меры насыщены политологической терминологией и потому являются труднодоступными для большинства учащихся. Невозможность полного и качественного усвоения учебного материала вызывает у старшеклассников отвращение и равнодушие к этой школьной дисциплине. Назвать нынешние школьные учебники истории учебниками по политологии также язык не поворачивается. Так что школьный курс истории - это скорее курс по разрушению исторического самосознания украинской молодежи. Этот курс воспитывает не патриотизм и уважительное отношение к истории своего народа, какой бы она ни была, а воспитывает историческое высокомерие и нигилизм. История любого государства состоит из темных и светлых страниц, из героического и трагического. Какова бы ни была история, ее необходимо знать такой, каковой она является на самом деле, а не оплевывать ее, иступлёно искажать ее до неузнаваемости.

Основная задача школьной истории - воспитание гражданственности, любви к Родине, умение восторгаться и плакать над ее не всегда чистыми страницами. Опрос же показал, что 40% старшеклассников имеют весьма расплывчатое понятие о патриотизме. И при этом лишь 30% ребят считают себя патриотами Украины. Вот он наглядный результат исторического беспамятства. А иначе и быть не могло.

Часть современной молодежи агрессивно настроены против СССР, против идеи социализма, против того, чему отдали жизнь предыдущие поколения. Таким образом, прервалась связь времен, духовная и нравственная связь поколений. Вместо любви, гордости и уважения к своей истории часть молодежи испытывает к ней отвращение и злобу. Налицо факт отравления сознания целого поколения. Это - преступление и, пожалуй, тяжелее любого уголовного, ибо речь идет о геноциде народной памяти. Народная память, гордость за историю своего народа - стержень самодостаточности любого этноса. Этот стержень украинский народ обрел, в том числе, и при советской власти, пройдя все «круги ада» и вопреки «друзьям». Наши школьные учебники истории пропитаны ненавистью к нашей истории, притом не только к советскому периоду. Составители учебников, исполняя вполне определенный политический заказ, бросились переписывать историю в угоду подсказчикам с Запада, хуля ее, извращая и при этом напрочь забывая, что при всех ошибках, просчетах, трагедиях прошлого, наша история самобытна и величественна. Как говорится - история имеет свойство повторяться: первый раз в виде трагедии, второй - в виде фарса. Занавес исторической сцены раздвинут, фарс в полном разгаре.

Наемные писаки сами бы не рискнули на перелицовку истории, но очень уж хочется выслужиться перед звездно-полосатым хозяином. Тем более, что этот хозяин уже 60 лет бубнит о том, что именно он сыграл решающую роль в разгроме фашизма. Напоминаю этим «историкам», что в тяжелейшее для СССР время, когда гитлеровские полчища стояли у ворот Москвы, будущий президент США Гарри Трумен кощунственно витийствовал с трибуны сената США о том, что если СССР будет побеждать в войне, то США должны помогать Германии, а если Германия - то помогать СССР. «И пусть они убивают друг друга как можно больше» - цинично проговорился сенатор. Таким образом «демократ» Трумен «решал» судьбу отцов и матерей тех доморощенных писак, которые ныне изо всех сил чернят нашу историю, историю Великой Отечественной войны. Прозападные «учителя» истории совершенно забыли и тот факт, что именно наши славянские народы не однажды спасали трусливо - уванливую Европу от нашествий наполеонов, вильгельмов, гитлеров. Не придется ли снова им спасать Европу от нашествия звездно-полосатых бушей?

Воспитание ненависти к нашей истории начинается буквально с пятого класса. В этом возрасте еще не все дети хорошо читают и понимают то, что написано в учебнике. Однако им упорно вдалбливаются мыслишки о том, что все связанное со словами «советский», «социализм» - это мерзко, дико и противоестественно. Позвольте спросить: а где же так называемый «демократический плюрализм мнений»? Западные историки с наслаждением и остервенело увечат нашу сложную историю. Впрочем, это еще можно понять и объяснить: исторические обиды быстро не забываются. Но как понять злобных отечественных политиков иступлёно, под маркой объективности, занимающихся историческим садомазохизмом?

Доподлинно известно, что есть официальная история, которая неплохо кормит присосавшихся к ней псевдоученых, а есть объективная история, которая тесно сопрягается с памятью народной. Часть апологетов официальной истории только тем и занимаются, что пытаются изувечить либо уничтожить народную память. Неблагодарный, хотя и хорошо оплачиваемый, труд, господа! Только вот подумайте о своих именах в истории и не путайте, пожалуйста, свои политические пристрастия с истинным патриотизмом. Не получится!

Но не все так плохо. Отчасти не может не порадовать тот факт, что вопреки стараниям историков-манкуртистов 67% старшеклассников положительно относится к Советскому Союзу и его истории. Они интуитивно стремятся узнать неискаженную историю и потому более 60% из них заявили, что им нравится встречаться и беседовать с ветеранами Великой Отечественной. При этом 77% из опрошенных утверждают, что современной молодежи просто необходимы эти встречи. В то же время ребят не устраивает трафаретность, неорганизованность этих встреч. Об этом серьезно следует подумать нам, учителям.

И хотя «черным» историкам не стоит сильно обольщаться по поводу результатов своей работы, тем не менее, определенных результатов им все-таки удалось добиться. Одной из очевидных причин Победы советского народа в Великой отечественной войне явился не декларируемый, а естественный интернационализм многонационального советского общества в едином порыве вставшего на защиту своей общей и единой Родины. Вот поэтому, видимо, интернационализм и стал, в первую очередь объектом яростных нападок националистических «князьков» на всем постсоветском пространстве. Эта атака принесла свои ядовитые плоды. Так более половины опрошенных старшеклассников заявили, что по политическим взглядам они чаще всего ассоциируют себя с националистами. Явление крайне тревожное. Следующей стадией его развития является появление идеологии фашизма, что мы уже кое-где наблюдаем. Как говорится: за что боролись…

Еще на одну сторону «научного творчества» «черных» историков хотелось бы обратить ваше внимание. Внимательный читатель учебников истории для 11 класса без особого труда увидит, как авторы назойливо вбивают в головы молодых людей подлейшую мыслишку: фашизм и социализм - родственные идеологии. Это чудовищная ложь, состряпанная по рецепту небезызвестного доктора Геббельса. Ставить знак равенства между социализмом и фашизмом - бред, рассчитанный на полуграмотных и доверчивых простаков. Фашизм - это крайнее проявление национализма и его вызревание возможно только в недрах буржуазного, но не социалистического общества. Это исторический факт даже не требующий доказательства. Нынешняя действительность красноречиво свидетельствует об этом. Оглянитесь: в сытой, демократической Европе как грибы растут неофашистские организации. Голодная, но обуржуазившаяся Украина - не исключение. Каково ветеранам ВОВ видеть, как их товарищей-партизан судят в Прибалтике подобно военным преступникам, а фашистским пособникам воздвигают памятники? Рецидивы этой болезни можно наблюдать и в Западной Украине.

Приближающая годовщина Великой Победы не останавливает политиков-манкуртов в их черных делах против своих же отцов. Позорнейшим актом удара по ветеранам (независимо от их политической окраски: оранжевой, сине-белой, красной, зеленой и т.д.) явился закон о процедуре переголосования 26 декабря 2004 года. Этого позорнейшего пятна ни депутаты, ни власть смыть уже не смогут. Этим они «вмазали» себя в историю.

Тема настолько больная, что можно еще писать и писать. Но все-таки необходимо дать ответ на вопрос, вынесенный в заголовок статьи. Ответ будет скорее отрицательным, нежели положительным. Но история - дама строгая. Она спросит с каждого в полной мере, и все расставит по своим местам.

Хочется сказать несколько слов униженным и оскорбленным героям-ветеранам:

Дорогие ветераны!

Если сможете, то простите нас беспамятных и окаянных, заблудившихся в идеологических «трёх соснах». Многие из нас не ведают того, что творят.

© 2010-2022